Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теоретичні засади проективного метода в психодіагностиці
Теоретические источники проективного метода: психоанализ, холистическая психология, экспериментальные исследования. Проективный метод направлен на исследование личности, на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: "принцип проекции" как "защитный механизм", "бессознательное". «Проективные методики» несомненно требуют специальной психологической подготовки, несмотря на то, что внешне некоторые из них выглядят пустяковой шуткой (особенно рисуночные методики). Они названы таким образом, потому что все они основываются на едином психологическом механизме, который вслед за основателями психоанализа Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом принято называть «ПРОЕКЦИЯ». З.Фрейд называл ПРОЕКЦИЕЙ приписывание другим людям социально неприемлемых желаний, в которых человек отказывает сам себе. В дальнейшем, в ходе развития психологии личности и психодиагностики, термин «проекция» получил более расширительное толкование. Стало традицией вести счет проективным методикам с теста словесных ассоциаций К. Юнга. 3. Фрейд и К. Юнг показали, что бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных симптоматических ошибках психики. Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Холистическая психология внесла в проективный метод понимание личности как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира личности должно исключать ее изучение путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со "средней личностью" (как в стандартизованных методах). Отношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования "жизненного пространства" в целях создания и поддержания "личного мира". Проективный эксперимент, с точки зрения холистической психологии, моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов "жизненного пространства" и способов их структурирования. Экспериментальные исследования New Look внесли в проективный метод новые объяснительные категории: "контроль" и "когнитивный стиль", а также понимание процесса восприятия как селективного (избирательного) относительно стимулов: 1) релевантных (соответствующих), 2) противоречащих и 3) угрожающих потребностям индивида. Проективная продукция, или, иными словами, "ответ" респондента на поставленную задачу, с точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные), так и аффективно-мотивационные компоненты личности, то есть "когнитивный стиль" и "контроль". Проективные методики обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно: 1. особенностями стимульного материала; 2. особенностями поставленной перед респондентом задачи; 3. особенностями обработки и интерпретации результатов. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм. Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности. Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов. 3. Классификация проективных методик. Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик. 1. Методики дополнения. Стимульный материал: o набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга). o Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения"). o Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?"). 2. Методики интерпретации. Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ -Тематический апперцептивный тест был создан еще в 1935 г. К. Морган и Г. Мюрреем; применяется в клинической практике для диагностики неврозов и психосоматических расстройств; стимульный материал: стандартный набор из 30 таблиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также таблица — пустой бланк; каждому испытуемому дается 20 таблиц, которые подбираются психологом заранее с учетом его пола и возраста(диагностике подлежат лицастарше 14 лет),испытуемого просят составить по картинке рассказ, объяснив, что привело к изображенному событию, что происходит в данный момент, что будет происходить в дальнейшем, о чем думают и что чувствуют персонажи (фиксируются время, паузы, жесты,мимика, поза), этап обработки заключается в их ранжировании с целью выделения доминирующих потребностей: доминантность, агрессия, автономия, социальность, достижение, самозащита и др.; САТ- тест детской апперцепции, разработанный Л. Беллаком (1949, 1955, 1965) и предназначенный для диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет; на карточках CAT вместо людей изображены животные в антропоморфных ситуациях, маленьким детям легче фантазировать с изображением животного, чем человека позволяет выявить основные потребности ребенка и степень их удовлетворения, его взаимоотношения с окружающими людьми,) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, созданная С. Розенцвейгом на основе его теории фрустрации и агрессии; представляет собой серию условных рисунков, на которых один персонаж произносит какие-то слова и тем самым определенным образом срывает («фрустрирует») намерения и действия другого персонажа или привлекает внимание к фрустрирующей ситуации; оценочные факторы: соотношение типов и направлений реакций, преобладающие способы поведения и защиты от обвинений, уровни фрустрационной толерантности и социальной адаптации); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди). 3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм илиметодика чернильных пятенГ.Роршаха;он первый, кто применил чернильные пятна для диагностического исследования личности в целом;10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно: «Что это такое, на что это может быть похоже?»(ассоциации); показатели категорий: локализация( всё пятно, деталь, белая часть карточки ), детерминанты (параметры пятна, которые вызывают ответ: форма, цвет, оттенок и движение), содержание (человеческие фигуры и их детали, животных и их детали, анатомическое строение), популярность (относительная частота различных ответов среди людей) заключение: обычно описываются интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности ее межличностных взаимодействий). 4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения). 5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное"). Внешне простота графических методик, однако, обманчива. Опытный психолог никогда не следует инструкциям по интерпретации подобных рисунков буквально, не дает выводов на основании отдельных элементов и признаков, а учитывает эти признаки в комплексном контексте вместе с известными ему обстоятельствами из жизни ребенка. Если ребенок нарисовал животное с большими зубами и рогами, то это еще ровным счетом ничего не говорит об уровне скрытой агрессивности. Скорее всего бывает так, что эти признаки являются результатом того, что накануне ребенок посмотрел какой-то фильм по телевизору (может быть, даже про животных) и это обыкновенный след временных, преходящих впечатлений. Важнейший методический принцип — ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ: нельзя строить серьезных диагностических выводов на базе любой отдельной изолированной проективной методики, ее результаты следует всегда перепроверять другими независимыми источниками информации — как более формализованными тестами, так и данными педагогического наблюдения, беседы, биографической информацией и т. п. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ОШИБКИ и ОШИБКИ ПСИХОДИАГНОСТА: нельзя наверняка прогнозировать, как именно воспримет проективную методику сам испытуемый,он невольно стремиться выдать наиболее типовой, так называемый «клишированный» ответ; психодиагност проявляет как бы «вторичную проекцию» — интерпретирует его, исходя из собственных весьма субъективных представлений(нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем, которые испытывает в данный момент исполнитель методики); психодиагност невольно ищет в проективном материале признаки, подтверждающие уже сложившееся у него представление об испытуемом. Для исследования межличностных отношений ребенка со сверстниками, родителями и педагогами самым высоким диагностическим потенциалом обладают РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. какую роль выбирает для себя ребенок в ролевой игре, как он относится к назначенной роли, как исполняет он свою роль, какие элементы импровизации вносит он в свою роль от себя, — во всем этом ребенок «проецирует» на игру свои собственные представления о социальном мире. 35. Психодіагностика рис осбистості. Черты личности — устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (Черты личности индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (Черты личности доступны измерению с помощью специально разработанных для этого опросников и тестов).. В разных ситуациях, предъявляющих разные требования к индивиду, актуализируются разные черты: ситуации, требующие особой тщательности и внимания, провоцируют проявление черт «внимательный - невнимательный», «аккуратный - небрежный»; ситуации встречи или знакомства людей друг с другом провоцируют проявление черт «общительность - замкнутость», «отзывчивость — черствость» и т. п. Выделяются три компонента черт: конституциональные - обусловлены свойствами организма и задают ограничения для максимально широких классов ситуаций; индивидные - обусловлены опытом жизнедеятельности в определенных относительно широких социально-нормативных ситуациях; личностные - обусловлены внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно-ситуационные черты личности. Модель черт личности: 1) черты не представляют собой дискретные образования, т. е. возможен непрерывный переход из одной черты в другую (например, в результате плавной перестройки функциональной системы на новый класс ситуаций или изменения направленности оценок); 2) выделенные выше три подсистемы можно представить как сосуществующие подпространства, входящие в отношения гибкой иерархии, что обусловливает переход «ведущего уровня» управления из одной подсистемы в другую. Психодиагностика личности позволяет выявлять индивидуальные различия в поведении и опыте людей. Поведение - в каких либо ситуациях. Опыт - особенности отношений, ценностных ориентаций. Принято выделять следующие методы исследования личности: Все личностные опросники можно разделить на многомерные и одномерные. Личностные опросники также разделяют на: Как правило, все опросники проводятся и в групповой форме, и в индивидуальной. Лучше всего заранее специально подготовить бланки ответов. Подходы (способы) к разработке личностных опросников. Опросники самоотчета используются более широко, чем любая другая форма оценки личности. В такого типа исследовании испытуемым предлагают отвечать письменно на бланке на вопросы, касающиеся особенностей их характера, ценностей, установок, мотивов, чувств, интересов и способностей. Термин “самоотчет” в данном случае используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов (например, “да”, “нет”, “всегда”, “не знаю”). Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно. Тесты, предназначенные для оценки одной личностной черты (одномерные тесты), обычно разрабатываются и используются для измерения какого-то определенного аспекта личности. После проведения теста исследователи проверяют, различаются ли испытуемые с низкими и высокими баллами по изучаемому параметру также и по поведенческим характеристикам и различаются ли они, кроме того, по другим личностным параметрам, определяемым также с помощью методов самооценки. Данная методология подразумевает, что измеряемая личностная черта равно присуща всем индивидуумам. Другими словами, каждый человек, принимающий участие в исследовании, может получить высокую (среднюю, низкую) оценку, но при этом оценки всех испытуемых будут одинаково значимыми, поскольку они отражают особенности личности каждого из них. Некоторые одномерные тесты также дают возможность измерять отдельно две или три черты. Примерами одномерных тестов являются “Опросник личностной и ситуативной тревожности” Спилбергера, “Шкала локуса контроля” Роттера, “Шкала стремления к успеху” Цукермана и “Шкала самоконтроля” Снайдера. Оценки по этим тестам предположительно отражают относительно стабильные индивидуальные различия в степени выраженности отдельных черт личности. Существует также множество опросников самоотчета, измеряющих одновременно несколько личностных характеристик. Преимущество этих многомерных тестов заключается в том, что они дают более полное представление о личности. Они очень широко применяются в клинических исследованиях, в практике консультирования и для обследования персонала учреждений.Например, 16-факторный личностный опросник, разработанный Рэймондом Кеттелом, представляет собой тест, состоящий из 187 вопросов и измеряющий 16 исходных черт у здорового человека. Оценки, полученные по каждому из измерений личности (например, доминантность — подчинённость, доверчивость — подозрительность и мечтательность —практичность), наносятся на график для построения профиля личности. Этот профиль может использоваться специалистами, работающими в сфере прикладной психологии, в круг задач которых входит подбор кадров, что требует принятия обоснованных решений о кандидатах. Проективные методики. Проективные методики изначально разрабатывались в клинических условиях и использовались в работе с психически больными людьми. Теоретической основой проективных методик, в основном, являются психоаналитические концепции (современные либо традиционные). Целью примерения проективных методик является изучение неосознаваемых сторон личности. 1. Ассоциативные методики - в этих методиках требуется отвечать на стимул первой пришедшей в голову мыслью или возникшим чувством. Пример - тест чернильных пятен Роршарха. Считается, что в процессе интерпретации пятен испытуемым включаются внутренние бессознательные установки. Обязательное условие - отвечать сразу. Использовать её можно в своей практике только после специальной подготовки + после медицинской подготовки. e - экстрапунитивные + необходимо-упорствующие - реакции, при которых от другого лица требуется разрешение ситуации. Date: 2016-05-23; view: 1040; Нарушение авторских прав |