Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические особенности эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возрастаСтр 1 из 16Следующая ⇒
Содержание ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..............8 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….…13 1.1 Проблема эмоционально-нравственной сферы в работах отечественных и зарубежных психологов………………………………………………………….13 1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста…25 1.3 Особенности развития эмоционально-нравственной сферы детей……….35 1.4 Выводы по первой главе….…………………………………………..……...50 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНА-ЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.……………………………………….......................................................51 2.1 Программа и ход исследования...........................................................….51 2.2 Сравнительный анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования…………………………………………………………………. 2.3 Корреляционный анализ: выявление связи между эмоционально-нравственными особенностями и стилем семейного воспитания………………………………………..……………………...72 2.4 Установление значимых различий в особенностях эмоционально-нравственной сферы у дошкольников из семей с разным стилем семейного воспитания……………………………………………………………………… 2.5 Выводы по второй главе…………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..82 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..……….88 ПРИЛОЖЕНИЕ А – СХЕМА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……....91 ПРИЛОЖЕНИЕ Б – ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………….…....92 ПРИЛОЖЕНИЕ В – ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ Р. ТЭММИЛ, М. ДОРКО, В. АМЕН…………………………………………………………………………….94 ПРИЛОЖЕНИЕ Г – РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К НРАВСТВЕННЫМ НОРМАМ………………………………..96 ПРИЛОЖЕНИЕ Д – ПОКАЗАТЕЛИ НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО МЕТОДИКЕ «СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ» ……………………………………..…98 ПРИЛОЖЕНИЕ Е – РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ……………………………………………….100 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж – КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ………………...………102 Введение Актуальность исследования. В обосновании актуальности выбранной нами темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности. Важно еще и то, что проблема эмоционального развития, или формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и прочее. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные эмоционально-нравственные инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную психолого-педагогическую проблему.[19] Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. В период дошкольного детства (3–6-7 лет) ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.[1] Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.[2] Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций. Эмоции играют определенную роль как в реализации уже существующих у ребенка конкретных мотивов отдельных видов деятельности, так и в формировании новых мотивов более высокого уровня, таких как познавательный, нравственный, трудовой и другие. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова (как усвоения), а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности и других высших чувств. Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника.[15] Таким образом, актуальность нашей работы определяется значимостью развития эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста, недостаточной разработанностью этой проблемы в данный возрастной период, а так же состоянием данного вопроса в практике. Цель исследования: изучить особенности эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста (6-7лет), в количестве 40 человек, воспитанники МБДОУ № 46, село Крученая Балка. Предмет исследования: особенности эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: Теоретические задачи: 1. Осуществить теоретический анализ понятий: «эмоционально-нравственная сфера, «стили семейного воспитания», «авторитарный стиль», «гиперопека», «старший дошкольный возраст», «педагогическая модель». 2. Обобщить данные психолого-педагогической литературы по исследуемой проблематике. Методические задачи: 1. Подобрать методики, адекватные цели исследования. 2. Разработать процедуру исследования, позволяющую изучить особенности эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать модель формирования эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Эмпирические задачи: 1. Измерить родительские установки воспитания детей. 2. Изучить представления детей о нравственных качествах. 3. Определить эмоциональное отношение к нравственным нормам у детей старшего дошкольного возраста. 4. Выявить нравственную направленность личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником. 5. Установить уровень тревожности респондентов. 6. Выявить значимые взаимосвязи между эмоционально-нравственными особенностями детей и определенным стилем семейного воспитания родителей. 7. Установить значимые различия в особенностях эмоционально-нравственной сферы у дошкольников из семей с разным стилем семейного воспитания. Гипотезы исследования: 1. Существует взаимосвязь между эмоционально-нравственными особенностями и определенным стилем семейного воспитания. 2. Существуют значимые различия в особенностях эмоционально-нравственной сферы у дошкольников из семей с разным стилем семейного воспитания. Методы исследования. Методы сбора данных: 1) монографический метод (анализ психолого-педагогической литературы). 2) психодиагностический метод (тестирование). 3) метод беседы. Методы обработки данных: 1) Сравнительный анализ. 2) Методы статистической обработки данных: – корреляционный анализ методом линейного коэффициента корреляции Пирсона для выявления связи между переменными; – критерий Колмогорова–Смирнова для сравнения двух выборок. Применялись компьютерные программы Excel, SPSS 21.0. В соответствии с задачами исследования и выдвинутыми гипотезами был создан банк методик исследования: 1. Методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARY) Е. Шефера,Р.К. Белл; 2. Методика «Сюжетные картинки» (изучение эмоционального отношения к нравственным нормам); 3. Методика «Сделаем вместе» (предназначена для выявления и оценивания нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником); 4. Тест тревожности Р. Тэммил, М. Дорко, В. Амен (выявляет уровень тревожности ребенка); Практическая значимость исследования. Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что полученные в нем результаты и сделанные выводы могут быть применены в курсах лекций по «Возрастной психологии», «Дифференциальной психологии». Они также могут быть использованы при разработке программы психологического тренинга, целью которого является формирование эмоционально-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Структура и объем дипломной работы. Диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 56 источников и 9 приложений. Объем работы без списка литературы и приложений составляет 74 страницы и содержит 10 рисунков и 2 таблицы. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Date: 2016-05-24; view: 1505; Нарушение авторских прав |