Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация наук о действии 4 page
Таким образом, получается, что пресловутое «стяжательство», характерное для капиталистической экономической системы, вообще мало связано с прямым действием элемента эгоистического интереса мотивации типичного индивида. Оно связано с особой институциональной структурой, которая сложилась в странах Запада. Есть основания полагать, что положение с мотивацией в данной области в гораздо большей степени, чем это принято думать, подобно положению в других сферах нашей профессиональной структуры, которые таковым «стяжательством» не отличаются. В нашей профессиональной структуре статус определяется в основном в соответствии с достижениями и способностями, гарантирующими успех в выполнении специализированной функции или группы функций. Поэтому можно, пожалуй, сказать, что во всей профессиональной сфере у нас преобладает единая основная цель — «успех». Содержание этой основной цели, разумеется, будет меняться в зависимости от конкретного характера функциональной роли. Но каково бы ни было это содержание, оно включает в себя одновременно и эгоистические, и бескорыстные элементы. «Бескорыстный элемент» состоит прежде всего из двух компонентов: из бескорыстного стремления «хорошо работать» в соответствии с техническими критериями и бескорыстного принятия моральных стандартов, которые управляют этой деятельностью, в таких вопросах, как уважение прав других. В эгоистическом элементе в большинстве случаев преобладает, видимо, заинтересованность в признании, в высоком положении внутри профессиональной группы, к которой принадлежит индивид. Это удовлетворяется как прямо, так и более или менее косвенными символами статуса, среди которых видное место занимает денежный доход. Его выдающееся значение отчасти является результатом того, что в нашем обществе институционализирована экономика, основанная на предпринимательстве6. 6 Чтобы избежать возможных недоразумений, следует еще раз подчеркнуть, что мы не отрицаем наличия больших различий в самой мотивации. Б частности, мы согласны, что ситуация в сфере предпринимательства способствует формированию определенных типов «торгашеской» ориентации. Главная цель наших рассуждений — показать, что прежняя логика анализа, которая перескакивала от экономического анализа прямо к мотивации, непригодна. Институциональные модели всегда составляют важную часть этой проблемы, и к более глубинным проблемам мотивации следует переходить только через анализ роли институциональных моделей, а не игнорируя его.
Традиционная доктрина экономической науки, заключающаяся в том, что в предпринимательской экономике действие мотивировано прежде всего «рациональным преследованием эгоистического интереса», оказывается отчасти просто неверной, отчасти же скрывающей сложный комплекс элементов и их отношений, который люди, пользовавшиеся традиционными представлениями, большей частью не осознавали. Можно надеяться, что все вышеизложенное даже в таком схематическом виде станет основой для анализа, в котором надлежащее место займут некоторые стоящие перед экономистами эмпирические проблемы, и это даст экономической науке возможность более плодотворно сотрудничать со смежными науками, изучающими человеческое поведение, вместо того чтобы, как часто бывало до сих пор, изолироваться в замкнутую систему. Однако было бы достойно сожаления, если бы нас поняли так, что наше изложение претендует на полноту и пригодность для решения всех задач. В заключение мы хотели бы кратко коснуться еще одного аспекта проблемы, который имеет огромное эмпирическое значение, но не может быть подвергнут развернутому обсуждению ввиду краткости настоящей статьи. Вышеприведенный анализ излагался в терминах концепции институционально интегрированной социальной системы. Лишь в случае такой интеграции сохраняет силу столь важное для наших рассуждений положение о существенном совпадении направлений, в которых действуют на человеческое поведение бескорыстные и эгоистические элементы мотивации. В действительности же социальные системы интегрированы в этом смысле в самой различной степени; в некоторых случаях интегрированный тип почти точно воплощается в реальность, в других же — очень далек от нее. Но даже если мы будем разрабатывать теорию, адекватную второй ситуации, то и в ней интегрированный тип Должен быть важнейшей отправной точкой анализа. Существует множество обстоятельств, которые могут толкнуть индивида, преследующего свои эгоистические интересы, к большему или меньшему отклонению от институционально одобренных стандартов. Бывает, что жизнь формирует личность, далекую от полной интегрированности, и у такого индивида его эгоистические тенденции вступают в конфликт с его институциональным статусом и ролью. Иногда же сама социальная структура бывает плохо интегрирована, так что от одного и того же индивида ожидаются принципиально несовместимые поступки. Один из самых распространенных видов такой слабо интегрированной структуры - это структура, в которой символы признания теряют связь с институционально одобренными достижениями и в которой люди пользуются признанием независимо от соответствующих достижений и, наоборот, имея такие достижения, не получают полагающегося им признания. В результате такого недостатка интеграции индивид попадает в конфликтную ситуацию. С одной стороны, он вступает в конфликт с самим собой. Он чувствует себя вынужденным обеспечивать свои эгоистические интересы способами, несовместимыми со стандартами поведения, которые воспитаны в нем и которые настолько глубоко укоренились в его сознании, что он не может их полностью отбросить. С другой стороны, он оказывается перед объективной дилеммой. Например, он может продолжать жить в соответствии с теми стандартами, которые он ценит, но тогда он лишается признания и его символов; либо он может погнаться за «внешним успехом», но только ценой нарушения своих собственных стандартов и стандартов тех людей, которых он больше всего уважает. Обычно внешний и внутренний конфликт возникают одновременно, и по-настоящему счастливого выхода из такой ситуации нет. Обычная психологическая реакция на такую конфликтную ситуацию — состояние психологической «беззащитности». Как хорошо известно, такое состояние беззащитности, в свою очередь, приводит к разным формам более или менее выраженных невротических реакций, посредством которых индивид стремится разрешить свои конфликты и восстановить ощущение уверенности. Рас-пространеннейшей формой такой реакции является повышенная агрессивность в преследовании личных целей и своих эгоистических интересов вообще. Мы утверждали, что институционализация эгоистического интереса объясняет одну из важных составных частей явления, которое обычно называют «стяжательским характером» капиталистического общества. Но это объяснение еще далеко не исчерпывает всего явления в целом. Мы живем в обществе, которое во многих отношениях далеко от полной интеграции. Очень большая часть нашего населения в этом смысле отличается глубоким ощущением беззащитности. Поэтому можно предположить, что другой важный элемент явления «стяжательства», особенно в том виде, в котором оно представляется наиболее оскорбительным для наших нравственных чувств, состоит в выражении этого широко распространенного чувства беззащитности. Элтон Мэйо нашел для этого положения вещей соответствующее выражение, перефразировав знаменитое заглавие Тауни и написав «Стяжательство больного общества»7. Но следует подчеркнуть, что этот элемент, также как и институционализация эгоистического интереса, недостаточно учитывается формулой «рациональное преследование эгоистического интереса». Разумеется, можно найти много других вещей, которые продемонстрируют неполноту изложенного выше подхода к этой проблеме. Без сомнения, во многих отношениях формулировки ее будут изменяться и усложняться по мере накопления наших знаний об этих явлениях — такова судьба всех научных концептуальных схем. Но вдобавок ко всем достоинствам, которые этот подход может иметь для решения отдельных эмпирических задач, он имеет еще и иное значение. По мере разработки он поможет нам показать, что многие проблемы могут быть более плодотворно изучены при условии сотрудничества на теоретическом уровне разных социальных дисциплин, нежели это возможно сделать, действуя внутри каждой из них в отдельности, как бы хорошо ни была разработана для решения определенного круга проблем ее теоретическая схема. 7 См. его работу «Human Problems of Industrial Civilization» (N.Y., 1933). Элемент такого типа, по-видимому, имеется в виду, когда жалуются на преобладание «духа коммерции» в медицине. 1940 Аналитический подход к теории социальной стратификации*
Социальная стратификация понимается здесь как дифференцирующее ранжирование индивидов данной социальной системы. Под стратификацией понимается также способ рассмотрения индивидов как занимающих более низкое или более высокое социальное положение друг относительно друга в некоторых социально важных аспектах. Наша первая задача — выяснить, почему подобное дифференцирующее ранжирование может рассматриваться как основа основ социальных систем, и в каком именно отношении оно представляется нам важным. Подобное ранжирование — лишь один из способов, при помощи которых могут быть различены индивиды1. * An analytical approach to the theory of social stratification // Parsons T. Essays in Sociolodical Theory. Revised Edition. Free Press, Macmillan. N.Y-(London), 1964, p. 69 — 88. 1 Некоторые авторы (см. Sorokin P.A. Social Mobility. N.Y., 1927) то, что здесь называется стратификацией, отличают как «вертикальную» ось дифференциации индивидов от «горизонтальной» ее оси. Соответственно, когда индивиды изменяют свой статус в дифференцированной системе, об этом говорится как о вертикальной и горизонтальной мобильности. Но такое словоупотребление опасно. Оно формулирует аналитическую проблему в терминах двухмерной пространственной аналогии. С одной стороны, из того, что стратификация является важным параметром дифференциации, вовсе не следует, что все остальные параметры можно рассматривать как нерасчлененную остаточную категорию. Например, дифференциацию по полу, не связанные со стратификацией профессиональные различия, различия в религиозных убеждениях и т.д. не следует априорно рас сматривать так, будто бы все они являются величинами единственной переменной — «горизонтальной дистанции». С другой стороны, столь же опасно априорно предполагать, что саму стратификацию можно адекватно описать как изменение лишь в одном количественном континууме, как это подсказывает аналогия с прямолинейным пространством. Количественный элемент содержится в стратификации, как в большинстве других социальных феноменов. Он включается в это понятие, поскольку речь идет о ранжировании. Но полагать, что им и исчерпывается вопрос, так же неверно, как считать существенными только цифры и интервалы. Как будет показано ниже, изменяется и само содержание критериев, которыми определяются ранги. И эти изменения при современном уровне наших научных знаний нельзя свести к точкам в едином количественном континууме. Несмотря на то, что все вышесказанное касается частных вопросов, связанных со стратификацией, замечания эти справедливы и для любого некритического использования таких понятий, как «социальное пространство» и «социальная дистанция». Доказательства необходимости их использования всегда должны опираться на соответствие их социальным фактам и аналитическим схемам, верифицированным в социальной сфере, а отнюдь не на логику дедукции и не на аналогии с физическим пространством и с физической дистанцией.
И лишь в той мере, в какой эти различия связаны с более высоким и более низким социальным положением, они относятся к теории социальной стратификации. Главная проблема данной статьи — это дифференциальная оценка индивидов как единиц, основанная на нравственных критериях. Моральное превосходство — это объект определенной, эмпирически обнаруживаемой установки на «уважение», в то время как его противоположность — это объект специфической установки на «неодобрение» или даже, как бывает в крайних случаях, на «возмущение»2. По-видимому, выбор моральной оценки как главного критерия ранжирования, образующего стратификацию, может быть сочтен в некотором смысле произвольным. Однако он не более произволен, чем, например, выбор расстояния в качестве основного критерия для описания отношений тел в механической системе. Такой выбор определен тем местом, которое занимает моральная оценка в обобщенной концептуальной схеме, называемой «теория действия». 2 Дюркгейм, возможно, сделал больше, чем все другие социальные теоретики, для объяснения этого явления и для анализа выводимых из него следствий (см., в особенности, его «L'Education morale», Paris, 1925 и «Les Formes elementairesde la vie religieuse», Paris, 1912; ed. 1925, ch. III). У Макса Вебера оно тоже фигурирует в его понятии «законности» (см. «Wirtschaft und Gesellschaft», 1925, Кар. I, S. 5 — 7). Рассматривается и анализируется оно в книге: Parsons Т. The Structure of Social Action (N.Y., 1937), ch. X, XI, XVII. Единственным необходимым обоснованием такого выбора может быть демонстрация применимости выбранных категорий. В нашем обыденном понимании социального ранга содержится огромная доля моральной оценки. Нормальная реакция, наряду с другими реакциями, на грубые ошибки в ранжировании — моральное возмущение: либо человек считает, что его «несправедливо» унизили, поставили на одну доску с теми, кто на самом деле ниже его, либо люди, расположенные выше него, чувствуют себя «шокированными» тем, что к нему относятся как к равному им3. Теория действия указывает на фундаментальность такого явления, как стратификация. Во-первых, моральная оценка — решающий аспект действия в социальных системах. Это основной элемент более широкого явления, называемого "нормативной ориентацией" (более широкого, поскольку не все связанные с действием нормативные стандарты являются объектом нравственных чувств). Второй решающий факт — важность индивида как единицы конкретных социальных систем. Если же и индивиды в качестве единиц, и моральная оценка существенны для социальных систем, то эти индивиды будут оцениваться именно как единицы, а не просто по их конкретным качествам, действиям и т.п. Более того, речь не может идти просто о том, что какой-то конкретный индивид А имеет моральные установки по отношению к другому конкретному индивиду В. Моральная оценка предполагает ранжирование. Если исключить возможность полной дезинтеграции социальной системы (что для системы функционально невозможно), то оценки, которые дают индивиды А и В находящемуся в той же системе С, должны быть близки друг другу. Подобно этому должно так или иначе совпадать относительное ранжирование ими индивидов С и D, если возникнет нужда в таком сопоставлении4. 3 Превосходный пример этого явления дается в исследовании: Roethlisbergen F.J., Dickson W.A. Management and the Worker. 1939, Part III, ch. XV. Теоретически возможно, что не только два любых индивида, но и все, входящие в данную систему, будут ранжированы как совершенно равные между собой. Такая возможность, однако, никогда не была даже приблизительно осуществлена ни в одной из известных нам систем большого масштаба. Но даже если бы такой случай имел место в действительности, все-таки это не опровергало бы того факта, что стратификация имеет всеобщий характер, поскольку и тогда речь шла бы не об отсутствии стратификации, а о ее конкретном предельном типе. Стратификация, как мы ее здесь понимаем, является аспектом понятия «структура обобщенной социальной системы»'. В любой конкретной социальной системе реально существует система ранжирования в терминах моральной оценки. Но это в некотором смысле предполагает наличие интегрированного ряда стандартов, согласно которым даются или должны даваться оценки. Поскольку ряд стандартов образует нормативную модель, то фактически существующая система не будет точно совпадать с этой моделью. Фактическая система отношений иерархии в той мере, в какой она опирается на моральные санкции, может быть, таким образом, названа системой социальной стратификации. Напротив, нормативная модель будет названа нами шкалой стратификации. Так как шкала стратификации представляет собой упорядоченную структуру, образуемую моральным авторитетом, интегрированным с точки зрения общепринятых нравственных чувств, она тем самым является частью институциональной структуры социальной системы. Эта часть и ее анализ попадают в теорию социальных институтов, и именно в терминах этой теории она будет здесь анализироваться5. 5 Обобщенная социальная система — это система понятий, а вовсе не эмпирическое явление. Это логически согласованная система эмпирически соотносимых абстрактных понятий, в терминах которой может быть описано и проанализировано неограниченное множество различных конкретных социальных систем (см.: Henderson L.J. Pareto's General Sociology. 1935, ch. IV, p. 3). Понятие «институты», подобно понятию «стратификация», является центральным в теории действия, но мы не можем здесь вдаваться в его анализ (см.: Parsons Г., op. cit., ch. I, XVII).
Прежде чем приступить к проблеме структурной дифференциации системы и шкал стратификации, а также некоторых оснований для проведения различий между ними и функциональных следствий, из них вытекающих, следует рассмотреть некоторые аспекты отношения к шкале стратификации со стороны отдельного актора. Фактическим материалом для нас здесь будет служить такой тип системы, где (как, скажем, в нашей собственной) имеются довольно широкие возможности для «достижения» статуса (термин Линтона). Прежде всего, с точки зрения теории действия, действующее лицо есть в некотором роде целенаправленная сущность. Один из важных аспектов такой ориентации заключается в чувствах актора относительно моральной желательности для него этих целей, хотя в то же время они, конечно, могут иметь для него и другое значение. Объектами таких нравственных чувств могут быть не только цели как таковые. В этой роли могут выступать люди и их отношение к актору, неодушевленные предметы и их связи с ним, а также социальные отношения. Многие из важнейших целей группируются вокруг этих вещей. Далее, каждая из этих вещей либо все они вместе взятые могут иметь для актора другое значение, отличное от морального. Они могут быть источником гедонистического удовлетворения либо объектами аффективных установок. Нормальный актор — это в значительной степени «интегрированная» личность. Обычно вещи, которые он ценит, исходя из моральных побуждений, это в то же время и вещи, к которым он стремится как к источникам гедонистического удовольствия или объектам своих привязанностей. Несомненно, в реальной действительности в этом отношении часто возникают серьезные конфликты, но их следует рассматривать в основном как случаи «отклонения» от интегрированного типа. Наконец, важность нравственных чувств для действия, так же, как и то, что действия направлены на цели, обуславливает наличие у нормального актора нравствен- ных чувств по отношению к самому себе и к своим действиям. Он наделен либо хорошо развитым чувством самоуважения, либо в большей или меньшей степени испытывает чувства «вины» и «стыда». Но такой актор существует не в одиночестве, а более или менее интегрирован с другими действующими лицами данной социальной системы. Это, с одной стороны, означает, что различные акторы, входящие в данную систему, имеют в основном сходные нравственные чувства в том смысле, что они одобряют одни и те же основные нормативные модели поведения. С другой стороны, это означает, что различные индивиды приобретают важность друг для друга. То, что они делают, говорят или даже думают и чувствуют про себя, не может быть совершенно безралично для других индивидов. В результате дифференциации ролей существует и дифференциация конкретных целей, которые получают одобрение с моральной точки зрения у различных индивидов. Но поскольку общество морально и институционально интегрировано, все они руководствуются при этом одной и той же более абстрактной моделью (pattern). Эта всеми признанная модель используется для оценки того, что выше, а что ниже в применении к индивидам. Она представляет собой, таким образом, удобную точку отсчета для систематизации самой нормативной модели. Самоуважение, которое в первую очередь является следствием того, что человек ведет жизнь, соответствующую моральным нормам, одобряемым им самим, во вторую очередь является уже следствием достижения и закрепления за собой определенного положения в системе стратификации. Эта связь подкрепляется взаимодействием, которое существует в институционально интегрированной ситуации между моральными моделями и эгоистическими элементами мотивации. Актора интересует достижение самых различных целей: гедонистического удовольствия, взаимной привязанности, признания или уважения со стороны других. Естественным результатом интеграции нравственных чувств является зависимость признания или морального уважения со стороны других от того, поступает ли актор в целом соответственно их моральным ожиданиям. Более того, признание и чувственная привязанность в целом сопутствуют друг другу. Потеря морального уважения к какому бы то ни было лицу по меньшей мере затрудняет сохранение эмоциональной привязанности к нему. Потеря уважения или привязанности или того и другого вместе приводит к тому, что и источники гедонистического удовольствия в той мере, в какой они зависят от действий других, иссякают. Несоответствие институционализированным нормам вредит, следовательно, эгоистическим интересам индивида, лишает его источников удовлетворения и помощи со стороны других, а в дальнейшем оно может привести и к «негативным» реакциям других. Последние могут не только отказаться сотрудничать с индивидом, но и активно воспрепятствовать достижению им его целей. Они могут начать подрывать его репутацию, проявлять ненависть и причинять ему ущерб. Все это усиливается еще и тем, что существует потребность «проявлять свои чувства посредством внешних действий»7, переходить от враждебных чувств к открытым поступкам, которые наносят вред интересам действующих лиц. Такие открытые действия тем вероятнее, чем сильнее институционализированы нормы, которым не соответствует неконформный актор, ибо другие акторы питают определенные «ожидания» относительно поведения данного актора и строят на этом свои расчеты. Если эти ожидания обмануты, они не просто «не одобряют» этого, а прямо-таки считают себя «задетыми» и «униженными». 7 Название третьего класса «остаточных категорий» — «residues» у Парето.
Наконец, есть много доказательств того, что некоторые из важнейших моральных моделей мы признаем не просто из рациональных соображений. Они прививаются нам с раннего детства и глубоко «внедрены» в нас как часть глубинной структуры нашей личности. Несоответствие им связано не только с риском подвергнуться санкциям извне, но и с опасностью вызвать внутренний конфликт, который приобретает масштабы настоящего бедствия. Таким образом, вопрос заключается не в том, служит или не служит институциональное поведение «эгоистическим интересам» человека. В самом деле, если какой-то конкретный индивид стремится удовлетворить свои собственные эгоистические интересы в этом смысле, то он может сделать это только посредством большего или меньшего конформизма с институционализированным определением ситуации. Но это, в свою очередь, означает, что он должен в значительной степени ориентироваться на шкалу стратификации. Таким образом, его мотивация направлена на то, чтобы «отличиться» или добиться большего признания по сравнению с себе подобными. Такое признание превращается в наиболее важный как для него самого, так и для других символ успеха либо неудачи, которыми заканчиваются его усилия реализовать свои собственные и чужие ожидания и его попытки соблюдать конформизм по отношению к ценностным стандартам. Что касается собственно эгоистического интереса, то само это «отличие» может быть — и часто бывает — важной непосредственной целью действия. Таким образом, стратификация — это один из главных фокусов структурализации действия в социальной системе8. 8 Успех», или «отличие», — это цель, сравнимая по степени своей обобщенности с богатством или властью.
То, что действие в социальной системе должно быть в значительной степени ориентировано на шкалу стратификации, внутренне присуще самой структуре социальных систем действия. При этом содержание шкалы, конкретные стандарты и критерии, посредством которых ранжируются индивиды, не одинаковы для всех социальных систем, а крайне разнообразны. Из принятого здесь определения шкалы стратификации следует, что это разнообразие будет функцией более общих различий в Ценностных ориентациях, которые, как можно показать эмпирически, весьма велики у отличных друг от друга социальных систем9. То, что существуют большие различия в ценностях, — это факт установленный. В некоторых случаях установлено также, в чем эти различия заключаются. Однако вряд ли можно сказать, что знаний в этой области накоплено достаточно для того, чтобы мы могли разработать приемлемую классификацию возможных ценностных ориентации, которую можно было бы просто взять и наложить на конкретные черты стратификации. Исходя из того, что существует дифференциальное ранжирование индивидов в терминах ценностей, можно построить классификацию некоторых социально значимых признаков, по которым индивиды дифференциально оцениваются. Такая классификация в свою очередь может быть связана с классификацией системы ценностей, так как последние дают нам обоснование того, почему различение по этим признакам (или отсутствие различения) рассматривается как законное. Можно предложить классификацию, построенную на основе дифференцированной оценки, которая, ни в коей мере не являясь окончательной и исчерпывающей, вместе с тем, как мы убедились, сравнительно конкретна и удобна. 9 Эмпирические примеры широкого диапазона различий в основных ценностных ориентациях можно найти в сравнительных исследованиях Макса Вебера по социологии религии («Gesammelte Aufsatze zur Reli-gionssoziologie», 3 Vols, 1934). Краткое изложение отдельных аспектов этих исследований дано в работе: Parsons Т., op. cit., ch. XIV, XV.
1. Принадлежность к родственной ячейке. Существует аспект дифференциального статуса, который индивид разделяет с другими членами любой родственной ячейки, характерной для данного общества. Принадлежность к ней может определяться как рождением, так и другими критериями, например, в случае брака по личному выбору в нашем обществе. 2. Личные качества. Личные качества — это такие особенности человека, которые отличают его от других людей и которые могут рассматриваться как основание для того, чтобы «оценивать» его выше других: пол, возраст, личная привлекательность, ум, сила и пр. И в той мере, в какой личными усилиями можно изменять эти качества, как, например, это бывает с понятием привлекательности у женщин, они тяготеют к следующей категории — «достижения». С точки зрения целей нашей работы, личные качества лучше рассматривать как часть того, чем индивид «является», а не как результат того, что он «делает». Конкретные качества распадаются на множество различных видов в диапазоне от некоторых основополагающих и совершенно неподвластных контролю индивида, как, например, пол, возраст, до таких, которые в принципе можно достигнуть. 3. Достижения. Достижения — это рассматриваемые как ценность результаты действий индивидов. Они могут воплощаться в материальных объектах. Это то, что может быть приписано прямому или косвенному действию индивида, за которое он морально ответствен. С одной стороны, достижения незаметно переходят в личные качества, а с другой — в четвертую категорию. 4. Владения. Владения — это принадлежащие индивиду предметы (не обязательно материальные), которые характеризуются тем, что их можно передавать. Качества и достижения как таковые тоже в некоторых случаях могут передаваться. Конечно, конкретные вещи, находящиеся во владении, могут быть результатом собственных и чужих достижений. Возможность контролировать качества людей является разновидностью владения. 5. Авторитет (authority). Авторитет — это институционально признанное право влиять на действия других независимо от непосредственного личного отношения этих других к направлению такого влияния. Авторитет осуществляется лицом, занимающим официальную должность или же другой социально определенный статус, как, например, статус родителя, врача, пророка. Вид авторитета и его степень представляют собой, естественно, один из наиболее важных критериев дифференцирующей оценки индивидов. 6. Власть (power). Полезно рассмотреть и шестую, остаточную, категорию — власть. Лицо обладает властью лишь постольку, поскольку его способность влиять на других и достигать либо сохранять то, чем оно владег, не санкционирована институционально. Лица, которые обладают властью в этом смысле слова, часто на деле пользуются ею для того, чтобы снискать себе прямое признание в той или иной форме. Более того, власть может быть (и, как правило, бывает) использована для получения узаконенного статуса (авторитета) и символов признания. Date: 2016-05-14; view: 354; Нарушение авторских прав |