Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели государственной политики в области развития местного самоуправления в современной России





 

Целью государственной политики развития местного самоуправления является обеспечение формирования и эффективной деятельности института местного самоуправления как необходимого условия становления экономически развитого демократического государства.

Для достижения указанной цели политика государства должна быть направлена:

на реализацию конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления;

на формирование условий для эффективной реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления;

на обеспечение государственных гарантий самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий.

В рамках каждого из названных направлений государственной политики в ближайшие 3–5 лет предстоит решить следующие задачи.

2.1. Обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления:

а) создание условий для реализации конституционных прав граждан:

избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (выборными должностными лицами местного самоуправления);

осуществлять местное самоуправление через выборные и иные органы местного самоуправления;

участвовать в решении вопросов местного значения путем прямого волеизъявления, а также путем организации и деятельности территориального общественного самоуправления;

б) правовое определение порядка учета мнения населения при изменении границ соответствующих муниципальных образований;

в) создание эффективной системы взаимодействия муниципальной власти с населением:

вовлечение населения в принятие управленческих решений,

формирование механизмов контроля за эффективностью деятельности органов местного самоуправления со стороны населения,

формирование механизмов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

2.2. Обеспечение реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления:

а) создание условий для реализации права органов местного самоуправления на решение вопросов местного значения, в том числе:

на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, в том числе закрепление права муниципальной собственности на землю;

на установление местных налогов и сборов;

на формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов;

на осуществление охраны общественного порядка;

б) создание условий для участия органов местного самоуправления, наряду с органами государственной власти, в обеспечении прав граждан:

на жилище;

на охрану здоровья и оказание медицинской помощи;

на обеспечение общедоступного образования в муниципальных образовательных учреждениях;

в) завершение формирования финансово-экономической базы местного самоуправления, совершенствование системы бюджетного регулирования;

г) разграничение с учетом принципа субсидиарности полномочий и соответствующих им материальных и финансовых ресурсов между:

федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

органами государственной власти и органами местного самоуправления;

органами местного самоуправления в случае, если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования;

д) создание условий для беспрепятственного взаимодействия муниципалитетов, в том числе на региональном, федеральном и международном уровнях;

е) научно-методическая и организационно-методическая поддержка деятельности органов местного самоуправления;

ж) создание эффективной государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров;

з) информационная поддержка местного самоуправления.

7.​ Муниципальные системы зарубежных стран: история возникновения, современные зарубежные модели местного самоуправления (опыт США, Канады, Германии и др.), характеристика и концепции органов местного самоуправления.

Местное самоуправление в его современном понимании стало формироваться на рубеже XVIII-XIX вв. Тогда же появились первые теории самоуправления и первое государственное законодательство, регулирующее муниципальную деятельность (в Англии, Франции, Пруссии и других странах). Законодательное закрепление прав местного самоуправления нашло наиболее полное отражение в бельгийской конституции 1831 г., сыгравшей значительную роль в распространении идей местного самоуправления в европейских странах.

За последние 200 лет местное самоуправление получило развитие во всем мире. В европейских государствах, США, Японии, Австралии, Турции и многих других странах оно оформлено законодательно, отразив огромный опыт граждан в решении местных проблем, участии в муниципальной деятельности. Принята Европейская хартия о местном самоуправлении. Для взаимодействия с региональными и местными властями европейских государств в Совете Европы создана специальная структура – Конгресс местных и региональных властей – с двумя палатами (региональной и местной).

С учетом специфики отдельных государств, религиозных и демографических особенностей в мире сформировались существенно различные системы местного самоуправления. В западных странах наибольшее распространение получили англосаксонская и французская (континентальная) модели местного самоуправления

Англосаксонская модель (Великобритания, США, Канада, Австралия и некоторые другие страны) характеризуется четким законодательным закреплением перечня муниципальных полномочий. В рамках этих полномочий органы местного самоуправления действуют самостоятельно, представители государства на местах отсутствуют. Однако есть определенные вопросы, которые органы местного самоуправления обязаны согласовывать с государственными органами и которые могут быть предметом контроля со стороны государства.

Суть французской, или континентальной, модели состоит в том, что наряду с широкими правами и значительной самостоятельностью местных органов власти сохраняется определенная подчиненность муниципальных звеньев вышестоящим, а порою осуществляется и прямое государственное управление муниципальными образованиями.

Например, до реформы 1982 г. во Франции решения муниципального совета имели силу лишь после утверждения префектом, назначенным государственными органами власти. Более того, префект имел право отменить решения муниципального совета, если они, по его мнению, не соответствовали утвержденному законодательству. В начале 1980-х гг. степень зависимости местного самоуправления от центра во Франции была несколько снижена. В 1983 г. было принято несколько законов, согласно которым ни один административно-территориальный орган не может осуществлять опеку над другим. Однако по ряду вопросов контроль по-прежнему осуществляется

В Италии, которая в организации местного самоуправления также опирается на континентальную модель, в статье 130 Конституции страны записано, что руководство областей имеет право осуществлять контроль над законностью актов местных органов власти.

В Швеции наряду с низовым звеном местного самоуправления, представленным коммунами, существует средний уровень (как и во Франции) – лэны. Представители центрального правительства входят в структуру этих органов местной власти и контролируют их работу.

В Нидерландах местное самоуправление получило правовое закрепление в 1848 г., когда были пересмотрены многие статьи Конституции и муниципалитеты получили статус независимых единиц. Но в Конституции особо подчеркивалось, что правительство страны сохраняет контроль над органами местного самоуправления, а также, что местные органы играют двойную роль – управляют своими территориями и одновременно являются помощниками центрального правительства.

В целом ряде государств успешно функционирует так называемая смешанная модель самоуправления, включающая элементы англосаксонской и французской моделей. Особой спецификой отличается организация местного самоуправления в федеративных государствах. Там, как правило, представителем государства по отношению к местному самоуправлению выступает не федеральная власть, а власть провинции, штата, земли и т.д.

В Конституции США вообще нет упоминания о местном самоуправлении, все его правовое регулирование осуществляется на уровне штата. Тем не менее органы местного самоуправления могут по определенным вопросам выходить на федеральные власти (например, по вопросам участия в федеральных программах, получения федеральных грантов и т.п.).

Это в определенной степени относится к Японии, Германии, Австрии. Например, в Конституции земли Бранденбург определено, что общины и союзы общин, имеющие право на самоуправление, вместе с тем находятся под правовым надзором земель. “Земля может законом обязывать общины и союзы общин к выполнению задач земли, если одновременно регулируется вопрос покрытия издержек. Поручая задачи, земля может сохранить за собой право давать в соответствии с предписаниями закона указания” [86, с. 17].

Не останавливаясь на характеристике так называемой советской модели местной власти, отметим, что она функционировала не только в республиках распавшегося Советского Союза и в ряде бывших социалистических стран Восточной Европы, но и действует в настоящее время в КНДР, КНР, на Кубе, во Вьетнаме. Но это – тема особого исследования, кроме того, существует немало публикаций, посвященных этим проблемам.

Важное значение на Западе придается конституционно-правовым гарантиям местного самоуправления. Ведь без законодательного закрепления прав и гарантий местного самоуправления невозможно его нормальное функционирование.

Обычно вопросы организации местного самоуправления достаточно детально регламентируются в специальных законах о местном самоуправлении, а также в некоторых отраслевых законодательных актах. При этом в одних странах действует единый закон о местном самоуправлении, а в других – законы об отдельных видах органов местного самоуправления. Федеративные государства (США, Германия и др.), как правило, не имеют специального федерального закона о местном самоуправлении, предоставляя субъектам федерации (штатам, землям и т.д.) право осуществлять в полной мере законодательное регулирование вопросов местного самоуправления.

Правовой основой деятельности местного самоуправления в Канаде является Основной закон страны – акт о Британской Северной Америке 1867 г. и акт о Конституции 1982 г. Деятельность местного самоуправления регулируют провинциальные органы власти (известно, что Канада как федеративное государство состоит из десяти провинций и двух территорий). Они устанавливают и меняют границы муниципалитетов, принимают различные законодательные документы, определяющие основы политики местного самоуправления. В двух субъектах федерации (в так называемых территориях) деятельность местного самоуправления регулируется федеральными законами

Date: 2016-05-14; view: 1858; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию