Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На современном этапе
Будущим учителям необходимо помнить, что в любом виде труда важна обучающая сторона. Трудовые занятия обогащают непосредственный, «живой» опыт учащихся, который лучше всяких методических ухищрений будит мысль, позволяет развить познавательные потребности. Есть еще один важный аспект, который должен приниматься во внимание. Почему важно в школе привить навыки технологии, творчества (систематической, из года в год, работы над собственными проектами!), понимание законов рынка? «Технология» потому и олицетворяет реформирование трудовой подготовки школьников на современном этапе развития отечественного образования, что нацелена на будущее. Как подметили видные социологи, в частности американский ученый О.Тоффлер, на современном этапе проявляются весьма характерные штрихи будущего процесса человеческой деятельности. О.Тоффлер выделил главное в происходящей технологической революции — ее влияние на образ жизни человечества. Нынешний этап научно-технической революции характеризуется лавинно-нарастающими новейшими эффективными технологиями — энерго- и ресурсосберегающими, наукоемкими, экологически чистыми, миниатюрными и т.п. Предполагается, что нанотехнологии1 приведут к дальнейшему изменению человеческой деятельности и всего стиля жизни общества. Новые технологии приводят вес больше к интеграции домашнего хозяйства и производства, расширяют спектр непроизводственных видов деятельности на дому, ведут к доместикации2 производства и многообразной человеческой активности. --------- ' Нано (греч. nannos — карлик) — первая составная часть наименований единиц физических величин, равных миллиардной доле (10"') исходных единиц. Нанотехнология — новейшее технологическое направление "Сборки» из атомов окружающей среды любой мыслимой вещи. 2 Доместикация (лат. domestkus — домашний) — одомашнивание.
Основным инструментом человеческой деятельности и жизни, как предполагает О.Тоффлер, станет построенное на новой научно-технической и технологической основе человеческое жилище — своеобразный «электронный коттедж». В коттеджах большинство людей будет заниматься определенными видами «производственной» деятельности, творчеством и потреблением. С ростом и индивидуализацией потребностей и потребления массовое производство, рожденное индустрией, перестает удовлетворять своими однотипными изделиями человека, и человек сам начинает делать вещи по своим индивидуализированным потребностям и вкусу. Промышленное производство, перестроившись на новые технологии, будет производить заготовки для самопроизводства. В результате потеснится разросшийся товарный рынок. Даже предположив, что О.Тоффлер преувеличивает роль доместикации, нельзя не признать, что в развитых странах выходят на авансцену новые домашние производственные технологические процессы, рождающие и технологии домашней жизнедеятельности, образа жизни. Какие же тенденции подготовки школьников к самостоятельной трудовой деятельности могут быть выделены при изучении «Технологии»? Прежде всего необходимо выделять ведущую деятельность. Психология подразумевает под этим «такую деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психических особенностях личности ребенка на данной стадии». Мы говорили ранее, что развитие личности, формирование неотъемлемых индивидуальных человеческих качеств является доминантой подготовки школьников к взрослой трудовой жизни. При этом следует обеспечить по меньшей мере пять направлений в развитии личности школьника, каждое из которых играет свою роль. 1. Школьник должен познать себя, свои качества, способности, свой потенциал на конкретном этапе, уяснить свои потребности, узнать свои сильные и слабые стороны, выработать систему 2. Уже со школьных занятий должна определяться позиция, ожидания учащихся по отношению к семье, обществу, трудовой занятости. От этой позиции во многом будет зависеть личная судьба 3. Необходимо, чтобы учащийся сформировал для себя критерии использования своих сил на оплачиваемой и неоплачиваемой
4. Активная жизненная позиция напрямую увязана с карьерой — 5. Мы утверждаем, и жизнь это неоднократно подтверждала, Возможно, кого-то разочаровывает то обстоятельство, что пока ни разу не упомянуто о развитии умения строгать или пилить на занятиях. Без этого в школьных мастерских не обойтись. Мы лишь все время стремимся пояснить, что наступивший этап социально-экономического развития требует от педагогов решения принципиально новых задач. Сегодняшняя социально-политическая и экономическая ситуация содержит важный педагогический аспект. Нужна внутренняя, духовная эволюция нынешнего и новых поколений. Она может произойти, если свободное самовыражение личности школьника будет сочетаться при его трудовой подготовке с личной ответственностью, повышением требований, предъявляемых к себе и к своей жизни, самоопределением смысла и направлений своей жизни в координатах общечеловеческих ценностей, стремлением к полному раскрытию своих сил и способностей. Вопросы и задания для самоконтроля !. Как влияли процессы эволюционного развития общества на содержание образования? 2. Каковы взгляды на теорию воспитания американских педагогов 3. Чем определяется необходимость введения «Технологии» в систему 4. Перечислите основные тенденции подготовки школьников к жизни
Глава 4 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ Известно, что термин «педагогика» возник в Древней Греции и r переводе обозначал «детовождсние». И тогда же появились люди, которые специально занимались обучением и воспитанием детей, — педагоги. А их деятельность соответственно стала называться педагогической. Со временем эта деятельность превратилась в неотъемлемую часть жизни любого человеческого общества. Более того, результаты этой деятельности формируют состояние общества во всех его проявлениях. Все мы знаем расхожую фразу о людях, вступивших на нелегкий, но благородный путь воспитания подрастающего поколения. Однако такому представлению должно сопутствовать ясное понимание тех профессиональных качеств, без наличия которых труд становится «героизмом», но вынужденным и вымученным. При этом насильственное программирование личности ребенка оборачивается для общества неизмеримыми потерями, которые, увы, выявляются уже за пределами школы. Десятилетиями в отечественной школе властвовала авторитарная педагогика. Тоталитарный строй государства не мог не наложить отпечаток на стиль деятельности учителя. Поэтому декларируемые в строчках учебников и с высоких трибун слова о «гумани-зации образования», «индивидуальном подходе к ребенку», «демократизации педагогического процесса» не могли полностью реализоваться из-за авторитаризма, заложенного в основу теоретической и практической педагогики. Сегодня преображенная ситуация в стране диктует измененные требования к процессу педагогического взаимодействия, содержанием и конечной целью которого должна стать личностно ориентированная педагогика. А это влечет за собой серьезные изменения в характеристике профессионалов, которым общество доверяет подготовку молодого поколения к жизни. 4.1. ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ Среди признанных мастеров шутки, французов, бытует анекдот о новобранце, который при получении обмундирования с возмущением осведомился: «Вот это да! Вы что, не выдаете даже удочку и транзистор?» Чтобы молодой специалист не попал в подобную ситуацию, сначала строго оговорим юридическую сторону вопроса. Это немаловажно, так как правовое понятие дисциплины труда как раз и определяет обязанности работников образования и порядок их выполнения. Трудовые обязанности учителя регламентируются: • законодательством о труде и законодательством об образовании; • уставом школы; • правилами внутреннего трудового распорядка школы, утверждаемого общим собранием ее работников по представлению администрации; • тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования, ЕТКС; • правилами и нормами по технике безопасности и охране труда, •должностными инструкциями работников и иными локальными нормативными правовыми актами школы, а также приказами и распоряжениями администрации, изданными в пределах ее компетенции. Общие обязанности любого работника определяются в соответствии со статьями КЗоТ: работать честно и добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации, бережно относиться к имуществу школы и т.п. Очевидно, что эти качества необходимо привить каждому будущему члену общества и примером для подражания должен быть сам учитель. Существуют также и специфические аспекты, связанные с функциональными обязанностями собственно учителя школы. Так, в соответствии со ст. 51.3 Закона РФ «Об образовании», все работники школ периодически проходят бесплатные медицинские обследования. Не менее важна для учителя информация и о состоянии здоровья его учеников. Он обязан до начала занятий ознакомиться с медицинскими картами каждого школьника в вверенных ему классах. Это очень важно, так как, зная о медицинских ограничениях или противопоказаниях для конкретного ребенка, можно правильно дозировать его физические нагрузки на занятиях. Учителю желательно знать состав семьи у своих учеников и по- ложение дел в ней. Это знание помогает находить правильную интонацию во взаимоотношениях, полнее учитывать интересы школь- 51
ника, во многом облегчает взаимопонимание. В обязанности учителя могут быть вменены функции классного руководителя. В этом случае ему предстоит ознакомление с условиями, в которых живут, питаются, отдыхают, готовят уроки подростки, информацией о том, с кем они дружат, как проводят свободное время и т.д., что позволяет учителю найти контакт с ними. Если учитель хорошо знает своих учеников, их склонности, интересы и пытается развивать их, — это способствует взаимопониманию, росту доверия к нему. Учитель обязан постоянно влиять на детей своим примером. Это важно во всех случаях: касается ли это дежурства по школе, где он проявляет одинаковую требовательность ко всем, или внешнего вида, когда постоянная опрятность, подтянутость, хороший вкус являются образцом для подражания. Индивидуальные обязанности учителя технологии могут быть закреплены в трудовом договоре (контракте), который с ним заключает администрация. Небезынтересно, что такой контракт заинтересованная организация может заключить со студентами 3 и даже 2 курса1. В соответствии с контрактом учитель технологии может быть назначен заведующим мастерскими, руководителем кружка, выполнять дополнительные функции, и в частности обязанности по организации предпринимательской, производственной деятельности. Все это требует четкой регламентации, строгой оговоренности с обеих сторон (работодателя и работника). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебная деятельность напрямую связана с учебной нагрузкой и складывается из проведения классно-урочных занятий и внеклассной работы. Она многоаспектна, ибо представляет синтез педагогической, общетехнической и предпринимательской деятельности, подчиненной общим стратегическим целям и распределенной во времени решениями перспективных, текущих и оперативных задач технологического образования школьников. Перспективная подготовка в деятельности учителя технологии закладывает фундамент будущих успехов или, увы, неудач. Она включает в себя изучение учебной программы в конкретном классе и составление на ее основе перспективного планирования. Временной интервал (четверть, полугодие, год) выбирает сам педа- 1 Подробнее см.: Как заключить трудовой договор с работником школы // Образование к документах. — 1997. — N° Э, 4. гог. При этом продумываются и планируются следующие вопросы, являющиеся основой научной организации процесса обучения: • рациональная организация учебного процесса с целью обеспечения полного и своевременного выполнения программы; • создание условий для заблаговременной и тщательной подго-товки к занятиям; • разработка системы уроков; • создание системы в домашних заданиях по работе с учебной •выявление связей теории с практикой; • установление межпредметных связей; • обеспечение наиболее полного и рационального использования учебно-материальной базы школьных мастерских. Единой, канонизированной формы календарно-тематического плана не существует и учитель сам волен выбирать наиболее приемлемую. Важно, чтобы при этом была учтена логическая последовательность и взаимосвязь уроков. Какова же последовательность действий при перспективном планировании, после ознакомления с программой? Она представляется следующей. 1. Материал разделов программы распределяется по урокам. В неделю в каждом классе проводится одно спаренное (2 урока по 40 мин) 2. Определяется тема каждого занятия, которая очерчивает круг Формулируются цели занятия, устанавливаются внутрипредмет-ные и межпредметные связи. Конкретизируются основные трудовые приемы, которые предстоит усвоить учащимся в процессе упражнений или самостоятельной работы. 3. Важное значение имеет продуманный подбор объектов труда 4. Зная содержание практической работы, несложно выяснить,
ставляя, каким должен быть уровень знаний, умений и практических навыков, легче подбирать наглядные пособия и технические средства обучения. Перспективное планирование делает обоснованным подбор проектов для предложения их учащимся. Таким образом, перспективная подготовка, входящая в обязанности учителя технологии, позволяет заранее спланировать всю учебно-воспитательную деятельность. Такой подход обязательно будет перениматься школьниками, которым умение планировать свой труд пригодится в будущем. Текущая подготовка, то есть подготовка к проведению конкретного занятия, состоит прежде всего из разработки его плана-конспекта. Урок — это основная форма работы со школьниками, и план его проведения входит в число обязательных для учителей документов. Каждый урок решает свои конкретные задачи в системе обучения. Поэтому хороший план-конспект урока является непременным условием высокого уровня работы педагога, ибо составить его можно лишь в результате тщательной подготовки и продумывания каждого элемента занятия. Важнейшая составляющая любого урока — это то, как учащихся вовлекают в учебно-трудовой процесс, какими приемами формируется у них интерес к труду и чувство удовлетворения от него. Именно здесь закладывается фундамент тех качеств, которые определяют степень подготовленности к самостоятельной трудовой деятельности. В приведенном ниже примере, взятом из книги И.Ф. Свадков-ского «О воспитании трудолюбия у детей», наглядно видно, что любая работа в мастерской может быть направлена на развитие личности. «Мальчик мастерит свирель из ивовой ветки. Вначале, только взявшись за дело, он знает одно: свирель должна играть. Ребята из ивовых прутьев делают отличные свирели, он сам не раз играл на такой, когда ребята давали. Но как снять кору, не разорвав ее. как прорезать отверстие и вставить обратно кусочек вынутого стебля? Немало потрачено стеблей, немало выброшено неудачных свирелей. Наконец, свирель заиграла. Что произошло объективно? Появилось новое произведение человеческих рук. А что произошло объективно в представлениях и душе ребенка? Он узнал о некоторых свойствах ивы, приобрел некоторые умения оперировать ножом и обрабатывать такой нежный материал, как свежая ивовая кора: он понял зависимость высоты звука свирели от величины расстояния между входом и выходом струи воздуха и т.д. Но мальчик усвоил и новое свойство своей личности: раньше он не умел делать свирели, теперь он знает, как их делать, и умеет. Изменилось его положение среди товарищей и отношение к ним: раньше он смотрел на ребят, играющих на свирели, с завистью, с чув- ством зависимости; теперь он не только чувствует себя равным с ними, но еще и может поучить других! Мы видим, что простейшая трудовая операция производит серьезные изменения и в психологии, и в физических способностях ребенка. Эта операция как бы разделяет жизнь человека на две стадии: до этого он был неумелым, после этого стал умеющим». Искусство проведения урока, умение вовлечь подростка в трудовой процесс, с учетом его индивидуальных особенностей, есть главный показатель мастерства педагога, его профессионализма. Ромен Роллан так воспел процесс труда: «Как хорошо стоять с инструментом в руках у верстака, пилить, строгать, сверлить, тесать... крошить чудесное и крепкое вещество, которое противится и уступает... Радость верной руки, понятливых пальцев... из которых выходит хрупкое создание искусства! Радость разума, который повелевает силами земли, который запечатлевает в дереве, в железе и в камне стройную прихоть своей благородной фантазии!» Важно уяснить, что от подготовки к проведению каждого урока по технологии зависит их успех и след, отпечаток в душе и на мировоззрении подростка, который они оставляют. Здесь необходимо выделить особенности подготовки, которые выдвигаются перед учителем дидактическими требованиями к уроку. 1. На каждом занятии следует определять для себя четкие дидактические цели. Как правило, на уроке решается несколько дидактических задач, но при этом всегда следует выделять доминирующую. 2. Взвешенного подхода требует отбор учебного материала, который необходимо излагать в сжатой, доступной для учащихся 3. Одним из важнейших этапов любого урока технологии является самостоятельная работа учеников. Именно в се процессе у 4. Важнейшей обязанностью учителя технологии является обеспечение безопасности в работе учащихся. Подростки, работающие
безопасности труда должна пронизывать все уроки технологии, включая и подготовку к ним. В этом залог душевного спокойствия учителя и гарантия сохранения здоровья учеников. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом, ибо есть установленный план. Другое дело — внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками. В обязанности учителя технологии могут быть вменены руководство кружком технического творчества, клубом по интересам, факультативом, связанным с инвариантными направлениями технологии, и т. п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей школьника, формированию его как личности. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся при внеклассной работе больше, чем на уроках, и действительно интересы подростков главенствуют, нельзя исходить только из желаний учащихся. Учитель должен выполнять свою направляющую роль хотя бы потому, что он лучше знает, что понадобится детям в самостоятельной жизни. Ведь иногда та или иная информация по современному производству, о высоких технологиях, новых направлениях развития науки и техники никак не совпадает с темой занятий по технологии в школьных мастерских. При внеклассной деятельности учитель способен пробуждать интерес школьников, формировать их активность, развивать техническое мышление, рациональный подход к решению возникающих проблем. Отдельно следует сказать о широких возможностях учителя технологии в формировании у школьников интереса к изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству. Именно внеклассная работа со школьниками способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться, целенаправленно развивать навыки рационального мышления. В жизни всегда есть место творчеству. Это незыблемый закон развития человеческого общества, всей нашей цивилизации. Внеклассная деятельность учителя технологии в этом направлении может коренным образом повлиять на взгляды и представления будущего члена общества, помочь ему развить дремлющие способности и наклонности. Таким образом, внеклассная работа носит ярко выраженный воспитывающий характер. Следует подчеркнуть, что для ее успеха необходима целенаправленная деятельность учителя технологии по развитию интеллектуально-творческого потенциала юного человека как одного из основных условий подготовки личности к успешному и социально значимому функционированию в современном обществе. К такой целенаправленной деятельности следует относить не только кружковую работу, чтобы не сузить искусственно рамки внеклассной деятельности учителя технологии. Трудно переоценить п этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеклассной работы, как конкурсы профессионального мастерства, встречи с интересными людьми, тематические вечера, «круглые столы» (диспуты), обзоры достижений науки и техники, видеопутешествия и т.д. Заметим, что многие из названных форм возможны для использования в любой школе. А это значит, что творчество педагога может реализоваться в самой отдаленной от больших культурных центров школе. Интеллект и профессионализм нельзя ограничить никакими пределами. Наконец, необходимо поговорить о третьем направлении внеклассной деятельности, которому учитель технологии и предпринимательства может дать огромный импульс. Речь идет о практической реализации одного из принципов, заложенных в программе «Технологии», — подготовке школьников к жизни в условиях рыночной экономики. Какую форму может принять этот вид внеклассной деятельности в каждом конкретном случае, могут решить только учитель и его ученики. Организация ли собственного производства или центра по оказанию различных услуг, выпуск продукции на основе кооперации или разработка образцов по заказам — любой вариант диктуется местными условиями. Важно лишь, чтобы меркантильные интересы не возобладали над воспитательными. Необходимо помнить, что труд довольно тонкое воспитательное средство. Если творческие устремления, воспитательные задачи будут вытесняться утилитарными, если будут огрубляться нравственные категории, еще долго наш рынок будет ближе к «дикому», чем к цивилизованному. Во внеклассной деятельности учителя технологии могут быть заложены огромные возможности для реализации и воспитательных, и развивающих, и формирующих активную жизненную позицию школьников задач. Вот почему этой стороне повседневной работы школьного учителя трудового обучения необходимо уделять первостепенное внимание как главной составляющей гуманистической воспитательной системы.
Date: 2016-05-24; view: 645; Нарушение авторских прав |