Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профессионально-этические требования к профессиональной деятельности социального работникаСоциальная работа является универсальным видом деятельности. Сферами профессиональной деятельности специалиста являются государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т. п. Социальные работники при исполнении своих профессиональных функций заняты разными видами деятельности. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы[1]: • воспитательный подход – выступает в роли учителя, консультанта, эксперта; социальный работник в таких случаях дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения; • фасилитативный подход – играет роль помощника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда это сделать трудно ей самой; деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов; • адвокативный подход – применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени; такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений. Социальная работа требует от специалиста знаний в различных областях и умения их применять на практике. В квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей: выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т. д.; организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы[2]. В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать: • основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом; • понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы; • сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения; • профессионально-этические, организационно-управленческие и • экономические основы и проблемы социальной работы; • основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы; • основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах; • основы социальной медицины; основы правового обеспечения социальной работы. Специалист должен изучить опыт: • практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных формах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения; • организации и управления в социальных учреждениях и службах; получения и обработки информации о системе социальной работы; проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы; • участия в исследовательско-аналитической работе соответствующего уровня; • организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы. Специалист должен владеть: • основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения; • основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы; • методикой координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы; • методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы; • основными методами психолого-педагогической деятельности; • методами образовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах; • основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы. Квалификационный справочник определяет обязанности и требования к социальному работнику в самом общем плане без учета функций, специализации, уровня подготовки социального работника. Профессиональная деятельность специалиста конкретизируется в зависимости от функций[3]: Диагностическая – изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз". Прогностическая – позволяет прогнозировать влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработки определенной модели социального поведения этих объектов. Организационная – способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению; Предупредительно-профилактическая функция позволяет предусмотреть и привести в действие социально-правовые, юридические, психологические, социально-медицинские, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организовать оказание социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи. Правозащитная функция в социальной работе предусматривает использование всего комплекса законов и правовых норм, для оказания помощи и поддержки, защиту населения. Психологическая функция предполагает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся. Коммуникативная функция призвана устанавливать контакты с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовывать обмен информацией. Нравственно-гуманистическая функция придает социальной работе высокие гуманистические цели, создает условия для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе. При характеристике требований к специалисту часто используются термины «профессионализм» и «компетентность». Профессионализм – это качественная характеристика субъекта деятельности, представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления[4]. Профессионализм деятельности социального работника включает в себя высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. Профессионализм личности предполагает также высокий уровень развития профессионально важных качеств, личностно деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста. Различают высокий, средний и низкий уровень профессионализма деятельности социального работника. К характеристикам профессионализма относятся [5]: 1) высокая продуктивность; 2) высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности; 3) оптимальная интенсивность и напряженность; 4) высокая точность и надежность; 5) высокая организованность; 6) низкая опосредованность; 7) владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач; 8) стабильность высоких показателей качества; 9) возможность развития субъекта труда как специалиста; 10) направленность на достижение положительных социально-значимых целей. Компетентность обозначает уровень развития основных профессиональных составляющих – знаний и умений, благодаря чему достигается высокий уровень продуктивности деятельности[6]. Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля, который должен уметь выполнять следующее[7]: 1) идентифицировать и оценить ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами; 2) разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека; 3) развивать способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов; 4) связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями; 5) эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ; 6) способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями; 7) активно участвовать в создании новых, модифицированных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые не являются справедливыми; 8) оценить эффективность проделанной работы; 9) постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии; 10) содействовать совершенствованию службы. Для изучения требований к профессии используют методы профессиографии и акмеографии. Методы профессиографии нацелены на достижение такого уровня профессиональных знаний, умений и навыков, которые бы обеспечили общественно приемлемое качество труда. Профессиограмма – это описание профессии, которое включает в себя общие сведения о ней, описание процесса труда, социально-экономические особенности данной профессии, а также характеристику профессиональных и личностных качеств специалиста (см. приложение)[8]. Исходя из этих требований определяются необходимые для данного вида деятельности качества личности, составляющие основу профессиональной пригодности людей. Приняв за основу для своей работы эти общие требования, а также ориентируясь на собственные рекомендации и требования к самому себе и способности руководить процессом изменения ситуации с клиентом, социальный работник в лучшем случае достигнет успеха, в худшем – просто не навредит ему.
|