Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право гражданина на административную жалобу





 

Жалобы обеспечивают оперативную защиту прав граждан, оперативное устранение допущенных нарушений. С другой стороны, они способствуют устранению недостатков в работе субъектов власти, укреплению законности, а значит, улучшению работы администрации. Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все жалобы граждан следует поделить на два типа:

v административные, то есть рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке;

v судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского, арбитражного и конституционного судопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК РФ, АПК РФ или ГПК РФ. К этому типу обращений относятся и жалобы, рассматриваемые судами конституционной юстиции. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями (например, на грубость работников суда), являются административными.

В законодательстве обращения первого типа называются жалобами, но иногда и заявлениями (ст. 109 УПК РФ), апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и в суды. Так, туда поступает много писем по вопросам несвоевременного рассмотрения дел, возмещения ущерба. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы различаются, главным образом, не адресатом, а порядком рассмотрения.

Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками. Их общее название – судебная жалоба – является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:

• на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции;

• по делам частного обвинения;

• кассационные;

• надзорные.

Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, и результат рассмотрения которых – акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.

Обжалованию подлежат действия (решения), в том числе представление информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: а) нарушены права и свободы граждан, б) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, и надлежаще уполномоченным его представителем либо в суд по месту жительства, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), нарушившего права гражданина. Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих суд определяет меру ответственности, предусмотренной законами об ответственности данного государственного служащего, вплоть до представления об увольнении.

Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений), указанных в законе, то есть повлекших нарушение прав и свобод, и т. д. Признав обжалуемое действие (решение) законным, суд отказывает в удовлетворении жалобы.

Вопрос 15. Обращения граждан: понятия, виды, порядок рассмотрения. (2)

Обращения граждан в государственные и иные организации имеют определенные формы, давно выработанные, широко применяемые на практике и традиционно закрепляемые в законодательстве. В настоящее время, как граждане, так и органы, куда направляются обращения, руководствуются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Об отдельных формах обращения граждан - заявлениях и особенно жалобах - и порядке их рассмотрения установлены специальные, частные правила, которыми и руководствуются соответствующие органы и должностные лица, например, в КоАП РФ определен порядок подачи, рассмотрения жалоб и исполнения принятых по ним решений (ст. 30.1-30.11) КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.).

Итак, обращения граждан - устное и письменное, индивидуальное и коллективное - имеют формы заявления, предложения и жалобы.

Заявление - обращения граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации. Заявление гражданина содержит обычно просьбы об удовлетворении его личных прав, законных интересов, оказания помощи материальными или иными способами, приеме на работу (службу), поступлении в профессиональное учебное заведение, вступлении в общественное объединение и т.д. Словом, реализация прав гражданина, которые являются только правами, а не обязанностями, осуществляются в основном через заявления.

Предложение - обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов внутренних дел и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства. Предложение содержит мнения автора, которые могут быть и обоснованными: по борьбе с правонарушениями, совершенствованию и улучшению хозяйственных дел и социальной жизни деятельности государственного аппарата и т.д., короче говоря, по любому вопросу государственной и общественной жизни в плане ее улучшения.

Жалобы - обращения граждан с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов или должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или иных законных интересов. Жалобы гражданина имеют иное содержание и особый правовой статус:

а) основанием для обращения с жалобой служит только нарушение прав и законных интересов гражданина по его мнению, в заявлениях и предложениях, если и говорится о нарушениях закона, то для пояснения и обоснования просьб и предложений;

б) право подачи жалобы законодательству принадлежит лишь тому лицу, чьи права или законные интересы нарушены или от его имени его законному представителю (родителям, усыновителям, опекунам, попечителям) и адвокату;

в) для подачи жалобы обычно устанавливаются сроки, как правило, в 10 суток, например, по КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течении этого срока (ст. 30.3), а продлен срок может быть только по уважительным причинам;

г) для жалобы установлена письменная форма.

Также выделяется еще 3 формы обращений, но менее распространенные, чем вышеперечисленные:

· ходатайства - письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод.

· коллективные обращения граждан - обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.

· петиции - коллективные обращения граждан в органы города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ, ЖАЛОБ

Общие правила рассмотрения заявлений, предложений и жалоб установлены таким образом, чтобы обеспечить уяснение обращения, проверку (если необходимо) и принятие решения в кратчайшие сроки компетентными органами и лицами, с целью удовлетворения просьб и предложений гражданина в рамках закона.

Эти общие правила следующие:

1. Государственные и иные органы и организации обязаны принимать заявления, предложения и жалобы, рассматривать их, принимать меры и давать ответы заявителям. Условием этой обязанности органа и организации является то, чтобы обращение гражданина по данному вопросу входило в компетенцию органа (организации), тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится рассмотрение данного вопроса.

2. Граждане (в т.ч. - индивидуальные предприниматели) и организации вправе обращаться в суд (арбитражный суд) с заявлением по различным делам, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. Это - дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) органов государственной власти, муниципальных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и др. Порядок рассмотрения таких заявлений подробно регулируется новыми процессуальными кодексами - ГПК РФ, АПК РФ.

3. Орган, получивший жалобу по вопросу, не относящемуся к его компетенции, вправе направить ее конкретному органу, но запрещено направлять жалобы граждан для разрешения тем органам и должностным лицам, действия которых обжалуются.

4. При рассмотрении жалобы необходимо разобраться в ее существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса, своевременно сообщать гражданам о результатах.

5. Определен срок рассмотрения и разрешения обращений граждан: заявлений и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган (организацию), которые обязаны разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех, где действуют уставы о дисциплине (транспорт, некоторые отрасли промышленности) может устанавливать дополнительные или иные особые, частные правила разрешения жалоб и заявлений - меньшие сроки, порядок вторичного обжалования и т.д.

В отдельных ведомствах с учетом специфики их деятельности, но в пределах правил общего порядка рассмотрения обращений граждан, действуют свои подробные инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан, например, в органах МВД, ФСБ, Российского агентства по патентам и товарным знакам и некоторых других.

Законодательство установило ответственность должностных лиц, вплоть до уголовной, за нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, бюрократическое отношение к ним, волокиту, а также преследование граждан в связи с подачей обращений.

Порядок рассмотрения заявлений и жалоб военнослужащих и работников органов внутренних дел.

Действующее законодательство различает обращения военнослужащих и работников внутренних дел в государственные (и иные) гражданские организации и к командованию Вооруженных Сил и в органы внутренних дел.

В первом случае, т.е. при обращении военнослужащего и работника внутренних дел в гражданские организации, действует общий порядок рассмотрения заявлений, предложений и жалоб, изложенный выше. При этом, однако, законодательство установило иные правила рассмотрения обращений данной группы граждан, касающиеся сроков рассмотрения.

Определено, что жалобы военнослужащих, работников органов внутренних дел и членов их семей разрешаются в более короткие сроки, а именно: в центральных органах в срок до 15 дней со дня их поступления, в местных органах, на предприятиях и в поступления в орган, обязательный разрешить вопрос по существу.

В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятия других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения, но не более чем на 15 дней с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.

Никаких иных исключений из общих рассмотрения обращений граждан законодательство не устанавливает ни для военнослужащих, ни для работников органов внутренних дел.

Порядок рассмотрения обращений военнослужащих и работников внутренних дел по службе в своих отраслях регулируются иным законодательством. В общем законодательстве есть отсылочная норма о том, что предложения, жалобы и заявления военнослужащих и работников органов внутренних дел, связанные с прохождением службы, подаются, рассматриваются и разрешаются в соответствии с Уставом внутренней службы и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, другими правовыми нормативными актами.

Наше законодательство о статусе Вооруженных Сил, военнослужащих и работников органов внутренних дел, принятое в последние годы, сделало громадный шаг вперед по части социальной защиты военнослужащих и работников органов внутренних дел, в частности, закрепив за ним право обращаться в суд за защитой своих прав, притом эта норма закреплена в законе, т.е. акте, обязательном для всех.

Положение о службе в органах внутренних дел еще более расширило основания для обращения сотрудника в суд за защитой своих прав и законных интересов.

По вопросам службы в Вооруженных Силах и в органах внутренних дел военнослужащий и сотрудник органов внутренних дел также вправе обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями, рассматриваемыми и разрешаемыми в служебном порядке в соответствии с воинскими уставами и нормативными актами об органах внутренних дел и милиции. Это не означает, однако, что здесь имеется особый досудебный предварительный порядок рассмотрения, обязательный перед обращением в суд (военный суд).

Рассмотрение обращений граждан в органы внутренних дел.

Выполнение центральными и местными органами внутренних дел своих задач возможно при условии их тесной связи с населением, знания местного быта, национальных особенностей, материальных сторон жизни и т.д.

Деятельность органов и сотрудников органов внутренних дел при охране порядка, административном надзоре, разрешительной системы, борьбе с преступностью и т.д. самым непосредственным образом связана с гражданами, их правами и обязанностями. Многие действия граждан возможны только с разрешения органов внутренних дел.

Поэтому работа с обращениями граждан в системе органов внутренних дел - одни из самых важных участков их деятельности.

Начало этой работы - прием граждан в органах внутренних дел.

Ведомственными актами установлен определенный порядок приема: личный прием граждан обязаны проводить руководители и другие должностные лица органов внутренних дел, в определенные дни и часы, включая выходные дни, о чем должно быть известно населению. Руководители органов внутренних дел должны анализировать обращения граждан с тем, чтобы выявлять обстоятельства и причины, вызывающие нарушения их прав и законных интересов.

Из всех форм обращений граждан - заявлений. Жалоб, предложений - в органы внутренних дел поступает наибольшее число заявлений. Это непосредственно связано с паспортной системой (получение паспорта, прописка, выписка), регистрационными полномочиями органов внутренних дел (транспортные средства, регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, дактилоскопическая регистрация и т.д.), выдачей лицензий и разрешений (по обороту оружия, на занятие частной детективной и охранной деятельностью, на некоторые виды работ, въезд в запретные зоны и т.д.), с поисками пропавших граждан и т.д.

16. Понятие и виды органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти – государственные органы, учреждённые в установленном порядке и наделённые компетенцией и государственно-властными полномочиями для исполнения и обеспечения исполнения законов и осуществления государственного управления общественной

Орган исполнительной власти является: государственным органом, политическим учреждением, целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата, организованным коллективом людей. Он всегда действует от имени государства, в рамках закрепленной за ним компетенции в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом. Этот орган, осуществляя функции исполнительной власти, наделен полномочиями государственно-властного характера.

Административная правосубъектность органов исполнитель­ной власти возникает одновременно с их образованием, а пре­кращается в связи с их упразднением. Объем компетенции органов исполнительной власти (задачи, функции, права и обя­занности, формы и методы деятельности) находит свое выра­жение и закрепление в соответствующих законах, положени­ях, уставах и других нормативно-правовых актах.)

Виды органов исполнительной власти.

По территории действия (территориальному масштабу деятельности) органы исполнительной власти можно разделить на:

1) федеральные органы исполнительной власти, которые распространяют свою деятельность на всю территорию Российской Федерации;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые распространяют свое действие на территорию данного субъекта Федерации (республики в составе России, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения – Москвы или Санкт-Петербурга). Это правительства республик, министерства республик, администрации краев и областей, структурные подразделения администраций и др.;

3) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (включая территориальные органы Правительства РФ), которые создаются федеральными органами для осуществления своих полномочий как на территории одного субъекта Российской Федерации, так и на территории нескольких субъектов РФ.

По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

1) органы общей компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории всеми отраслями экономики, социально-культурной и административно-политической сфер. Это Правительство РФ, правительства республик и некоторых других субъектов РФ, администрации краев, областей и др.;

2) органы отраслевой компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории какой-либо одной отраслью экономики, социально-культурной либо административно-политической сфер (например, обороной, юстицией, образованием и наукой и т.д.). На федеральном уровне такими органами, как правило, являются министерства РФ. В субъектах Федерации – министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, главные управления, управления и др.;

3) органы межотраслевой компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории вопросами, имеющими межотраслевое значение (например, техническим регулированием, государственной статистикой, тарифами и т.д.). На федеральном уровне такой компетенцией наделены либо федеральные службы, либо федеральные агентства, в субъектах Федерации – государственные комитеты, комитеты, управления и др.;

4) органы специальной компетенции, осуществляющие надзорные, контрольные, разрешительные и некоторые иные специальные функции (например, по экологическому, технологическому и атомному надзору, по финансово-бюджетному надзору и т.д.). На федеральном уровне органами специальной компетенции могут быть федеральные службы или федеральные агентства, в субъектах Федерации – службы, палаты и др. К примеру, в структуре Московского правительства существуют такие органы специальной компетенции, как лицензионная и регистрационная палаты;

5) органы внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции, права и обязанности которых распространяются на определенное направление работ внутри отрасли. На федеральном уровне такими органами являются департаменты, главные управления, управления и другие подразделения федеральных органов исполнительной власти, например, Департамент обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (бывшее ГУГИБДД МВД России). В субъектах Федерации органами внутриотраслевой компетенции являются управления, отделы и другие структурные подразделения органов исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции этих субъектов. Примерами здесь могут служить: Управление лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения администрации края, Отдел жилищно-коммунального хозяйства Управления жилищной политики администрации области и др.

По организационно-правовым формам и названию различают следующие органы исполнительной власти: правительства, кабинеты министров (имеющие статус правительств), министерства, федеральные службы, федеральные агентства, ведомства, администрации, мэрии, департаменты, главные управления, управления, службы, отделы, инспекции, палаты, центры, комплексы и др.

Date: 2016-05-24; view: 975; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию