Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Астрология и история





Астрология, по существу, исследует структурирующую энергию циклического времени, влияющую на экзистенциальные события. Это – исследование тех циклов, для измерения которых периодические движения астрономических тел предлагают нам сложный, но наглядный тип «часов». Астрология – метод, базируемый на допущении, выведенном из самых очевидных фактов человеческого опыта: что каждый экзистенциальный процесс имеет начало и конец, и проходит между этими двумя событиями через ряд приметных и измеримых фаз (или критических точек) трансформации.

Если все космические, планетарные, биологические и психологические процессы являются в своей основе «циклическими», поскольку они разворачиваются во времени, к ним можно теоретически подойти как к «целым», имеющим определённую и измеримую структуру роста. Если мы сможем «изолировать» эти целые и изучить их внутреннюю структуру времени, то получим знание о схеме их развития; и если мы посмотрим на определённую фазу этого развития, соответствующую нашему «сегодня», то сможем предположить, каковы будут ближайшие фазы в терминах структурного характера целого, которое мы наблюдаем. По крайней мере, приблизительно сможем рассчитать следующий поворотный момент и степень процесса. Однако, заметим, что мы делаем это не в терминах определённых событий, а в терминах структуры целого процесса. Мы рассматриваем весь цикл; наш подход является холистическим.

Позвольте привести пример: биолог изучает десятилетнюю девочку и пытается предположить какой она станет через пять лет. Ему известно, что через пять лет девочка будет проходить через кризис половой зрелости – крайне существенный биопсихологический кризис роста. Он просто знает это, так как ему известно действие структурного паттерна процесса жизни женского человеческого существа. Его сознание воспринимает структурное развитие женщины от рождения до смерти как целое; следовательно, его подход является холистическим.

В отличие от этого существует другой подход. Возьмём современный тип историка с некой другой планеты (собирающего факты в свой каталог), который совершенно не знаком со структурным развитием организма женщины. Если бы он попытался нарисовать картину того, какой будет эта девочка в 15 лет, руководствуясь только изучением последовательности изменений её жизни от семи до десяти лет, – у него просто не оказалось бы ни одного надёжного способа это сделать. «Исторические» события жизни девочки от семи до десяти лет могут дать некую кривую, но экстраполирование особенностей этой кривой в будущее, в пятнадцатилетний возраст, было бы весьма бесполезным действием; оно не дало бы возможности предвидеть влияние пубертатного периода на личность человека. Такой подход не может предсказать половую зрелость; поскольку половая зрелость как феномен не находится в области адекватно предсказуемого умом. Ум не обладает пониманием целой жизни человека от рождения до самой смерти. Половая зрелость – структурное изменение, присущее всему процессу существования, который мы называем человеческим бытием. Вокруг него может иметь место огромное разнообразие событий. Некоторые из них счастливые, а некоторые весьма разрушительные. В основе этих событий (гобелена жизни) стоит структурное изменение, которое придаёт направление и цель этим событиям; а значение может быть выведено уже потом, из (произошедших) событий.

Если мы смотрим на человеческую жизнь как на ряд физических и психологических случаев, перетекающих из одного в другой, всё что мы можем фактически наблюдать, это непрерывный ряд изменений, вызовов и реакций, отношений со средой (то образующихся, то исчезающих), удовольствий и страданий. Так мы уже заимствуем исследовательскую позицию, занятую современным романистом, описывающим в подробных деталях день или год из жизни человека, но никогда не связывающим эту ограниченную последовательность событий с человеком как полное целое, имеющее начало и конец, а также фундаментальную «индивидуальность» и цель (какой бы широкой, бессознательной или сверхсознательной эта цель ни была), или «судьбу» в философском смысле слова. Но можно ли по-настоящему понять какую-либо организованную систему функциональных действий, если мы не изучаем её в целом – не только в пространстве, где тело мы видим и ощущаем, но также и во времени, то есть, в терминах всего цикла его существования?

Я мог бы в начале весны сделать кинофильм об одной неделе из жизни яблони; но может ли точное описание появления на дереве цветка в виде маленького зародыша помочь мне понять значение и функцию этой яблони в саду? Может ли эта съёмка сказать мне о фруктах и семени в яблоке, которое (по крайней мере, для человека) видится целью и «судьбой» этого дерева? Я могу описать один день из жизни вовлечённого в революционное движение Рихарда Вагнера, во время его бегства из Германии в 1848 году. Сможет ли это описание заставить меня понять талант Вагнера, его Тетралогию или, например, значение Бейрута в культуре Западной Европы?

Аналогично, можем ли мы на самом деле понять множество исторически зарегистрированных событий, которые произошли в Европе в течение восемнадцатого столетия, если мы не рассмотрим их как единую определённую фазу развития опознаваемого нами целого, называемого Европой, или современной европейской цивилизацией? Эта цивилизация, – как Арнольд Тойнби пытался прояснить для любого проницательного и «холистического» сознания, – является поддающимся определению и структурированию процессом. Вы можете видеть, что она появляется из распада предыдущей Средиземноморской цивилизации и проходит через определённые фазы роста, согласно последовательности, которая параллельно опознаётся в других цивилизациях. Но параллелизм является структурным, не экзистенциальным; он не относится к точному повторению событий.

Если мы строго очертим область истории (наших историков), состоящую из простого сбора данных и анализа документов, то заявление, что человеческие Общества (или цивилизации) составляют «целые» с полностью опознаваемым паттерном роста, созревания и распада, сразу окажется за пределами упомянутой области исторического исследования. Но если вы определяете «историю» за пределами (трактовок историков), нужно искать новое слово, характеризующее новый порядок мысли, имеющей дело с эволюцией человечества как целого, с ростом и распадом различных единиц социально-культурных организаций, которые были определены Тойнби (совсем недавно) как «цивилизации».

Однако, не так давно, у нас появилась возможность изучения прошлого развития человечества в глобальном смысле, то есть, изучения того, как это развитие происходило синхронно по всему миру, столетие за столетием. Точка зрения Шпенглера была фрагментарна, так как он был определённо необъективен; и даже Тойнби развивал собственные пристрастия, особенно в обсуждении будущих перспектив Западной Цивилизации. Несколько лет назад редакторы замечательного движения Plante в Париже (Франция) начали публикацию ряда томов Les Metamorphoses de l»Humanite, в которых содержатся собранные и изученные за время прошлых столетий данные социально-культурного развития человечества в его общих культурных проявлениях: как это развитие принимало форму одновременно на разных континентах. Публикация, хотя и представляет собой лишь неполную попытку (в ней особый акцент ставился на культурные и художественные проявления), однако явилась, насколько я знаю, первым хорошо организованным и тщательно представленным глобальным исследованием Человека в обществе – Человека-деятеля, Человека-«великого мечтателя». Этот труд выявил удивительную синхронность в социально-культурных тенденциях, проявляющихся во всём мире; с его помощью был пролит свет на малоизвестные, до недавнего времени, регионы земного шара, особенно на Африку, – также обладавшую большим количеством значительных культур.

Пока западные историки оставались в большой степени слепы ко всему происходившему вокруг Средиземного моря, не могло быть и речи о глобальной истории. Холистический и структурный подход к эволюции человечества тем более был невозможен, потому как такой подход требует практически «планетарной» точки зрения. Под этим я подразумеваю, что холистический подход даёт возможность осознавать прежде всего структурную цельность планеты Земля. А также, осознавать взаимозависимости различных «сфер», которые составляют функциональные области в полной системе активности нашей планеты: литосферы, биосферы, атмосферы, стратосферы, ионосферы и т.д.; и мы должны добавить «ноосферу», область всех способов деятельности, относящейся к двум очень широким (и не определяемым в точности) терминам: «сознание» и «ум».

Мы до сих пор ссылаемся (надо сказать, довольно небрежно) на мир минералов, растений, животных и людей; но слово «минерал» не способно показать нам взаимосвязь между человечеством и океанскими, атмосферными потоками и штормами, между развитием цивилизаций и изменениями в климате, или (помимо этих заметных изменений) далеко идущие изменения магнетизма Земли и ионосферы как ответ на солнечные ветры и (наиболее вероятно) на силы, которые рождаются в галактических пространствах.[3]

Изучение старых документов вполне устраивает историков. Археологи или этнологи ограничиваются тщательным исследованием записей прошлого или изучением всё ещё живущих примитивных племенных обществ. Но такой аналитический подход, по-своему ценный как таковой, едва ли способен ответить сколько-нибудь осмысленно на решающую проблему, которой захвачен современный человек в период потенциально катастрофического кризиса: куда идёт человечество? Где мы находимся? Что мы можем ожидать? Здесь необходимо нечто большее, некий структурный и планетарно-космический подход, который позволил бы нам объединить наше бурное настоящее в его обширном процессе эволюции человечества; и самой планеты, которая является единым домом для всего человечества мира.

Большой успех работ Тейяра де Шардена заключается в том, что он попытался дать нам глобальную картину эволюции Человека на фоне более широкой мировой картины. Ценность такой картины мира, однако, ограничена религиозной доктриной, на которой она основана. Доктрина может быть не приемлема для многих народов мира, по крайней мере тот способ, которым она была сформулирована французским священником-учёным. Другими словами это метафизическая картина, которая связывается в ма́стерской (хотя и служащей определённой цели) манере, с научными теориями, которые также могут (в лучшем случае) оказаться верными, но могут и претерпевать значительные изменения под влиянием новых «фактов», например: вне сомнений было доказано существование цивилизаций высокого уровня миллион лет назад (Атлантида?).

Астрология в своей истинной природе основана не на тенденциозной метафизике или религиозной вере. Она основана на фактах общего человеческого опыта, который она может обобщать и интерпретировать. Атомная теория тоже основана на обобщении и интерпретации фактов. Природа этих фактов настолько сложна, что они могут фиксироваться только учёными (умы которых тренированы строгим обучением), хотя и не без уклона в пользу недоказуемых постулатов (например: что касается существования универсальных констант). У астрологии также есть свои недоказуемые постулаты; но как и научные теории, она может доказать свою ценность, достигая степени видения, заставляющего порядок проявляться из хаоса. «Теоретический» физик сегодня выполняет ту же самую функцию, но он действует в другой области. Хаос, с которым имеет дело истинный астролог, является хаосом человеческих событий, исторических данных и личных событий жизни людей. К этим двум видам хаоса он подносит измерительный прибор, который может показать скрытый структурный порядок, присущий, тем не менее, последовательному потоку зримо несвязанных, разрозненных, неинтегрированных и, стало быть, не имеющих смысла событий.

То, чем алгебра является по отношению к огромной массе экспериментальных физических или астрономических данных, тем является астрология по отношению к обильности данных исторических (собранных историками и археологами). Это может помочь нам ориентироваться на будущее, придавая существующим тенденциям новое значение.

 

Основа Земли

Вопрос, который в этот момент нашего рассуждения мог бы задать современный тип интеллектуала, часто звучит так: как циклы планет и звёзд соотносятся с событиями на нашей Земле?

Этот вопрос не надлежащим образом поставлен. Я повторяю, что истинная астрология не имеет дела с событиями как таковыми, но с временной структурой циклических процессов на Земле, с точками, или моментами особой акцентуации. Если астрологи и бывают в состоянии предсказать определённые фактические события, исторические или личные, – то лишь потому, что человеческая природа сегодня изучена нами достаточно хорошо, и астролог может предположить, или интуитивно почувствовать, какова будет стандартная реакция общности (т.е. человека), когда будут происходить структурные изменения определённого типа, – то есть когда начнётся новая характерная фаза судьбы. А также во многих случаях то, что работает в успешном предсказании (основанном на астрологических факторах) есть «психический» дар и способность ума предсказателя (или его интуиции) «резонировать» с определёнными аспектами безбрежного Ума человечества, который мы могли бы назвать коллективным подсознанием, или Умом Бога, или как мы только пожелаем.

Структурное, или сверхчувствительное и суперрациональное знание дано человеку, потому что он есть часть Человечества, которое в свою очередь является существенным компонентом целостной системы взаимозависимых активностей, которую мы называем планетой Земля. У Земли, содержащей (как нам представляется) множество «миров», о которых мы почти ничего (или ничего вовсе) не знаем, – есть определённо структурированный цикл эволюции; и она есть неотъемлемая часть солнечной системы, которая в свою очередь является неотъемлемой частью галактики. Галактика, солнечная система, Земля и человечество являются неотъемлемыми частями и структурно развивающимися «целыми активности» так же, как и индивидуальное человеческое существо. Все эти целые взаимосвязаны цельно. Потоки энергии текут через них, и хотя, возможно, говорить о них как об «организмах», семантически неточно, - они несомненно являются «организованными и интегрированными системами», каждая из которых, в некотором смысле, является независимым объектом; но в то же время, все они взаимозависимы.

Этот принцип космологической картины – необходимая основа для любых астрологических взглядов, приносящих плод смысла; и эта картина не отличается по существу от представленной нам современной наукой, хотя вторая подразумевает более объёмное обобщение актуально наблюдаемых фактов. После недавно прошедшего Геофизического Года[4] стала ясна невозможность отрицания факта, что каждая активность в пределах планетарной области Земли тесно связана с любой другой известной активностью. Учёный Скотт Слипер из Сан-Диего, указал на определённую связь между ритмом ионосферы и альфа-ритмами, которые определяют основной ритм человеческого мозга; и состояние ионосферы затрагивается солнечными ветрами и, очевидно, группой больших планет в пределах «поля», называемого солнечной системой. Это открытие, возможно, не ведёт к утверждению законности астрологии (как она используется сегодня), но оно помогает лучше осознавать тот факт, что каждое целое во вселенной тесно связано с любым другим целым, и что каждое «малое целое» определённым образом затрагивается структурированными действиями «большего целого» (в котором оно содержится) и участвует в них.

Кажется, действительно пришло время нам осознать, что человек не есть чуждое или, как бы трансцендентно поселённое на этой планете, нечто, – но он выполняет определённую функцию в пределах общей сущности Земли, наряду с растительным и животным миром, играя человеческую роль, в своём значении сопоставимую с функцией стратосферных или океанских потоков. Мы должны отбросить своё горделивое ощущение, что люди занимают особую позицию во вселенной как фавориты персонального Бога. Следует ещё объединиться со вселенной – всем вместе как человечество, а индивидуально как личности, и прежде всего – в русле эволюции Земли. Мы можем выйти за пределы нашей планеты, возможно, и за пределы солнечной системы; но, даже если мы осуществим такие замыслы, это не будет означать, что человечество способно преодолеть структуру своей судьбы. Это только означает, что на определённой стадии эволюции человек смог получить энергию, чтобы оторваться от своего натального дома, Земли, и участвовать в более широком, космическом поле деятельности, которое также структурировано временем.

В настоящий момент, человечество всё ещё прикреплено к планетарной матрице, в пределах которой оно в состоянии, посредством большого багажа опыта и знаний, передаваемых из поколения в поколение, развивать коллективный разум. То, что мы называем «историей» есть неизбежный ряд событий, необходимых для развития (культура за культурой на всех континентах) единого Ума человечества. Знать эти события чрезвычайно важно, но этого недостаточно, особенно сегодня. Мы должны попытаться установить место и функцию современного решающего момента истории человечества (а также эволюционную ступень наших планет) в пределах циклов, структурирующих эту эволюцию; и эта задача требует такого типа знания, которое отличается от исторического, но всё же с ним согласуется, и до некоторой степени, направляется им. Структурное знание описывает сложное переплетение малых и больших циклов эволюции нашей планеты, и без сомнения, лежит вне концепций нашей современной астрологии; но астрологический подход, по крайней мере, даёт нам существенную, хотя и несколько рудиментарную и неопределённую, идею возможного развития самой сущности астрологического подхода.

Date: 2016-05-24; view: 344; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию