Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дилеммы ориентации и эталонные переменные
Тот, кто внимательно следил за нашим рассуждением, имел уже возможность познакомиться с определениями основных элементов теории действия. Теперь нам предстоит определить следующие важные концептуальные содержания и классификационные системы, но они, в некотором смысле, будут производными от тех основных терминов, которые нами уже определены. Важно, что дальнейшие положения могут быть определены большей частью, в терминах тех содержаний и отношений, которые выше мы уже описывали, при введении минимума дополнительного материала. Наибольшее значение в следующих разделах настоящей главы будет иметь производная классификационная система, схема эталонных переменных33. Если читатель бросит взгляд назад, на те разделы настоящей главы, которые посвящены были объектам ситуации и ориента-циям актора на ситуацию (пункты третий и четвертый в нашей схеме), он увидит, что актор в ситуации сталкивается с целым рядом существенных дилемм, касающихся ориентации, и должен сделать ряд выборов прежде, чем ситуация станет приобретать для него определенное значение. Объекты ситуации взаимодействуют с познающим и ищущим удовлетворения организмом таким образом, что значение данной ситуации не определяется автоматически. Актор должен сделать ряд выборов — и только тогда ситуация приобретет определенный смысл. В частности, мы полагаем, что актор должен сделать пять конкретных дихотомических выборов прежде, чем ситуация приобретет определенное значение. Эти пять дихотомий, которые формируют альтернативы выбора, названы эталонными переменными, поскольку любая конкретная ориентация (а следовательно, любое действие) характеризуются эталонами этих пяти выборов. 33 Выражение «pattern variables» чаще всего переводится как «стандартные переменные»; мы приняли «эталонные переменные», чтобы подчеркнуть, что речь идет не просто о правиле, но об «образце», норме, в социологическом (а не статистическом) смысле слова. — Прим. перев.
Три из эталонных переменных применяются при отсутствии какой бы то ни было биологически данной иерархии преобладания среди различных видов ориентации. Во-первых, актор должен выбирать, начать ли непосредственное удовлетворение познанным и катек-сически привлекательным объектом или оценить такое удовлетворение с точки зрения его последствий для других аспектов системы действия. (То есть необходимо решить, является ли оценочный вид ориентации применимым в данной ситуации вообще34). Во-вторых, если актор уже решился оценивать, он должен выбрать, чему отдать предпочтение: моральным эталонам данной социальной системы или же подсистемы. В-третьих, решил он или нет отдавать предпочтение таким моральным эталонам, он должен решить далее, какие эталоны будут доминировать: познавательные или различительные, каково соотношение между ними. Если познавательные эталоны доминируют над различительными, актор будет стремиться поместить объект в связь с какой-то более обобщенной системой отсчета; если доминируют различительные эталоны, актор будет стремиться поместить объект в связь с самим собой или со своими мотивами. Другие эталонные переменные возникают из неопределенности в объектной ситуации: социальные объекты, которые релевантны для данной ситуации выбора, являются либо комплексами качеств, либо комплексами дея-тельностей, в зависимости от того, как актор выбирает точку зрения на них; социальные объекты либо функционально диффузны (так что актор выполняет каждое возможное для выполнения их требование), либо функционально специфичны (т.е. актор выполняет только конкретно определенные их требования), в зависимости от того, какую точку зрения на них выбирает актор или какова культурно ожидаемая точка зрения на них. Следует отметить теперь, что три эталонные переменные, которые выведены из проблемы преобладания видов ориентации — это три первые эталонные переменные, как они перечислены в нашем вступлении; а две эталонные переменные, которые выводятся из неопределенности объективной ситуации, — это две последние в том же списке. 34 В определенном ограниченном смысле оценочный способ оперативен, даже если не думать о последствиях непосредственного удовлетворения; в смысле эстетическом (различительном) эти эталоны могут быть включены в определение «приемлемости» формы удовлетворения. Только в этом ограниченном смысле, однако, оценивание может войти в картину непосредственного удовлетворения.
Рискуя повториться, приведем наше определение: эталонные переменные — это дихотомии, одну сторону которых должен выбрать актор, прежде чем значение ситуации станет для него определенным, и, следовательно, прежде, чем он сможет действовать с учетом этой ситуации. Мы утверждаем, что существует всего пять основных эталонных переменных (т.е. эталонных переменных, выводимых непосредственно из системы отсчета теории действия) и что они все, если выведены именно таким способом, образуют систему. Перечислим их, давая им названия и номера так, чтобы можно было проще ссылаться на них в будущем. Это: 1. Аффективность — аффективная нейтральность. 2. Ориентация на себя — ориентация на коллектив. 3. Универсализм — партикуляризм. 4. Качество — результативность35. 5. Специфичность36 — диффузность. Первая переменная применяется, чтобы определить, имеет ли место оценивание в данной ситуации. Вторая — преобладают ли моральные эталоны в процессе оценивания. Третья — преобладают ли познавательные или ка-тексические эталоны. Четвертая — подходить ли к объектам как комплексам качеств или деятельностей. Пятая — степень значимости объекта. 35 Четвертая дихотомия часто переводится как «качество — деятельность»; у нас здесь — «качество — результативность». Но это одна и та же переменная. — Прия. пер. 36 Пятая дихотомия в некоторых случаях переведена как «конкретность —" диффузность». — Прия. пер.
Эти эталонные переменные входят в систему отсчета на четырех различных уровнях. Во-первых, они входят на конкретном уровне как пять различных выборов (эксплицитных или имплицитных), каждый из которых актор должен сделать, прежде чем начнет действовать. Во-вторых, они входят на уровне личности как навыки выбора: у личности есть ряд привычек выбирать — обычно из относительно определенных типов ситуаций — ту или иную сторону каждой из указанных дилемм. Поскольку этот ряд привычек — обычно часть интернализованной культуры, мы можем считать их компонентом эталонов ценностной ориентации актора. В-третьих, эталонные переменные входят на уровне коллектива как аспекты определения ролей — определения прав и обязанностей членов коллектива, которые характерны для действий людей, выполняющих те или иные роли, и которые часто предписывают выполняющему роль навык выбирать ту или иную сторону каждой из указанных нами дилемм. В-четвертых, эти переменные входят также на культурном уровне как аспекты ценностных эталонов; это потому, что большая часть ценностных эталонов является правилами и предписаниями для конкретных действий, и,следовательно, актор,если имеет отношение к данному эталону, должен обнаруживать привычку выбирать ту или иную сторону каждой из описанных дилемм. Из предыдущих параграфов должно быть очевидно, что кроме того, что эталоны имеют значение для интеграции дискретных актов выбора в конкретных действиях, эталонные переменные имеют огромное значение как характеристики ценностных эталонов (как ценностных эталонов личности, так и ценностных эталонов, определяющих роли в обществе, и ценностных эталонов абстрактно). Поскольку каждый конкретный акт совершается на основании выборов, управляемых определенной схемой, эталонные переменные — это не обязательные атрибуты ценностных эталонов, потому что любой отдельный конкретный выбор может быть и дискретным, случайным. Но по мере того, как достигается определенная устойчивость выборов в серии конкретных актов, можно начинать выдвигать суждения о ценностных эталонах, включенных в них, и формулировать эти эталоны с точки зрения тех или иных переменных схемы. Каков же вклад эталонных переменных в анализ системы действия и культурной ориентации? Эталонные переменные — это, главным образом, категории для описания ценностных ориентации, которые, в различных формах, интегральны для всех трех систем. Данная цен- ностная ориентация или какой-то ее аспект могут быть интерпретированы как подразумевающие определенное предпочтение или отдающие преимущество какой-то одной альтернативе перед другими для отдельного типа ситуаций. Эталонные переменные тем самым определяют альтернативные предпочтения, предрасположенности или ожидания; во всех этих формах присутствует общий элемент непосредственного выбора в определенной ситуации. В системе личности эталонные переменные описывают главным образом предрасположенности или ожидания с точки зрения того, что ниже будет названо эго-организацией37 и суперэго-организацией. В случае социальной системы это — важнейшие компоненты в определении ролевых ожиданий. Культурно они определяют эталоны ценностной ориентации. Эталонные переменные приложимы к нормативным или идеальным аспектам структуры системы действия. Они применимы к одной из частей ее культуры. Точно так же они полезны и при эмпирическом описании степени конформности отдельного действия с эталонами ожидания или притязаний и отклонения от них. Если они применяются для характеристики эмпирических структур личностей или социальных систем, то они содержат эллиптический элемент. Этот элемент выражается в таких утверждениях, как: «Американская профессиональная система универсалистична, ориентирована на деятельность и специфична». Более адекватно, хотя все же кратко, было бы утверждение: «По сравнению с другими возможными способами организации разделения труда, преобладающими нормами, институционализированными в американском обществе, в которых воплощена доминирующая ценностная ориентация культуры, порождаются ожидания, что профессиональные роли будут рассматриваться людьми, их выполняющими, а также теми, кто с ними связан, универсалистично, специфично и с учетом результативности (деятельности)». 37 Термин «эго» использован здесь в смысле, приданном ему теорией личности, не как точка отсчета.
Эти категории также могут быть использованы для описания актуального поведения и для описания нормативных ожиданий; кроме того, они достаточно точны и ддя сравнительного анализа в первом его приближении. Для более тщательного анализа, однако, необходимо бо-дее точное исследование степени и сферы отклонения со специальным учетом размеров, распределения видов склонности к партикуляризации, аскриптивности и диф-фузности. Теперь мы перейдем к определению пяти эталонных переменных и тех проблем альтернативного выбора, к которым они применимы. Это в основном эталоны культурной ценностной ориентации, но они интегрируются как в личность, так и в социальные системы. Следовательно, общие дефиниции во всех случаях должны дополняться дефинициями конкретными для каждого из тех типов систем. Эти дефиниции будут сопровождаться анализом места этих переменных в системе отсчета теории действия, обоснованиями того, почему этот список считается логически полным на его собственном уровне генерализации, и некоторыми проблемами их систематической взаимосвязи, а также использования в структурном анализе. Date: 2016-05-14; view: 395; Нарушение авторских прав |