Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностно-нравственные качества социального работника





В основе личностной характеристики социального работника, по мнению специалистов Ш. Рамон, И. Зимняя, Т. Шевеленкова лежит критерий способности функционировать в социальной среде, в сфере межличностных отношений, в системе «человек – человек»[9].

Профессионал, занимающийся социальной работой, находится в гуще социальной жизни, несет тяжесть огромной ответственности как за конкретного человека, так и за состояние сообщества, в котором он работает, и общества в целом. При этом социальные условия и состояние общества влияют не только на характер проблем, которые призван решать в своей деятельности специалист, но и на его личностные особенности. Он сам не может не испытывать гнете социальных проблем, на себе самом не ощущать потерю идеалов и общественных ориентиров, эрозию личной и социальной ответственности. В то же время он не имеет права умножать и усугублять проблемы своих подопечных собственной беспомощностью, неумением, а иногда и невозможностью в силу особенностей эмоциональной сферы наладить продуктивный межличностный контакт. Поэтому личностные особенности так важны.

Важнейшей характеристикой личности специалиста является его гуманистический потенциал – ориентация на человека как на высшую ценность, как "меру всех вещей".

Второй важной особенностью личности следует считать положительное самоотношение, высокую положительную самооценку (высокую степень приятия себя), а также позитивное ожидаемое отношение со стороны партнера по личностному взаимодействию.

Третья необходимая личностная черта – высокая степень адаптированности. Адаптированность в данном случае проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека, умение контролировать свое поведение (эмоциональное, речевое и т.д.) в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения, способность отстаивать свои убеждения, не идти "на поводу" у партнеров по общению, малая степень внушаемости, конформности, способность создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуациях межличностного общения.

Положительное самоотношение, ожидание позитивного отношения со стороны другого позволяют специалисту оформить еще одну личностную особенность, проявляющуюся в ситуациях межличностного взаимодействия. Наиболее адекватной, продуктивной позицией субъекта в любой деятельности, осуществляемой в системе"человек - человек", будет позиция "Я в порядке - ты в порядке".

Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно, только обладая знаниями и опытом социального работни­ка, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качес­твами, талантом) и личной привлекательностью.

Особенно важны такие личностные качества социального ра­ботника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравствен­ный потенциал.

Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою про­фессиональную деятельность. В частности, это дает ему возмож­ность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих дей­ствий; уметь контактировать с разными категориями людей («труд­ными» подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т.д.); быть профессионально тактичным (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, прояв­лять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т.д.); об­ладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неуда­чах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, про­являя спокойствие, доброжелательность и внимание к клиентам.

Роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить следующие качества: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядоч­ность, эмпатия (сопереживание), готовность понять других и прий­ти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адек­ватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Личностные качества социальных работников подразделяются на три группы[10].

К первой группе относят требования, предъявляемые професси­ональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (ус­талости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индиффе­рентность) и волевым (настойчивость, последовательность, им­пульсивность) характеристикам.

Ко второй группе относят самоконтроль, самокритичность, са­мооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическую тренированность, самовнушаемость, умение переклю­чаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе относят коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатию (улавливание настро­ения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); внешние данные (внешняя привлекательность лич­ности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т.д.

Основой личности социального работника должна являться нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями эти­ки и морали, потребность творить добро, приносить людям благо.

Важнейшим составным эле­ментом нравственной культуры является культура чувств, кото­рая служит основным показате­лем духовно-нравственного мира социального работника. Форми­рование культуры чувств — мо­гучий фактор здорового мораль­но-психологического климата в коллективе социальной службы. Такие нравственно-психологи­ческие качества личности, как способность взаимопонимания, отзывчивость, терпимость, соли­дарность, обеспечивают сплочен­ность членов коллектива, исклю­чают тяготы морального одино­чества человека. Эмоциональная сторона нравственной деятельности, нравственного чувства ха­рактеризует жизненную позицию личности, раскрывает степень его субъективной готовности принимать и выполнять нравственные об­щественные требования к профессии социального работника[11].

Нравственная культура личности проявляет себя в соблюдении этикета – правил, манер поведения в межличностном общении, при­нятых в конкретной социальной, профессиональной и бытовой среде[12].

Совпадение внешней формы поведения с его истинно нрав­ственным содержанием – отличительная черта этикета. Вежливость, деликатность, умение выслушивать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам – суть этикета социального работника.

Таким образом, социальная работа, на наш взгляд, относится к тем редким видам деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.

Date: 2016-05-24; view: 1490; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию