Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личностно-нравственные качества социального работникаВ основе личностной характеристики социального работника, по мнению специалистов Ш. Рамон, И. Зимняя, Т. Шевеленкова лежит критерий способности функционировать в социальной среде, в сфере межличностных отношений, в системе «человек – человек»[9]. Профессионал, занимающийся социальной работой, находится в гуще социальной жизни, несет тяжесть огромной ответственности как за конкретного человека, так и за состояние сообщества, в котором он работает, и общества в целом. При этом социальные условия и состояние общества влияют не только на характер проблем, которые призван решать в своей деятельности специалист, но и на его личностные особенности. Он сам не может не испытывать гнете социальных проблем, на себе самом не ощущать потерю идеалов и общественных ориентиров, эрозию личной и социальной ответственности. В то же время он не имеет права умножать и усугублять проблемы своих подопечных собственной беспомощностью, неумением, а иногда и невозможностью в силу особенностей эмоциональной сферы наладить продуктивный межличностный контакт. Поэтому личностные особенности так важны. Важнейшей характеристикой личности специалиста является его гуманистический потенциал – ориентация на человека как на высшую ценность, как "меру всех вещей". Второй важной особенностью личности следует считать положительное самоотношение, высокую положительную самооценку (высокую степень приятия себя), а также позитивное ожидаемое отношение со стороны партнера по личностному взаимодействию. Третья необходимая личностная черта – высокая степень адаптированности. Адаптированность в данном случае проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека, умение контролировать свое поведение (эмоциональное, речевое и т.д.) в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения, способность отстаивать свои убеждения, не идти "на поводу" у партнеров по общению, малая степень внушаемости, конформности, способность создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуациях межличностного общения. Положительное самоотношение, ожидание позитивного отношения со стороны другого позволяют специалисту оформить еще одну личностную особенность, проявляющуюся в ситуациях межличностного взаимодействия. Наиболее адекватной, продуктивной позицией субъекта в любой деятельности, осуществляемой в системе"человек - человек", будет позиция "Я в порядке - ты в порядке". Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно, только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью. Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал. Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей («трудными» подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т.д.); быть профессионально тактичным (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимание к клиентам. Роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить следующие качества: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатия (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Личностные качества социальных работников подразделяются на три группы[10]. К первой группе относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам. Ко второй группе относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. К третьей группе относят коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатию (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); внешние данные (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т.д. Основой личности социального работника должна являться нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо. Важнейшим составным элементом нравственной культуры является культура чувств, которая служит основным показателем духовно-нравственного мира социального работника. Формирование культуры чувств — могучий фактор здорового морально-психологического климата в коллективе социальной службы. Такие нравственно-психологические качества личности, как способность взаимопонимания, отзывчивость, терпимость, солидарность, обеспечивают сплоченность членов коллектива, исключают тяготы морального одиночества человека. Эмоциональная сторона нравственной деятельности, нравственного чувства характеризует жизненную позицию личности, раскрывает степень его субъективной готовности принимать и выполнять нравственные общественные требования к профессии социального работника[11]. Нравственная культура личности проявляет себя в соблюдении этикета – правил, манер поведения в межличностном общении, принятых в конкретной социальной, профессиональной и бытовой среде[12]. Совпадение внешней формы поведения с его истинно нравственным содержанием – отличительная черта этикета. Вежливость, деликатность, умение выслушивать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам – суть этикета социального работника. Таким образом, социальная работа, на наш взгляд, относится к тем редким видам деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.
|