Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Боковой согласный звук л
При этом дефекте губы принимают положение, зависящее от следующего звука. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык принимает форму жала и упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Иногда такой проход остается лишь с одного бока, чаще слева. Корневая часть языка поднята. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (рис. 36). Можно видеть положение губ, края резцов, а также форму и положение кончика языка. С помощью осязания воспринимаются вибрация гортани и слабый выдох изо рта. Во время работы над звуком л ученику следует дать возможность прослушать (с помощью остатков слуха) звучание слова. Если получить звук л на основе такого слухо-зрительного восприятия не удается, учителю надо продемонстрировать соответствующую артикуляцию при раскрытом несколько шире обычного рте. Кроме того, ученику необходимо дать возможность осязать одной рукой вибрацию гортани, а другой — выдыхаемый воздух. Ввиду того что твердость звука л определяется подъемом корня языка, малодоступным непосредственному зрительному восприятию, обычно вместо твердого звука у глухих получается полумягкое л. Однако такое произношение на данном этапе является для глухих вполне приемлемым, поскольку оно не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на разборчивость их речи. Намереваясь получить настоящее твердое л, можно воспользоваться следующими приемами: ученику предлагается просунуть и зажать язык между зубами и выдыхать при таком положении воздух, раздувая щеки. При этом должно слышаться как бы глухое твердое л с некоторым дополнительным шумом. Раздувание щек указывает на то, что воздух проходит по бокам языка. Получив подобное глухое л, ученику следует предложить во время произнесения звука включить голос. Все это ученик проделывает, подражая учителю. Работу голосовых складок ученик контролирует с помощью остаточного слуха или приложив одну руку к гортани учителя, а другую — к своей собственной. Таким образом, получается твердое л. Добавочный шум в дальнейшем по мере упражнений обычно исчезает. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся случаи неправильного произношения звука л (табл. 10). 1. Звук л не слышен совсем, хотя язык и принимает требуемое положение. В этом случае получается немое л: слова лампа, Валя, упал звучат соответственно как ампа, Ва — а, упа Дефект носит не грубый характер. Исправляется легко на основе подражания при слухо-зрительном восприятии. Если этого не удается добиться таким путем, следует прибегнуть к тактильно-вибрационному контролю: учитель прикладывает руку ученика к своей гортани и произносит протяжно л между гласными: ал…а; ученик повторяет, проверяя правильность произнесения с помощью рук. Можно использовать и вибратор. Обычно это быстро приводит к желаемой цели. После того как ученик научится произносить л с голосом в положении между гласными (ала, ал…о, ал…у, Валя, молоко), следует перейти к обратным слогам (ал…, ол…, ул…, стул) и к начальной позиции л перед гласным (л…а, л…о, л…у, лампа). 2. Звук л произносится с более или менее сильным носовым оттенком, т. е. гнусаво. Дефект грубый и очень стойкий. На его устранение уходит много времени. Этот недостаток обусловлен тем, что мягкое нёбо опущено. Гнусавость л часто сопряжена с его произнесением при широко раскрытом рте. Чтобы устранить гнусавость, следует обратить внимание ученика на то, что воздух должен выходить через рот; во время демонстрации надо несколько утрировать силу выдоха. Одновременно важно показать, приложив палец к носу, что при чистом л крылья носа не должны вибрировать. Для контроля можно воспользоваться виброскопом. Если ученик слишком широко открывает рот, ему надо показать перед зеркалом правильную артикуляцию. В упорных случаях следует исходить из глухого межзубного л. Закрепляя правильное произношение л в слогах и словах, хорошо использовать сочетание данного звука с предшествующими п, ф (пла, плу; фла, флу; платок, флаг и т. п.), так как эти сочетания препятствуют соскальзыванию на гнусавое л или на н. 3. Вместо звука л слышится н. В этом случае слова лампа, молоко звучат как нампа, моноко. Дефект грубый. Вызывается двумя причинами: 1) неправильным положением мягкого нёба — оно опущено и поэтому воздух идет через нос; 2) неправильным положением языка — он распластан, плотно прилегает и не оставляет боковых щелей. При исправлении дефекта важно иметь в виду обе эти причины, потому что устранение только одной из них не приведет к необходимому результату. Исправляя указанный недостаток, следует предложить ученику высунуть язык жалом — рис. 37 (т. е. так, чтобы он был узким), затем приложить его кончик к верхней губе и дуть. При этом воздух должен выходить по бокам языка. Затем надо приложить язык к верхним зубам и проделать то же самое. Получив требуемый результат, следует прибавить к дутью голос. При постановке звука можно исходить из межзубной артикуляции (с раздуванием щек). Для образования боковых щелей нужно положить поперек языка круглую палочку и предложить ученику, обогнув ее снизу языком, прикоснуться кончиком к верхним зубам. За этим должны последовать выдох и включение голоса (рис. 38). Чтобы предупредить соскальзывание на звук н, следует применить контроль в виде прикосновения пальца к носу. Можно использовать носовой манометр и виброскоп. Большое значение имеет дифференциация звуков н и л на материале слогов и слов при использовании звукоусиливающей аппаратуры и виброскопа. 4. Вместо л слышится д или т. В этом случае слова лампа, молоко звучат как дампа, модоко или тампа, мотоко. Дефект носит грубый характер. Связан с нарушением способа артикуляции. Причина этого недостатка состоит в том, что язык закрывает выход изо рта, поскольку примыкает передним краем к верхним резцам и боковыми краями к верхним коренным зубам. В результате вместо свободного выдоха по бокам языка происходит взрыв язычно-зубной смычки. При устранении этого дефекта необходимо отчетливо показать ученику перед зеркалом разницу между правильным и неправильным положением языка, а затем предложить высунуть язык жалом, оттянуть его назад и приложить кончиком к верхним резцам. Проделав такого рода подготовительные упражнения как чисто артикуляционные, следует попросить ученика сделать плавный выдох, удерживая язык в требуемом положении, а затем включить и голос. Таким путем часто удается получить удовлетворительное л. Важно, чтобы во время указанных упражнений ученик контролировал себя посредством зрения (перед зеркалом), остаточного слуха (с помощью звукоусиливающей аппаратуры), а также осязания (поднеся одну руку ко рту и приложив другую к гортани). Если описанные приемы не приведут к цели и язык вновь и вновь будет закрывать боковые проходы своими краями, то можно воспользоваться механическим приемом, используя при этом круглую палочку. После того как требуемая артикуляция несколько закрепится в процессе упражнений (прямые и обратные слоги, звук между гласными) с механической помощью, ученику можно предложить воспроизвести звук л в слогах и словах уже вполне самостоятельно. Другой путь устранения недостатка заключается в постановке звука л, исходя из межзубной артикуляции. Значительное место в закреплении правильного произношения л занимают упражнения в дифференциации звуков л и д, л и т. 5. Вместо л слышится фрикативный звук вроде звонкого английского th. Вместо того чтобы упираться кончиком в верхние резцы, язык широко прилегает передним краем к резцам или альвеолам, оставляя посередине плоскую щель, через которую с шумом проходит выдыхаемый воздух. Исправление дефекта осуществляется теми приемами, которые описаны в третьем пункте. Необходимо иметь в виду, что, усвоив правильное произношение звука л в первых словах, некоторые дети обнаруживают в дальнейшем склонность «смазывать» этот звук, превращать его в немую артикуляцию, при которой язык принимает должное положение, но голос отсутствует. Это особенно часто происходит при произнесении слов, в которых звук л стоит в начале или в конце (лопата, написал и т. п.). Чтобы избежать этого недостатка, надо постоянно следить за участием голоса в произнесении звука л; от детей, склонных к его немой артикуляции, надо требовать звонкого и более протяжного произнесения. Вибрант р
Положение губ и расстояние между резцами зависят от следующего звука. Язык принимает форму ложечки: своими боковыми краями он прилегает к верхним коренным зубам, передний край языка поднят к альвеолам и дрожит под напором выдыхаемого воздуха. При произнесении ре, ри (перед гласными переднего ряда) спинка языка поднимается выше, а передний край передвигается вперед, ближе к верхним резцам; в результате получается смягченное р. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (рис. 39). Можно видеть положение губ, верхний и нижний ряд зубов, положение и работу языка (последнее — при несколько запрокинутой голове). На поднесенной ко рту руке можно ощущать толчкообразное движение выдыхаемого воздуха; приложенной к гортани рукой можно воспринимать вибрацию, обусловленную работой голосовых складок. Звук р хорошо воспринимает на слух большинство детей, имеющих остатки слуха. Для некоторых детей звук р не представляет трудностей. Зато другие дети оказываются в состоянии произнести звук р лишь после длительных систематических упражнений. В связи с этим в период первоначального обучения индивидуальная работа над звуком р должна планироваться задолго до того, как начинают проводиться первые уроки по развитию речи и обучению грамоте, имеющие своим содержанием слова, которые включают звук и букву р. Следует также упомянуть о том, что потребность в употреблении некоторых слов со звуком р (например, числительных — три, четыре) заставляет включить их в устную речь детей, не дожидаясь того времени, когда будет усвоено произношение этого звука. В этом случае дети могут временно пользоваться фрикативным р (см. ниже) или заменять р звуком л (слова три, четыре звучат как тли, шетыле). Начинать постановку звука р следует с подражания. Ученику предлагается послушать, как звучит р, и рассмотреть положение и работу языка. Чтобы облегчить последнее, учитель демонстрирует артикуляцию звука при несколько открытом рте. Необходимо учитывать, что нередко, подражая учителю, ученик воспроизводит горловое р; поэтому не следует указывать на вибрацию гортани, поскольку в этом случае часто получается горловое р или просто грубо храпящий звук. Если у ученика будет отмечена тенденция к горловому р, надо сразу же отказаться от постановки звука по подражанию и перейти к использованию других приемов. Иногда звук р неожиданно появляется попутно с постановкой звука ш. В момент, когда ученик, подняв язык к нёбу, производит выдох, воздушная струя может внезапно привести передний край языка в вибрацию, в результате чего возникает глухое р. Такие случаи нельзя упускать: нужно (даже временно оставив работу над ш) закрепить полученную артикуляцию. Итак, если не удается вызвать звук р по подражанию на слухо-зрительной или зрительно-вибрационной основе с применением звукоусиливающей аппаратуры, вибратора, следует использовать другие приемы. При этом к детям, умеющим произносить звук шине умеющим правильно воспроизводить его при верхней позиции языка, применяются разные подходы. Если ученик владеет артикуляцией верхнего ш, то есть основа для постановки р: передний край языка поднят к альвеолам, его боковые края прижаты к коренным зубам. Ученику предлагается произнести при несколько открытом рте знакомый ему звук ш (упражнение проделывается перед зеркалом), а затем приблизить передний край языка к зубам, так, чтобы щель образовалась не у нёба, а у альвеол. Должен получиться звук, средний между с и ш. Присоединив к этому звуку голос, ученик воспроизводит звук, близкий к звуку ок. Это и есть фрикативное р. Это фрикативное р должно быть введено в речь ребенка — в словах, содержащих р, он должен произносить на месте отсутствующего пока дрожащего звука фрикативное р. Этот звук не имеет буквенного выражения в русском языке; поэтому мы обозначим его условно английской буквой г. На протяжении некоторого времени ученик будет произносить слова рука, барабан, три соответственно как тука, батабан, лги. Только после прочного закрепления фрикативного р можно приступить к следующему этапу — выработке вибрации языка. Ученику предлагается в момент произнесения фрикативного р привести передний край языка в колебание с помощью указательного пальца правой руки. Вначале выполнить это упражнение ему помогает учитель. Протерев палец ученика спиртом, учитель берет его руку в свою и, введя палец в рот до соприкосновения с нижней поверхностью языка, начинает быстро перемещать палец попеременно вправо и влево. Колебания пальца вызывают колебания языка. Для приведения языка в колебание можно использовать зонд с шариком на конце. Необходимо следить за тем, чтобы ученик: 1) не прекращал тянуть фрикативное р и после того, как палец или зонд перестали раскачивать язык; 2) делал попытки по инерции произнести раскатистое р — два раза он воспроизводит его под действием пальца, а на третий раз самостоятельно; 3) во время упражнения все время плотно прижимал язык к альвеолам. Если это не обеспечивается, то вместо шума, характерного для фрикативного р, получается неопределенный гласный звук (щель между языком и альвеолами слишком широка). Чтобы этого избежать, при работе с такими детьми лучше исходить не из звонкого, а из глухого фрикативного р, при котором легче достигается необходимое напряжение языка. После первого упражнения по выработке вибрации языка ученик может пользоваться описанным приемом и самостоятельно. Надо сказать, что все глухие дети стремятся научиться произносить р и радуются, когда у них это получается. Таким образом, звуки ш и р взаимосвязаны. Если глухой ученик правильно произносит верхнее ш, на этот навык можно опереться при постановке р и, наоборот, при наличии правильного р сравнительно легко достичь нужной артикуляции ш: ш…р. Сравним пути формирования этих навыков. · Постановка р от верхнего ш · Постановка ш от р · Произнести протяжно звук ш с открытым ртом. · Приблизить язык к зубам и произнести протяжно ш с открытым ртом. · Включить голос и произнести протяжно ж (язык у верхних зубов) с открытым ртом (т. е. получить фрикативное р). · Произнести протяжно р. · Произнести протяжно глухое р (без голоса). Затормозить вибрацию языка (по подражанию или шпателем), т. е. получить ш с открытым ртом. · Закрепить ш с открытым ртом в словах. · Сжать зубы и выдвинуть вперед губы. · Закрепить звук ш в речи. · Закрепить фрикативное р в словах. · Раскачать передний край языка (выработать вибрацию языка). · Закрепить звук р в речи. Другой подход необходим к тем учащимся, которые не владеют артикуляцией верхнего ш и воспроизводят его как с, лабиализованное с, нижнее ш. В этом случае необходимы подготовительные упражнения, в процессе которых формируется характерная для верхнего ш и для р позиция языка. В этом случае ученику предлагается широко просунуть язык между губами и при этом дуть (как при межгубном с). Затем ученик должен дуть, подняв язык к верхней губе. Если язык не поднимается по подражанию, можно прибегнуть к механической помощи, т. е. придерживать язык у верхней губы пальцами. При этом струя воздуха направляется косо вверх, что можно продемонстрировать с помощью поднесенной горизонтально полоски бумаги; под действием воздушной струи эта полоска отгибается вверх. Добившись требуемой артикуляции, следует через некоторое время попробовать при раскрытом рте перевести язык за верхние резцы. Дальнейшую работу нужно вести по плану, которого придерживаются при постановке р от иг. После усвоения звука р он обычно прочно включается в речь. Как правило, этот звук редко портится. Исключение составляет лишь один дефект, который появляется у некоторых глухих учащихся при том или ином стаже правильного произношения р; речь идет о призвуке в виде согласного т, к, г, н. В этом случае ранее правильно произносившиеся слова рука, четыре, Ирина звучат соответственно как трупа (крука, грука, нрука), четытре (четыкре, четыгре, четынре), Итрина (Икрина, Играна, Инрина). Перейдем к рассмотрению случаев дефектного произнесения звука р (табл. 11). 1. Смягчение. В этом случае вместо твердого р слышится мягкое р. Слова рука, работа звучат как рюка, рябота. Недостаток обусловлен тем, что спинка языка слишком поднята (палатализация), а передний край вибрирует не у альвеол, а ближе к верхним резцам. Лишь в крайне редких случаях подъем переднего края языка оказывается невозможным из-за короткой подъязычной связки, не позволяющей кончику языка отделиться от дна роговой полости. При наличии указанной аномалии необходимо обратиться к врачу-стоматологу. Дефект не очень грубый (есть все элементы артикуляции), встречается сравнительно редко; обычно исправляется без затруднений. При устранении этого недостатка учащимся надо дать послушать, как звучат р и рь (ара и аря и т. д.), и предложить воспроизвести вслед за учителем твердое р. Если и это не поможет, то следует предложить произнести звук р при несколько более широко раскрытом рте. При этом язык обычно автоматически перемещается назад. 2. Оглушение. В случае оглушения звук р произносится без голоса. Дефект как будто бы не грубый, поскольку есть все элементы артикуляции и остается только включить голос. Но следует отметить, что некоторые учащиеся долго не могут овладеть озвончением р. Прежде всего необходимо предоставить глухому ученику возможность прослушать, а затем воспроизвести звонкое р. Некоторые учащиеся овладевают озвончением на основе подражания. Если р не озвончается по подражанию на основе слухового восприятия, полезно воспользоваться вибратором или прибегнуть к тактильно-вибрационному контролю, приложив руку ученика к своей и его шее в области гортани. Но надо сказать, что и это не всегда приводит к желаемому результату. Тогда можно попробовать прием озвончения по аналогии. Ученику предлагают произносить пары глухих и звонких фрикативных: ф-в, с-з, ш-ж, р (глухое)-р. При этом, конечно, необходимо дать ученику уловить различие между глухими и звонкими звуками с помощью слухового или тактильно-вибрационного восприятия. Когда ни один из указанных приемов не приводит к цели, следует упражняться в произнесении фрикативного р и вести работу так, как описано выше. 3. Дорзальное р. Слышится очень грубый рокот, сопровождаемый побочным шумом. Вместе с языком сильно дрожит вся нижняя челюсть. Причина дефекта состоит в том, что вибрация образуется не передним краем языка, а его спинкой (от лат. слова dorsum — спина — происходит и название дефекта), которая ударяет в переднюю часть нёба или альвеолы; передний край языка при этом опущен (если посмотреть в рот ученика в момент произнесения им такого р, то видно, что передний край языка спокойно лежит у нижних резцов). Дефект очень грубый. При устранении дефекта надо исходить из фрикативного р и про водить работу описанными выше приемами. 4. Очень грубая вибрация. В момент произнесения звука дрожит щека и верхняя губа. Язык оставляет с одной стороны большую щель (одним боковым краем не прилегает к коренным зубам), через которую проходит сильная струя воздуха, приводящая в колебание щеку и соответственную сторону верхней губы. Дефект очень грубый. Как правило, в этом случае звук р надо ставить заново (через фрикативное р), прибегая к описанным выше приемам. 5. Боковое р. Вместо р слышится нечто вроде рль, дль или тль. Слова рука, барабан звучат соответственно как рлюка, барлябан, или длюка, бадлябан, или тлюка, батлябан. Причина дефекта заключается в том, что переднеязычковая вибрация заменяется отрывом бокового края языка от верхних коренных зубов, в результате чего получается боковая щель. Прорываясь в нее, выдыхаемый воздух образует характерный взрывной звук, вслед за которым в соответствии с получающейся артикуляцией языка слышится звук ль. Часто такую ошибочную артикуляцию вызывает то, что учитель приступает к выработке вибрации языка в тот момент, когда ученик еще не усвоил фрикативного р и удерживает язык в форме жала (что соответствует полумягкому ль). Дефект грубый. В этом случае звук р надо ставить заново (через фрикативное р) описанными выше приемами. 6. Горловое р. Наиболее распространенный среди слышащих и слабослышащих вид картавости. У глухих встречается сравнительно реже. Этот дефект имеет два варианта. Один из них характеризуется довольно четким, правильным рокотом; при другом слышится напоминающий храп звук (при участии голоса). При обоих вариантах язык оттянут назад и корневой своей частью сближается с мягким нёбом. Первый вариант артикуляции носит название увулярного р (uvula — язычок). При нем язык соприкасается своей корневой частью с мягким нёбом; по средней линии остается желобок, в который попадает язычок. Проходя через получающуюся щель, выдыхаемый воздух приводит язычок в колебание, откуда и получается рокот, присоединяющийся к звуку голоса. Второй вариант артикуляции носит название велярного р (velum — мягкое нёбо). При нем язык не имеет желобка. Оттягиваясь назад всей своей массой, он образует более растянутую (вправо и влево) щель. Проходя через щель, выдыхаемый воздух приводит в колебание не только язычок, но и значительную часть края мягкого нёба. Именно поэтому вместо более правильного рокота, характеризующего увулярное р, при велярном р слышится храпящий звук. Иногда, следуя демонстрируемой учителем артикуляции, глухой ученик поднимает кончик языка к альвеолам, но при этом сохраняет горловую вибрацию. Исправляя этот дефект (оба его варианта), следует перевести ученика на длительное употребление в речи фрикативного р. И только после этого можно приступить к выработке вибрации переднего края языка. 7. Мелкодробное р. В этом случае слышится очень напряженный звук. Причиной такого дефекта является то, что язык вибрирует не у альвеол, а у зубов, иногда даже между зубами. Дефект носит не грубый характер. Чтобы избавиться от такого недостатка, надо пошире открыть рот; в результате язык оттягивается назад и р звучит нормально. При этом надо помнить, что произвольно удержать рот во время артикуляции открытым удается не всем учащимся. Надо взять обычную школьную резинку, протереть ее спиртом, разрезать пополам и попросить ученика прикусить ее коренными зубами. В результате раствор рта увеличивается, а язык оттягивается к альвеолам. 8. Призвук перед р (в виде согласных т, к, г, н). Этот дефект описан на с. 105. Дефект имеет грубый и очень стойкий характер; часты рецидивы. При его устранении надо широко использовать сопоставление правильной и неправильной артикуляции на слух с опорой на буквенное изображение: атра — ара (акра — ара или агра — ара). Если звук р предваряется носовым звуком (нр), следует показать, привлекая тактильно-вибрационный контроль, что крылья носа не должны вибрировать. Последовательность упражнений при закреплении правильной артикуляции р такова: 1. Протяжное произнесение изолированного звука р: 6. Дифференциация звуков рил (упражнения проводятся в том случае, если в качестве заменителя звука р на определенном этапе выступал звук л). Date: 2016-05-24; view: 710; Нарушение авторских прав |