Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика педагогического наблюдения в физическом воспитании и спорте (виды, организация наблюдения)
Под «наблюдением»в общей исследовательской методологии подразумевается фактический ряд сходных методов: непосредственное наблюдение (когда исследователь воспринимает изучаемое явление лишь посредством своих органов чувств), аппаратурное наблюдение (посредством фота-, кино-, видеоаппаратуры и других приборов, нередко весьма сложных), обследование-измерение (в том числе с помощью специальных тестов — тестирование). В области физического воспитания и спорта цель проведения педагогического наблюдения — изучение разнообразных вопросов учебно-тренировочного процесса, к одним из которых можно отнести следующее: - задачи обучения и воспитания; - средства физического воспитания, их место в занятиях; - методы обучения и воспитания; - поведение занимающихся и преподавателя, тренера; - характер и величина тренировочной нагрузки; - некоторые элементы техники выполнения движений; - тактические действия; - величина пространственных, временных и силовых характеристик; - количественная сторона процесса; количество бросков в баскетболе, количество падений со снарядов у гимнастов и т.д. В школе содержанием наблюдения могут быть методы обучения и воспитания, построение урока для различных контингентов занимающихся, формы и характер различных внеклассных мероприятий, их воспитательное воздействие на учащихся и т.д. В качестве задач наблюдения можно выдвинуть изучение общей и специальной физической подготовки спортсменов, технической, тактической, моральной и волевой подготовки и др. Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать не нарушая процесса обучения и воспитания. К возможным объектам педагогических наблюдений можно отнести: 1) задачи обучения и воспитания; 2) средства физического воспитания, их место в занятии (например, комплексы физических упражнений); 3) методы обучения и воспитания (методы слова и показа, интервальный метод и пр.); 4) поведение занимающихся и преподавателя; 5) характер и величину тренировочной нагрузки; 6) некоторые элементы техники выполнения движений; 7) тактические действия, 8) величины пространственных перемещений занимающихся или снарядов: длину разбега, дальность полета диска и т.п.; 9) количественную сторону процесса: число гребков пловца, число шагов бегуна и т.п. Проблемные наблюдения (в педагогике они называются еще монографическими) представляют собой наблюдения за несколькими взаимосвязанными педагогическими явлениями, составляющими в сумме одно из определяющих направлений в развитии физического воспитания. Примером могут служить наблюдения, которые осуществляются в школах после введения новых программ по физическому воспитанию. Чтобы разносторонне оценить эффективность физического воспитания спортсменовов на основе новых программ, требовалось вести наблюдения по разным направлениям, изучать многие педагогические явления, тесно связанные между собой и влияющие друг на друга, устанавливать качественные и количественные меры их взаимного влияния и, в итоге, определять влияние всех изучаемых явлений на конечный результат – степень подготовленности школьников к жизни. Тематическое наблюдение характеризуется более узкими рамками объекта наблюдения, минимум педагогических явлений, подлежащих изучению. Из целостного учебно-воспитательного процесса как бы вычленяется то или иное явление и подвергается наблюдению. Все это создает возможности для более глубокого, хотя и локального, изучения педагогического деления. По степени определенности программы наблюдения могут быть разведывательными и основными. Разведывательные наблюдения, или предварительные, не имеют четкой программы. Она может уточняться и видоизменяться по ходу самих наблюдений. Применяются наблюдения этого вида с целью более глубокой разработки гипотезы и методики всего исследования. Они могут предварять постановку эксперимента и основного наблюдения. В частности, во время разведывательных наблюдений может отрабатываться техника, процедура наблюдения (выбор места для наблюдения, форма записи наблюдаемого и т.п.). Отсутствие предварительно разработанной программы и техники наблюдения делает его сравнительно сложным итребует от исполнителя высокой методологической подготовки. Основное наблюдение (его еще называют стандартизированным) имеет четко разработанную программу наблюдения и технику фиксирования результатов в уже опробованных протоколах, таблицах и т.п. Такая жесткая регламентация всех действий исследователя позволяет в некоторых случаях привлекать к наблюдению помощников (например, для того, чтобы фиксировать в специальном протоколе число бросков по баскетбольному кольцу и число попаданий). Наблюдения, которые проводятся с помощниками, иногда называются опосредованными. Ими можно пользоваться только в тех случаях, когда, во-первых, подлежат регистрации четко видимые факты, позволяющие зафиксировать «да» или «нет»; во-вторых, имеется столько точная методика регистрации, что помощнику не придется уточнять ее; в-третьих, когда помощники имеют хорошую теоретическую подготовку и практические умения, полученные при пробных наблюдениях. По стилю (форме) наблюдения делятся на включенные и невключенные. Включенные наблюдения, или наблюдения «изнутри», предусматривают активное участие самого исследователя в том учебно-воспитательном процессе, который он должен анализировать и оценивать. Разумеется, подобные наблюдения осуществимы только в тех случаях, когда физические возможности исследователя позволяют ему выполнять все требования педагогического процесса. Наиболее вероятная сфера применения включенных наблюдений — анализ в группах здоровья, в туристских походах и т.д. «Действующие» спортсмены-исследователи могут использовать их при анализе тренировочных занятий. Совершенно исключаются эти наблюдения при исследовании детей. Невключенное наблюдение является прямой противоположностью наблюдению предыдущего вида: исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия в занятиях, он является лишь свидетелем происходящего. Этот вид наблюдения встречается в исследованиях гораздо чаще, чем первый. По степени осведомленности занимающихся и преподавателя о том, что за ними осуществляется наблюдение, выделяются открытые наблюдения и скрытые. Открытыми наблюдениями называются такие, при которых и занимающиеся, и преподаватель знают, что за ними ведется наблюдение. Наблюдения этого вида наиболее широко распространены, так как не требуют каких-либо дополнительных организационных мероприятий. Это, пожалуй, их единственное преимущество. Дело в том, что даже самые безразличные занимающиеся и самый опытный педагог не останутся безучастными к тому, что за ними наблюдают. Это может выразиться в тех же реакциях, о которых говорилось при характеристике открытого эксперимента. Скрытое наблюдение (или наблюдение «инкогнито»), наоборот, предполагает, что ни занимающиеся, ни преподаватель не знают о том, что за их действиями ведется наблюдение. Основное преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что поведение занимающихся и преподавателя остается естественным. Однако при использовании скрытого наблюдения следователь должен решить две проблемы: одну этического плана, другую — организационного. По временному признаку педагогические наблюдения делятся на непрерывные и прерывистые (дискретные). Непрерывное наблюдение характеризуется продолжительностью, которая свойственна изучаемому логическому явлению. Проводя такое наблюдение, исследователь имеет возможность проследить развитие явления от начала до конца. В итоге о нем создается целостное представление и повышается достоверность полученных результатов. Наблюдение считается непрерывным, если оно отражает явление в законченном виде, т.е. если просматриваются его начало, развитие и завершение. Так, например, на протяжении нескольких занятий можно проследить за ходом разучивания какого-либо гимнастического элемента от этапа ознакомления до овладения учебниками данным элементом и вскрыть при этом методику обучения. Можно, например, пронаблюдать за ходом развития интересной комбинации в спортиграх. Прерывистое наблюдение (по иной терминологии — дискретное, или частичное) характеризуется тем, что изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы. В этом случае, разумеется, не удается проследить за динамикой явления, увидеть многие детали, однако общий ход развития его, начальные и конечные признаки остаются в поле зрения исследователя и позволяют понять общую закономерность. Перед тем как проводить педагогическое наблюдение, исследователь должен: 1) определить задачи наблюдения; 2) наметить объекты наблюдения, т.е. стороны педагогического процесса, которые будут изучаться; 3) определить способ проведения наблюдения; 4) подобрать приемы фиксации полученных данных; 5) установить методы анализа собранного материала. Для проведения наблюдения используются следующие способы: 1) протоколирование; а) словесное описание; б) графическая фиксация с использованием различных условных обозначений и систем изображения физических упражнений, например схематических рисунков; в) стенографирование; 2) фотографирование и киносъемка; 3) звукозапись.
Методы обучения двигательным действиям (содержание, особенности применения в практической деятельности, достоинства и недостатки). Двигательная деятельность - важнейшая форма удовлетворения разнообразных потребностей. В физическом воспитании обучение специфично. Она заключается в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений Задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств, решаются с помощью системы специфических и общеметодических методов. В процессе обучения двигательным действиям используется три метода: 1) целостный (метод целостно-конструктивного упражнения); 2) расчлененно-конструктивный метод; 3) сопряженного воздействия. Метод целостно-конструктивного упражнения применяется на любом этапе обучения. Суть его заключается в том, что техника двигательного действия осваивается в целостной структуре. Но следует помнить, что использовать этот метод можно только при изучении несложных движений. Расчлененно-конструктивный метод применяется на начальном этапе обучения и предусматривает расчленение целостного двигательного действия на отдельные элементы и поочередное разучивание их. Правила применения: 1. Обучение следует начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем – выделить из него элементы, требующие более тщательного изучения. 2. Следует расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными. 3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой возможности объединять их. 4. С целью более доступного конструирования целостного движения выделенные элементы необходимо изучать в различных вариантах Метод сопряженного воздействия применяется в процессе совершенствования двигательных действий. Суть его заключается в том, что при выполнении упражнения применяются тренажеры или предметы (утяжеленные пояса и т.д.), требующие увеличения физических усилий. При применении этого метода следует обращать внимание на то, чтобы не исказилась техника выполнения двигательного действия.
Date: 2016-05-14; view: 1585; Нарушение авторских прав |