Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное управление и его место в социальном управлении





Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения. В связи с этим указанная деятельность в литературе именуется исполнительно-распорядительной.

Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; правосудие, осуществляемое системой судебной власти. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства. Ст. 10 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Ст. 11 Конституции Российской Федерации гласит, что:

1) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации;

2) государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти Конституция Российской Федерации.

В узком смысле слова государственное управление — это деятельность государства исполнительно-распорядительного характера или административная деятельность, осуществляемая главным образом органами исполнительной власти как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов. Такое понимание государственного управления принято в административном праве и основано на ст. 10, 77, 78, 110—117 Конституции Российской Федерации и других законодательных актах.

Из вышесказанного видно, что государственное управление, исполнительная деятельность в узком смысле слова является одной из форм деятельности государства. Это управление характеризуется рядом признаков.

В процессе осуществления государственного управления реализуются функции государства в межотраслевых сферах (финансы, налоги, статистика и др.), в социально-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), в социально-культурной сфере (образование, наука, здравоохранение, культура и др.) и в сфере хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).

· Государственное управление носит государственно-властный характер.

· Государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.

· Государственное управление является организующей деятельностью.

Как уже было отмечено, управленческая деятельность реализуется посредством применения различных организационных форм, совокупность которых и обеспечивает целенаправленное функционирование всего управленческого механизма. В зависимости от того, насколько совершенно государственное управление, настолько и деятельность государственного аппарата соответствует условиям функционирования государства на том или ином этапе исторического развития. Государственное управление практически реализуется через такие формы организационной деятельности, как подбор и расстановка кадров, прогнозирование, разработка целевых программ развития той или иной отрасли (сферы) управления, работа с информацией, координация, контроль, учет и статистика, делопроизводство и др.

Сегодняшний этап исторического развития Российской Федерации — это провозглашение в нашей стране наличия правового государства и создание зрелого гражданского общества.

Одной из главных целей, которая должна быть поставлена перед нынешним этапом административной реформы в России, является определение подобающей роли и места гражданина в обществе и государстве. Гражданину должны быть предоставлены возможности реализовывать свои права и отстаивать нарушенные права в сфере государственного управления при условии соблюдения со стороны всех участников административных правоотношений принципа законности.


Государственное управление становится правомерным или, что тождественно, подзаконным по мере того, как в государстве реально используется механизм разделения властей, и в первую очередь, от органов управления должны быть обособлены органы законодательства.

Определение целей и основных задач, решаемых в процессе управления, обусловливает динамичность этой формы государственной деятельности. Каждый этап развития нашего государства, как правило, сопровождается соответствующими изменениями в управленческой структуре, направленными на улучшение деятельности аппарата исполнительной власти. Динамичность управленческой деятельности обеспечивает оптимальное решение задач общества.

Государственное управление призвано служить в первую очередь интересам личности, общества и государства (именно в такой последовательности, если государство вправе называться демократическим). Оно осуществляется на основе и во исполнение федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных актов представительной власти России, т.е. государственное управление носит подзаконный характер.

Субъектами государственного управления являются государственные органы, органы местного самоуправления (муниципальные органы), а также общественные и иные негосударственные формирования, наделенные соответствующими полномочиями.

Исходя из вышеизложенного, государственное управление (исполнительная деятельность) может быть определено как одна из форм деятельности уполномоченных на то субъектов, состоящая в практической организации осуществления его задач и функций, в непосредственном повседневном руководстве социально-политическими, социально-культурными отраслями, хозяйственной и межотраслевыми сферами деятельности на основе и во исполнение законов.

Главная цель государственного управления определяется его сущностью, понятием, а именно — совершенствование системы управления, изменение ее качественных характеристик, которые, в свою очередь, призваны обеспечить оптимальную организацию, реализацию руководства процессов, происходящих в отношениях субъекта и объекта управления. Цели — это то, на что направлена деятельность органов государственного управления

В качестве субъекта управления выступает вся система органов исполнительной власти и органов государственного управления. Объект управления - та или иная отрасль, сфера управления, общество в целом. В качестве воздействий - нормы административного права. В целом, в качестве объекта можно считать сферу государственного управления.

До Конституции 1993 года в качестве синонимов использовались понятия; государственное управление и исполнительно-распорядительная деятельность. Провозглашение в Конституции принципа разделения властей отразилось на терминологии. Единая государственная власть стала реализовываться тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Государственная власть едина, как и прежде, но ее осуществление, реализация изменилось: если ранее имело место разделение труда по осуществлению власти, фактически руководила партия, а государственный аппарат был исполнителем, то сейчас, в принципе, также плюет место разделение труда по реализации власти, здесь нет каких-либо существенных изменений, но ветви власти стали независимыми. В своем постоянном действии эти три ветви власти обеспечивают политику государства, отражают интересы и потребности общества. Они взаимосвязаны: например, если не будет закона, то не будет необходимости его исполнения.


Исполнительная власть связана с исполнением закона. В этом состоит существенная характеристика государственного управления.

Понятие исполнительной власти нельзя вмешивать с исполнительной деятельностью, с государственным управлением. Исполнительная власть - это категория базового характера, политико-правовая, это власть, а ее реализация, практическое осуществление - это деятельность по реализации исполнительной власти. Государственное управление - это вид деятельности по реализации исполнительной власти. В конституции только один орган-Правительство РФ - назван органом исполнительной власти.

Важен вопрос о соотношении понятий исполнительная власть и государственное управление, исполнительная деятельность и государственное управление. Там, где имеет место, а это федеральный и региональный уровни, реализация принципа разделения властей там имеют место органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные комитеты и т.д. Там, где нет действия принципа разделения властей, там имеют место государственное управление и органы государственного управления.

Органы государственного управления: управление различного рода концернами, предприятиями, объединениями, департаментами, не выходящими на уровень федеральный или региональный.

Сущностью государственного управления является исполнение закона. Но нельзя исполнить закон, не имея распорядительных полномочий (материальное обеспечение, кадры и др.). Деятельность по исполнению закона является исполнительно-распорядительной. Здесь так же оказывается воздействие во исполнение закона, но следует иметь ввиду, когда и почему, по каким пр1гчинам именно в сфере государственного управления, в сфере исполнительной власти осуществляется это воздействие. Потому что законодательный орган издает закон, он выполняет свою функцию, но по Конституции Государственная Дума не обладает правом контроля, она обладает лишь некоторыми возможностями с точки зрения формирования правительства, бюджета. ПОЭТОМУ весь процесс воздействия, т.е. реализации закона переходит в сферу исполнения, с сферу действия органов исполнительной власти и органов государственного управления. В правовом государстве должен главенствовать закон. В настоящее время с сфере управления действуют, в основном, акты управления, а не законы. Закон еще на занял своего "законного" места. В нашей стране и по территориальным, и по климатическим, и по национальным, и по иным особенностям, закон, как бы/мы не старались сделать его универсальным, практически невозможен. Поэтому закон очень часто требует для своего действия, обеспечения этого действия в сфере управления, в сфере его исполнения, детализации и конкретизации, с учетом перечисленных особенностей, местных особенностей. Закон обычно содержит нормы общего характера, общего действия и требует конкретизации. Это значит: не меняя, не подменяя его цели. учесть те условия, при которых он начнет действовать на данной территории. Для этого можно уточнить некоторые юридические факты, изменить гипотезу, не меняя ее существа, в какой-то степени скорректировать диспозицию нормы и т.д.. и тогда закон "заработает". Это и происходит обычно. Многие отношения по своему содержанию не нуждаются в законодательном регулировании, они подлежат регламентации при помощи актов управления. Поэтому здесь вся деятельность носит правоприменительный, правоисполнительный характер, задача: исполнять закон. Эта деятельность носит государственно-властный характер. Орг-ан исполнительной власти и, естественно, орган государственного управления выступает от имени государства. Исполняются, реализуются функции управления, к числу которых нужно отнести сбор и обработка информации, прогнозирование, планирование, подготовка и расстановка кадров. Каждый орган действует в пределах своей компетенции, т.к. они наделены необходимыми полномочиями государственно-властного характера.








Date: 2016-05-14; view: 3498; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию