Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История возникновения волонтерства





Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………..…......…………………………………...….3

ГЛАВА 1.Понятие волонтерства …………………………………………………………………….…..6

1.1. История возникновения волонтерства……………………………………………….……6

1.2. Развитие волонтерства в РБ……………………………………………………..…………8

1.3. Психологические особенности волонтера………………………….………………….. 10

ГЛАВА 2. Исследование социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности ………………………………………………………………………………………..……13

2.1. Организация исследования социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности …………………………………………...………………….……….…... 13 2.2. Анализ уровня социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности …………………………………………………………………………………………..…15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...……………………………………….…………………………...18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….………………………….….20

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………….……………..….….……………………….……..21

В В Е Д Е Н И Е

Последние десятилетия происходит большое количество политических, культурных, а также социально-экономических преобразований, которые приводят к качественному изменению стиля и образа жизни человека. Поэтому в современном обществе исключительно важным считается возрождение гуманистических традиций, ориентация на человека, с развитой установкой «на других».

Готовность к участию в жизни других людей, оказание им помощи безвозмездно, человечность - важные ценности личностного развития человека. Одной из форм проявления данных ценностей выступает добровольческая деятельность. Волонтерское движение выступает одним из главных ресурсов решения общественных проблем и социального развития в Беларуси. Добровольная помощь, оказываемая человеком обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Волонтерская активность возрождает в молодежной среде гуманные ценности и социально-психологические качества личности, такие как, сострадание, толерантность, альтруизм и другие важные ценности.

В этой связи выявляется необходимость повышения эффективности волонтерской деятельности, что обусловливает изучение факторов, которые могут повлиять как на личностное становление, так и на реализацию мотива волонтерской деятельности. Социально-психологическая готовность к такой деятельности выступает одним из важнейших регуляторов успешной ее реализации.

Вышесказанное позволяет определить, что существует необходимость исследовать социально-психологическую готовность потенциальных молодых людей, желающих участвовать в волонтерской деятельности, на самых ранних этапах вступления в добровольческое движение.

В психологической литературе не определено понятие социально-психологической готовности к волонтерской деятельности как отдельного феномена. Можно прийти к выводу, что проблема социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности остается достаточно новой и до конца не изученной.

Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований проблемы социально-психологической готовности к волонтерской деятельности позволяет прийти к заключению о том, что большинство работ посвящены преимущественно изучению мотивации добровольчества, психологических детерминант волонтерства и условиям вовлечения волонтеров в деятельность общественных организаций. Однако вопросам раскрытия сущности и содержания социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности, выявления психологических характеристик личности, способной и готовой эффективно выполнять возложенные на нее функции, способам формирования такой личности внимания уделяется неоправданно мало.

В современной психологии большое внимание уделяется разным видам готовности: готовности к профессиональной деятельности (И.А. Зязюн, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко), предстартовому состоянию в спорте (А.И. Пуни, Ф. Генов, А.Д. Ганюшкин) и др При этом готовность трактуется по-разному: и как установка на определенный вид деятельности (В.Л. Марищук, Д.Н. Узнадзе и др.), и как интегральное свойство личности, формирующееся в процессе деятельности и являющееся результатом этой деятельности (О.В. Амосова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий и др.), как целостное проявление личности (А.И. Пуни), интегральное ее образование (Л.А. Мойсеенко), сложное синтетическое новообразование (Ф.И. Иващенко), состоящее из комплекса взаимосвязанных элементов.

Ведущей и наиболее сложной стороной готовности к деятельности является социально-психологическая готовность. Учитывая различные подходы к понятию «социально-психологическая готовность», в результате анализа психологической литературы можно сделать вывод о том, что это комплекс индивидуально-типологических характеристик личности, определяющий эффективность деятельности.

Анализ структуры феномена «социально-психологическая готовность к деятельности» показал, что исследователи включают в ее состав разнообразные компоненты, способствующие успешному осуществлению деятельности: мотивация, положительное отношение к деятельности, необходимый объем специальных и психологических знаний, определенный уровень умений и навыков в общении с людьми и комплекс профессионально-важных свойств личности[1].

Результаты теоретического анализа степени разработанности проблемы социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности позволяют выявить ряд существенных и еще не решенных противоречий:

-на теоретико-методологическом уровне: между потребностью общества в волонтерах, способных и готовых эффективно выполнять возложенные на них функции, и отсутствием в социальной психологии научно обоснованных сведений о сущности и структуре такой готовности, о ее особенностях, содержании, статических и динамических характеристиках;

-на социально-психологическом уровне: между возросшими объективными требованиями к личности волонтера и недостаточными сведениями о тех ее социально-психологических характеристиках, которые обеспечивают эффективность волонтерской деятельности;

-на практико-диагностическом уровне: между необходимостью социально-психологической практики объективно оценивать и производить отбор кандидатов в волонтеры и отсутствием в ней соответствующего диагностического инструментария, отвечающего критериям валидности и надежности;

-на практико-развивающем уровне: между востребованностью психологической практики в обосновании и разработке специальных программ формирования социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности и недостаточной разработанностью моделей, алгоритмов, технологий решения данной приоритетной научно-практической задачи.

Практическая востребованность и недостаточная научная разработанность анализируемой проблемы определили тему исследования: «Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности».

Объект исследования: мотивационно-личностная потребность.

Предмет исследования: социально-психическая готовность к волонтерской деятельности.

Цель исследования – изучить социально-психологическую готовность молодежи к волонтерской деятельности и их экспериментальное обоснование.

Для достижения цели были разработаны следующие задачи:1. Охарактеризовать понятие волонтерства2. Изучить историю возникновения волонтерства.3. Показать особенности развития волонтерства в РБ.4. Рассмотреть психологические особенности волонтера.5. Провести исследование социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности. Для решения поставленных задач используются следующие методы: изучение психологической и педагогической литературы, тестирование на авторском психодиагностическом инструментарии кандидата психологических наук А. А. Шагуровой. Гипотеза - студенты психолого-педагогического факультета имеют более высокий уровень готовности к волонтерской деятельности по сравнению со студентами социолого-педагогического факультета.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие теории социально-психологической готовности, в разработку проблем профессионального психологического отбора для осуществления волонтерской деятельности. Результаты исследования уточняют и углубляют знания о специфике социально-психологической готовности к волонтерской деятельности, расширяют представления о самореализации и самоопределении молодежи, участвующей в добровольчестве.

Практическая значимость работы состоит в анализе психолого-педагогической литературы по теме исследования, проведения тестирования, выявлении степени социально-психологической готовности молодежи к волонтерской деятельности. Материалы данной работы могут быть полезны в психологической практике для совершенствования системы подготовки молодежи к волонтерской деятельности, в волонтерских центрах и добровольческих организациях.

ГЛАВА 1.

ПОНЯТИЕ ВОЛОНТЕРСТВА

История возникновения волонтерства

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить. В целом же волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие "социум". Абсолютно достоверно, что во всех доисторических обществах, обоюдная помощь была необходимым условием выживания. Люди вместе собирали урожай, строили дома, чинили дороги. Возможно, в XIX веке индустриализация, повышение роли денег, и, как следствие, аутичность и анонимность, сопутствующие урбанизации, подорвали такие ценности как солидарность и взаимопомощь.

В некоторых государствах система волонтёрства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий (например, в Великобритании до первой мировой войны 1914-1918). В XVIII - первой половине XIX века в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во второй половине девятнадцатого века в большинстве государств система волонтёрства потеряла своё значение; она осталась как способ комплектования армии лишь в Великобритании (с 1961) и как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время, в некоторых государствах. Интересно, что понятие волонтер в Большой Советской Энциклопедии трактуется как лицо, добровольно поступившее на военную службу. Понятия добровольца или добровольчества и вовсе не рассматриваются.

В 1920 году группа волонтёров из Австрии, Англии, Германии и Швеции - некоторые из них бывшие солдаты, то есть бывшие враги, - собралась с целью восстановить деревню возле Вердуна, которая была разрушена в битве, унесшей множество жизней. С этого первого за всю историю человечества международного волонтёрского лагеря возникло первое волонтёрское движение, которое существует и по сей день. Оно носит французское название Service Civil International (Международная Гражданская Помощь), вкратце S.C.I.

Волонтёрская помощь быстро распространялась и в 1920-х и 1930-х годах у S.C.I. уже появилось много младших организаций. В то время такие организации расценивались как способ установления дружеских отношений между молодыми людьми различных европейских стран. Во время сурового экономического кризиса 1929 года многие страны, от США до Болгарии, организовывали волонтёрскую работу для того, чтобы занять безработных молодых людей чем-нибудь социально полезным, и вдобавок предоставить им постель и еду. К сожалению, эти международные мирные идеи были извращены и повёрнуты в иное русло немецкими рабочими бригадами Hitlerjugend Arbeitsdienst (гитлерюгенд "Трудовая повинность" - организация в фашистской Германии), а также другими организациями в тоталитарных странах.

В 1960-х стартовали многолетние программы помощи развивающимся странам. Именно тогда начались призывы к их деполитизации. Последняя часть этой краткой истории волонтёрства затрагивает два аспекта из конца прошлого века. Первый аспект - это возрождение волонтёрства в бывших социалистических государствах. Второй аспект имеет отношение к возрасту: с увеличением продолжительности жизни и улучшением состояния здоровья жителей развитых стран, всё больше квалифицированных профессионалов пенсионного возраста получают удовлетворение и обогащение в предложении своих услуг не только у себя на родине, но и за границей.

Основные реализуемые направления деятельности молодежных волонтерских организаций, созданных в России в период 1990-2000 гг., охватывают практически все основные области жизнедеятельности (социальная сфера, образование, культура, экология, безопасность, здравоохранение и др.). В качестве приоритетных направлений деятельности для большинства волонтерских организаций можно выделить следующие: работа с социально незащищенными слоями населения, работа с детьми и молодежью; создание и дальнейшая реализация проектов, направленных на решение проблем местных сообществ; пропаганда идей здорового образа жизни; предотвращение конфликтов; развитие идей терпимости в обществе [4].

В Японии, США, Канаде, Австралии, Англии, Италии и других развитых странах полагают, что добровольческая деятельность способствует поддержанию и упрочению основных принципов демократии, в первую очередь тем, что вовлекает большое число граждан в процесс принятия решений. Правительства этих стран оказывают добровольческому движению всемерную и разнообразную поддержку, в том числе путем издания различных законодательных актов, стимулирующих его развитие, созданием системы государственных добровольческих центров и специальных добровольческих программ. В Германии считают волонтерство уникальной возможностью для получения жизненного знания и опыта. Каждый третий немец, - что составляет 34 % населения Германии - является волонтером, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах. Во Франции 19 % взрослого населения хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Из них 60 % регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц. 46 % опрашиваемых сказали, что они стали волонтерами, потому что они чувствуют в себе большое желание помогать другим. В Японии 26 % имеют опыт волонтерства в прошлом. Из них 48 % уверены, что добровольческий труд очень полезен для личностного роста и общества в целом. В Ирландии около 33 % населения Ирландии является волонтерами. и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц.

В настоящее время в мире функционирует ряд международных волонтерских объединений. Это группа объединений, которая играет определяющую и глобальную роль в функционировании самого принципа добровольческой деятельности в мировом масштабе. UNV (United Nations Volunteers). Волонтеры ООН - организация непосредственно подчиняющаяся ООН и занимающаяся поддержкой устойчивого глобального развития на планете путем продвижения идей добровольчества и мобилизации добровольцев для решения конкретных практических задач на нашей планете. Волонтеры ООН работают с беженцами, ВИЧ-инфицированными, детьми, инвалидами; в области детского и взрослого образования, здравоохранения, городского развития, выборного права и защиты прав избирателей, гендерного равенства и прав женщин и т.д. и т.п. практически во всех странах-участницах ООН.

Молодежное движение является важным индикатором совершенствования социально-политических отношений в обществе и политической социализации молодежи. Молодежные организации дают возможность для социального самоутверждения личности, ее самореализации, способствуют развитию коллективизма, формированию социально-психологической общности людей. Молодежные общественные объединения служат особым инструментом влияния и защиты прав личности, развития инициативы, патриотизма и гражданской позиции молодого поколения [5].

Date: 2016-05-24; view: 3793; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию