Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология проведения занятий по ФК в детских дошкольных учреждениях





Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интен­сивный рост и развитие важнейших систем организма и их функ­ций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно не­обходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыка­ми и т.д.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание.

Наиболее общими задачами для детей раннего и дошкольного возраста являются изложенные ниже.

Оздоровительные задачи

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внеш­ней среды путем его закаливания.

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки

3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребен­ка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимиза­ции пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д.

4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости

Образовательные задачи

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков(метание, ловли, катание на велосипеде, бегать, плавать).

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физичес­кой культурой.

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способно­сти. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

Воспитательные задачи

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решитель­ности, смелости, настойчивости).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Основные – ФУ, они формируют ДУ и ДН. Также оздор.силы природы и гигиенические факторы.

 

Физические упражнения. Применительно к задачам физическо­го воспитания детей раннего дошкольного возраста наиболее ши­рокое применение получили следующие три группы физических упражнений: 1) основная гимнастика; 2) подвижные игры (бес­сюжетные и сюжетные); 3) упрощенные формы спортивных уп­ражнений.

Основная гимнастика включает в себя: 1) ОРУ для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и др.) и без пред­метов; 2) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, ла­зание, ползание, равновесие, висы и др.; 3) строевые упражне­ния (построения и перестроения, повороты, размыкания и смы­кания); 4) танцевальные упражнения. Характерной особенностью этих упражнений является их избирательная направленность, т.е. можно подобрать упражнения на определенную мышечную груп­пу, на любое физическое качество, на осанку и др. Упражнения основной гимнастики в наибольшей степени способствуют фор- различные сложные движения.

Подвижные игры занимают среди других средств центральное место. Их педагогическое значение проявляется в том, что в про­цессе игры происходит не избирательное, как в основной гимна­стике, а комплексное развитие физических качеств. Следователь­но, осуществляется и комплексное совершенствование всего двигательного аппарата, всех систем организма.

Начиная с пятилетнего возраста в состав средств физического воспитания дошкольников следует включать упрощенные формы спортивных упражнений. К ним относятся упрощенные способы передвижения на лыжах, катание на коньках, плавание, различ­ные игры с мячом (например, перебрасывание мяча через сетку, попадание мячом в корзину) и др. Упрощенные спортивные уп­ражнения направлены на решение оздоровительных и образова­тельных задач, а также на формирование первичного интереса к спортивной деятельности.

 

Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста

Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в раннем и дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима. Его ос­нову составляют ежедневные занятия физическими упражне­ниями и играми в различных формах под руководством воспи­тателя (в дошкольных детских учреждениях).

Основными формами занятий физическими упражнениями являются: утренняя гимнастика, занятия урочного типа, подвиж­ные игры, физкульпаузы и физкультминутки, физкультурные праз­дники, самостоятельные занятия.


Утренняя гимнастика направлена на активизацию деятельнос­ти организма, повышение его работоспособности и формирова­ние правильной осанки. Средствами являются простые общераз-вивающие упражнения в сочетании с водными процедурами, мас­сажем, закаливанием. Ее продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3—4 упражнения игрового и подражательного характе­ра), 6—8 мин — для детей 4—5 лет, 8—10 мин — для детей 6 лет. Структура утренней гимнастики может быть следующей: ходьба, бег — упражнения для мышц рук и плечевого пояса — упражне­ния для туловища (спины и живота) — упражнения для ног — кратковременный бег и ходьба с целью восстановления. Чтобы комплекс упражнений утренней гимнастики не наскучил ребен­ку, периодически, приблизительно через 7—10 дней, необходи­мо заменять 1—2 упражнения.

Физкультурные занятия урочного типа являются основной фор­мой работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду. Цель занятий — обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных дей­ствий, воспитание физических способностей. Занятия проводятся не менее 2—3 раз в неделю под руководством воспитателя. Про­должительность занятий для детей 3—4 лет 15—20 мин, 4—5 лет — 20—25 мин, 5—6 лет — 25—30 мин. Занятия состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Задачи вводной части — организация детей, концентрация их внимания на предстоящих двигательных упражнениях, а также подготовка организма к выполнению упражнений основной части. В содержа­ние вводной части входят упражнения в основных движениях: ходьба, бег, ходьба на носках, на пятках, ходьба и бег со сменой направления, ходьба змейкой, ходьба между предметами и т.п.

В основной части занятия решаются задачи обучения детей но­вым упражнениям, повторения и закрепления ранее пройденного материала и воспитания физических качеств. Первыми в основной части выполняются общеразвивающие упражнения (сначала для мышц рук и плечевого пояса, затем для мышц туловища и ног). После общеразвивающих упражнений следуют упражнения в ос­новных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание или упражнения в равновесии). В основную часть занятия обязательно входит и подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмо­циональное воздействие на детей.

В заключительной части занятия решаются задачи постепенно­го перехода организма ребенка к спокойному физиологическому состоянию. Для постепенного снижения нагрузки используются ходьба, задания на внимание, дыхательные упражнения, мало­подвижные игры, хороводы.

Время занятия распределяется примерно следующим образом: вводная часть — 2—6 мин, основная — 15—25 мин и заключитель­ная — 2—3 мин. Продолжительность каждой части зависит от по­ставленных задач, возраста и подготовленности детей.

После вводной части пульс не должен участиться более чем на 20—25%, после основной — не более чем на 50%, после подвиж­ной игры он может возрасти на 70—90 и даже на 100%. Через 1—2 мин после занятия пульс должен восстановиться до исходного уровня.

Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием проводятся ежедневно, как правило, во время прогулок. Они уве­личивают двигательную активность, вызывают у детей положи­тельные эмоции. В подвижных играх часто используют ходьйу, бег, прыжки, переползание и другие способы передвижения. Большая двигательная активность способствует развитию физических ка­честв, совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка.


Физкультпаузы и физкультминутки используются с целью пре­дупреждения утомления, отдыха, повышения умственной рабо­тоспособности, активизации двигательных функций при однооб­разных статических положениях тела. Проводятся обычно на раз­личных занятиях по счету, лепке, рисованию и включают несколь­ко хорошо освоенных физических упражнений динамического характера продолжительностью 2—3 мин.

Физкультурные праздники. Их назначение — демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежу­ток времени. Проводятся не реже 2—3 раз в год.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Разнооб­разная самостоятельная двигательная деятельность детей заклю­чается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, двигательная деятель­ность на детских площадках, оснащенных специальным оборудо­ванием для физических упражнений и инвентарем, различные игры с друзьями и т.д.). Самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей.

Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Существует две формы организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста: 1) государственная (дет­ские ясли — до 3 лет и детский сад — от 3 до 6—7 лет); 2) самоде­ятельная, где физическое воспитание осуществляется главным образом в семье.

Государственная форма организации физического воспитания является обязательной для всех детей, посещающих дошкольные детские учреждения. Физкультурные занятия в этих учреждениях осуществляются в соответствии с Программой воспитания и обу­чения в детском саду (раздел «Физическое воспитание»), где оп­ределены задачи, содержание и формы организации физических упражнений. Физкультурные занятия проводят воспитатели и ин­структоры-методисты по физической культуре.

Методика направленного использования физической культу­ры определяется возрастными особенностями и двигательными возможностями детей, условиями проведения занятий.

Основу двигательной активности детей до 2 лет должны состав­лять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, игрушками, обручем, гимнастической палкой или скакал­кой. Самая эффективная форма занятий в этом возрасте — игра, позволяющая детям удовлетворить потребность в движениях. Заня­тия физическими упражнениями проводятся 2—3 раза в неделю.

На занятиях с детьми 2—3 лет большое значение придается ме­тодам использования слова и наглядного действия. Это объясняется интенсивным развитием речи ребенка и его способности подра­жать. Чтобы повысить активность, привлечь внимание детей, ши­роко используются образные задания, имитации («бежим тихо, как мышки», «прыгаем мягко, как воробышки», «топаем, как медве­ди» и т.п.). Физическая нагрузка в этом возрасте не должна быть ни чрезмерно легкой, ни слишком тяжелой. Степень ее воздействия на организм легко проконтролировать по пульсу. Разница в его частоте между началом и концом занятия должна быть в пределах 10 ударов. Если она больше — нагрузка чрезмерна. Неизменившаяся частота пульса свидетельствует о недостаточности нагрузки. Игровая деятель­ность детей третьего года жизни становится сложнее и разнообраз­нее. Большое место занимают сюжетные и ролевые игры.


В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспи­тания практически всех физических качеств. В первую очередь сле­дует обращать внимание на воспитание координационных спо­собностей, в частности на такие компоненты, как чувство равно­весия, точность, ритмичность, согласованность отдельных дви­жений. Скоростные способности воспитываются путем выполне­ния простых двигательных действий, обычно в игре. При воспита­нии силы и силовой выносливости прежде всего надо обращать внимание на мышцы живота, спины, ног, рук, стопы. Силовые нагрузки должны быть незначительными, обычно это упражне­ния, отягощенные собственным весом тела (приседания, лаза­ние, прыжки, занятия с мячом, обручем, скакалкой и т.п.). Уп­ражнения даются как в игровой, так и в обычной форме.

При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении же движения ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.

В основе планирования процесса физической и двигательной подготовки дошкольников 3—6 лет должны лежать следующие основные положения (А. А. Рутина, 1999):

1) весь возрастной период от 3 до 6 лет является сенситивным для развития физических качеств и формирования основных дви­жений. Следовательно, итоговый результат физической и двига­тельной подготовки дошкольников зависит от последовательных из года в год успехов ребенка;

2) основной методической особенностью планирования дан­ного процесса является наличие этапов акцентированного воз­действия на определенное качество. Целесообразная длительность этих этапов до 1 месяца. При этом специализированные физиче­ские упражнения или подвижные игры должны занимать от 50 до 70% общего объема времени двигательной активности.







Date: 2016-05-14; view: 1080; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию