Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация наук о действии 2 page
Место социологии Как мы видели, решение вопроса власти, также как и множества других сложных проблем, касающихся систем социального действия, предполагает их отнесенность к факту интеграции индивидов по отношению к общей системе ценностей, которая является источником легитимности институциональных норм, общих конечных целей действия, смысла ритуальных действий и др. Все эти феномены могут быть отнесены к единому общему эмерджентному свойству систем социального действия, которое может быть названо «интеграцией вокруг общих ценностей». Это ярко обозначенное эмерджентное свойство легко отличимо от двух других — экономического и политического. И если назвать это свойство социологическим, то социология может быть определена как «наука, которая пытается разработать аналитическую теорию систем социального39 действия в той мере, в какой эти системы могут быть поняты в терминах свойства интеграции на основе общих ценностей». Таким образом, на основе эмерджентных свойств систем действия, отсутствующих в элементарной единице действия, возможно различить три четко определенных сферы таких свойств. Каждая из этих сфер ассоциируется с группой эмерджентных свойств, которые, с одной стороны, исчезают, когда система дробится на единицы анализа, не свойственные данному уровню сложности, а с другой стороны, не могут мыслиться как единственно существующие, когда конструирование таких систем переходит за пределы этого уровня сложности. Таким образом, вполне резонно выделить три аналитические социальные науки об организованных системах действия — экономика, политика40 и социология. В основе этого деления лежит отношение каждой из них к упомянутым трем эмерджентным свойствам таких систем. 39 Включающего множество акторов, взаимно ориентированных на действия друг друга. 40 Автор пришел к такому определению места политики в значительной мере под влиянием обмена мнениями с профессором Гарвардского университета К-Дж- Фридрихом. Последний, однако, не несет ответственности за кон кретную формулировку, которой пользуется автор.
Остается единица действия. Ее основные свойства сами по себе не составляют предмета независимой аналитической науки. Эти свойства образуют скорее общую методологическую основу всех наук о действии, ибо именно эти основные элементарные свойства единицы действия в своих взаимосвязях составляют общую систему координат всех наук о действии. Сказать, что единица действия может быть предметом независимой науки о действии, будет так же неверно, как утверждать, что существует независимая наука о пространстве и времени. В то же самое время существуют два пункта, в которых систематическое теоретизирование относительно действия не исчерпывается только что упомянутыми тремя систематическими науками. Во-первых, выше ничего не было сказано о проблемах, проистекающих из того факта, что элементы и процессы действия включают понятие действующего лица. Это другой органический аспект систем действия, не охватываемый тремя названными группами эмерджентных свойств, о которых говорилось выше. Этот аспект уже упоминался в связи с агрегационной организацией систем действия, предполагающей понятие личности. Размышления показывают, что конкретная личность может быть частично объяснена на основе аналитических систем трех названных социальных наук. Этот аспект может быть назван социальным компонентом личности. Однако в результате социального анализа личности получается остаток, не поддающийся объяснению в пределах системы координат теории действия. В той мере, в какой этот остаток может быть абстрагирован от специфического содержания конкретных целей и норм единиц действия, как фактов среды, он может быть приписан наследственности. Следовательно, существуют определенные эмерджентные свойства систем действия, которые, по крайней мере частично, объясняются исходя из наследственной основы личности. Таким образом, существует место для систематической аналитической науки, занимающейся этими свойствами. И нет другого способа, которым психология могла бы быть определена в понятиях используемой здесь общей схемы — как аналитическая, но не историческая наука41. Это должна быть, следовательно, аналитическая наука, занимающаяся переменными свойствами систем действия, выводимыми из наследственной природы личности. 41 Два из существующих определений делают из психологии историческую, в нашем смысле, науку. Это определение ее, во-первых, как науки о «поведении» и, во-вторых, как науки о «разуме» («mind») или «субъективных процессах».
Это определенно делает психологию наукой о действии и, несмотря на общее для них отношение к наследственности, проводит черту между нею и биологией42. Категории психологии относятся к свойствам систем действия в их особой связи с подсистемой личности. Они, таким образом, пространственны. Они являются разновидностями функций организма, взятого как целое. Но они абстрагированы от социальных отношений и, следовательно, от тех свойств систем действия, которые появляются только на социальном уровне. Далее, общие свойства единицы действия, абстрагированные от экономического, политического и социального рассмотрения, могут изучаться под углом зрения конкретного содержания целей, норм и знаний. Поскольку основные свойства единицы действия не составляют основы независимой аналитической науки, а скорее образуют общий базис всех наук действия, то из него вырастает не одна, а множество дисциплин, в соответствии с классами конкретных целей43. Эти дисциплины могут быть названы технологиями. Конкретно они могут быть очень важными, но относительно мало добавляют к систематической аналитической теории действия. Общей для всех этих пяти аналитических дисциплин является базисная схема действия как на дескриптивном, так и на аналитическом уровнях. Факты, релевантные им всем, могут быть переведены на язык схемы действия как системы координат. Но в то же самое время в большинстве случаев удобно оперировать более специализированными подсхемами. По отношению к экономике это в первую очердь схема «предложение—спрос». В политических дисциплинах это, во-первых, схема социальных отношений в особой форме отношений власти, и во-вторых, — схема групп44. В социологии особенно удобна схема отношений и групп. В психологии явно центральной является схема личности45. И наконец, технологии по своей природе могут работать только в терминах элементарной схемы действия "средства—цель". 42 См. примечание «Г» к главе II. 43 Таких, как промышленные, военные, научные, эротические, ритуальные, аскетические, созерцательные, художественные и т.д. 44 Как, например, теории политического плюрализма.
История может рассматриваться прежде всего как общая наука исторического типа, имеющая дело с человеческим действием46. Как уже было отмечено, она имеет тенденцию быть скорее относительно, нежели полностью исторической дисциплиной. Помимо подразделений на периоды и на конкретные социальные группы, народы, нации и т.д., история имеет тенденцию делиться на разделы по изучению классов конкретных фактов, особенно релевантных тем или иным аналитическим наукам о действии. Существуют экономическая история, политическая история, социальная (возможно, социологическая) история, биографии людей и истории различных конкретных технологий. История религий должна быть по очевидным причинам включена в социологический раздел. Главным критерием различия между отдельными ответвлениями истории должно быть рассмотрение фактов в понятиях той или иной дескриптивной подсхемы действия. В этом смысле биография есть история личности. Необходимо заметить, что история здесь рассматривается исключительно потому, что она претендует на статус эмпирической науки или, другими слипами, она пытается достичь эмпирически проверяемых суждений о факте и о причинных отношениях. Любой другой аспект конкретных исторических работ, как, например, работ по искусству, лежит за пределами настоящего обсуждения. 46 В отличие от того, что, с одной стороны, может быть, а с другой — истории идей и прочих культурных систем.
В то время как для достижения ясности мышления важно подчеркивать логические различия между отдельными аналитическими науками о действии, не менее верно и значимо то, что, поскольку все они образуют подсистемы одной и той же большой и всеобъемлющей теоретической системы, их внутренние взаимосвязи чрезвычайно тесны, и ученый не может позволить себе пренебрегать ими47. Больше того, представляется, что человек, работающий в одной из подсистем и не имеющий хотя бы некоторых представлений о других, не может выполнить научную работу на высоком уровне. Это становится особенно верным на высших уровнях исследования. Социолог может надеяться сделать удовлетворительную работу — эмпирическую или теоретическую - без знаний в области психологии, экономики и политики не более, чем биолог — без знаний физики и химии. Причины здесь одни и те же. «Механизмы» процессов, которые интересуют социолога, всегда обнаруживают в себе кардинально важные элементы из этих «низших» уровней. Этот факт долгое время затемнялся эмпирицистской методологией и тесно связанным с ней «элементарным» уровнем аналитического мышления в науках о действии. Правда, положение нередко спасало то, что в этих областях отнюдь немаловажное место занимает здравый смысл. Хороший здравый смысл часто приносит лучшие результаты, чем плохой теоретический анализ48. 47 Эти взаимосвязи, естественно, порождают пограничные области, аналогичные физической химии или биохимии. Например, социальную психологию, социальную экономику и т.д. 48 Что вовсе не означает преимущества получаемых им результатов по срав нению с результатами хорошего теоретического анализа.
Необходимо отметить, что место, отведенное в этой классификации социологии, делает ее специальной аналитической наукой на том же уровне, что и экономическая теория. Эта процедура противоречит методологической традиции в этом вопросе. Господствующий энциклопедический подход сделал бы социологию полностью исторической наукой в указанном выше смысле. Вебер, определяя ее как науку о социальном действии, сделал бы ее относительно исторической наукой или синтетико-анали-тической наукой о действии, вкючающей экономику и политику. Исходная точка, из которой выведено настоящее заключение, — это взгляд на экономическую теорию как на специальную аналитическую науку, к чему пришел Парето. Приняв это, было бы нелепо остановиться здесь (если только речь не идет о первом приближении) и говорить только об одной такой науке в области действия. Это стало особенно верным, после того как были определены другие структурные элементы действия, которые являются частью той же самой широкой системы, что и экономика, и методологически занимают тот же самый логический статус в качестве эмерджентных свойств систем действия. Логично, следовательно, довести анализ до конца, до создания завершенной системы специальных аналитических наук о действии. Единственной альтернативой было бы возвращение к эмпирической основе классификации, что выглядит несостоятельным в свете предшествующего анализа. Процедура такой классификации, которая предложена здесь, уже имела свои прецеденты. Зиммель49 сделал, пожалуй, первую серьезную попытку создать основу для социологии как для специальной науки в указанном смысле. Его формула неприемлема для нас по причинам, в которые здесь нет места вдаваться. Но она была основана на правильных посылках, и отраженная нами позиция может считаться переформулированием ее верных элементов в более приемлемых терминах. Главной трудностью для Зиммеля было то, что позиция, которую он занимал по отношению к другим социальным наукам, мешала ему соотнести социологию с остальными аналитическими социальными науками на одном и том же методологическом уровне. Для него социология была единственной абстрактной аналитической наукой в общественной области50. 49 SimmelA. Soziologie, Кар. I. 50 Интересно сравнить этот взгляд с соответствующим статусом, которым наделена экономика в схеме Парето.
Кроме того, если бы дюркгеймовская концепция действия продолжала развиваться в сторону волюнтаризма, то весьма вероятно, что и в ее рамках были бы достигнуты подобные результаты. Еще задолго до последних работ Дюркгейма его концепция общества как «реальности sui generis» не могла больше рассматриваться как конкретная сущность, а только как абстрактный элемент или группа элементов конкретной реальности. Его концепция общества также хорошо согласуется с приведенной выше концепцией эмерджентности. Наконец, специфичное содержание понятия общества в его системе позволяет с полным основанием отождествить его с эмерджентным свойством интеграции вокруг общих ценностей. Точка зрения, изложенная здесь, является логическим завершением попытки поместить полученные Дюркгеймом значимые результаты в систематическую схему структуры действия51. Можно легко увидеть, почему такой взгляд должен был дождаться относительно полного развития обобщенной теории действия. Такое понимание социологии не могло развиться на позитивистской основе. Ибо на радикальном позитивистском полюсе все эмпирические науки становятся естественными науками в описанном выше смысле этого слова. Не доходя до этого полюса, системы действия, основанные на утилитаризме, могли рассматриваться на уровнях, на которых свойство интеграции вокруг общих ценностей еще не было эмерджентным. В отдельных наиболее удачных случаях оно считалось остаточной категорией, обычно выраженной в форме имплицитных посылок, таких например, как естественное тождество интересов. Если здесь и было место для чего-нибудь большего, чем психология, экономическая теория или политическая теория в духе Гоббса, то это должна была быть «синтетическая» наука52. С позиции идеализма, напротив, были ясно видны факты ценностной интеграции, но внутренне присущая идеализму тенденция состояла в том, чтобы ассимилировать их с культурными системами (в указанном выше смысле) и, следовательно, прийти к некоторой разновидности теории эманации. Фрейер в своей цитировавшейся выше книге с большой проницательностью анализирует эту тенденцию. Таким образом, до тех пор, пока социальная мысль оставалась разделенной на позитивистскую и идеалистическую системы, в ней не было места для аналитической теории социологии в том смысле, как это 51 Другая точка зрения, совпадающая с нашей во многих отношениях, выдвинута проф. Знанецким («Method of Sociology»). 52 Спенсеровская система была столь определенно утилитаристской, что этим и объясняется, почему он считал социологию энциклопедической наукой.
выше определено. Появление такого места является, вероятно, глубочайшим симптомом великих перемен в социальном мышлении, произведенных описанным выше процессом конвергенции. Одно слово в заключение. В последнее время имеет место сильная струя пессимизма во взглядах представителей социальных наук, особенно тех, которые называют себя социологами. Нам говорят, что существует столько же систем социологических теорий, сколько и самих социологов, что отсутствует общее основание, что все спорно и субъективно. По моему мнению, эти настроения основаны на двух одинаково неудачных посылках. С одной стороны, они поощряют тот взгляд, что единственной полноценной работой в социальной области может быть подобное фактологическое исследование без теоретического подспорья. С другой стороны, у тех, кто не желает удовлетворяться этим, такие настроения поддерживают опасный иррационализм, ведущий к полному отходу от научных стандартов. В этом втором случае говорят, что социология — это исскуство, что все ценное в ней должно измеряться стандартами интуиции и вдохновения, которые не проверяются канонами строгой логики и эмпирической верификации. Нужно надеяться, что наше исследование поможет борьбе с обеими этими опасными тенденциями. Оно может сделать это в двух принципиальных отношениях. Во-первых, выше было показано, что расхождения в рассматриваемой области не так велики, как может показаться на первый взгляд. Имеется существенный общий теоретический фундамент, и надо только дать себе труд копнуть поглубже, чтобы его обнаружить. Можно рискнуть высказать мнение, что эта общность будет тем более существенной, чем более велики ученые, работы которых мы изучаем. Было бы нетрудно представить четырех ученых, взгляды которых мы здесь разобрали, как примеры полного отсутствия согласия. И все же, в свете рассмотренных доводов, правилен вывод, что такое суждение было бы поверхностным. Их согласие значительно превышает различия, которые имеют место на более поверхностных уровнях. То, что произошло в умах этих людей, е является рождением неорганизованной массы произвольных субъективных суждений. Это часть глубокого и ющного потока развития научной мысли. Это является движением основной мысли, простирающимся далеко за пределы работ небольшой группы рассмотренных здесь исследователей. Во-вторых, даже если интерпретация природы научнго развития, сформулированная здесь, будет принята юлько применительно к этому частному случаю, то отсюда последует другой вывод. То, что было прослежено, — это не просто движение мысли в широком масштабе, это научный прогресс, и, можно сказать, выдающийся кучный прогресс. Одним из основных его аспектов является более ясное и глубокое понимание широкого диапазона фактов человеческого действия. Вся рассмотренная здесь теоретическая работа ориентируется на это достижение и оправдана им. Этого нельзя было сделать без систематического теоретического мышления, которое образует основу и является предметом данного исследования. Следовательно, нельзя согласиться с господствующим пессимистическим взглядом на общественные науки, особенно на социологию. Если сосредоточить внимание не на средних работах, а, как это полностью оправдано в подобном случае, на лучших, наиболее выдающихся, то нам нет необходимости стыдиться нашей науки. В пределах жизни одного поколения был достигнут заметный прогресс как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Мы подвели под будущее строительство прочный теоретический фундамент. 592. Естественная и социальная наука 601. Идеальный тип и обобщенная аналитическая теория 610. Логика эмпирических фактов
Мотивация экономической деятельности*
* Motivation of economical aktivities// Parsons Т. Essays in Sociological Theory. Revised Edition. Free Press, Macmillan. N.Y. (London), 1964, p. 50 — 68.
Специализация — это, несомненно, один из важнейших факторов развития современной науки, поскольку, по достижении определенного уровня профессионализма, даже при максимальном усердии можно постичь только ограниченную часть суммы человеческих знаний. Но в то же время некоторые виды специализации при определенных условиях мешают адекватному рассмотрению ряда проблем. Эти виды специализации оказываются малоплодотворными в основном потому, что специализированные науки прибегают к особого рода абстракции. Они образуют хорошо упорядоченные системы знаний, и организация этих знаний происходит вокруг относительно определенных, а потому ограниченных концептуальных схем. Изучаемые конкретные явления рассматриваются ими не в целом, а лишь в той мере, в какой они непосредственно релевантны концептуальной схеме, установленной в данной науке. В применении к некоторым узким проблемам и явлениям такое рассмотрение часто бывает адекватным. Но после того как такая концептуальная схема уже хорошо разработана, лишь в редких случаях ее абстрактность и связанная с ней ограниченность не становятся источником многих затруднений при изучении эмпирических проблем. Это особенно верно в тех областях, которые расположены несколько в стороне от центра интересов соответствующей науки в период выработки ее концептуальной схемы, в областях, к которым применяются более широкие выводы из этой концептуальной схемы и более широкие ее обобщения, и, наконец, в областях, в которых следует искать логически необходимые предпосылки для такого обобщения. Именно такое положение дел сложилось в экономической науке. Оно стало таковым потому, что из всех наук о человеческом поведении (социальном действии) она первая выработала хорошо интегрированную схему понятий и до сего дня поддерживает этот аспект своей науки на более высоком формальном и логическом уровне, чем какая бы то ни было другая социальная дисциплина. Но примерно сто лет назад экономисты стали проявлять интерес к тем положениям, которые выходят за рамки созданной ими концептуальной системы и за рамки тех фактов, которые удалось упорядочить с помощью этой системы. Часто этот интерес проявлял себя косвенно, в виде теоретических спекуляций, связанных с идеями «невмешательства государства», функционирования целостной системы «свободного предпринимательства», не связанной никаким контролем извне. Специфика такого теоретизирования заключалась в игнорировании тех элементов человеческого действия, которые в явном виде не присутствовали в концептуальном арсенале классической экономической теории. Коль скоро внимание экономистов привлекли столь широкие проблемы, то — сознательно или нет — им неизбежно пришлось затрагивать и проблемы мотивации экономической деятельности. Процесс поддержания равновесия в свободной экономике основывается, согласно классической теории, на ее чувствительности к определенного рода изменениям в ситуации действия: ценам, предложениям, условиям спроса и пр. Основное действующее лицо этой системы — бизнесмен — рассматривается в такой ситуации, где преобладающую роль в адаптационных процессах (если их проанализировать с точки зрения того, почему индивид действовал именно так) играет расчет прибылей и расходов в их денежном выражении. В определенном практическом смысле, по-видимому, вполне правомерным представлялось сказать, что экономический субъект поступает так или иначе, исходя из задачи предельно повысить свой «эгоистический интерес», понимаемый как денежный доход предприятия. Иначе говоря, субъект экономической теории всегда предпочтет больший денежный доход меньшему и меньший убыток (в денежном выражении) — большему. Из этих кажущихся очевидными фактов сам собой вытекал вывод, что вся система функционирует и поддерживается в равновесии благодаря «рациональному соблюдению экономического интереса» всех участвующих в ней индивидов. Возникало даже ощущение, что данная формула — это приемлемая основа для общей теории мотивации человеческого поведения, по крайней мере, в экономической и профессиональной сферах. При этом важно также отметить, что указанная формула, как и различные ее модификации, не были прямыми результатами наблюдения и анализа, выполненными на эмпирическом уровне, как это имело место, например, при создании теории стоимости и распределения. Эта формула просто оказалась удачной для заполнения бреши, которая образовалась при попытке создания логически замкнутой теории экономического действия. При отсутствии эмпирической основы данную брешь можно было заполнить только при помощи максимально широких обобщений. И такие находящиеся вне собственно экономической области распространенные доктрины, как психологическая доктрина гедонизма, казалось, подкрепляли эту формулу и вселяли уверенность в универсальности применения экономической системы понятий. Тем временем в других науках, изучающих поведение человека, велась своя работа, но большей частью она осуществлялась в отрыве от исследований, ведущихся экономистами. Однако и она также затрагивала проблемы мотивации, в частности в таких аспектах, которые оказались существенными и применительно к сфере экономических исследований. Этими науками были социальная антропология, а также некоторые разделы социологии и психологии. И хотя некоторые выдающиеся ученые, такие, как Парето, Дюркгейм, Макс Вебер, в своих работах непосредственно затрагивали и освещали определенные аспекты взаимоотношения названных наук с некоторыми проблемами экономики1, все же изоляция экономической теории от указанных областей знаний осталась непреодоленной. Таким образом, всесторонний анализ проблемы экономической мотивации, принимающий во внимание всю совокупность знаний, полученных в разных дисциплинах, в настоящее время, даже в самом схематическом виде, остался неосуществленным. Попытка дать наметки такого анализа и является главной задачей данной статьи. 1 См.: Parsons Т. The Structure of Social Action (N.Y., 1937), где работы данных авторов рассматриваются в этом аспекте.
Среди экономистов широко распространено убеждение, что преимущественно «эгоистическая» теория, или теория «корыстной заинтересованности» как основы мотивации экономической деятельности, является логически необходимой для экономической науки. Можно с уверенностью сказать, что тщательный анализ методологических основ экономической теории как аналитической схемы убедительно доказывает, что это не так. Для такого утверждения необходимы, разумеется, определенные предпосылки. По моему мнению, их две. С одной стороны, экономический анализ имеет эмпирическое значение только в том случае, когда есть простор для определенной рациональности действий, т.е. для оценки их преимуществ и недостатков, «выгод» и «затрат», с целью увеличить разницу между ними. Если же, например, поведение чисто инстинктивно или традиционно, то оно не поддается анализу в рациональных терминах. С другой стороны, значение такого анализа весьма велико, поскольку существуют достаточно широкие сферы, в которых вещи, а также люди (в обобщенной экономической терминологии — ресурсы) могут рассматриваться в «утилитарном духе», т.е. не как конечные цели, а лишь как морально и эмоционально нейтральные (в известных пределах) средства экономической деятельности. По степени экономической рациональности поведения между различными индивидами и между различными обществами имеются существенные различия. Далее, экономическая рациональность обязательно связана с эгоизмом в обычном понимании этого слова. Как уже говорилось, непосредственная цель экономического действия в условиях рыночной экономики — это максимизация чистого денежного дохода или, более абстрактно, разницы между прибылью и затратами. Выбор средств, поскольку он в этом смысле слова «экономически мотивирован», определяется в первую очередь именно этой непосредственной целью. Однако совершенно неоправданным является предположение, что эта непосредственная цель — прямое и единственное выражение изначальных движущих сил человеческого поведения. Напротив, преследование этой цели вполне совместимо с очень большими различиями в глубинных мотивах. По сути, основным результатом всего последующего анализа будет утверждение, что «экономическая мотивация» — это вообще не категория мотивации как таковой, а скорее точка, в которой для ориентации в определенного типа ситуации сходится множество различных мотивов. В соответствии с этим устойчивость и распространенность так называемого «экономического поведения» — это не результат «единообразия человеческой природы», ее эгоизма или гедонизма, а следствие определенных особенностей структуры социальных систем действия, которые, однако, не являются абсолютно постоянными, а подвержены институциональным изменениям. Теоретический анализ экономики абстрактен сразу в нескольких различных смыслах этого слова. Это очень важно для нашего рассуждения, так как спорные проблемы, о которых здесь пойдет речь, возникают именно в области исходных посылок экономической теории, а так- же данных, принятых в ней за «постоянные» величины. Для того чтобы показать, что представляет собой эта интересующая нас абстрактность, лучше, наверное, начать с формулы, многократно обсуждавшейся в экономике. Думается, что этой формуле можно придать более конкретный смысл в терминах современной социологической теории. Эта формула гласит, что экономическая деятельность имеет место внутри «институциональных рамок общества», а экономическое поведение является одной из фаз институционального поведения. Институты или институциональные схемы в том смысле, в каком данное понятие будет здесь употребляться, — это главный аспект социальной структуры в самом общем ее понимании. Это нормативные модели, которые определяют, что в данном обществе считается должным, законным или ожидаемым образом действия или социального взаимоотношения. Есть два первичных критерия, по которым из различного рода нормативных моделей, управляющих действием человека, выделяются модели, имеющие институциональное значение. Во-первых, такими моделями являются модели, основанные на общепринятом в данном обществе нравственном чувстве; конформизм по отношению к ним — вопрос не только целесообразности, но и морального долга. Во-вторых, про эти модели можно сказать, что они не «утопические», так как утопическим моделям, какими бы желанными они ни выглядели, могут следовать лишь немногие, а если и бывает, что им следуют более широкие слои людей, то только при чрезвычайных обстоятельствах. Например, крайний альтруизм Нагорной проповеди или крайний героизм очень горячо одобряются, но в действительности никто не ожидает от рядового индивида, что он будет всегда поступать в соответствии с этими принципами. Другое дело — модель институционализированная: конформизм по отношению к ней является частью узаконенных ожиданий общества и самого индивида. Типичная реакция на нарушение институционально установленного правила — это негодование, связанное с чувством «обманутого ожидания». Человек, находящийся в положении опекуна и рас- Date: 2016-05-14; view: 355; Нарушение авторских прав |