Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-этические требования к профессиональной деятельности социального работника





Социальная работа является универсальным видом деятель­ности. Сферами профессио­нальной деятельности специалиста являются государствен­ные и негосударствен­ные социальные службы, организации и учрежде­ния системы социальной защиты населения, обра­зования, здравоохранения, армии, правоохрани­тельных органов и т. п.

Социальные работники при исполнении своих професси­ональных функций заняты разными видами деятельности. Их работа характеризуется тремя подходами при решении про­блемы[1]:

воспитательный подход – выступает в роли учителя, консультанта, эксперта; социальный работник в таких слу­чаях дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;

фасилитативный подход – играет роль помощника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации лично­сти, когда это сделать трудно ей самой; деятельность соци­ального работника при таком подходе нацелена на интерпре­тацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадри­вание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов;

адвокативный подход – применяется тогда, когда со­циальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени; такого рода деятельность вклю­чает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных об­винений.

Социальная работа требует от специалиста знаний в различных областях и умения их применять на практике. В квали­фикационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей: выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учрежде­ния, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолет­них правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усы­новление, попечительство и опека, социальная реабилита­ция), приютов, молодежных, подростковых, детских и се­мейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т. д.; организует и координирует работу по соци­альной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из спе­циальных учебно-воспитательных учреждений и мест лише­ния свободы[2].

В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать:

• основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом;

• понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы;

• сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

• профессионально-этические, организационно-управленческие и

• экономические основы и проблемы социальной работы;

• основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы;

• основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах;

• основы социальной медицины; основы правового обеспечения социальной работы.

Специалист должен изучить опыт:

• практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных формах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

• организации и управления в социальных учреждениях и службах; получения и обработки информации о системе социальной работы; проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;

• участия в исследовательско-аналитической работе соответствующего уровня;

• организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.

Специалист должен владеть:

• основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;

• основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы;

• методикой координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;

• методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;

• основными методами психолого-педагогической деятельности;

• методами образовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах;

• основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы.

Квалификационный справочник определяет обязанности и тре­бования к социальному работнику в самом общем плане без учета функций, специализации, уровня подготовки социального работ­ника.

Профессиональная деятельность специалиста конкретизируется в зависимости от функций[3]:

Диагностическая – изучает особенности семьи, груп­пы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз".

Прогностическая – позволяет прогнозировать влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработки определенной модели социального поведения этих объектов.

Организационная – способствует организации соци­альных служб на предприятиях и по месту жительства, при­влекает к их работе общественность и направляет их дея­тельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;

Предупредительно-профилактическая функция позволяет предусмотреть и привести в действие социально-правовые, юридические, психологические, социально-медицинские, педагогические и другие механизмы предупрежде­ния и преодоления негативных явлений, организовать оказание социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагоги­ческой, медицинской, юридической и иной помощи.

Правозащитная функция в социальной работе предусматривает использование всего комплекса законов и правовых норм, для оказания помощи и поддержки, защиту населения.

Психологическая функция предполагает различные виды кон­сультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся.

Коммуникативная функция призвана устанавливать контакты с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организо­вывать обмен информацией.

Нравственно-гуманистическая функция при­дает социальной работе высокие гуманистические цели, создает условия для достойного функционирования человека, групп и сло­ев в обществе.

При характеристике требований к специалисту часто используются термины «профессионализм» и «компетентность». Профессионализм – это качественная характеристика субъекта деятельности, представи­теля данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществ­ления[4].

Профессионализм деятельности социального работника включает в себя высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие профес­сиональных навыков и умений, владе­ние современными алгоритмами и спо­собами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять де­ятельность с высокой продуктивностью. Профессионализм личности предполага­ет также высокий уровень развития професси­онально важных качеств, личностно де­ловых качеств, адекватный уровень при­тязаний, мотивационную сферу и ценно­стные ориентации, направленные на про­грессивное развитие специалиста.

Различают высокий, средний и низкий уровень профес­сионализма деятельности социального работника. К характеристикам профессионализма относятся [5]:

1) высокая продуктивность;

2) высокий уровень квалификации и профессиональной компе­тентности;

3) оптимальная интенсивность и напряженность;

4) высокая точность и надежность;

5) высокая организованность;

6) низкая опосредованность;

7) владение современным содержанием и современными сред­ствами решения профессиональных задач;

8) стабильность высоких показателей качества;

9) возможность развития субъекта труда как специалиста;

10) направленность на достижение положительных социально-значимых целей.

Компетентность обозначает уро­вень развития основных профессиональных составляющих – зна­ний и умений, благодаря чему достигается высокий уровень про­дуктивности деятельности[6].

Совет по образованию США разработал 10 критериев ком­петентности социального работника общего профиля, кото­рый должен уметь выполнять следующее[7]:

1) идентифицировать и оценить ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстано­вить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;

2) разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обес­печить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека;

3) развивать способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов;

4) связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями;

5) эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;

6) способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и воз­можностями;

7) активно участвовать в создании новых, модифициро­ванных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обо­снованными и чувствительными к запросам потребителей ус­луг, и в устранении тех систем, которые не являются спра­ведливыми;

8) оценить эффективность проделанной работы;

9) постоянно совершенствоваться в профессии, расши­ряя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии;

10) содействовать совершенствованию службы.

Для изучения требований к профессии используют методы профессиографии и акмеографии. Методы профессиографии нацелены на достижение такого уровня профессиональных знаний, умений и навыков, которые бы обеспечили общественно приемлемое каче­ство труда.

Профессиограмма – это описание профессии, которое включает в себя общие сведения о ней, описание процесса труда, социально-экономические особенности данной профессии, а также характеристику профессиональных и личностных качеств специалиста (см. приложение)[8].

Ис­ходя из этих требований определя­ются необходимые для данного вида деятельности качества личности, со­ставляющие основу профессиональ­ной пригодности людей.

Приняв за основу для своей работы эти общие требования, а также ориентируясь на собственные рекомендации и требования к самому себе и способности руководить процессом изменения ситуа­ции с клиентом, социальный работник в лучшем случае достигнет успеха, в худшем – просто не навредит ему.

Date: 2016-05-24; view: 1168; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию