Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дилеммы ориентации и эталонные переменные





Тот, кто внимательно следил за нашим рассуждени­ем, имел уже возможность познакомиться с определени­ями основных элементов теории действия. Теперь нам предстоит определить следующие важные концептуаль­ные содержания и классификационные системы, но они,

в некотором смысле, будут производными от тех основ­ных терминов, которые нами уже определены. Важно, что дальнейшие положения могут быть определены большей частью, в терминах тех содержаний и отношений, кото­рые выше мы уже описывали, при введении минимума дополнительного материала.

Наибольшее значение в следующих разделах насто­ящей главы будет иметь производная классификацион­ная система, схема эталонных переменных33. Если чита­тель бросит взгляд назад, на те разделы настоящей главы, которые посвящены были объектам ситуации и ориента-циям актора на ситуацию (пункты третий и четвертый в нашей схеме), он увидит, что актор в ситуации сталкива­ется с целым рядом существенных дилемм, касающихся ориентации, и должен сделать ряд выборов прежде, чем ситуация станет приобретать для него определенное зна­чение. Объекты ситуации взаимодействуют с познающим и ищущим удовлетворения организмом таким образом, что значение данной ситуации не определяется автома­тически. Актор должен сделать ряд выборов — и только тогда ситуация приобретет определенный смысл. В част­ности, мы полагаем, что актор должен сделать пять кон­кретных дихотомических выборов прежде, чем ситуация приобретет определенное значение. Эти пять дихотомий, которые формируют альтернативы выбора, названы эта­лонными переменными, поскольку любая конкретная ориентация (а следовательно, любое действие) характе­ризуются эталонами этих пяти выборов.

33 Выражение «pattern variables» чаще всего переводится как «стандартные переменные»; мы приняли «эталонные переменные», чтобы подчеркнуть, что речь идет не просто о правиле, но об «образце», норме, в социологи­ческом (а не статистическом) смысле слова. — Прим. перев.

 

Три из эталонных переменных применяются при от­сутствии какой бы то ни было биологически данной иерархии преобладания среди различных видов ориента­ции. Во-первых, актор должен выбирать, начать ли не­посредственное удовлетворение познанным и катек-сически привлекательным объектом или оценить такое удовлетворение с точки зрения его последствий для других аспектов системы действия. (То есть необходимо ре­шить, является ли оценочный вид ориентации примени­мым в данной ситуации вообще34). Во-вторых, если актор уже решился оценивать, он должен выбрать, чему отдать предпочтение: моральным эталонам данной социальной системы или же подсистемы. В-третьих, решил он или нет отдавать предпочтение таким моральным эталонам, он должен решить далее, какие эталоны будут доминиро­вать: познавательные или различительные, каково соот­ношение между ними. Если познавательные эталоны до­минируют над различительными, актор будет стремиться поместить объект в связь с какой-то более обобщенной системой отсчета; если доминируют различительные эта­лоны, актор будет стремиться поместить объект в связь с самим собой или со своими мотивами.

Другие эталонные переменные возникают из неопре­деленности в объектной ситуации: социальные объекты, которые релевантны для данной ситуации выбора, явля­ются либо комплексами качеств, либо комплексами дея-тельностей, в зависимости от того, как актор выбирает точку зрения на них; социальные объекты либо функци­онально диффузны (так что актор выполняет каждое воз­можное для выполнения их требование), либо функцио­нально специфичны (т.е. актор выполняет только конк­ретно определенные их требования), в зависимости от того, какую точку зрения на них выбирает актор или ка­кова культурно ожидаемая точка зрения на них.

Следует отметить теперь, что три эталонные пере­менные, которые выведены из проблемы преобладания видов ориентации — это три первые эталонные перемен­ные, как они перечислены в нашем вступлении; а две эта­лонные переменные, которые выводятся из неопределен­ности объективной ситуации, — это две последние в том же списке.

34 В определенном ограниченном смысле оценочный способ оперативен, даже если не думать о последствиях непосредственного удовлетворения; в смысле эстетическом (различительном) эти эталоны могут быть включены в определение «приемлемости» формы удовлетворения. Только в этом ограниченном смысле, однако, оценивание может войти в картину непос­редственного удовлетворения.

 

Рискуя повториться, приведем наше определение: эталонные переменные — это дихотомии, одну сторону которых должен выбрать актор, прежде чем значение ситуации станет для него определенным, и, следователь­но, прежде, чем он сможет действовать с учетом этой си­туации. Мы утверждаем, что существует всего пять ос­новных эталонных переменных (т.е. эталонных перемен­ных, выводимых непосредственно из системы отсчета теории действия) и что они все, если выведены именно та­ким способом, образуют систему. Перечислим их, давая им названия и номера так, чтобы можно было проще ссы­латься на них в будущем. Это:


1. Аффективность — аффективная нейтральность.

2. Ориентация на себя — ориентация на коллектив.

3. Универсализм — партикуляризм.

4. Качество — результативность35.

5. Специфичность36 — диффузность.

Первая переменная применяется, чтобы определить, имеет ли место оценивание в данной ситуации. Вторая — преобладают ли моральные эталоны в процессе оценива­ния. Третья — преобладают ли познавательные или ка-тексические эталоны. Четвертая — подходить ли к объек­там как комплексам качеств или деятельностей. Пятая — степень значимости объекта.

35 Четвертая дихотомия часто переводится как «качество — деятельность»; у нас здесь — «качество — результативность». Но это одна и та же пере­менная. — Прия. пер.

36 Пятая дихотомия в некоторых случаях переведена как «конкретность —" диффузность». — Прия. пер.

 

Эти эталонные переменные входят в систему отсче­та на четырех различных уровнях. Во-первых, они вхо­дят на конкретном уровне как пять различных выборов (эксплицитных или имплицитных), каждый из которых актор должен сделать, прежде чем начнет действовать. Во-вторых, они входят на уровне личности как навыки выбора: у личности есть ряд привычек выбирать — обыч­но из относительно определенных типов ситуаций — ту или иную сторону каждой из указанных дилемм. По­скольку этот ряд привычек — обычно часть интернализованной культуры, мы можем считать их компонентом эталонов ценностной ориентации актора. В-третьих, эталонные переменные входят на уровне коллектива как аспекты определения ролей — определения прав и обя­занностей членов коллектива, которые характерны для действий людей, выполняющих те или иные роли, и ко­торые часто предписывают выполняющему роль навык выбирать ту или иную сторону каждой из указанных нами дилемм. В-четвертых, эти переменные входят также на культурном уровне как аспекты ценностных эталонов; это потому, что большая часть ценностных эталонов является правилами и предписаниями для кон­кретных действий, и,следовательно, актор,если имеет отношение к данному эталону, должен обнаруживать привычку выбирать ту или иную сторону каждой из опи­санных дилемм.

Из предыдущих параграфов должно быть очевид­но, что кроме того, что эталоны имеют значение для интеграции дискретных актов выбора в конкретных дей­ствиях, эталонные переменные имеют огромное значе­ние как характеристики ценностных эталонов (как цен­ностных эталонов личности, так и ценностных эталонов, определяющих роли в обществе, и ценностных эталонов абстрактно). Поскольку каждый конкретный акт со­вершается на основании выборов, управляемых опреде­ленной схемой, эталонные переменные — это не обяза­тельные атрибуты ценностных эталонов, потому что любой отдельный конкретный выбор может быть и дис­кретным, случайным. Но по мере того, как достигается определенная устойчивость выборов в серии конкрет­ных актов, можно начинать выдвигать суждения о цен­ностных эталонах, включенных в них, и формулировать эти эталоны с точки зрения тех или иных переменных схемы.


Каков же вклад эталонных переменных в анализ си­стемы действия и культурной ориентации? Эталонные переменные — это, главным образом, категории для опи­сания ценностных ориентации, которые, в различных формах, интегральны для всех трех систем. Данная цен-

ностная ориентация или какой-то ее аспект могут быть интерпретированы как подразумевающие определенное предпочтение или отдающие преимущество какой-то од­ной альтернативе перед другими для отдельного типа ситуаций. Эталонные переменные тем самым определя­ют альтернативные предпочтения, предрасположенно­сти или ожидания; во всех этих формах присутствует об­щий элемент непосредственного выбора в определенной ситуации. В системе личности эталонные переменные описывают главным образом предрасположенности или ожидания с точки зрения того, что ниже будет названо эго-организацией37 и суперэго-организацией. В случае социальной системы это — важнейшие компоненты в определении ролевых ожиданий. Культурно они опреде­ляют эталоны ценностной ориентации.

Эталонные переменные приложимы к нормативным или идеальным аспектам структуры системы действия. Они применимы к одной из частей ее культуры. Точно так же они полезны и при эмпирическом описании степени конформности отдельного действия с эталонами ожида­ния или притязаний и отклонения от них. Если они при­меняются для характеристики эмпирических структур личностей или социальных систем, то они содержат эл­липтический элемент. Этот элемент выражается в таких утверждениях, как: «Американская профессиональная система универсалистична, ориентирована на деятель­ность и специфична». Более адекватно, хотя все же крат­ко, было бы утверждение: «По сравнению с другими возможными способами организации разделения труда, преобладающими нормами, институционализированны­ми в американском обществе, в которых воплощена до­минирующая ценностная ориентация культуры, порож­даются ожидания, что профессиональные роли будут рассматриваться людьми, их выполняющими, а также теми, кто с ними связан, универсалистично, специфично и с учетом результативности (деятельности)».

37 Термин «эго» использован здесь в смысле, приданном ему теорией лич­ности, не как точка отсчета.

 

Эти категории также могут быть использованы для описания актуального поведения и для описания норма­тивных ожиданий; кроме того, они достаточно точны и ддя сравнительного анализа в первом его приближении. Для более тщательного анализа, однако, необходимо бо-дее точное исследование степени и сферы отклонения со специальным учетом размеров, распределения видов склонности к партикуляризации, аскриптивности и диф-фузности.

Теперь мы перейдем к определению пяти эталонных переменных и тех проблем альтернативного выбора, к ко­торым они применимы. Это в основном эталоны культур­ной ценностной ориентации, но они интегрируются как в личность, так и в социальные системы. Следовательно, общие дефиниции во всех случаях должны дополняться дефинициями конкретными для каждого из тех типов си­стем. Эти дефиниции будут сопровождаться анализом ме­ста этих переменных в системе отсчета теории действия, обоснованиями того, почему этот список считается логи­чески полным на его собственном уровне генерализации, и некоторыми проблемами их систематической взаимосвя­зи, а также использования в структурном анализе.







Date: 2016-05-14; view: 395; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию