Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение для истории философии





Элейская школа древнегреческой философии значима для истории становления философской мысли тем, что именно её представителями впервые введена центральная категория философии «Бытие», а также способы рационального постижения этого понятия.

Известный как «отец логики», древнегреческий философ Аристотель впоследствии назвал Зенона первым диалектиком. Диалектика – наука об единстве противоположностей, получила в XVIII статус методологии философского познания. Именно благодаря элеатам впервые были поставлены вопросы об истинности рационального познания и недостоверности мнения, основанного на личных суждениях и опытном восприятии действительности.

В более поздний, классический, период становления науки отношение бытия и мышления как основных философских категорий стало универсальным принципом, на основе которого произошло разграничение сфер онтологии и гносеологии.

В истории философской мысли постановка вопросов более важный, с точки зрения развития, элемент познания, нежели варианты поиска ответов на вопросы. Поскольку вопрос всегда указывает на пределы наших возможностей, а следовательно, перспективу рационального поиска.

18. The philosophy of empiricism.

ЭМПИРИЗМ

(от греч. empiria — опыт) — одно из важнейших направлений в философии Нового времени,утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, амышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, ноне вносят в него ничего нового. Э., с одной стороны, был рожден протестом противсхоластического жонглирования понятиями, оторванного от реальной жизни и практики, с др.стороны, он выражал опытный, экспериментальный характер нарождающегося естествознания.В качестве целостного направления в теории познания Э. существовал в течение 17—18 вв.Важнейшими его представителями были Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э.Б. де Кондильяк. Онивели полемику с представителями рационализма (В. Декарт, Г.В. Лейбниц), настаивавшими натом, что достоверное знание, в частности всеобщие и необходимые истины (напр.,математики), способен получить только разум, но не ограниченный и конечный опыт.
С т.зр. Э. душа человека представляет собой «чистую доску», воздействуя на которую, природарисует свой правдивый портрет. Бoльшая часть идей, имеющихся в сознании человека,порождена именно чувственным восприятием. «Наши чувства, — писал, напр., Локк, — будучиобращены к отдельно чувственно воспринимаемым предметам, доставляют ему разные,отличные друг от друга восприятия вещей в соответствии с разными путями, которыми этипредметы действуют на них. Таким образом мы получаем идеи желтого, белого, горячего,холодного, мягкого, твердого, горького и сладкого, а также все те идеи, которые мы называемчувственными качествами. Когда я говорю, что чувства доставляют их уму, я хочу сказать, что отвнешних предметов они доставляют уму то, что вызывает в нем восприятия. Этот богатыйисточник большинства наших идей, зависящих всецело от наших чувств и через них входящих вразум, я и называю ощущением». Человеческий разум не принимает никакого участия ввозникновении идей, он способен лишь исказить их, поэтому для достижения адекватногознания следует сначала очистить разум от «идолов» или «призраков» (Бэкон), вносящихискажения в чувственное восприятие мира.
Представители Э. резко отделяли разум от чувственного восприятия, полагая, что в процессепознания они действуют независимо друг от друга. Однако уже Д. Юм осознал, чтопротивопоставление разума чувствам ошибочно, что разум всегда принимает участие вобразовании чувственных впечатлений, а И. Кант уже прямо истолковывал опыт как результатвзаимодействия чувственности и рассудка. Однако характерная для эмпиризма тенденциясчитать более надежным и обоснованным знание, полученное посредством органов чувств, ине доверять пострениям разума сохранилась и в 19—20 вв. и нашла выражение в различныхформах позитивизма. Представители логического позитивизма, напр., проводили резкуюграницу между теоретическим и эмпирическим знанием и считали абсолютно достовернымитолько протокольные предложения, выражающие «чистый чувственный опыт» субъекта. Всеподлинно научные предложения и теории представляют собой, по их мнению, не что иное, какконцентрированное выражение этого чувственного опыта, поэтому они могут быть сведены(редуцированы) к протокольным предложениям. Все то, что не может быть сведено кпротокольным предложениям, т.е. к чувственному восприятию, логические позитивисты считалилишенным познавательного значения и попросту бессмысленным. В середине 20 в. третьяволна позитивизма схлынула, однако до сих пор в филос. сочинениях, посвященныхпроблемам теории познания, можно обнаружить явные или неявные склонности авторов к Э.или рационализму. Это свидетельствует о том, что вопрос об источниках познания и о природечеловеческого знания представляет собой одну из фундаментальных филос. проблем, ответ накоторую заново дает каждое новое поколение философов.

20)Empedokl - the doctrine of the four elements of life.







Date: 2016-05-24; view: 556; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию