Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы теории формирования трудовых умений. Виды умений и навыков, формируемых на уроках технологии





Педагогическое умение — это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности.

Навыкиэто автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.

ТРУД – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.

ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ – это способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности; совокупность трудовых действий, которые может сознательно произвести работающий, применяя наиболее целесообразные способы (навыки) его осуществления. Умения – это знания в действии.

Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебными умениям и навыкам:

0 уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения); 1 уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого); 2 уровень – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников; 3 уровень – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг; 4 уровень – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия.

Но далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут. Школьник в своей учебной деятельности перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество, полученного учеником результата и не представляет себе, какие умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными.

Виды умений и навыков:

-познавательные;

-обще-трудовые Существенной стороной обще-трудовых умений П.Р. Атутов и В. А. Поляков выделяют то, что учащиеся овладевают ими в процессе учебного и общественно полезного, производительного труда. Специальные умения формируются у школьников главным образом на занятиях по трудовому обучению при изучении разделов «Основы материалообработки» и «Сельскохозяйственный труд».

-конструктивно-технические (постановка и осознание цели предстоящей работы);;

-организационно-технические (подбор орудий труда, изыскание необходимых материалов, определение технологических способов их обработки, планирование работы, организационных средств производства в соответствии с поставленной целью труда);

-Контрольные (текущий и завершающий контроль выполнения запланированных операций).

Трудовое обучение направлено на усвоение учащимися системы знаний о предметах, средствах и процессах труда, ознакомление с основами сельскохозяйственного производства, развитие технического творчества и сельскохозяйственного опытничества, формирование трудовой культуры. В процессе трудового обучения школьники овладевают общетрудовыми и некоторыми специальными умениями и навыками, что дает им возможность участвовать в производительном труде. Важным элементом трудовой подготовки школьников является общественно полезный труд, который может осуществляться в школьных учебных мастерских, в подсобных хозяйствах, на школьных учебно-опытных участках, фермерских хозяйствах.

Необходимым элементом трудовой подготовки являются техническое творчество и сельскохозяйственное опытничество, которые строятся в соответствии с требованиями учебной программы по трудовому обучению. В процессе проведения опытной работы у школьников формируется творческое отношение к труду, наблюдательность, дисциплинированность, аккуратность, интерес к различным отраслям сельскохозяйственного производства, развиваются общетрудовые умения по планированию, организации сельскохозяйственного труда.

Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и учебнопроизводственная практика в старших классах.

Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и Т.д.

Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населенных пунктах, дорог и т.д. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.

Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общественно полезный, производительный труд, который организуется в средних и старших классах на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с созданием материальных ценностей.

9. Подходы к понятию «технология». Технология как предмет и средство обучения в системе технологического образования. Признаки технологической деятельности.

Технология – совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при изготовлении

какого-либо вида продукции в сфере производственной деятельности. (Большойэнциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Порохов. -М.: Советская энциклопедия. 1993.

-1628с.)

Технология – это преобразующая деятельность, направленная на удовлетворение нужд и

потребностей людей, решение их проблем. Она включает процессы преобразования

вещества, энергии, информации, опирается на знания и оказывает влияние на природу и

общество, создает новый мир. Технология, как наука, изучает эту человеческую

деятельность. (М.Б. Павлова и Дж. Питт)

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций. В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Признаки технологии (Т.В. Горбунова, В.А. Терешков, А.И Ракитов):

1. Системность

2. Научность

3. Интегративность содержания

4. Прогнозируемость и эффективность результата

5. Оперативность управления

 

 

10. Подходы к определению понятия «Технологическая культура». Роль в образовательной области «Технология» в формировании технологической культуры школьников.

Т.К:тех.мышление,тех.мировоззрение,изайн,образование,этика

Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением.

Под технологической культурой следует понимать такую преобразовательную деятельность человека в материальной, духовной и социальной сферах, когда главным критерием оценки и применения им новых технологий и технологических процессов становится их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека и природы, человека и общества, человека и человека.

В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности.

Личностный подход – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению.

Предметный подход- это освоенные учащимся в ходе изучения учебного предмета умения, формирование научного типа мышления и т.д.

Метапредметный подход- это освоенные обучающимся межпредметные понятия и универсальные учебные действия.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка.

Острая необходимость внедрения метапредметного подхода в массовую образовательную практику связана с тем, что традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития других сфер практики, в первую очередь промышленности.

Date: 2016-05-23; view: 1719; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию