Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная образовательная парадигма. Роль и место технологического образования в современной образовательной парадигме





Парадигма – идеальный, схематически представленный образ педагогической системы, построенной на определенных, внутренне не противоречивых аксиологических и теоретико-методологических основаниях, которым соответствуют и средства ее реализации. Образование - часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим.Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении, образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Появление инновационного обучения является важным шагом к изменению сложившейся образовательной парадигмы. Инновационное обучение в самом общем понимании – новый взгляд на возможности методики, на процесс ее формирования, на ученика и учителя во взаимодействии, на урок – основную форму этого взаимодействия. Важно то, что инновационное обучение характеризуется предвосхищением результата познания учеником и обязательным его участием в процессе познания, организованным необычно. Современная образовательная парадигма характеризуется личностным подходом, фундаментальностью образования, творческим началом, профессионализмом, синтезом двух культур (технической и гуманитарной), использованием новейших технологий.

Для инновационного обучения характерны:

- игровые технологии

- проблемное обучение

- технологии обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова

- коммуникативное обучение Е. И. Пассова

Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями давно подтверждена роль труда в формировании и развитии личности. Педагог-публицист Д. И. Писарев считал физический труд учащихся одним из основных педагогических способов решения важнейших образовательно-воспитательных задач. П. П. Блонский подчеркивал, что труд, выступая источником знаний о свойствах различных материалов и средством развития ряда практических умений, играет важную роль в развитии произвольного внимания, мелкой моторики рук. В процессе обретения трудового опыта меняется представление ребенка о продукте, изделии: от назначения и видимых свойств продукта к материалам и способам его производства, и, наконец, к представлению о производственном процессе. Посредством технологического образования происходит развитие всех элементов мышления; психофизиологических свойств и нравственных качеств личности; формирование представления о технологической (технической) картине мира; накопление опыта творческой деятельности; формирование готовности к выполнению различных социальных ролей, к профессиональному самоопределению; технологической культуры и культуры в целом. Кроме влияния, которое уроки технологии оказывают на развитие личности учащегося, они позволяют сменить деятельность после интеллектуального напряжения (математика, русский, физика и т. п.); способствуют социализации (адаптация к жизни в обществе, формирование опыта деятельности в различных социальных ролях); реализуют задачи патриотического воспитания на основе использования элементов национальной культуры и народного творчества; обеспечивают технологическую подготовку (большинство учащихся впоследствии станут работниками производственной и сельскохозяйственной сфер деятельности).
Технологическое образование играет важнейшую роль в профессиональной ориентации и самоопределении школьников (М. В. Ретивых, Н. И. Шулеповой, Л. Ю. Мурзагояновой и др.).
Цели, которые реализуются в ходе изучения «Технологии», в их совокупности не достигаются ни одной другой составляющей общего образования. Вместе с тем для современного постиндустриального мира, в котором превалируют именно технологии, такая подготовка молодежи жизненно необходима.

5.Требования к личности, предъявляемые современным информационно-технологическим обществом. Понятие «конкурентоспособность».

«состязание».

Необходимо заметить, что изначально термин «конкуренция» был синонимом понятию «соперничество», «соревнование».

Конкурентоспособность — это способность определённого объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и/или объектами. Среди многих качеств, определяющих конкурентоспособность, В.И.Андреев обоснованно выделяет десять приоритетных: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, лидерство, стремление к саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к профессиональному росту и высокому качеству продукта труда. То есть, в качестве базовых компонентов, характеризующих конкурентоспособную личность, выделяются следующие: мотивационно-потребностный, деловой, организационно-волевой, интеллектуальный, общекультурный, коммуникативный, нравственный. Данные компоненты подлежат формированию, воспитанию и развитию уже в процессе профориентации, на этапе школьного обучения. Тем более важно их целенаправленное формирование у студентов вуза - будущих специалистов.

Современные социальные условия предъявляют особые требования к личности выпускника, складывающиеся под влиянием таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместная информатизация среды. Основной ценностью современного общества становится сама информация и умение работать с нею. Таким образом, внедрение ИКТ в образовательный процесс является необходимым условием повышения качества образования, поскольку существенным образом ускоряет передачу и освоение знаний и накопленного технологического и социального опыта человека.

Смена образовательной парадигмы определяет вузам ряд сложных задач, от решения которых во многом

зависит успешность и комфортность деятельности, как вузовских преподавателей, так и подготавливаемых

ими будущих специалистов в стремительно изменяющемся мире. К одной из таких задач и относится задача

формирования и развития информационно -технологической компетентности (IT-компетентности) специалистов, как необходимого компонента их общей профессиональной компетентности.

Действующие ныне Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионально-

го образования (ФГОС ВПО) основываются на компетентностном подходе к подготовке специалистов. При

этом сущность компетентностного подхода определяется не только совокупностью принципов, структуры и

содержания профессионального образования, а и особенностями организации учебно-воспитательного процесса вуза. Сам же процесс формирования и развития профессиональных компетенций рассматривается как средство достижения нового качества профессионального образования. В свою очередь, в число профессиональных компетенций обязательным компонентом входят информационно-технологические компетенции.

И это обстоятельство, как нельзя ярче, подчёркивает насущность и необходимость формирования и развития

IT-компетентности выпускников высшей профессиональной школы, независимо от направления и профиля

их подготовки. Термин «IT-компетентность» относится к ключевым терминам ФГОС ВПО нового поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». С этим термином тесно взаимосвязаны понятия «информационно-технологическая грамотность» (IT-грамотность) и «информационно-технологическая

культура» (IT-культура). IT-грамотность студентов является основой, начальным уровнем формирования IT-компетентности и включает в себя совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств студента, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения её в разнообразные виды деятельности и отношений. Технологическая подготовка будущих специалистов в условиях современной высокотехнологичной информационно-образовательной среды (ИОС), реализуемая

путём выполнения значительной части учебных действий с использованием средств информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ), предполагает обязательность начальной информационной и технологической грамотности студентов, проявляющейся не только в овладении ими умениями и навыками использования в своей деятельности совокупности технических устройств, предназначенных для получения, хранения, обработки и передачи учебной и иной информации, а и в способности осознать, когда нужна эта информация, найти её, оценить и эффективно использовать.

В задачи развития IT-компетентности специалиста входят: обогащение знаниями и умениями из области

информатики и ИКТ; развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей; осуществление интерактивного диалога со своими коллегами и другими корреспондентами в едином информационном пространстве.

Задачи развития IT-компетентности находят своё отражение в таких конкретных функциях, как:

- познавательная (или гносеологическая) функция, которая направлена на систематизацию знаний, на

познание и самопознание человеком (специалистом) самого себя;

- коммуникативная функция, формой реализации которой является семантическая компонента, «бумажные и электронные» носители информации;

- адаптивная функция, позволяющая личности специалиста адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;

- нормативная функция, содержащая показатели достижений и развития личности специалиста.

- оценочная (информативная) функция, сущность которой заключается в формировании и активизации умений ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять отбирать и оценивать известную и новую, значимую и второстепенную информацию;

- развивающая функция, объединяющая и подчиняющая все вышеперечисленные функции. Речь при этом идет не только об усвоении и использовании определенной системы знаний, норм и правил, позволяющих специалисту эффективно действовать в современном информационном обществе, но и о

формировании его активной самостоятельной и творческой позиции, способствующей самореализации и самоактуализации личности.

Date: 2016-05-23; view: 2046; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию