Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение административного права со смежными отраслями права





Административное право, будучи самостоятельной отраслью, является по своему характеру фундаментальным правом, тесно взаимосвязанным с другими отраслями права, и во многих случаях наряду с другими юридическими науками служит основой возникновения и функционирования многих отраслей права, таких как финансовое, налоговое, трудовое право и т.д.

Административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни, что предопределяется многообразием практического проявления действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.

Ни одна правовая отрасль не существует в "чистом" виде.

Наиболее самостоятельны такие правовые отрасли, как гражданское, уголовное, административное, конституционное право. В других случаях всегда легко обнаружить взаимодействие норм различных отраслей права и законодательства.

Следствием данной особенности действующей правовой системы является "проникновение" административного права в сферу регулятивного функционирования иных правовых отраслей. В основе подобного явления - фактическое наличие управленческих по своей природе отношений в сферах, относящихся в соответствии с предметом той или иной отрасли права к ее регулятивному воздействию. Поэтому даже в гражданском законодательстве имеется пусть небольшое, но определенное число административно-правовых по своей сути норм.

Отрасль административного права имеет тесную взаимо­связь со всеми другими отраслями права, но при этом обла­дает специфическими признаками, обусловленными своим пред­метом регулирования, методом воздействия, источниками права и иными признаками.

Наиболее тесная связь административного права с кон­ституционным правом, которое определяет принципы орга­низации и деятельности всех других отраслей права. Консти­туционное право и его нормы регулируют основные обществен­ные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, организации видов государственной власти, ее осу­ществления на основе ее разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную, взаимоотношения личности, общества и государства. Конституционное право регламентирует порядок образования и организацию деятельности органов ис­полнительной власти РФ.

Имеется тесная связь с наукой государственного и муни­ципального управления, так как административно-правовы­ми нормами регламентируются и охраняются управленческие отношения, возникающие в сфере реализации государствен­ных функций и задач, а также закрепляется правовой статус органов государственного управления и администраций орга­нов местного самоуправления.

Тесная связь административного права с муниципаль­ным правом, так как в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему ор­ганов государственной власти. Деятельность органов местного самоуправления может быть объектом административного права в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, если они наделя­ются законом отдельными государственными полномочиями. При органах МСУ существуют множество различных админи­стративных комиссий, уполномоченных рассматривать и раз­решать дела об административных правонарушениях и нала­гать административные наказания на виновных.

Тесная связь с дисциплиной правоохранительные орга­ны, так многие органы исполнительной власти, государствен­ного управления осуществляют в качестве своих основных (предметных) функций правоохранительные, статус правоох­ранительных органов определен административными норма­ми, правоохранительная деятельность также регламентирова­на в основном административно-правовыми нормами. Право­охранительные органы, должностные лица осуществляют свои функции и задачи, используют административно-юрисдикци-онные полномочия. Прокурорский надзор за соблюдением Кон­ституции РФ и исполнения законов в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, осуще­ствление судебного контроля за действиями и решениями ор­ганов исполнительной власти, государственного управления и их должностных лиц также осуществляется на основе и в по­рядке, определяемыми административно-процессуальными нор­мами.

Тесная связь с финансовым, налоговым и таможенным правом. Административное право определяет компетенцию этих органов, регулирует организацию их деятельности, а так­же регламентирует административно-процессуальный порядок рассмотрения дел и привлечение к административной ответственности правонарушителей в этих отраслях права. Здесь роль норм административного права является правоохранитель­ной.


Имеется связь с земельным правом, нормы которого регу­лируют отношения между землепользователями и государством. Вместе с тем, органы исполнительной власти сдают земельные участки в аренду, производят их изъятие, контролируют их рациональное использование. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права. Охрана этих отношений также осуществляется нормами административно­го права.

С трудовым правом также имеется связь в сфере регули­рования нормами административного права служебных обя­занностей и прав должностных лиц, прохождение специаль­ной государственной службы (оборона, внутренние дела, служба безопасности и др.).

Связь с гражданским правом по вопросам регулирования имущественных отношений со стороны органов исполнитель­ной власти, органов государственного управления, их должно­стных лиц осуществляется также методом власти-подчинения. Например, распоряжением органа исполнительной власти пе­редается имущество и оборудование от одной государственной организации другой — муниципальной.

Связь с уголовным правом осуществляется по мере квали­фикации состава административного правонарушения, по сте­пени общественной опасности деяние, если не предусмотрена уголовная ответственность, то в течение двух месяцев решает­ся вопрос о привлечении правонарушителя к административ­ному наказанию. Границы между административным проступ­ком и преступлением иногда очень трудно различимы.

Также связь административного права имеется с уголов­но-процессуальным, гражданско-процессуальным и судеб­ным законодательством. Основное отличие использования фун­кций административной власти (вне судебной) органами ис­полнительными власти, государственного управления и их дол­жностными лицами (юрисдикционных полномочий) по рассмот­рению и разрешению управленческих споров и дел об админи­стративных правонарушениях.

Однако судьи при рассмотрении административных дел, как и прокуроры, руководствуются административно-процессуаль­ными нормами.

Имеется связь с такими отраслями права как: воздуш­ным, морским, лесным, природоохранным, горным, таможенным и др. отраслями. Отношения в них регламентируются различными отраслями права, в том числе и нормами адми­нистративного права, которые осуществляют правоохранитель­ные функции.

Вопрос 6. Развитие административного права на современном этапе. Роль административного права в современных условиях. (2)

Современное административное право как правовая отрасль и соответствующая область российского законодательства переживает период интенсивного развития, в процессе которого уточняется предмет правового регулирования, реформируются практически все его институты и сама система. Наука административного права пытается обобщить происходящие изменения, сформулировать новые положения, обосновать и предложить направления дальнейшего реформирования. Заметный интерес ученых вызывают сегодня главнейшие проблемы административного права, среди которых можно выделить следующие:

1) предмет административного права и построение его системы;

2) "семейство" административных (управленческих) наук;

3) организация и функционирование исполнительной ветви государственной власти: структурные проблемы организации системы исполнительной власти; новые цели, задачи.


Осознавая особую сложность реформирования современного российского административного права и изменения его структуры, потребуются долгие годы исследовательской, административно-политической и законотворческой работы, прежде чем административному праву будет придан новый вид и оно будет иметь новую структуру, адекватную уровню развития современного административного и других отраслей публичного права и функции публичного управления; преобразование в системе исполнительной власти, в ее структуре и методах деятельности; установление (или разграничение) компетенции ее органов;

4) защита прав и свобод гражданина и человека; усиление судебного контроля за исполнительной властью (административная юстиция);

5) законодательное регулирование государственной и муниципальной службы;

6) формы и методы деятельности органов исполнительной власти (правовые акты управления и административные договоры);

7) юрисдикционная деятельность государственных и муниципальных органов;

8) развитие законодательства об административном процессе.

Указанные проблемы административного права обусловливают целесообразность проведения дискуссии о новых подходах к определению сущности и структуры. В специальной литературе последних лет проблеме реформирования административного права посвящено немало интересных и важных материалов (статей, книг, обзоров); особо можно выделить новые идеи и предложения К. С. Вельского, посвятившего немало работ предмету и системе современного административного права.

7. Понятие и виды административно-правовых норм.

Административно-правовая норма – установленное и санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сферу функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.

Нормы адм. права отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.

Виды административно-правовых норм:

-По предмету правового регулирования:

А) Материальные – устанавливают правовое положение участников управленческих отношений: их права, обязанности, ответственность, основы взаимоотношений.

Б) Процессуальные – определяют порядок реализации прав и обязанностей, возникающих в рамках общественных отношений в сфере организации и осуществления государственного управления.

- По содержанию предписания:

А) Обязывающая – содержит предписание субъектам, на которых оно распространяется, действовать в предусмотренных в норме условиях определённым образом, указанным в данной норме (например, обязанность владельца транспортного средства зарегистрировать его в учреждении ГИБДД)


Б) Запрещающая – содержит предписание, указывающие на недопустимость совершения действий в условиях, определённых данной нормой (запрещено изъятие у гражданина РФ паспорта, кроме случаев, предусмотренных законом)

В) Уполномочивающая – содержит предписания, позволяющее субъектам избрать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению (например, норма, закрепляющая право гражданина на обжалование действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих его права). Для субъектов публичной власти такое предписание может включать в его обязанность избрать тот или иной вариант действий, указанный в норме (например, применить одно из альтернативных наказаний, предусмотренных за соответствующее административное правонарушение).

Г) поощрительные

- По юридической силе:







Date: 2016-05-24; view: 3224; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию