Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическое состояние человека в процессе труда
Условия, в которых работают операторы, могут быть разными, потому что: во-первых, увеличивается количество компонентов окружающей среды, которые влияют на человека, во-вторых, — количество возможных вариантов сочетания этих компонентов весьма значительно. Оператор может работать при повышенном или пониженном атмосферном давлении, разных температурах, шумах, излучениях, вибрации, освещении, условиях изоляции от социальной среды, ограниченного пространства и тому подобное. К тому же задания, которые выполняет оператор, тоже разные. Одни из них требуют переработки значительного количества информации за ограниченное время, принятие ответственных решений в ситуациях дефицита времени, а другие требуют монотонного наблюдения без получения информации в течение длительного времени. Понятно, что характер задач и условий, в которых они решаются, определяет динамику психофизиологических состояний человека-оператора, то есть комплекс «близлежащие условия и задачи» определяет психофизиологическую структуру деятельности оператора и в то же время влияет на компоненты этой структуры, порождая в некоторых случаях снижение внимания, сонливость, что, в результате, снижает эффективность деятельности оператора. Функциональные состояния оператора — это комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые непосредственно или опосредствовано, предопределяют ее трудовую деятельность. Определять функциональные состояния оператора можно не по отдельным показателям определенных физиологических и психологических функций, а учитывая характер их взаимовлияния и взаимодействия в процессе деятельности. Кроме этого, важны только те изменения, которые касаются трудовой деятельности. В этой связи используют такие понятия, как сдвиг состояния и изменения состояния. Сдвиг состояния характеризуется любыми отклонениями интегральных или частичных характеристик от начальных их значения. Если эти сдвиги приводят к изменению качества деятельности оператора, то употребляют термин изменения состояния. Функциональные состояния оператора зависят от совокупности специфических свойств в структуре личности: • особенностей темперамента, которые отображаются в динамических характеристиках хода психических процессов и в которых проявляются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов; • мотивации к операторской деятельности, желанию совершенствовать свое профессиональное мастерство; • способности к краткосрочному значительному напряжению при возникновении стрессовых ситуаций; • эмоциональной стойкости, особенно эмоционально-проворной и эмоционально-сенсорной; • скорости переключения, стойкости и объема внимания; • скорости и точности сложных видов двигательных реакций, координации движений, легкости создания и превращения двигательных стереотипов; • настойчивости и решительности в сочетании с инициативностью и самокритичностью. Оптимальный психологический режим должен отвечать нормальной работе технического устройства. Экстремальные условия — это условия, которые требуют от работающих максимального напряжения физиологичных и психологических функций, которые резко выходят за пределы физиологичных норм, вызывая напряжение, факторы, которые вызывают напряжение: физиологичный дискомфорт то есть несоответствие условий труда и жилища с нормативными требованиями; биологический страх, дефи-цит времени на обслуживание; повышенная сложность задания, неудача в результате объективных обстоятельств, перегрузки информацией; конфликтные условия, ситуации. Напряжение также связано с психологическими функциями и профессиональной деятельностью. Она имеет свои разновидности: 1) интеллектуальное напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана большим количеством проблемных ситуаций; 2) сенсорное напряжение, вызванное большими трудностями в усвоении необходимой информации; 3) политония, напряжение, вызванное частым переключением внимания в неожиданных направлениях; 4) физическое напряжение, вызванное перегрузкой на двигательный аппарат человека; 5) эмоциональное напряжение, вызванное конфликтными условиями, аварийной ситуацией, неожиданностью; 6) напряжение ожидания, напряжение, которое возникает во время бездеяльности человека и поддержкой готовности к ней; 7) мотивационное напряжение, вызванное борьбой мотивов, выбором критериев для принятия решения; 8) усталость — напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванной долговременной работой и тому подобное. Относительно последней, характерными чертами усталости могут быть: - ощущение слабости; - расстройство внимания - расстройство в сенсорной области (то есть утомлению підда-лись рецепторы, которые участвуют в работе) - нарушение в проворной сфере (торопливость или, навпа-ки, гальмівність ритму труда); - дефекты памяти и мышления (забвение навести поря-док на рабочем месте, забвение инструмента); - послабление воли (нарушается решительность, выдержка, самоконтроль); - сонливость (можно заснуть и сидя, и стоя)._ Состояние усталости. Процесс усталости проходит через соответствующие периоды: И период — так называемая впрацьованність (вход) в работу ІІ период — максимальной работоспособности; III период — снижение работоспособности. Впрацьованність (вход) в работу продолжается 20-50 минут (если брать 8-часовой рабочий день) — к обеду, после обеда — 10-30 минут. Если не сделать обеденного перерыва, то усталость может дося-гти верхней точки, что и долговременный отдых не допо-може достаточному возобновлению работоспособности. Необходимо за-значити, что максимум достижений успеха — среда, если брать дни недели. На протяжении года максимальная работоспособность зимой, наименьшая — в теплое время года. Способы снятия психологического напряжения: 1) изменение деятельности, которая вызывает усталость, другой; 2) изменение производственных условий; 3) пробуждение интереса к труду с помощью другой информации; 4) чувство страха 5) изменение настроения; 6) отдых, рациональный режим труда и тому подобное 7) после 55 мин. работы — отдых 5 мин. (труд на конвейєрі). Состояние монотонии. В процессе трудовой деятельности кроме состояния усталости возникает состояние монотонии, что тоже негативно впли-ває на работоспособность человека и, соответственно, производительность труда. Монотонность — это состояние сниженной психической активнос-ті, что возникает во время длительной, постоянно повторяемой, од-номанітної, что не требует личной инициативы, работы. Пси-хологічні симптомы: чувство усталости, сонливость переплетена с легким ощущением нежелания, неудовлетворения, снижения уровня внимания. Физиологичные симптомы: снижение общей активности, снижения уровня использования кислорода, снижения частоты пуль-су, снижения давления, мышечного тонуса. Симптомы снижения результативности: понижение дееспособности, колебания проду-ктивності, изменение скорости реакции и другое. Монотонность проходит волнообразно, она свойственна людям разного возраста, образования, типа лица и интеллектуальности. Чем более высокой уровень образования, тем более человек уязвим к монотонии. Молодежь переносит монотонность тяжелее, чем работники преклонных лет. Усталость, монотонию сгворюють снотворные препа-рати (алкоголь также способствует состоянию монотонии). Пути борьбы и предупреждения монотонности: 1) объединение слишком простых и монотонных операций в более сложные и разносторонние по содержанию; 2) периодическое изменение операций, их совмещения; 3) периодическое изменение ритма работы 4) внедрение дополнительного перерыва 5) внедрение побочных раздражителей (музыки) 6) поиск интересов в данной работе 7) отработка действий к автоматизму, чтобы была возможность думать о чем-то интересном 8) при возможности, перенести работу из помещения на свежий воздух и так далее Эмоциональное напряжение и его симптомы. Нервно-психическое напряжение рассматривается как общая реакция организма при изменении стереотипа деятельности и наиболее резко проявляется при мнимой или реальной угрозе жизни или здоровью. Опасность нервно-психического напряжения для личности и коллектива кроется в том, что она проявляется в дезорганизации поведения, торможении ранее наработанных навыков, неадекватных реакциях на внешние раздражения, трудности в распределении внимания, сужении объема внимания и памяти, импульсивных действиях. Такие изменения в психические сфере безусловно негативно обозначаются на уровне работоспособности и безопасной деятельности специалистов. Пути повышения надежности человека в экстремальных ситуациях: 1) научно-обусловленный профессионально-психологический отбор; 2) воспитание эмоционально- волевых и моральных свойств лица, что позволило бы ей управлять ими, превращая их в источник силы и энергии; 3) создание наиболее благоприятного психологического климата и оптимизация условий труда; 4) физическая тренированность и разные виды активного відпо-чинку и тому подобное. Date: 2016-05-14; view: 1047; Нарушение авторских прав |