Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема диагностики способностей. Область применения тестов способностей





Проблема диагностики способностей сводится к тому, что в западной и отечественной психологии выработаны разные подходы к пониманию и оценке способностей.

В зарубежной психологии под способностями понимаются либо врожденные способности индивида, фатально определяющие все будущие достижения субъекта (capacity), либо приобретенные навыки и умения (ability). Достаточно распространенным в области психодиагностики способностей является термин attitude, который входит в название многих тестов, главным образом тестов отдельных способностей. Он определяется как "природная способность приобретать относительно общие или специальные знания и умения".

Этот подход был подвержен критике Теплова. "Во-первых, под способностями разумеются индивидуально - психологические способности, отличающие одного человека от другого, никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные способности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека". Исходя из такого понимания способностей, можно заключить, что ни одно из трех определений, употребляемых зарубежными авторами, не отражает сути понятия "способность".

Диагностика способностей имеет выраженную гуманистическую направленность, поскольку способствует выбору наиболее подходящих интересам и склонностям человека профессий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных способностей.

Общие способности часто называют общими умственными способностями (зависят от природных задатков и особенностей обучения и воспитания).

Специальные способности - рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (технические и профессионализированные, т.е. соответствующие той или иной профессии: конторские, артистические, художественные и пр.), а также по видам психических функций (моторные, сенсорные).

Общие способности - отождествляются с интеллектом и до сих пор рассматриваются некоторыми западными психологами как врожденные, определяющие успехи в обучении и овладении профессией.

Интеллект - составная способность, включающая в себя относительно независимые вербальные, математические, пространственные, мнемические и другие виды способностей.

Ещё одно проявление способностей – креативность - (лат. -создание, сотворение), аналог понятия «творческие способности», неразрывно связана с творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (для творца, или общества).

Области использования тестов способностей:

· профконсультация,

· профориентация,

· профотбор (если время на профессиональное обучение сильно ограничено - в армии),

· оптимальная расстановки кадров по рабочим постам,

· контроль за подготовкой кадров в промышленности и системе профтехобразования,

· контроль за процессом обучения профессии,

· выявление причин отставания работников,

· изучение причин травматизма и несчастных случаев,

· разработка общих и индивидуальных рекомендаций по развитию способностей.

Групповой тест Амтхауэра предназначается для оценки структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года (Amthauer R., 1953). Автор ставил перед собой задачу разработать такой метод, который мог бы использоваться для профессиональной ориентации и консультирования по проблемам выбора профессии. Амтхауэр включил в свой тест задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

«Школьный тест умственного развития» (ШТУР) для диагностики умственного развития учащихся 6-8-х классов. Психологический тест ШТОМ позволяет количественно оценить основные компоненты понятийного мышления учащихся.

Одним из наиболее распространенных исследований креативности является психологический тест Гилфорда. Согласно Дж. Гилфорду, социальный интеллект — это система интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации.

Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа "человек-человек" и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов. Субтесты диагностируют 4 способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований, результатов поведения.







Date: 2016-05-23; view: 2169; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию