Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие методические рекомендации. Занятия по темам раздела учителю сложно провести, используя фронтальную форму организации работы школьников





Занятия по темам раздела учителю сложно провести, используя фронтальную форму организации работы школьников. Поэтому представляется, что наиболее оптимальными методами на данных занятиях являются беседа с широким комментарием демонстриру­емых фрагментов и самостоятельная работа учащихся, организо­ванная по одному из приемлемых для конкретных условий вари­анту (перечень далеко не полный).

1. Это может быть групповой практикум по:

а) разработке планировочного решения расстановки мебели по заданному плану;

б) составлению схемы цветового оформления жилого помеще­ния;

в) оформлению помещения жилого дома изделиями декоратив­но-прикладного искусства.

2. Это может быть лабораторно-практическая работа, выполня­емая звеном из 3 — 4 человек:

а) расчеты освещенности (общей, зонной, индивидуальной) для
конкретного помещения жилища;

б) оценка цветовых сочетаний всех элементов интерьера с уче­том ориентации окон помещения по сторонам света;

в) макетирование планировки с использованием масштабных
пропорций;

г) разработка эскиза оформления одного элемента интерьера
(окон, стен и т.п.).

Понятно, что при разных вариантах аспекты проведения конк­ретного занятия методически будут отличаться, но есть ряд общих моментов, которые должны учитываться при организации работы.

1. Учащиеся должны четко представлять, что они должны сде­лать, и обладать достаточной информацией для выбора вариантов
при поиске решения.

Поясним сказанное на примере освещения. Общее освещение должно быть в любом помещении. Лучше, если это мягкий рассе­янный свет с достаточной величиной освещенности (должна быть таблица с рекомендуемыми значениями для жилых помещений разного назначения при использовании ламп накаливания и лю­минесцентных).

Зонное освещение рекомендуется, если в одной комнате люди одновременно могут заниматься разным делом.

Индивидуальное освещение позволяет ориентировать освещен­ность узкого участка помещения с помощью фиксирующих уст­ройств, которые изменяют угол рассеяния и расстояние от источ­ника до рабочей поверхности.

Если школьники не будут ясно понимать разницу между вида­ми освещения, то неизбежна тупиковая ситуация, сводящая на нет продуктивную деятельность учащихся.

2. Практикум по планировочным решениям должен быть обес­печен продуманными учебно-дидактическими пособиями (принад­лежностями).

Поясним, как нам представляется возможным организовать выполнение подобного задания. Из картона выполняется трехсто­ронняя конструкция: две сопряженные стены и пол помещения. На стенах наклеены листы с контурами дверей и окон, а на пол наклеена миллиметровая бумага. Понятно, что масштаб при вы­полнении работы выбирается разумным. Теперь, раскладывая кар­тонные элементы, имитирующие предметы мебели, кухонного оборудования, санитарных устройств и т. п., легко выполнить пла-


нировочные решения, оценить расстояния между предметами, составить мнение о рациональности их размещения.

При желании возможно использование деревянных, пластиковых, пластилиновых и т.п. макетов.

Хорошие результаты дает использование схематических рисун­ков (Школа и производство. — 1998. — № 2. — С. 68), по которым можно выполнять цветовые сочетания окраски стен, пола, зана­весей на окнах, обивки мебели и т.п.

3. Материал раздела очень благодатен для развития художествен­
ной инициативы, возбуждения интереса школьников к народному
творчеству и ремеслам, поэтому методически оправдано не огра­ничивать занятия рамками только классного времени. Пусть увле-чение будет продолжено самостоятельным поиском интересных ма­териалов в журналах «Интерьер», «Мой дом», «Сделай сам» и дру­гих, выполнением изделия декоративно-прикладного искусства в интерьере, творческого проекта по теме.

4. Крайне важно использование ТСО. Вероятнее всего, учителю
будет сложно найти учебные кинофильмы и диафильмы по теме.
Вместе с тем расширились возможности использования видео­
съемок и показ различных фрагментов из журналов, проспектов
и т. п. через эпидиаскопы. Эта техника всегда была в любой школе.
Невозможно объяснить понятным для детей языком оптимальное
сочетание цветов, благоприятную цветовую гамму и т.п., не пока­
зав это наглядно. А использовать ли при этом кодограмму или дис­плей ЭВМ — решает педагог с учетом возможностей школы.

Представляется, что при продуманной организации проведе­ния занятия оно, кроме значительного познавательного интереса, способно расширить интеллектуальные горизонты, повысить об­щекультурные знания школьников.

Задание

1. Изучить программу раздела по варианту 1 (для мальчиков),
уяснить перечень знаний и умений [35. — С. 72—74], формируемых у учащихся.

2. Выбрать публикации в журнале «Школа и производство», дру­гую литературу по теме, которая может быть использована при
подготовке.

3. Выбрать практическую работу по теме № 1 раздела [35. — С. 74].

4. Определить форму организации работы учащихся на уроке.

5. Продумать ход проведения занятия и особенности реализа­ции его этапов.

Порядок проведения работы

1. Наметить содержание освещаемых вопросов и последователь­ность их изложения.

2. Подобрать учебно-наглядные материалы и определить способ
их демонстрации учащимся.

3. Продумать, как ознакомить учащихся:

а) с табличными и др. информационными материалами;

б) с порядком производства необходимых расчетов (если тако­вые предусматриваются);

в) с критериями, отражающими оптимальность (рациональ­ность) вариантов, выбранных при разработке;

г) с последовательностью выполнения отдельных этапов (эле­ментов) и всей работы в целом.

4. Продумать, какой вариант обсуждения (анализа) предложен­
ных учащимися решении можно использовать на занятии. Какие
способы активизации познавательной деятельности учащихся воз­можны; что может стимулировать творческий поиск?

5. Составить план-конспект проведения занятия.

Литература: [35, 40, 52].

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗДЕЛУ «ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ» С УЧАЩИМИСЯ V КЛАССА

Цели работы:

• усвоение методики изучения со школьниками сведений по ис­
тории техники;

• ознакомление с методикой изучения типовых деталей машин.

Общие методические рекомендации

Современные дети, выросшие в окружающей их техносфере, буквально с рождения привыкли к технике, которая служит чело­веку для самых разных целей. Однако представления о том дли­тельном пути развития, который прошла человеческая культура, у большинства школьников обрывочны, а знания по истории тех­ники — бессистемны.

Между тем для глубокого знания научно-технических основ производства, без которого немыслимо современное образование, требуется ознакомление учащихся не только с новейшими дости­жениями науки и техники, но и с историей их становления и развития.

Впервые в школьный курс технологии вводится исторический материал по развитию техники и технологии. Сведения из истории техники знакомят с человеческой культурой, определяя основные направления научно-технического прогресса, развивают любозна­тельность. Данные из истории активизируют познавательную дея­тельность учащихся, производят эмоциональное воздействие, вы­зывают потребность к самообразованию.

Полный необычных фактов, а иногда и драматизма, путь, прой­денный нашей цивилизацией от копирования и использования


«патентов» природы до идей, рожденных человеческим гением, должен стать источником непреходящего интереса школьников к предмету на занятиях по технологии.

Практика показывает, что сведения по истории техники можно сообщать учащимся, используя различные методические варианты. Когда тема занятия, как в нашем случае, прямо называется «Сведения из истории развития техники», все понятно — учитель уведет рассказ, посвящая ему теоретическую часть занятия. Но та-ких тем в программе технологии немного. Поэтому предпочтитель­нее, когда учитель технологии на каждом занятии, о каком бы вопросе программы ни шел разговор, использует несколько ми-нут для увлекательного экскурса в историю техники.

Поясним сказанное примером. Что, казалось бы, необычного (для школьника в сверлильном станке, который он видит в мастерской каждый день, и в сверле, которым он работает? Но если рассказать, что на гробнице в Фивах (Египет), относящейся к 1450 г. до н.э., изображен сверлильный станок, имеющий шпин­дель, упорный подшипник в виде фарфоровой чашки в левой руке мастера, лучковый привод из тетивы, обвивающей шпиндель и заканчивающийся смычком в правой руке мастера, — это поразит воображение ребят. Сверлильные многошпиндельные станки туль­ского мастера Марка Сидорова, построенные в 1714 г., имели во-додействующий привод и сверлили одновременно 24 ружейных ствола. От спирального сверла, изобретенного в 1863 г. Джованни Мартиньони, можно перейти к современным лепестковым свер­лам, имеющих на торцах лепестков алмазоносный режущий слой и позволяющих регулировать диаметр обрабатываемых отверстий. Представляется, что познавательный интерес, вызванный та­кими сообщениями, позволит школьникам гораздо осмысленнее усваивать материал на уроках технологии, побудит их к самостоя­тельному поиску материалов по истории развития техники и тех­нологии.

Еще один пример. Казалось бы, какая связь между знаменитой «трехлинейкой* — винтовкой конструктора Мосина и керосино­вой лампой? Даже сам вопрос для учащихся напоминает любимую телевизионную игру. Но если учитель перебросит мостик от Пет­ровских времен к современности, если пояснит, что линия — это 1/10 дюйма, составляющая 2,54 мм, — служила отсчетом для ка­либра ствола и ширины фитиля известной по книгам десятили­нейной керосиновой лампы, то станет ясно многое. Ведь и совре­менный калибр автомата Калашникова равен 7,62 мм или трем линиям (2,54 х 3). Теперь рассказ учителя о корнях взаимозаменяе­мости будет восприниматься и с большим пониманием, и с более глубоким интересом.

Таким образом, при изучении элементов машиноведения со школьниками, очень оправданным представляется предварение

 

основного материала интересным рассказом о развитии конкрет­ного (приемлемого для данного занятия) направления техники.

Date: 2016-05-24; view: 346; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию