Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глухие фрикативные с, ш, х
К этой группе звуков относится также и звук ф. Однако мы будем рассматривать его артикуляцию и недостатки воспроизведения вместе с его звонкой парой — звуком в. Звук с. Губы в положении, зависящем от следующего звука, имеют тенденцию несколько растягиваться в улыбку. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает двух миллиметров. Кончик языка упирается в десны нижних резцов, спинка выгнута и сближается с альвеолами, боковые края прилегают к верхним коренным зубам; посредине языка образуется желобок, а между спинкой языка и альвеолами — узкая круглая щель. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты (рис. 19). Видно положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение передней части спинки языка. Можно осязать рукой холодную сильную струю воздуха, направленную косо вниз. Учащиеся со значительными остатками слуха могут уловить при этом не только отсутствие голоса при произнесении звука. с, но и характерные особенности звучания примыкающих к нему гласных и даже присущий этому звуку шум (в пределах доступного остаточному слуху частотного диапазона). Рис. 19. Профиль артикуляции Нужно заметить, что на основе слухового подражания звук с появляется сравнительно редко. Однако слух глухого играет очень большую роль в закреплении правильной артикуляции, если она достигается на основе использования других путей вызывания звука. Если ученик затрудняется в воспроизведении звука только на основе подражания, учитель должен посадить его рядом с собой перед зеркалом, показать, приоткрыв рот, положение языка, затем сблизить зубы и произнести длительное с, одновременно поднеся к своему рту руку ученика (между ртом и подбородком). Ученик пытается воспроизвести требуемую артикуляцию, проверяя правильность своих действий поднесенной ко рту рукой. Хорошим пособием для контроля над произнесением звука с может служить прибор И-2М, на экране которого правильное звучание этого согласного отображается в виде узкой вертикальной полосы (рис. 20). Рис. 20. Видеограмма фонемы с на экране прибора И2М. Добившись правильной артикуляции звука с, учитель возвращается к слову и побуждает ученика произнести, допустим, слово лиса; при этом он следит за тем, чтобы звук произносился несколько протяжнее обычного. Это содействует закреплению правильной артикуляции звука. У многих учащихся подготовительного и даже первого класса усвоение звука с усложняется сменой зубов. Если в подобных случаях бывает трудно получить достаточно чистое звучание с, то вполне можно все же добиться правильного уклада языка, что в дальнейшем позволит (когда полностью закончится смена передних зубов) достичь чистого произношения звука. В тех случаях, когда не удается добиться правильной артикуляции по подражанию на основе слухового и слухо-зрительного восприятия, нужно прибегнуть к ее поэтапному формированию. Этот прием всегда приводит к желаемому результату. Рассмотрим этапы формирования артикуляции. 1. Межгубная артикуляция. Учитель широко просовывает язык между губами и дует; при этом струя воздуха проходит через щель, образуемую по средней линии между верхней губой и языком. Направление струи воздуха ученик может ошущать, поднеся руку ко рту учителя. Можно также поднести ко рту полоску бумаги, которая под действием струи воздуха отгибается. Если, подражая учителю, ученик будет затрудняться в образовании желобка посредине языка, то можно воспользоваться зондом и слегка нажать им на язык вдоль спинки (рис. 21). Получив межгубное с, надо включить его в слоги и в слова, в состав которых он входит. Когда межгубная артикуляция, временно используемая учеником в речи и при чтении, достаточно окрепнет, следует перевести ученика на второй этап. 2. Межзубная артикуляция. Эту артикуляцию легко получить, приподняв (пальцем или шпателем) верхнюю губу ученика. В течение некоторого времени допускается межзубное произношение звука с в словах (рис. 22). 3. Нормальная (зазубная) артикуляция. Ученику предлагается произносить звук с со сжатыми зубами. Важно помнить, что не следует спешить с переходом от этапа к этапу. При этом для разных учащихся потребуется различное время: от нескольких (2—4) занятий до нескольких недель. Звук ш. Губы слегка выдвинуты вперед. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает 2—3 мм. Передний край языка поднят и соприкасается с нёбом за альвеолами, оставляя посредине узкую плоскую щель; боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Весь язык имеет форму чашечки. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты (рис. 23). При произнесении звука ш можно видеть положение губ, верхние и нижние резцы, а если приоткрыть рот, немного запрокинув голову, то и положение языка. На поднесенной ко рту руке можно осязать направленную косо вниз обильную теплую струю воздуха. При значительных остатках слуха во время произнесения звука ш дети улавливают не только отсутствие голоса, но и самый характер шума, присущего этому согласному, обладающему относительно большой фонетической мощностью. Это способствует усвоению звука ш; однако для овладения им необходимо, чтобы ученик видел положение языка (иначе часто получается нижнее или боковое ш) и попытался воспроизвести его перед зеркалом, осязая струю выдыхаемого воздуха на своей руке. Правильное звучание согласного ш хорошо иллюстрируется с помощью аппарата И-2М, на экране которого при этом появляется сигнал в форме овала (рис. 24). Большинство учащихся нуждается при постановке звука ш в индивидуальной работе, во время которой прежде всего используется только что указанный прием. Если ш не получается по подражанию, можно идти к его правильной артикуляции двумя путями: 1) от с; 2) от р. В тех же случаях, когда ученик не умеет произносить ни с, ни р, начинать работу следует с формирования навыка дутья у верхней губы: ученик высовывает язык (язык имеет форму широкой лопатки, ни в коем случае не форму узкого жала), поднимая его передний край к носу (рис. 25, 26). Струя выдыхаемого воздуха заставляет отклоняться поднесенную к носу полоску бумаги. Это упражнение помогает получить необходимое верхнее положение языка. Затем язык убирается за верхние резцы, и дальнейшая работа ведется в том же самом порядке, как и при постановке звука ш от с. Чаще всего затруднения в постановке звука ш обусловлены неумением ученика придать языку требуемое положение. В таких случаях необходимо прежде всего отказаться от выдвигания губ, так как оно мешает видеть положение языка. Показывая положение языка, следует приоткрыть рот, обнажить зубы и слегка запрокинуть голову. Если ученик не может поднять язык к нёбу, придав ему в то же время необходимую форму, то следует сначала попытаться получить прообраз требуемой артикуляции, при которой язык соприкасается с верхними резцами или альвеолами, оставляя посредине плоскую щель (рис. 27). Рис. 27. Дутье у верхних зубов Получив таким образом звук, представляющий собой нечто вроде верхнего с, ученику можно предложить отодвинуть язык назад до положения, характерного для звука ш. Переход от первой артикуляции ко второй возможен лишь тогда, когда это уже не повлечет за собой утраты необходимой формы языка, обеспечивающей смыкание его боковых краев с верхними коренными зубами и образование щели между передним краем языка и нёбом. В этот период овладения правильной артикуляцией (при положении языка за верхними зубами и при его положении у нёба) рот ученика должен быть приоткрыт. Уже при такой артикуляции звук должен употребляться в словах, несмотря на то что по сво ему характеру он скорее напоминает С, чем Ш. Это облегчит в последствии включение звука ш в речь. Лишь после того как положение языка у нёба достаточно укрепится, ученику следует предложить произносить звук ш со сжатыми зубами и выдвинутыми губами. В некоторых тяжелых случаях, когда ребенок плохо подражает и, несмотря на все усилия, правильное положение языка не достигается, звук ш можно пролучить механическим способом от звука с. Предложив ученику протяжно произнести с, следует подложить под его язык шпатель или зонд и, прижав передний край языка к нёбу, слегка отодвинуть его назад (рис. 28). Некоторые дети легко воспроизводят по подражанию звук р. Этим можно воспользоваться при постановке звука ш, так как в положении языка при произнесении того и другого звука есть много общего. Предложив ученику произнести звук р, учитель старается добиться, чтобы ученик воспроизвел этот звук без голоса (глухое р). Это обычно легко достигается путем указания на отсутствие звучания голоса, вибрации гортани. Учитель произносит обычное, звонкое, а затем глухое р, давая при этом ученику прослушать различие в их звучании и ощутить отсутствие вибрации гортани. Добившись цели, учитель вновь произносит глухое р так, чтобы ученику было хорошо видно положение языка (надо приоткрыть рот и слегка запрокинуть голову), и ослабляет силу выдоха; в результате передний край языка перестает дрожать и получается шипящий звук. Ученик воспроизводит звук ш. Это и окажется тем первым вариантом звука ш, из которого в дальнейшем, после того как язык несколько отодвинется назад, а зубы сблизятся, получится чистое ш. Если ученику трудно приостановить вибрацию языка, этого можно добиться, прикоснувшись шпателем или указательным и средним пальцами снизу к правой и левой части переднего края языка. Звук х. Положение губ и расстояние между резцами зависят от следующего звука. Кончик языка опущен, спинка поднята к нёбу и соприкасается с ним, оставляя по средней линии узкую щель, через которую проходит струя выдыхаемого воздуха. Место образования щели зависит от следующего звука: при ха — примерно на границе между твердым и мягким нёбом, при хи — впереди от этой границы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты (рис. 29). При произнесении звука видно (неясно) положение языка. Можно также осязать на руке довольно сильную струю выдыхаемого воздуха. Во время произнесения звука х дети могут уловить отсутствие голоса, а при больших остатках слуха и свойственный ему шум. Это способствует усвоению звука х. Однако нужно, чтобы ученик видел положение языка. В таком случае он может при необходимости ощущать на руке струю выдыхаемого воздуха и, пользуясь зеркалом, сопоставлять свою артикуляцию с артикуляцией учителя. Если по подражанию получить звук не удается, работа над звуком х строится так. Ученику предлагается произнести звук с, а затем и слог са. При вторичном выполнении этого упражнения учитель шпателем или пальцем ученика (предварительно, конечно, протертым спиртом) прижимает переднюю часть спинки языка. Должно получиться нечто вроде ся или щя. При этом ученик должен произнести один-два раза протяжное с; затем учитель нажимает шпателем на язык. Не следует требовать от ученика многократного краткого произношения с (с, с, с) перед тем, как ввести в рот шпатель. Нужно сделать так. Учитель предлагает произнести протяжно с…., затем нажимает на кончик языка. Получается: с…..я. Затем все повторяется. Продолжая упражнение, учитель нажимает на язык несколько глубже, в результате чего слышится ща, потом — хя. Наконец, шпатель (палец) продвигается еще несколько глубже, и получается чистое ха. В одних случаях указанные этапы могут быть пройдены в течение одного занятия, тогда как в других приходится задерживаться на первом (ща) и на втором (хя) этапе в течение нескольких занятий. Попытка сразу получить твердое х путем глубокого нажима на язык нередко приводит к тому, что ученик оказывается не в состоянии образовать необходимый подъем языка, в результате чего вместо ха получается простой выдох. Следует помнить, что если ученик прижимает язык пальцем, то твердое х получается, когда палец вводится на глубину двух фаланг, так что нижние резцы приходятся против сгиба между первой и второй фалангой (как при постановке к). Другой способ, который в некоторых случаях быстро ведет к цели, состоит в том, что учитель предлагает ученику произнести звук к, а затем на примере собственной артикуляции показывает ему, как от смычного согласного перейти к щелевому. При этом учитель произносит кх……, раскрыв в достаточной степени рот и слегка запрокинув голову, чтобы ученику были лучше видны положение и работа языка. Ученик следует примеру учителя. В дальнейшем переходят к протяжному произнесению чистого х в слогах (ха, ах, хо, ох и т. п.). Первое время необходимо следить за тем, чтобы дети произносили звук х в словах и слогах несколько протяжнее обычного, так как при кратком произношении этот звук часто утрачивается. Таким образом, звуки с, ш, х сходны друг с другом: 1. по отсутствию голоса — все они воспроизводятся при раскрытых голосовых складках; 2. по способу артикуляции — все они фрикативные, выдыхаемый воздух выходит через образованную между языком и нёбом щель; 3. по отсутствию палатализации — все эти звуки относятся к твердым согласным. Однако все эти звуки отличаются по четвертому признаку — по месту артикуляции; щель образуется в разных частях ротовой полости: при произнесении звука с она расположена между спинкой языка и альвеолами верхних резцов, при произнесении ш — в передней части нёба (за альвеолами), а при артикуляции х — на границе твердого и мягкого нёба. Близкое сходство звуков с, ш, х обусловливает и сходство присущих им недостатков воспроизведения. Большинство дефектов может охватывать всю группу этих звуков. Следует заметить, что звуки с, ш, х требуют к себе постоянного внимания, так как при отсутствии должного контроля нередко утрачивается их правильная артикуляция. Неустойчивое произнесение этих звуков отрицательно сказывается на разборчивости речи глухого, так как наличие свистящего с и шипящего ш «цементирует» речь глухого, обеспечивая наиболее выразительное противопоставление гласных и шумных звуков. Рассмотрим наиболее распространенные дефекты произнесения фрикативных согласных с, ш, х (табл. 6). 1. Боковая артикуляция. При этом дефекте на месте указанного или указанных звуков слышится звук, который получается, если шепотом с силой произнести ль (кончик языка может быть как у верхних, так и у нижних резцов); язык не прилегает своими боковыми краями к верхним коренным зубам и оставляет по бокам щели, через которые проходит воздух, вызывая характерный шум; при такой артикуляции ш губы могут оказаться выдвинутыми вперед, но это не меняет положения. Основная причина описываемого дефекта для всех звуков — неправильное положение языка. Дефект относится к числу очень грубых. Такого рода дефекты должны устраняться в первую очередь. Формирование правильной артикуляции следует начинать с самого начала (см. способы постановки звуков с, ш, х). Чаще всего приходится прибегать к поэтапному освоению нужной артикуляции. При этом особо важное значение имеет выработка межгубной позиции языка; учитель должен внимательно следить за тем, чтобы язык занимал широкую, а не узкую позицию, а выдыхаемый воздух проходил посередине языка. 2. Сонантность. Этот дефект присущ всем фрикативным согласным. Он может быть избирательным. Иногда дефект охватывает все эти звуки одновременно. При таком дефекте вместо звука с (ш, х) слышится гласный, напоминающий и или ы. Таким образом, слова восемь, карандаши, сахар звучат соответственно как войэмь, карандайи, йайар. Подобная артикуляция возникает вследствие смыкания и вибрации голосовых складок (наличие голоса) и недостаточно узкой щели (нет шума, свиста, свойственных свистящим и шипящим). Наличие голоса при сонантности нередко приводит к тому, что сурдопедагог неправильно квалифицирует этот дефект как озвончение. В случаях озвончения шум (свист) отчетливо выражен. Сонантность — самый грубый дефект воспроизведения звуков, больше всего неблагоприятно сказывающийся на разборчивости речи глухого. Он должен устраняться самым первым. Дефект стойкий. Возможны рецидивы, т. е. возвращение к прежней ошибочной артикуляции. Этот дефект может охватить большую группу согласных — с, ш, х, з, ж, ц, ч, ш, г, с', х', з', г'. Поэтому не представляется возможным исправлять все эти звуки одновременно. В первую очередь надо получить хорошее с. С этой целью надо дать ученику возможность уловить с помощью остатков слуха различие в звучании глухого согласного с и гласного, которым он заменяется. Для этого надо сопоставить звукосочетания са — йа, аса — айа, а также правильно и неправильно произносимые слова: семь — йемь и т. п. Уловив различие в звучании произносимых учителем слогов и слов, ученик может использовать слуховой самоконтроль для коррекции своего произношения. В средних и старших классах полезно иллюстрировать характер допускаемой ошибки путем записи соответственных букв, слогов и слов (например: са — йа, нос — ной). Если описанным способом достичь положительного эффекта не удается, работу по постановке звука с нужно вести поэтапно — через межгубную и межзубную артикуляцию к нормальной, зазубной. После того как ученик усвоил артикуляцию с, следует ввести замены в словах: на месте звуков з, ц,с',з' —с, на месте шипящих ш, ж, ч, щ — лабиализованное с (с выдвинутыми вперед губами), на месте х и х', г, г' — звук к. После того как будет закреплено произношение слов, в которых временно используются замены свистящих звуком с, шипящих — лабиализованным с, а звука х — звуком к, можно приступать к постановке ш и х. 3. Озвончение. Дефект связан с неправильным участием голоса в артикуляции, в результате чего на месте звука с произносится з, на месте ш — ж, на месте х — звонкий звук, который не свойствен русскому языку (этот звук близок к украинскому г; в таблице он обозначен буквой у). Слова восемь, шар, хорошо в этом случае звучат соответственно как воземь, жар, хорожо. Дефект относится к числу грубых. Встречается сравнительно редко. Его часто смешивают с сонантностью, определяя последнюю как озвончение (ср. слова сахар, шар: при сонантности они звучат как йайар, йар, а при озвончении как заyap, жар). Различие между глухими и звонкими фрикативными согласными обычно хорошо улавливается на слух большинством глухих детей с остатками слуха. Поэтому при устранении такого дефекта, как озвончение, целесообразно широко использовать прием сопоставления: · Учитель обращается к ученику со словами: «Послушай, как я говорю. Покажи, что я говорю». Ученик воспринимает речевой материал на слух или слухо-зрительно и указывает на соответствующую табличку (са, за, асо, азо и т. п.). · Учитель говорит: «Послушай, что я говорю, покажи табличку, скажи сам(а)». Если опоры только на слуховое восприятие окажется недостаточно, надо привлечь тактильно-вибрационный контроль. Для этого следует приложить одну руку ученика к шее в области гортани, другую поднести ко рту. Таким образом он убедится в том, что при с (ш, х) струя выдыхаемого воздуха сильная, а вибрация гортани отсутствует. В ходе всех упражнений по закреплению правильной артикуляции следует постоянно прибегать к приему сопоставления глухих и звонких согласных как в слогах, словах, предложениях, так и при изолированном произнесении. 4. Смягчение. Самостоятельное смягчение с, вызванное чрезмерным подъемом языка (палатализацией), встречается у глухих обычно редко. В этом случае слова лиса, класс звучат соответственно как лися, клась. Если дефект стойкий и по подражанию на слух не устраняется, исправлять его следует, прибегая к межгубной и межзубной артикуляции (см. приемы постановки с). Однако гораздо чаще можно встретиться с таким произношением глухого, когда слова соль, суп звучат как при мягком с: сёль, сюп. Но причина здесь иная. Тут речь идет о позиционном смягчении, обусловленном передней артикуляцией гласных о, у. Как только будет осуществлена коррекция гласных, эти и подобные им слова приобретают правильное звучание. Смягчение звука ш встречается довольно часто. Оно может быть обусловлено двумя причинами: 1) язык очень придвинут к передним резцам (щель образуется не у альвеол, а у зубов); 2) язык находится в нижней позиции. В обоих случаях на месте твердого ш слышится мягкий согласный ш. Слово шапка звучит как шяпка. В первом случае дефект не грубый, потому что отмечается только небольшое нарушение по месту артикуляции. Дефект легко исправляется, если, приоткрыв рот, показать перед зеркалом позицию языка. Как правило, этого оказывается достаточным для того, чтобы ученик воспроизвел ш правильно. Можно показать движением руки, что язык следует несколько отодвинуть назад. В трудных (обычно редких) случаях следует воспользоваться шпателем или зондом, чтобы отодвинуть язык к альвеолам. Во втором случае язык занимает нижнюю позицию — он несколько отодвинут от нижних резцов в глубь рта. Если у ученика нижнее ш, целесообразно научить его верхней артикуляции. Добиться хорошего ш не представляет трудности, если ученик умеет произносить р. А если у ученика нет р, его можно получить при работе над артикуляцией ш, так как в обоих случаях имеют место одинаковые подготовительные упражнения. Работая над одним звуком, можно получить и второй. Нужно заметить, что педагог не всегда улавливает на слух, как произносится мягкое ш — при верхней или нижней позиции языка. Между тем от этого знания зависит способ коррекции. Полезно по смотреть в рот ученика, чтобы установить положение языка при артикуляции. Но надо помнить, что далеко не всегда глухой может произнести ш с открытым ртом; тогда ему надо помочь — дать прикусить коренными зубами резинку (разрезать школьный ластик по полам и протереть спиртом) и произнести протяжно ш…. Положение языка будет хорошо видно. Смягчение звука х очень распространено в речи глухих. Оно вызывается таким перемещением языка вперед, при котором щель образуется не на границе твердого и мягкого нёба, а ближе к зубам. (Такая артикуляция является правильной лишь для сочетаний хе, хи, в которых звук смягчается под влиянием следующего гласного.) Это нарушение по месту артикуляции. Часто такое воспроизведение звука х является следствием незаконченного процесса его постановки (ученик проходит этапы са — ся — хя и не доходит до последнего — ха). Дефект не грубый и исправляется сравнительно легко. Начинать коррекцию следует с подражания на основе слухового восприятия (различие между х и хь многие глухие учащиеся хорошо улавливают на слух); полезно одновременно показать перед зеркалом (приоткрыв пошире рот) положение языка при произнесении х и хь. Если таким путем получить правильную артикуляцию не удастся, нужно нажать на язык шпателем или пальцем ученика (введя его на глубину двух фаланг) и несколько отодвинуть язык назад. 5. Далекая артикуляция. Дефект обусловлен перемещением языка в глубь ротовой полости. Дефект сопряжен с нарушением места артикуляции. Дефект более грубый, чем смягчение; устраняется с большим трудом. Вместо свистящего с слышится легкое шипение вроде шь. В этом случае слова собака, десять, нос звучат соответственно как шябака, дешять, ношь. Этот недостаток называется шипящим сигматизмом. Он происходит оттого, что кончик языка отходит назад от нижних резцов. Вследствие этого между кончиком языка и зубами образуется котловина, определяющая шипящий характер звука. Если по подражанию перед зеркалом получить правильную артикуляцию не удается (а обычно это удается довольно редко), нужно прибегнуть к поэтапной постановке звука с. Очень полезно, особенно для учеников средних и старших классов, наглядно изобразить правильное и неправильное положение языка с помощью кистей рук, а также посредством схематического рисунка. Вместо ш слышится звук, близкий к х. В этом случае слова шуба, карандаш звучат примерно как хуба, карандах. Недостаток обусловлен чрезмерно оттянутым в глубь рта языком — язык занимает верхнюю позицию, но сильно запрокинут назад. Различие между правильным и неправильным звучанием плохо улавливается с помощью слуха большинством глухих учащихся. При исправлении этого дефекта нужно показать перед зеркалом положение языка при нормальном и далеком положении языка, несколько приблизив язык к верхним резцам (получится несколько смягченный звук ш), а затем отодвинуть язык к альвеолам. Обычно этот прием с последующим подключением слухового восприятия приводит к желаемым результатам. Этот дефект применительно к звуку х проявляется в том, что на его месте слышится глубокое горловое, храпящее х, свойственное многим восточным языкам. Причиной указанного дефекта является то, что щель образуется корнем языка с краем мягкого нёба. Недостаток носит твердый, устойчивый, упорный характер и возникает обычно потому, что учитель или сам ученик глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука. По подражанию устраняется плохо. В этом случае приходится ставить звук заново,исходя из произнесения звука с и пользуясь механическим нажимом на язык. При этом в течение некоторого времени следует задержаться на мягком х, так как преждевременный переход к твердому х, близкому по месту артикуляции к горловому, часто приводит к соскальзыванию на дефектное произношение. 6. На месте звуков ш и х произносится с или с лабиализованное. В этом случае слово шар звучит как cap, а слово холодно — как солодно. Как правило, это является следствием незаконченной постановки звуков ш и х. В данном случае необходимая артикуляция может быть достигнута при возобновлении работы сначала (см. приемы постановки ш, х). 7. Призубность. Один из наиболее распространенных дефектов воспроизведения звуков глухими вообще и самый распространенный — для звука с. Относится к числу не очень грубых дефектов, так как все основные элементы артикуляции носят правильный характер. При этом дефекте вместо свиста слышится тупой шум. Остановимся на причинах, которые вызывают призубное с. · Передний край языка недостаточно «утоплен» за нижние резцы и закрывает щель между верхними и нижними резцами. Струя выдыхаемого воздуха очень ослаблена. Иногда язык так плотно закрывает эту щель, что фрикативный с превращается во взрывной т. На первых этапах уловить различие между призубным и свистящим с с опорой на остаточный слух глухой ученик может в очень редких случах. Но во время упражнений по закреплению правильной артикуляции слух играет положительную роль. Во время исправления призубности надо дать ученику возможность осязать различие воздушной струи при нормальном и призубном с; вместе с тем следует показать перед зеркалом правильное положение языка (приоткрыть рот и показать, что кончик языка опущен за нижние резцы, а спинка языка сильно выгнута и приближена к передним зубам). Иногда при таком полуоткрытом рте ученик произносит достаточно свистящее с, но при первой попытке сжать зубы (что соответствует нормальной артикуляции) вновь произносит призубное с. Упражнения следует продолжить при полуоткрытом рте; через некоторое время нужно опять попробовать сблизить зубы ученика. Если успех не достигается, надо помочь ученику удержать язык в нужной позиции — опустить кончик языка за зубы с помощью специального зонда. Очень полезно показать учащимся (особенно средних и старших классов) положение языка кистями рук (рис. 30) и на схематическом рисунке. · Неправильный (спрямленный) прикус. При нормальном прикусе нижние резцы располагаются несколько сзади от верхних, так что между теми и другими остается некоторый зазор. Вместе с тем, показывая артикуляцию звука с, учителя сами нередко ставят нижние резцы прямо против верхних, что как раз предрасполагает к появлению рассматриваемого недостатка, так называемого призубного с. Нужно показать перед зеркалом разницу между правильным и неправильным положением зубов, а в случае необходимости и просто механически сдвинуть нижнюю челюсть несколько назад, слегка нажав большим пальцем правой руки на подбородок и придерживая левой рукой затылок ученика, чтобы фиксировать положение головы. Разумеется, добиваясь правильного положения нижней челюсти, необходимо одновременно следить за тем, чтобы при сближении зубов ученик сохранял правильное положение языка (кончик за нижними резцами). После ряда упражнений дети обычно легко воспроизводят правильное положение языка уже совершенно самостоятельно; в результате устанавливается нормально звучащее с. Нужно заметить, что добиться успеха при устранении призубности, как правило, не составляет труда. Но закрепление правильной артикуляции требует длительного времени; следует также сказать, что возможны рецидивы. В связи со сказанным материал на с необходимо систематически включать в фонетические зарядки. Очень большую помощь в формировании навыка правильного произнесения с оказывает прибор И2М, на экране которого хорошо видна разница между нормальным, свистящим и призубным с. Поэтому на индивидуальных занятиях этот прибор должен найти широкое применение. 8. Щечность. Это довольно распространенный дефект. Он носит грубый характер, так как в артикуляции нет основных компонентов для нормального произнесения. В этом случае вместо шипения слышится звук ф или средний между ф и ослабленным ш неопределенный шум. Язык не принимает участия в артикуляции; щель образуется между выдвинутой вперед нижней губой и верхними резцами или между верхними и нижними резцами; при этом часто раздуваются щеки. Работу по исправлению указанного недостатка следует начинать заново, используя описанные выше приемы постановки звука ш. 9. Замена фрикативного звука х взрывным к. Подобная замена допустима на определенных этапах обучения (в дошкольных учреждениях, а также в случаях, когда устраняются грубые дефекты, например сонантность, временно вводится замена звука х звуком к). Поэтому дефект относится к числу негрубых. Он обусловлен нарушением способа артикуляции — между языком и нёбом образуется не щель, а смычка. При исправлении этого дефекта следует широко использовать прием сопоставления звуков к и х в слогах (особенно между гласными), опираясь при этом на слух учащихся. Кроме того, надо дать им возможность одновременно осязать струю выдыхаемого воздуха; толчкообразную при к и длительную при х. 10. Выдох на месте звуков с, ш, х. Подобное воспро изведение звуков с и ш характерно только на самых начальных этапах обучения, а случаи, когда вместо звука х слышится только выдох, характерны для учащихся разных классов. Во всех случаях работу по постановке каждого из этих звуков следует начинать заново (см. приемы постановки). Заключая рассмотрение глухих фрикативных согласных с, ш, х, нужно указать на взаимоотношения между звуками, изобразив их в виде приводимых ниже схем: Это значит, что от звука с можно получить и ш, их. Обратного процесса нет. Звуки ш и р находятся в иной зависимости: от ш можно получить р, от р можно получить ш. Для всех глухих фрикативных согласных с, ш, х наиболее легкой позицией является начальная позиция перед гласным. Последовательность упражнений при закреплении правильного навыка воспроизведения этих звуков покажем на примере с. 1. Протяжное произнесение изолированного звука: 2. Начальная позиция перед гласным: Согласные ф и в.
Звуки ф и в относятся к группе фрикативных согласных. Нижняя губа прижимается к верхним резцам, оставляя посередине узкую щель, через которую проходит струя выдыхаемого воздуха Верхняя губа приподнята. Язык находится в положении, зависящем от следующего звука. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос Голосовые складки разомкнуты при артикуляции ф, сомкнуты и вибрируют при артикуляции в. Хорошо видны характерное положение губ и верхние резцы. На руке, поднесенной ко рту (несколько выше уровня рта), можно осязать сильную холодную струю воздуха, направленную косо вверх (рис. 31). Обычно дети легко усваивают артикуляцию звуков в и ф уже в процессе фронтальной работы на уроках развития устной речи и При постановке как ф, так и в следует дать ученикам возможность использовать имеющиеся у них остатки слуха, а также, приложив руку ученика к своей гортани в момент произнесения звука ф, обратить его внимание на отсутствие вибрации, а при произнесении в — на ее наличие. Другой рукой ученик контролирует струю выдыхаемого воздуха (рис. 32). В случае затруднений в усвоении ребенком правильного положения губ следует воспользоваться зеркалом, а в крайних случаях даже помочь ученику, подняв пальцами верхнюю и прижав к верхним резцам нижнюю губу. Рис. 32. Тактильно-вибрационный контроль при произнесении звуков ф и в. Таким образом, звуки ф и в сходны между собой: 1) по способу артикуляции — оба они фрикативные, 2) по месту артикуляции — оба звука относятся к губно-зубным согласным, щель образуется между нижней губой и верхними резцами, 3) по отсутствию палатализации — оба звука относятся к твердым согласным. Разнятся эти звуки только одним признаком — участием голоса в артикуляции. Сходство звуков ф и в обусловливает и сходство присущих им дефектов (табл. 7). Рассмотрим эти дефекты. 1. Замена звуков ф и в соответственно губно-зубными п и б. Нижняя губа слишком плотно прижимается к верхним резцам, часто даже закусывается и образует с ними не щель, а смычку, в результате чего вместо ф получается губно-зубное п, а вместо в — губно-зубное б. В этом случае слова фартук, восемь звучат соответственно как партук, босемь. Этот дефект является прямым следствием неправильной демонстрации, во время которой учитель закусывает нижнюю губу, резко и кратко дактилирует букву и отрывисто произносит в, в, в. Дефект очень распространен. Он связан с нарушением способа артикуляции, в результате чего фрикативные согласные превращаются во взрывные. 2. Замена глухого ф звонким звуком в (озвончение) и, наоборот, замена звонкого в глухим согласным ф (оглушение). В этом случае слова фартук, конфета звучат как вартук, конвета, а слова восемь, Вова как фосемь, фофа. Дефект обусловлен неправильным участием голоса в артикуляции. Дефект носит распространенный характер. 3. Гнусавое (носовое) в. Причиной этого дефекта является неправильное участие носового резонатора в артикуляции; мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос. Если нижняя губа образует плотную смычку с верхними резцами, а воздух проходит через нос, получается губно-зубное м. В этом случае слова восемь, девять звучат как мосемь, демять. 4. Открытая гнусавость на в (в и губно-зубное м). Это грубый дефект, резко отрицательно сказывающийся на разборчивости речи. Сравнительно часто встречается в произношении глухих. Все дефекты воспроизведения звуков ф и в успешно устраняются одним и тем же приемом: одна рука ученика прикладывается к его шее в области гортани (таким образом контролируется работа голосовых складок), другая подносится ко рту (таким образом воспринимается сильная струя выдыхаемого воздуха, направленная косо вверх). При энергичном длительном произнесении ф или в ученик избавляется от их взрывного воспроизведения и устанавливает различие между ф и в по участию голоса. При устранении дефектов, указанных в графах 1 и 2, необходимо привлечь остатки слуха. Опираясь на слух, ученик хорошо улавливает различие между ф и в, в и губно-зубным б, ф и губно-зубным п. С помощью тактильно-вибрационного контроля всегда успешно устраняется и такой грубый дефект, как носовое в (графы 3 и 4). Энергичное протяжное произнесение в…., при котором хорошо ощущается сильная струя выдыхаемого воздуха, без осечки приводит к очищению в от носового оттенка. Разницу между правильным и носовым воспроизведением в с помощью остаточного слуха большинство глухих учащихся улавливают плохо. Последовательность упражнений при закреплении правильного воспроизведения звуков ф и в: Аффрикаты.
Звук ц. Губы разомкнуты, принимают положение, зависящее от следующего звука, имеют тенденцию растягиваться в улыбку. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает 2 мм. Кончик языка упирается в десны нижних резцов; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам; спинка языка в первый момент смыкается с альвеолами, а затем отскакивает в положение, соответствующее артикуляции звука с. Большинство глухих школьников сравнительно хорошо воспринимают на слух различие между слитным ц и фрикативным с. Поэтому при работе над звуком ц необходимо прежде всего использовать имеющиеся у ученика остатки слуха. Когда учитель произносит слова и слоги, он дает ученику возможность не только прослушивать их, но и видеть артикуляцию. Если не удается добиться воспроизведения учеником звука на основе слухо-зрительного восприятия, следует перейти к другим приемам. Написав слог ас, учитель читает его вслух. При этом он подносит руку ученика к своему рту и несколько приоткрывает рот, чтобы можно было видеть через щель между резцами положение языка. В момент произнесения звука с ученик чувствует на руке направленную косо вниз струю холодного воздуха. В следующий момент учитель при том же положении руки ученика читает слог ац, несколько задерживаясь на моменте смычки и удлиняя последующее с (ацс…). Ученик ощущает резкий толчок и последующую плавную струю холодного воздуха. Сопоставляя таким образом слоги ас и ац, учитель каждый раз указывает на соответственные буквенные обозначения, после чего побуждает самого ученика произнести по подражанию сначала слог ас, а затем ац. По мере необходимости учитель прибегает к помощи зеркала. Если ученику удастся правильно воспроизвести по подражанию слог ац, то после 4—5-кратного повторения можно перейти к слогу эц, от него к слогу лец и, наконец, к слову палец. Ученик должен несколько раз подряд произнести это слово, а затем 2—3 раза поочередно произнести слова палец и лес. Если же при переходе к слову ученик потеряет звук ц, то следует вернуться к слогу и пока ограничиться им. Нередко учащиеся оказываются не в состоянии воспроизвести звук ц ни в слове, ни в слоге. В этих случаях необходимо изолировать звук и ставить его отдельно, давая ученику возможность воспринимать артикуляцию с помощью зрения и осязания (по мере необходимости используется зеркало). Ученику можно указать на то, что звук ц получается из тесного соединения т и с, но при этом надо обратить внимание на то, что кончик языка все время должен оставаться у нижних резцов и звук т артикулироваться путем смыкания передней части спинки языка с деснами верхних резцов. Надо следить также за тем, чтобы щель между верхними и нижними резцами в момент произнесения звука ц оставалась неизменной и нижняя челюсть не отдергивалась при взрыве. Работать должна только передняя часть приближенной к зубам спинки языка. Если ученику будет трудно уловить характер работы языка и слитно воспроизвести смычный и фрикативный моменты звука ц, то в качестве вспомогательного приема, раскрывающего механизм образования слитного звука на хорошо видимой губной артикуляции, может быть рекомендован следующий. Ученику предлагается дуть сквозь сближенные губы. Затем этому дутью предпосылаются смычка губ и ее взрыв, так что получается нечто вроде сочетания пф — при звуке ф, образованном двумя губами (рис. 33). Это своего рода губная модель слитных согласных ц и ч. Ученику следует дать возможность ощутить поднесенной ко рту рукой воздушный толчок и последующую плавную струю выдыхаемого воздуха. Можно поднести ко рту полоску бумаги, которая при взрыве отбрасывается толчком воздуха, а затем удерживается в отклоненном положении плавной струей. Рис. 33. Профиль артикуляции вспомогательной аффрикаты. Обычно глухие дети легко воспроизводят губной слитный звук. Получив этот звук и повторив его несколько раз вместе с учеником, можно вернуться к постановке звука ц. При этом ученику надо дать понять, что звук ц сходен по своей артикуляции с только что воспроизведенным губным звуком. После того как звук ц получен, его следует отработать сначала в обратных слогах (ац, оц, уц, эц, иц), затем между гласными (аца, ацо, ацу, аце, аца) и, наконец, в прямых слогах (ца, цо, цу, це, ци). Одновременно учащиеся упражняются в произношении звука ц в знакомых словах, в которых он ранее заменялся звуком с, например: огурец, палец, цирк, двенадцать, пятнадцать. В дальнейшем важно упражняться в дифференциации ц и с на материале слогов, слов и фраз. Во всех случаях правильное воспроизведение усвоенного звука должно контролироваться учеником с привлечением имеющихся у него остатков слуха. Звук ч. Губы слегка выдвинуты вперед. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает 2—3 мм. Передний край языка поднят и в первый момент образует смычку с нёбом за альвеолами; в следующий момент смычка взрывается и передний край языка отскакивает в положение, соответствующее артикуляции верхнего мягкого ш (мягкость звука обусловлена более передним, чем при твердом ш, положением языка и более высоким подъемом его спинки); боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам; весь язык имеет форму чашечки (Возможна и нижняя артикуляция ч, при которой кончик языка находится внизу и смычка образуется передней частью спинки языка). Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. В момент произнесения звука ч можно видеть положение губ, верхние и нижние резцы, а если приоткрыть рот, то и положение языка, его работу (голову следует немного запрокинуть). Поднесенной ко рту рукой можно осязать резкий толчок теплой струи воздуха. При работе над звуком ч надо прежде всего использовать имеющиеся у ученика остатки слуха. Произнося слова и слоги со звуком ч, учитель предоставляет ученику возможность не только прослушивать их, но и видеть артикуляцию. Звук ч сравнительно легко улавливается и нередко тут же воспроизводится глухими, обладающими хорошими остатками слуха. Если звук ч не удается получить на основе слухо-зрительного восприятия, необходимо перейти к использованию других приемов. Учитель пишет слог ач, а затем читает его вслух. При этом он подносит руку ученика к своему рту, который несколько приоткрыт, чтобы можно было видеть через щель между резцами положение языка. Звук ч произносится с некоторой задержкой на моменте смычки и с удлинением последующего ш: ачш. Ученик ощущает резкий толчок и последующую плавную струю теплого воздуха. Сопоставляя таким образом слоги аш и ач, учитель каждый раз указывает на соответственные буквенные обозначения, после чего побуждает ученика произнести по подражанию сначала слог аш, а затем ач. Если ученику удастся правильно воспроизвести по подражанию слог ач, то после 4—5-кратного повторения можно перейти к слову мяч. Ученик должен несколько раз подряд произнести это слово с упором на звук ч. При удачном выполнении этого задания ученику можно в заключение предложить 2—3 раза поочередно назвать картинку или предмет (мяч, карандаш). Если же при переходе к слову ученик теряет звук ч, т. е. вновь соскользнет на ш, то следует вернуться к слогу и пока ограничиться им. Нередко учащиеся оказываются не в состоянии воспроизвести звук ч ни в слове, ни в слоге. В этих случаях необходимо изолировать звук и ставить его отдельно, давая ученику возможность воспринимать артикуляцию с помощью зрения и осязания. Непременно следует воспользоваться зерка Получив звук ч, его следует отработать, как и ц, сначала в обратных слогах (ач, оч, уч, эч, ич), затем между гласными (ача, ачо, аче, ачи) и, наконец, в прямых слогах (ча, чо, чу, че, чи). Одновременно учащиеся должны упражняться в произнесении звука ч в знакомых словах, в которых ранее этот звук заменялся посредством ш, например: мяч, часы, чернила, ручка, мальчик, девочка. В дальнейшем можно включить упражнения на дифференциацию ч и ш на материале слогов, слов и фраз. Не следует раньше времени стремиться к тому, чтобы дети произносили звук ч кратко, так как в этом случае ч может легко переродиться в т или возвратиться к ш. Пусть сначала закрепится четкое произношение звука с подчеркнутым выделением его взрывного и фрикативного моментов, при котором ч звучит как чш, например: ачш, учш, мячш, ключш, ручш…ка, мальчш…ик, девочш…ка. Только когда звук ч уже достаточно окрепнет, можно переводить детей на его краткое произнесение в словах. После того как звук ч получен, надо при выполнении всех последующих упражнений привлекать для самоконтроля остаточный слух ученика с применением звукоусиливающей аппаратуры. Таким образом, звуки ц и ч сходны между собой по отсутствию голоса (оба глухие) и способу артикуляции (оба слитные). Различаются они также по двум признакам: по месту артикуляции и по палатализации (звук ц — твердый, звук ч — мягкий). Поскольку составным элементом артикуляции слитных ц и ч являются соответственно звуки с и ш, постольку присущие им дефекты не могут не отражаться на воспроизведении аффрикат. Поэтому, обнаружив недостатки воспроизведения слитных ц, ч, нужно непременно проверить, как ученик произносит с и ш. Исправление следует начинать с фрикативных согласных и только после этого приступать к коррекции аффрикат. В таблице 8 представлены наиболее распространенные дефекты произнесения звуков ц и ч. 1. Замена слитных ц и ч фрикативными с и ш. В этом случае слова палец, двена(д)цать, цыпленок звучат как палее, двена(д)сать, сыпленок, а слова ключ, ручка, чай звучат как клюш, рушка, шай. лом и звукоусиливающей аппаратурой. При постановке звука ч полезно исходить из поставленного ранее ц и показать ученику, что артикуляция первого подобна артикуляции второго с той разницей, что смычка при ч образуется не спинкой языка, а его передним краем, соприкасающимся с альвеолами или несколько дальше с передней частью нёба. Часто дети по аналогии тут же воспроизводят требуемый звук. Звук ч можно получить от звука ц, подложив (в момент произнесения последнего) под язык зонд. В качестве вспомогательного приема при постановке звука ч может служить указание на то, что первый момент артикуляции составляет звук т, образуемый, однако, не у верхних зубов, а у альвеол или за альвеолами. Поэтому можно написать букву ч и обозначить над ней звуковой состав соответствующего этой букве слитного звука ч. В случае необходимости можно также воспользоваться вспомогательным двугубным слитным согласным, который был описан выше применительно к постановке звука ц.
Такое произношение свидетельствует о том, что ученик не владеет навыком воспроизведения слитных звуков (из артикуляции выпадает один элемент — смычка, которая предшествует фрикативному элементу). Подобная замена звуков ц и ч звуками с а ш допустима на определенном этапе обучения или коррекции; однако она считается (начиная со второго класса) ошибкой, которую со временем надо исправить. При устранении указанного дефекта следует попытаться получить необходимую артикуляцию по подражанию на слух. Этого удается добиться применительно к некоторым глухим учащимся. Если на основе подражания на слух вызвать ц или ч не удается, следует прибегнуть к описанным выше приемам постановки аффрикат. 2. Вместо ц слышится тыс, а вместо ч — тыш (иногда с шепотным ы). В этом случае слова палец, цыпленок звучат как палетыс, тысыпленок, а слова ключ, чай звучат как клютыш, тышай. Это происходит потому, что нет тесного слияния смычного и фрикативного моментов. При устранении указанного недостатка нужно обратить внимание ученика на то, что голоса при произнесении ц и ч нет. Если между т и с или т и ш вклинивается шепотное ы, надо показать, что переход от смычного к фрикативному элементу артикуляции происходит мгновенно, без отдергивания языка назад или нижней челюсти вниз. В том случае, если таким путем исправить недостаток произношения ц, ч не удается, следует прибегнуть к демонстрации особенностей артикуляции слитных согласных на примере вспомогательной двугубной аффрикаты. 3. Вместо ц слышится нечто вроде к'с', а вместо ч — к'ш! или кш. В этом случае слова палец, цыпленок звучат как палекьсь, кьсыпленок, а слова ключ, чай звучат как клюк' ш, к'шяй. Причиной указанного дефекта является то, что смычка спинки языка с нёбом образуется слишком далеко. Устранение описанного недостатка следует начинать с коррекции ц. Ученику нужно показать перед зеркалом, что надо смыкать переднюю часть спинки языка непосредственно с верхними резцами или их деснами. При этом боковые края языка, перемещенного всей массой вперед, могут находиться даже между зубами. После того как получено правильное (более переднее) положение языка при ц, нужно добиться передвижения языка к резцам при ч. 4. Вместо ц произносится т, а вместо ч — тj. В этом случае слова палец, цыпленок звучат как палет, тыпленок, а слова ключ, чай — как клють, тяй. Подобный дефект возникает оттого, что выпадает щелевой компонент артикуляции и соответственно звук с или ш. В процессе устранения этого дефекта необходимо попытаться получить нужную артикуляцию по подражанию на слух, несколько подчеркнуто, протяжно произнося фрикативную часть аффрикаты: тс или т'ш' Если результат не будет достигнут по подражанию на слух, нужно привлечь тактильный контроль, т. е. дать ученику возможность осязать выдыхаемую струю воздуха (поднеся руку ко рту). В трудных случаях при постановке ц и ч нужно обратиться к вспомогательной двугубной аффрикаты. 5. Сонантность. Сущность дефекта состоит в замене согласных ц, ч средним между ы и и гласным. В этом случае слова палец, цыпленок звучат как палей, йыпленок, а слова ключ, чай — как клюй, йай. Дефект очень грубый. Не дожидаясь того момента, когда ученик усвоит артикуляцию аффрикат, следует ввести в словах замены звука ц звуком с, а ч — звуком ш. Ученик должен временно произносить включающие аффрикаты слова приближенно (в соответствии с концентрическим методом): палец как палее и т.п. После этого надо приступать к постановке ц и ч заново с помощью описанных выше приемов. Если учитель обнаружит, что сонантность охватывает не только аффрикаты, но также и свистящие и шипящие, коррекцию следует начинать со звука с, используя впоследствии с в качестве заменителя звуков з и ц, а лабиализованное с — в качестве заменителя шипящих ш, ж, ч, щ. Последовательность упражнений по закреплению правильного произнесения аффрикат показана на примере ц. 1. Звук ц в обратном слоге с выделением фрикативного элемента: аце....аце 2. Звук ц в конечной позиции: ац уц эц, палец, огурец. У меня болит палец. 3. Звук ц между гласными: аца ацу аце, пуговица, лицо, 11, 12, 13. Оторвалась пуговица. 4. Звук ц в начальной позиции перед гласным: ца цу ци, цапля, циркуль. 5. Дифференциация ц и с на материале слогов, слов и фраз: · С…цс · Са…цса · Са…ца 6. Звук ц в сочетании с согласными: · Ац….ва….ац….ее…цвет, ацва…ацве. Какого цвета...? · Аф….ца….фца…в цирк. Аф…ца….вца….в цирке. Мы были в цирке. Звук щ. В литературном произношении на равных правах употребляются два варианта звука ш, из которых один представляет собой сочетание мягкого ш и ч, а другой является просто долгим мягким ш. Подобно звуку ч звук щ может быть как верхним, так и нижним, причем верхнему ч обычно соответствует верхнее ш, а нижнему — нижнее. Из всего этого следует, что нет необходимости подробно описывать артикуляцию звука щ. При наличии хорошего ч постановка щ не вызывает особых затруднений. При нижнем ч ставится и нижнее щ, при верхнем — верхнее. Учитель произносит (при несколько открытом рте) звук ч, продлив его фрикативный (щелевой) компонент (т' ш'), и побуждает ученика сделать то же самое. Затем этот второй компонент звука ч, мягкое протяжное ш, произносится учителем без предшествующего тj. Получается один из вариантов щ. Другой способ постановки данного варианта звука щ носит механический характер. Звук щ ставится от с с помощью шпателя или зонда, которыми в момент произнесения звука с (са) прижимают или отодвигают кончик языка. В результате получается звук щ (ща). Во время последующих упражнений особое внимание должно быть уделено сопоставлению звука щ со звуками ч или ш в слогах и словах. Если избирается вариант произношения звука щ, при котором этот звук выступает как слитный согласный, аффрикат, то его постановка проще всего достигается путем присоединения того же фрикативного компонента к ч (iu -f- ч). Если у ученика ч и ш оба верхние или оба нижние, ставить данный вариант звука щ еще проще. Речь идет о присоединении к ч простого ш (шч). При наличии у детей значительных остатков слуха они могут быть с успехом использованы при постановке звука щ. Многие недостатки произношения звука щ имеют в своей основе аналогичные причины или сходные дефекты произношения звуков ш или ч (боковое, щечное ш, твердое ч и т. п.). В этих случаях важной предпосылкой предупреждения и устранения дефектов звука щ является устранение аналогичных дефектов звуков ш и ч. Останоимся на описании наиболее часто встречающихся специфических недостатков произношения звука щ. 1. Вместо звука щ произносится звук ч. Чтобы получить аффрикатное щ, следует показать ученику на тыльной поверхности кисти, что смычке предшествует щелевой звук Можно написать буквы шч. Чтобы получить другой вариант звука щ, надо сопоставить чащ (щ…) и дать ученику возможность ощутить тыльной поверхностью кисти руки разницу между плавной струей при щ и толчком воздуха при ч. 2. Звук щ произносится твердо, т. е. как ш. Этот недостаток обычно возникает при верхнем щ и оказывается сопряженным с аналогичным недостатком ч. На разборчивость речи он влияет мало. После того как получен требуемый результат, его необходимо закрепить в процессе упражнений, обратив при этом особое внимание на сопоставление звуков щ и ш в слогах и словах Можно также заново ставить нижнее щ, исходя из звука с (см. выше). Носовые звуки м, н
Звук м. Губы сомкнуты без напряжения и размыкаются без взрыва. При переходе к следующему гласному происходит плавное размыкание; в конце слога (слова) размыкания может и не быть. Положение языка зависит от следующего звука. Мягкое нёбо опущено, выдыхаемый воздух проходит в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (рис. 34). Рис. 34. Профиль артикуляции звука м Можно видеть положение губ, осязать вибрацию гортани, груди, щек и крыльев носа. Если получить звук м на основе слухо-зрительного восприятия не удается, необходимо перейти к другим приемам. Можно подходить к звуку м от гласного, лучше всего от а, произнося обратный слог ам или отдельный звук м. Ученик прикладывает одну ладонь к щеке учителя, а другую — к своей собственной (чтобы ощутить вибрацию). Хорошо дать почувствовать и вибрацию крыльев носа. Для этого следует приложить палец ученика к крылу носа. Звук н. Положение губ зависит от следующего за н гласного. Передний край языка в слогах на, но, ну, ны и в обратных слогах прижат к верхним резцам. При переходе к следующему звуку происходит не взрыв смычки, а размыкание; в обратных слогах размыкания может и не быть. В слогах не, ни смычка образуется прижатой к альвеолам передней частью спинки языка, благодаря чему звук смягчается (позиционное смягчение); кончик языка при этом находится либо наверху, за верхними резцами, либо внизу, за нижними резцами. Мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (рис. 35). Рис. 35. Профиль артикуляции звука н. Можно видеть положение губ, положение и работу языка; можно осязать вибрацию гортани, груди, крыльев носа. Если звук н не удается получить на основе слухо-зрительного восприятия, следует перейти к другим приемам. Так же как и при работе над звуком м, лучше всего подходить к звуку н от гласного а, произнося обратный слог ан или отдельный звук н. При этом привлекается тактильно-вибрационный контроль: ребенок прикладывает палец одной руки к крылу носа учителя, а палец другой руки — к своему носу. При протяжном произнесении н он отчетливо ощущает вибрацию крыльев носа. В некоторых (редких) случаях получить н по подражанию (на слухо-зрительной основе, с использованием тактильно-вибрационного контроля) не удается. Тогда прибегают к следующему приему: Правильную артикуляцию звука н получают, отталкиваясь от звука м. Постановка н в этом случае осуществляется в три этапа: 1. межгубное н — ребенок произносит протяжно м, язык (в широкой позиции) просовывается между губами и при этом плотно закрывает всю ротовую щель; удерживая язык в таком положении, ученик произносит слоги и слова со звуком н; 2. межзубное н — верхняя губа поднимается и при этом обнажает зубы (если ребенок не может этого сделать сам, ему нужно помочь, подняв губу шпателем или пальцами); язык (в широкой позиции) удерживается между зубами; ученик произносит слоги и слова со звуком н; 3. зазубное (нормальное) н. Описанный прием всегда приводит к желательному результату. Таким образом, звуки мин сходны между собой: 1) по участию голоса в артикуляции; 2) по способу артикуляции — оба носовые, смычно-проходные; 3) по отсутствию палатализации — оба относятся к твердым согласным. Звуки мин отличаются друг от друга по месту артикуляции. Эти звуки произносятся с характерными для речи глухих недостатками (табл. 9). 1.2.3.4. Закрытая гнусавость. В первых двух случаях (1.2.) имеет место неполная, а в последних двух (3.4.) — полная закрытая гнусавость. В случае неполной закрытой гнусавости вместо ма слышится мба или мпа. Слова самолет, мыло звучат соответственно как самболет, мбыло или самполет, мпыло. Вместо на звучит нда или нта. Слова нос, книга звучат соответственно как ндос, кндига или нтос, кнтига. Это происходит потому, что мягкое нёбо поднимается при переходе к гласному звуку (закрывая проход воздуха в нос) не одновременно с размыканием губ, а несколько раньше (ма звучит как мба, на — как нда), а в некоторых случаях прекращается вибрация голосовых связок перед размыканием губ (ма звучит как мпа, на — как нта). В случае полной закрытой гнусавости вместо ма слышится ба или па. Слова самолет, мыло звучат соответственно как саболет или саполет, было и пыло. Вместо на слышится да или та. Слова нос, книга звучат соответственно как дос, кдига или тос, ктига. Дефект обусловлен тем, что для выдыхаемого воздуха проход в носовую полость закрыт (ма звучит как ба, на — как да), а также и тем, что при этом не вибрируют голосовые складки (ма звучит как па, на — как та). В большинстве случаев закрытая гнусавость носит функциональный характер и является результатом неправильной работы мягкого нёба, которое оказывается в поднятом положении. Лишь в некоторых, единичных случаях закрытая гнусавость возникает на органической основе, нарушающей проходимость носа (аденоидные разращения, полипы, гипертрофический насморк и т. п.). Дефект носит грубый и очень распространенный характер. При этом следует заметить, что неполная закрытая гнусавость встречается значительно чаще (почти в 10 раз), чем полная. Дефект очень стоек и часто дает рецидивы. При устранении закрытой гнусавости во всех случаях используется по существу один и тот же прием. Прежде всего глухому ученику надо дать послушать протяжное м. Ученик воспринимает на слух (пользуясь звукоусиливающей аппаратурой) произносимое учителем м и одновременно видит его артикуляцию, затем пытается воспроизвести м. Если это ему удается, проводятся упражнения по закреплению нужной артикуляции. Однако очень часто бывает так, что успешное произнесение изолированного м не является гарантией его правильного воспроизведения в слогах и тем более — словах. Если успех на основе подражания при слухо-зрительном восприятии не достигается, следует исходить из протяжного произнесения звука м; при этом нужно осуществлять контроль за вибрацией щек и крыльев носа с помощью прикасающейся к ним руки. Можно встретить детей, у которых получается нечто вроде м …бм, бм…б; нужно добиться того, чтобы ученик плавно тянул этот звук. Затем следует перейти к протяжному произнесению м в обратных слогах: ам… (ом, ум и т. д.), а также в словах типа дом, костюм, семь, восемь (мы временно пренебрегаем мягкостью согласного м в двух последних словах, поскольку пользуемся твердыми согласными в качестве заменителей мягких). При этом следует заметить, что нередко глухой своеобразно произносит слово дом: дом…б. Чтобы этого избежать, надо научить ученика снимать голос раньше, чем разомкнутся губы, после того как он усвоит эту позицию звука, можно последовательно переходить к позициям, в которых м находится: между гласными (ам…а, ам…а, ама, самолет), перед гласными (ам…а, м…а, ма, мама, молоко), в стечениях с согласными (ам…па, ам…па, а…мпа, лампа, арм…а, арма, форма). Все сказанное применительно к звуку м полностью относится к звуку н. Путь исправления звука н совершенно такой же, как и описанный только что способ коррекции м. Переходя к прямым слогам с носовыми мин (ма, на и т. д.), следует помнить, что для этих звуков не безразличен соседний гласный. Наиболее невыгодное положение носовых перед гласными у и и. При правильном произнесении слов молоко, нога ученик может неверно произносить слова минус, минута, которые соответственно звучат как мбиндус, мбиндута. Поэтому во время проверки состояния произношения глухих школьников необходимо включать в речевой материал слоги му, ми, ну, ни и соответствующие слова. Нередко появление закрытой гнусавости провоцирует положение носовых м, н после согласных (особенно с, ш, р) в словах типа карман, башмаки и т. п. В этих случаях целесообразно прибегать к разложению трудно произносимых слов, например: посмотрите, пос…м…о…трите, см…о…трите, посмотрите; форма, фор…м…а, фор…ма, форма. При выполнении упражнений, направленных на закрепление правильной артикуляции носовых звуков м и н, следует использовать звукоусиливающую аппаратуру и осуществлять тактильно-вибрационный контроль с помощью приложенной к щеке и крылу носа руки. Большую роль в ходе устранения закрытой гнусавости играет сопоставление носовых и ротовых звуков типа ам — an, ма — па, самолет — лопата, мама — папа. Целесообразно также производить сопоставление соответствующих правильному и неправильному произношению слогов: ама — ампа или амба, ana — ампа — ама. 5 - Повышение голоса. Это довольно распространенный дефект, придающий всей речи глухого «качающийся» характер. При данном Date: 2016-05-24; view: 1085; Нарушение авторских прав |