Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ориентация на ситуацию
Что можно сказать относительно ориентации актора на ситуацию? В самом начале следует отметить две особенности общего характера, которые характеризуют и могут описывать все такие ориентации, но которые обладают столь обобщенной природой, что их нельзя рассматривать как отдельные виды ориентации. Это 1) аспект выбора и 2) аспект ожиданий в данной ориентации. Первый предполагает, что всякая ориентация, имплицитно или эксплицитно, — это ориентация на какие-то альтернативы; ситуация включает предвидение нескольких возможных путей развития действия, а также выбор из них. Второй предполагает, что каждая ориентация — это «ожидание» в том смысле, что она — ориентация на будущее состояние ситуации не в меньшей мере, чем на настоящее. Мы отмечаем эти два пункта вначале, поскольку они обусловливают последующее обсуждение видов ориентации. Наряду с аспектами, указанными выше, ярко выраженными особенностями ориентации актора будут следующие. 1) Ориентация на выделение и взаимосвязь объектов; рассматриваться и ожидаться могут различные вещи, и они рассматриваются и ожидаются в относительных контекстах. 2) Существует ориентация на цели: могут быть желательными те или иные вещи. 3) Существует ориентация на значимость удовлетворения или неудовлетворения различных путей развития действия, предполагаемых ситуацией, и может проводиться сравнение баланса удовлетворения—неудовлетворения представленных, в каждом из альтернативных путей развития. 4) Существует ориентация на эталоны приемлемости, которые а) сужают сферу познания, отбирая то, что «соответствует действительности», от того, что «не соответствует действительности» в объектной ориентации; б) сужают сферу желаемых объектов, распределяя целевые объекты на «подходящие» и «неподходящие»; и, наконец, в) сужают количество альтернатив, распределяя все пути развития действия на «моральные» и «неморальные». Первый, второй и третий пункты представляют три вида мотивационной ориентации в нашей схеме классификации. Четвертый пункт — это ценностная ориентация. Мы рассмотрим вначале три вида мотивационной ориентации, а потом — три вида ценностной. Первые два вида мотивационной ориентации, когнитивная и катексическая, — минимальные компоненты любого акта ориентации. Они же являются минимальными компонентами любого акта отбора или выбора (утверждение избыточное в том смысле, что любая ориентация имплицитно или эксплицитно включает в себя выбор, но оно полезно для того, чтобы подчеркнуть некоторые другие аспекты проблемы). Невозможно «ориентироваться», не различая объектов, невозможно различить и выделить объект при отсутствии какого бы то ни было интереса к нему, вызванного либо его значимостью для удовлетворения потребностей, либо его связями с другими объектами. Точно так же невозможно сделать выбор, не «осознавая» альтернатив, и, наконец, невозможно сделать выбор иначе как на основании катексического интереса, возникающего из этих альтернатив. Различение объекта - это познавательный (когнитивный) вид мотивационной ориентации. Аспект «ожидания» в ориентации возникает в двух видах, оба вида имеют свои референты в будущем: когнитивное различение объектов включает когнитивное предвидение, относящееся к будущему состоянию ситуации; катексическая заинтересованность в объекте включает в себя готовность добиваться удовлетворения и избегать неудовлетворенности. Задержимся еще на один момент на положении, которое введено было имплицитно в вышеизложенном параграфе, о том, что познание и катексис даны совместно и разделить их можно только аналитически. Во-первых, не бывает ориентации на катексическую значимость объекта (или на его значимость для удовлетворения потребностей) без его различения, без помещения данного объекта или объектов в связь с другими, без отделения объектов, производящих удовлетворение, от объектов, приносящих вред. Таким образом, когнитивное схематизирование ситуации или соответствующей ее части — это существенный аспект любой ориентации на нее актора. И здесь не может быть познания без связи его с катексисом. Каждый объект познания является катексическим в определенной степени либо в силу явной значимости его Аля удовлетворения потребностей, либо в силу связи его с объектами, приносящими удовлетворение. «Крайний» случай — объект «чистого познания», но даже и здесь существует катексис в определенном ограниченном смысле, подразумевающий наличие катексической заинтересованности в нем. Более того, эталон познавательного суждения должен быть связан с объектами катексиса, и акт познания также должен быть катексическим. Из этих двух видов катексическая ориентация наиболее специфично относительна в том смысле, что мы всегда можем сказать, что всякая ориентация сама по себе относительна. Это означает, что катексис связывает актора с объектом. В частности, он связан, с одной стороны, с мотивацией, т.е. стремлениями, потребностями, желаниями, импульсами и диспозицией потребностей, а с другой — с объектом. Организованная система поведения20 существует только тогда, когда мотивация привязывается к определенному объекту или объектам посредством катексического вида мотивационной ориентации. 20 Степень, в которой такая организованная система поведения активно стремится к достижению удовлетворения или просто является состоянием пассивного удовлетворения, может в значительной мере варьироваться. В любом случае перед нами действие в том смысле, что и активное стремление к цели и пассивное потребление представляют собой выбор из альтернатив, осуществляемый актором. Как активности, так и пассивности сопутствует элемент «ожидания». Активность подразумевает ожидание удовлетворения в результате деятельности. Та и другая нацелены на будущее развитие в данной ситуации как с когнитивной, так и катексическои точки зрения.
Мы уже сказали, что катексис связывает мотивы с объектом, и в разделе «Общих положений», посвященном психологии поведения, мимоходом сказано о мотивации, что она представляет одну сторону общей картины. До настоящего времени, однако, мы ничего не говорили о видах объектов, которые становятся катексическими, т.е. о тех видах объектов, которые удовлетворяют диспозицию потребностей, и нам ничего не остается, как кратко указать на это здесь. За исключением тех объектов, которые удовлетворяют специфически органически возбуждаемую диспозицию потребностей, наиболее распространенный катексический объект — положительно аффективный ответ или установка со стороны «другого» и связанная с ним положительно аффективная установка со стороны «эго» по отношению к «другому» или по отношению к себе самому как объекту (например, любовь, одобрение, уважение). Сенситивность о которой мы высказывались в «Общих положениях», — это в первую очередь сенситивность к таким положительно аффективным установкам. Эта сенситивность входит в качестве ингредиента в большую часть диспозиций потребностей в комплексе институциональных объектов, таких как диспозиция потребностей в достижении, милосердии и т.д. Этой сенситивности обучаются посредством целой серии процессов, в которых доминирующую роль играют обобщение, замещение и идентификация. Если объект в достаточной степени удовлетворяет диспозицию потребностей или ряд таких диспозиций, направленных на него в течение какого-то времени, мы можем говорить о привязанности к объекту. Актор будет время от времени стремиться к данному объекту, когда будет реактивироваться данная диспозиция потребностей, или же он будет стремиться сохранять постоянно данную связь с ним (либо владеть им). Такое обладание объектами или сохранение отношений с ними служит стабилизации наличия объектов, а тем самым стабилизации данной системы ориентации индивидуального актора (т.е. тому, что он знает, где найти эти предметы, его маленький мир — не хаотичен). Наконец, следует напомнить, что благодаря механизмам генерализации категории объектов могут становиться сами по себе объектами привязанности. Третья из трех основных видов мотивационной ориентации — оценочная. Оценочный вид — это по существу организационный или интегративный аспект системы действия данного актора, и следовательно, он прямо релевантен акту выбора. Он начинает действовать, когда имеется в наличии ситуация выбора для актора, когда он желает или может пожелать двух или более видов удовлетворения, которые одновременно не могут быть достигнуты, — когда, другими словами, актуально или потенциально существует ситуация, в которой кому-то хочется «съесть пирог так, чтобы он при этом остался нетронутым» 21. Что такие ситуации существуют на уровне поведения животных, убедительно доказано работами Толмена. Это получает значимость также и на уровне человека с включением культуры и культурных эталонов в акт выбора. 21 Ударение на выборе, выборе из альтернатив, эталонах выбора и т.д., являющееся центральным в данной схеме анализа, не следует интерпретировать таким образом, будто актор всегда произвольно и сознательно формирует альтернативы и затем выбирает из них с точки зрения ценностных эталонов. Решение относительно того, какую из реально наличествующих альтернатив он должен избрать, часто приходит к нему через признание определенной ценностной ориентации (метафорически выражаясь, можно сказать, что ценностная ориентация, которая является частью системы культурных ценностей, будучи инструментальной, осуществляет выбор, а не актор). С некоторой точки зрения функция инструментализации ценностных эталонов сокращает сферу эффективного выбора до обозримых пропорций.
Нужно кое-что сказать здесь об этом оценочном виде. Во-первых, он не может быть правильно понят в отрыве от всего процесса когнитивно-катексической ориентации; оценочный вид имеет тенденцию выступать неразрывно связанным с когнитивным видом, а познание входит во все комплексы. Во-вторых, он является для нас организующим понятием, параллельным системе инстинктов в биологическом анализе поведения. В-третьих, следует четко отличать ценностные стандарты от ценностной ориентации. В-четвертых, с другой стороны, следует обозначить точку в системе мотивации, у которой эти ценности или культурные эталоны ценностной ориентации становятся эффективными руководителями поведения. Вернемся теперь к первому пункту — отношению между оценочным и когнитивным видами. Процесс оценивания в некотором смысле трансформирует функцию когнитивного вида мотивационной ориентации. Абстрагированное от оценочного вида, познание — это просто обслуживание специфической мотивации или диспозиции потребностей, оно инструментально для ее удовлетворения. В связи с процессом оценивания познание служит не только специфическим мотивам в каждый данный момент времени, но также — функциональной гармонии целого. Актор обучается принимать во внимание последствия непосредственного удовлетворения; при отсутствии оценки он принимает во внимание только, как достигнуть этого удовлетворения. Таким образом, там, где познание входит в решение любого типа конфликтных проблем, оно оказывается неразрывно связанным с оценочным видом. Затем укажем, что мы имеем в виду, говоря, что оценивание — наш организационный принцип. В любой сложной системе необходимы какие-то опосредующие механизмы для наведения дисциплины между отдельными частями с точки зрения организации целого. Биологически ориентированные теоретики предпочитают постулировать «инстинкты» или «системы инстинктов» в качестве механизмов, опосредующих достижение такой дисциплины. Инстинкты прирожденны организму, а значит, прирожденной является и система дисциплины. В нашей теории инстинкты определены таким образом, что они мало принимаются во внимание при описании всеобщей организации. То есть мы убеждены, что такая прирожденная организация, которая может существовать, оставляет тем не менее широкую сферу свободы; существует определенная пластичность в отношении организма к ситуации. Не признав инстинкт за всеобщий организующий принцип, мы оказались перед необходимостью ввести определенный компенсаторный элемент организации. Для нас таким элементом является оценочный вид мотивационной ориентации. Он регулирует отбор из альтернатив, когда перед действием открывается несколько путей развития (учитывая, что актор обладает пластичностью в своем отношении к ситуации). В-третьих, будем четко различать оценочный вид мотивационной ориентации и эталоны ценностей ценностной ориентации. Оценочный вид включает познавательный акт, рассчитывающий значимость для удовлетворения-неудовлетворенности различных альтернатив развития действия с точки зрения максимизации удовлетворения на Длительное время. Эталоны ценностей — это различные предписания и правила (обычно передаваемые от человека к человеку и от одного поколения к другому), которые могут применяться у актора в ходе такой процедуры расчета. Это правила, которые могут помогать актору делать свой выбор либо посредством ограничения набора приемлемых альтернатив, либо помогая ему предвидеть долговременные последствия различных альтернатив. В-четвертых, мы сказали, что оценочный вид обозначает точку в системе мотивации, в которой эти ценности или культурные эталоны ценностной ориентации становятся эффективными. Этот способ проясняется при ориентации ценностных эталонов на то, чтобы дать решающий результат в поведении в том случае, когда есть значительная степень пластичности поведения организма, т.е. в том случае, когда мотивационная ориентация позволяет две или более альтернативы развития поведения. Но именно в этой же точке релевантным становится оценочный вид. Оценочный вид сам по себе связан со взвешиванием альтернатив и с актом выбора. Когда такое оценивание производится с применением эталонов, управляющих выбором, этот оценочный вид в некоторых аспектах ведет к ценностной ориентации. Следует помнить, что акт выбора — это по существу аспект ориентации, предполагаемый в оценочном виде; эталоны, на которых основывается выбор, это аспект ориентации, предполагаемый в ценностной ориентации. Дойдя до этого пункта, мы должны провести обсуждение ценностной ориентации как таковой и ее различных видов22. Мы уже говорили, что этот способ проявляется в том, что ценностные эталоны становятся эффективными, когда пластичность организма позволяет определенную степень свободы в отношениях между ситуацией и организмом, и мы сказали, что ценностные эталоны включаются в оценочный вид мотивационной ориентации, как правила и предписания, управляющие 22 Подчеркнем, что мы не переносим внимания с одного вида ориентации на другой. Три элементарных вида мотивационной ориентации не определяют никакого конкретного акта, даже когда все они взяты вместе. Мотива ционная ориентация включена по существу в любой акт, но точно так же -виды ценностной ориентации и объекты ситуации. Только когда все три ряда компонентов — объекты, мотивационная ориентация и ценностная ориентация — объединяются, мы получаем возможность рассматривать конкретные действия и типы действий. отбором. Мы говорили также, что ценностные эталоны сами по себе образуют то, что мы назвали ценностной ориентацией, и мы уже ранее указывали на то, что эти эталоны управляют выбором а) посредством сужения сферы открывающихся альтернатив и б) посредством раскрытия последствий различных альтернатив. Точно так ясе мы уже сказали, что существуют эталоны приемлемости и что они (I) сужают сферу познания и (II) сужают сферу желаемых объектов, а также (III) сужают количество альтернатив. Кроме того, мы указывали, что культурные ценности становятся эффективными двумя различными путями. С одной стороны, посредством взаимодействия они встраиваются в систему личности в процессе обучения; с другой стороны, они — объекты в ситуации, которые становятся значимыми отчасти благодаря их включенности в системы санкций, которые ассоциируются с ролями в социальной структуре. Только этими каналами эталоны ценностей входят в мотивационные процессы и играют роль при определении действия23. Точно так же и катек-сис должен быть включен в действие, иначе действие не будет стимулировано. Если не сами эталоны в абстрактном смысле, то по крайней мере объекты, которые избираются в соответствии с ними, должны быть катексичес-ки привлекательными для того, чтобы ценностные эталоны получили возможность влиять на поведение. Ценностные эталоны классифицируются на основании их отношения к трем видам мотивационной ориентации. Действие организуется посредством познавательной, катексической и оценочной ориентации. Существуют регулятивные эталоны, применимые ко всем трем аспектам мотивационной ориентации, — так, существуют познавательные, катексические и оценочные эталоны. Классификация эталонов по этим трем линиям открывает боль- Следует также отметить, что ценностно-ориентационные эталоны — это только часть культуры. Мы не подразумеваем никоим образом, что личностные ценности представляют существенную часть «интернализованной культуры» или просто приверженность к правилам и законам. Личность вносит творческую модификацию, интернализуя культуру, и этот новый аспект — не культурный аспект. шие возможности для анализа действия. В следующих параграфах мы приведем три категории или вида ценностной ориентации, сформулированные именно таким способом. Каждое конкретное действие включает познавательный компонент (по определению, это верно для любого действия), предписывающий оперирование — обычно при малой степени произвольности — эталонами когнитивной валидности. Эталоны когнитивной валидности входят в конструкцию ожиданий (прогнозов), что отмечается наблюдателями. Категория познавательной ценностной ориентации присутствует во всех культурных системах ценностей, хотя могут быть различия в содержании эталонов в зависимости от различных типов знания. Например, эталоны валидности эмпирического знания могут отличаться от эталонов, применяемых при демонстрации религиозных убеждений24. Желательно отличать эталоны познавательной валидности от эталонов организации когнитивного содержания и перцепции25. Познавательное содержание наиболее адекватным образом извлекается с помощью когнитивного вида мотивационной ориентации. Различающий (appreciative) вид ценностной ориентации корреспондирует с катексическим видом мотивационной ориентации. Он, в частности, важен здесь, чтобы закрепить в сознании, что мы обсуждаем эталоны, а не мотивационное содержание. Эти эталоны применяются при оценке альтернатив, включенных в катек-сический выбор26, их-то мы и будем здесь разбирать. Как и при любом оценивании, здесь наличествует дисциплинарный аспект оценочных эталонов. Выбор всегда содержит, по крайней мере имплицитно, жертву, поскольку актор не может получить все, что в каком-либо 25Но поскольку ранг критерия валидности, который может быть представлен как связанный с видом, не является основным вопросом познания, здесь мы имеем дело с валидностью критерия эмпирической истины. " Организация когнитивного содержания может включать выбор точки концентрации внимания или организации знания. 26 Катексический выбор может осуществляться между объектами, модальностями объектов, диспозициями потребностей и условиями.
смысле может потенциально служить удовлетворению потребностей, и выбирающий «платит» исключенными альтернативами. Оплата по таким счетам — дисциплинирующий элемент27. Использование термина «различительный» несколько отклоняется от принятого его употребления. В буквальном смысле «эстетическое», как связанное с желательным, было бы предпочтительнее, но это слишком узко для наших целей, нам необходимо более широкое применение термина с учетом более тонких оттенков28. Термин «экспрессивный» здесь был бы даже более удовлетворителен. Если бы выбор, управляемый такими эталонами был просто выбор с учетом того, какая диспозиция потребностей должна в нем проявиться, то этот термин был бы достаточным, но выбор между объектами, модальностями и условиями также совершается под управлением этих эталонов. Необходим, следовательно, более широкий термин. Термин «экспрессивный» мы зарезервируем для того типа действия, в котором катек-сическая заинтересованность и оценочные эталоны имеют преимущество. 27Фрейдистская концепция об «экономическом» аспекте теории либидо, который является локализацией удовлетворения внутри осуществимой системы, — это психоаналитический эквивалент данного элемента дисциплины. 28 Мы перевели здесь «appreciative «как «различительный». Именно к нему относится замечание. — Прим. пер.
Категория моральных ценностных эталонов расширяет и делает более эксплицитным обыденное значение термина мораль. Моральные ценностные эталоны — это наиболее всесторонне интегративные эталоны для оценки и регулирования всей системы действия, которую мы. рассматриваем, будь то личность или общество, или же субсистема того и другого. Они — «суд в последней инстанции» в любом широком вопросе, касающемся внутренней интеграции системы. Любая отдельная система морали приспособлена Для решения отдельных интегративных проблем, встающих перед системой действия, которое она в определенной степени контролирует. В этом смысле мораль относительна. Имеет место релятивизм моральных эталонов по отношению к социальной системе, которая при определении моральных эталонов может быть неизвестным элементом. Мы живем в культуре, где эталоны большей частью «универсалистичны», и поэтому мы имеем тенденцию понимать моральные эталоны как выходящие за пределы отдельной системы действия данного общества, в котором это действие осуществляется. Исследователь общества занимается сравнительным анализом различных систем действия. Ему необходима категория ценностной интеграции, которая относительна в конкретной системе действия. Категория моральных ценностных эталонов29 у нас служит именно этой цели. Критерий значимости для определения морального понятия связан с долговременными последствиями для системы действия30. Заключительные параграфы данного исследования будут касаться различных разновидностей ориентации и действий. Мы уже подчеркивали в выше приведенном разборе видов ориентации, что эти различные виды не отдельные разновидности ориентации, но просто разные аспекты, которые можно абстрагировать от любой ориентации. Теперь мы начинаем заниматься именно проблемой отдельных разновидностей или типов действия. Конечно, принято время от времени говорить об интеллектуальной активности, об экспрессивной активности, а также об ответственности или моральной активности. Поскольку это конкретные типы действия, все они включают в себя все виды мотивационных ориентации и некоторые ценностные эталоны. Каким же образом могут быть дифференцированы отдельные разновидности действия? Здесь возникают две проблемы. 29 Моральные ценностные эталоны могут быть универеалистичными, т.е. относиться к последствиям для целого класса феноменов, где бы они ни проявлялись; но могут быть и партикуляристскими, т.е. относиться к последствиям действия для того коллектива, в котором данный актор является членом. 30 Можно отметить, что это согласуется с употреблением данного выражения антропологами Самнером, Дюркгеймом и Френчем.
Во-первых, мотивационная привлекательность как самой активности, так и объектов; т.е. определенные активности являются катексическими сами по себе либо как средства, либо как целевые объекты; определенные виды активности также могут быть катексическими. Когда мы говорим о познавательном интересе, катексическом интересе или оценочном интересе, мы имеем в виду тот факт, что эти виды самого действия, в большей или меньшей степени, катексичны сами по себе. Во-вторых, если существует ориентация на эталоны, и эти эталоны управляют выбором, то при одновременной ориентации на различные разновидности эталонов всегда возможен конфликт. Если имеется конфликт между эталонами, имеется проблема преимущества тех или иных из них. Один из эталонов или ряд эталонов должен быть акцентирован, получить преимущество; он будет доминировать, другие должны уступать ему дорогу. В /любом конкретном действии преимущество должно быть отдано когнитивным, различительным или моральным эталонам. Для того чтобы произвести базовую классификацию типов действия, мы объединили проблемы заинтересованности (в видах мотивационной ориентации) и преимущества (среди видов ценностной ориентации). Таким образом получаются три базовых типа: а) интеллектуальная деятельность (активность), где преобладает познавательный интерес и познавательные (когнитивные) ценностные эталоны имеют преимущество (это «исследование» или «поиск знаний»); б) экспрессивное действие, где катек-сическая заинтересованность и различительные стандарты имеют преимущество (это поиск прямого удовлетворения) и в) ответственность или моральное действие, где преобладают оценочные интересы и моральные эталоны (это попытка интегрировать данные действия в интересах более широкой системы действия). Особое положение занимают другие, производные, Но °чень важные типы инструментального действия. Десь цель действия — в будущем. Катексические интересы и различительные эталоны здесь преобладают по отношению к самой цели, когнитивные же эталоны31 имеют преимущество по отношению к ее достижению32. Преобладание когнитивного подхода, следовательно, дает два типа: чисто познавательный, названный здесь «интеллектуальной активностью», или исследованием, и инструментальный, направленный на достижение катексической цели. Прежде чем закончить обсуждение системы отсчета, нам следует привести еще краткий разбор локализа-ционного и интегративного фокуса в организации эмпирических систем. Начиная рассматривать эту проблему, мы обнаруживаем, что сначала необходимо дифференцировать различные типы систем действия. А именно, мы должны отдельно рассматривать два типа. Дело заключается в том, что, если имеет место действие (когда что-то уже желательно или избрано и действие может начинаться), то оно может вылиться в два типа: системы действия личности и действия социальной системы. Как мы уже отметили в «Общих положениях», эти две системы различаются своими особенностями фокусировки действия, с помощью которой они организуются. Личность индивида организована вокруг биологического единства организма. Это ее интегративныи фокус. Локализующий механизм внутри нее — это система диспозиций потребностей (или другие мотивационные системы), имеющие задачей связывать ориентации друг с другом. Социальная система организована вокруг единства взаимодействующей группы. Это ее интегративныи фокус. Локализующие механизмы внутри этой системы — роли, которые обслуживают связь различных ориентации друг с другом. 31 Если дана ориентация только на непосредственное удовлетворение, то применимы будут только катексически-различительные (или возможные моральные) интересы и эталоны. 32Оценивание, разумеется, также входит сюда — как в отдельную цель, так и в процесс ее достижения — внутри более широкой системы действия.
Система взаимодействия между индивидами не может, однако, быть организована таким же образом, как и система действия индивидуального актора; они имеют дело с функционально различными проблемами. Личность и социальная система, таким образом, формируются одними и теми же действиями и находятся в постоянной причинной взаимозависимости, но как системы они несводимы друг к другу. Ни системы ценностной ориентации, ни системы культуры в целом не являются системами действия в том же смысле, как личности и социальные системы. Поэтому ни мотивация, ни действие непосредственно к ним не применимы. Они могут присоединяться к мотивации, вызывая действие личности или социальной системы, но сами по себе они не могут действовать и не могут мотивироваться. Тем не менее желательно их рассмотреть в силу огромной важности тех способов, которыми они включаются в системы действий. Продолжая анализ систем действия — личностей и социальных систем — мы превращаем описательный структурный анализ, которым мы здесь занимались, в анализ динамический. Динамические проблемы появляются, как только мы начинаем заниматься функциональными проблемами локализации и интеграции. Наше знание оснований мотивации, как оно будет развернуто в следующей главе, разумеется, очень важно для анализа динамических процессов. Всегда возможно сделать множество эмпирических экскурсов в проблемы динамики ad hoc. Но без развертывания анализа структуры действия мы не можем достигнуть координации, которая позволила бы поднять такие эмпирические экскурсы на более высокий уровень систематического обобщения. Date: 2016-05-14; view: 605; Нарушение авторских прав |