Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика – философское учение о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания





 

Впервые диалектика, как учение о развитии, предстала в философии Гегеля: он создал систему идеалистической диалектики. Гегель сформулировал основные законы и категории диалектики.

В противовес концепции Гегеля Маркс и Энгельс разработали материалистическую диалектику, которая рассматривает развитие как атрибут материи, а не только духа, они расширили сферу диалектики, не ограничивая ее только духом. Они распространили действие ее законов на природу человеческой истории, общество и на научное познание.

Т.о. существует два основных вида диалектики по содержанию: идеалистическая и материалистическая.

 

По сфере проявления диалектика подразделяется на:

 

Объективную. Это процессы развития в природе (эволюционные процессы, рост организмов) и обществе (рост науки и техники, производства, изменение социальных отношений)

Субъективную. Это развитие сознания, т.е. развитие понятий, появление новых идей, теорий.

 

В мире, как гласит диалектика, все находится во взаимной связи изменений и развития, причем начиная с элементарных частиц и кончая космосом.

Этот состояние порядка и правильности выражается законом. Закон выражает всеобщую, необходимую, существенную, устойчивую, повторяющуюся связь с проявлениями действительности.

 

Признаки закона:

- Всеобщность, т.е. связь характерна для всех явлений, попадающих под сферу действия закона.

- Необходимость и существенность – связь не случайна, неизбежна и значима.

- Устойчивость и повторимость – связь носит не единичный характер, она проявляется всегда, во всех случаях.

Совокупность этих признаков и устанавливает связь между явлением и законом. В отличие от правила, закон не имеет исключений. Понятие закона является общенаучным.

 

По степени распространенности законы можно разделить:

- Универсальные законы. Они действуют во всем мире, в материальной и духовной сферах (в природе, обществе, человеческом сознании). Сюда относятся законы диалектики.

- Общие законы, которые действительны в какой-то одной сфере (В природе, обществе, в сфере сознания).

Частные законы, действующие в некоторой области из одной сферы. (Законы экономики, логики).

 

Впервые законы диалектики были открыты Гегелем. Выделяют 3 основных закона диалектики:

- Закон единства и борьбы противоположностей.

- Закон перехода количественных изменений в качественные.

- Закон отрицания "отрицания" или закон диалектического синтеза.

Их считают основными, т.к. они выражают суть развития и отвечают на несколько самых важных вопроса означающих суть развития:

- Почему происходит развитие?

- Какова причина? (Ответ на этот вопрос дает закон единства и борьбы противоположностей, а именно - противоречие).

- Как происходит развитие? (Ответ на этот вопрос дает закон перехода количественных изменений в качественные, а именно – качественный скачок – механизм развития).

- В каком направлении происходит развитие?

- Какова форма?

- Есть ли связь между старым и новым? (Ответ дает закон отрицания "отрицания", а именно – диалектическое отрицание дает связь старого и нового, а диалектическая спираль выражает форму развития).

48. The doctrine of universals

Об универсалиях

Одна из особенностей средневековой философии проявилась в знаменитом споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий (от лат. общий), т.е. о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 - ок. 877) и главным образом Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий. Универсалии существуют трояким образом: "до вещей" в божественном разуме, "в самих вещах" как их сущность, или форма и "после вещей", т.е. в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения. Такое решение вопроса носит в истории философии название "умеренного реализма" в отличие от "крайнего реализма", согласно которому общее существует только вне вещей.

Номиналисты, в первую очередь французский философ и теолог Росцелин (ок. 1050 - ок. 1120), довели идею отрицания объективного существования общего до логического конца, считая, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении, т.е. они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование "до вещи". Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания. Как и следовало ожидать, церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 г.


49. Peter Abelard,his philosophical doctrine.

Философия

В споре реализма с номинализмом, господствовавшим в то время в философии и богословии, Абелярзанимал особое положение. Он не считал, подобно Росцелину, главе номиналистов, идеи или универсалии(universalia) только простыми поименованиями или отвлечённости, равно не соглашался с представителемреалистов, Гильомом из Шампо, что идеи составляют всеобщую действительность, равно как не допускалтого, что действительность общего выражается в каждом отдельном существе. Напротив, Абеляр доказывали заставил Гильома из Шампо согласиться с тем, что одна и та же сущность подходит к каждому отдельномулицу не во всём её существенном (бесконечном) объёме, но только индивидуально, конечно («inesse singulisindividuis candem rem non essentialiter, sed individualiter tantum»). Таким образом, в учении Абеляразаключалось уже примирение двух великих противоположностей между собой, конечного и бесконечного, ипоэтому его справедливо называли предтечей Спинозы. Но всё-таки место, занятое Абеляром по отношениюк учению об идеях, остаётся спорным вопросом, так как Абеляр в своём опыте выступить посредником междуплатонизмом и аристотелизмом высказывается весьма неопределённо и шатко.

Большинство учёных считают Абеляра представителм концептуализма. Религиозное учение Абелярасостояло в том, что Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобыудержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера, говорил он, зиждетсянепоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера,приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойнасвободной личности.

Абеляр утверждал, что единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. Поего мнению, даже апостолы и отцы церкви могли заблуждаться. Это означало, что любая официальнаядогма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной.

50.- Features of the development of Arabic philosophy.

51.Arabo-Muslim philosophy (general overview).







Date: 2016-05-24; view: 679; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию