Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные темы и мотивы поэзии Серебряного векаСтр 1 из 21Следующая ⇒
Русская литература Серебряного века как художественный феномен. Литература серебряного века относится к числу мировых читательских приоритетов. 20 век не похож на век 19. Быстро развивается наука, прежде всего естественные дисциплины, меняется представление человека об окружающем мире и другим становится мироощущение человека, оно становится трагическим, окружающий мир часто воспринимают как катастрофу, а слово кризис становится ключевым словом эпохи. Александр Амфитеатров «Закат старого века» Михаил Арцыбашев «У последней черты» Викентий Версаев «Без дороги», «На повороте». Пограничная эпоха. Все понимают отличие 20в. от 19в. Блок: «Уже январь стоял под знаком совершенно иным, чем декабрь 1900». Литература 20 века отличается от литература 19 века. В 19 веке – четко сложивашаяся иерархия писательских имен, в 20 веке – сложнейшее созвездие имен и нет деления на первостепенных и второстепенных. В 19 веке худ-эстет (?) последовательно сменяли друг друга, а 20 век – многоярусная художественная реальность, где одновременно есть и реализм, и модернизм, огромное число литературных направлений, групп, школ. Неореализм – характеризуется тремя основными признаками: 1. Отход от натурализма 2. Обоновление реалистических традиций. 3. Открытость модернистскому опыту. В конце 19 в появляется понятие «Серебряный век», сначала носит расширительный характер, только на рубеже веков входит в литературоведческий обиход. («Платиновый век» Омри Ронен, «Серебряный век как умысел и вымысел» Амст’97, Москва'00) Периодизация. 1. 1890е – 1917 г. Начало 3 пролетарское освободительное движение – октябрьский переворот. В.Ходасевич «1917 г показал воочию, что мы присутствуем при смене двух эпох» 2. 1917 – 1922. Высылка философов, литераторов – «Философский пароход»
Советское литвед-е выделяло 3 направления: 1. Критический реализм 2. Социалистический реализм (*) 3. Модернизм. Западное литвед-е выделяло 2 направления: 1. Реализм. 2. Модернизм (*) К началу 90-х гг. западными словистами литература серебряного века была изучена лучше. Доскональнее всего изучили Вячеслава Иванова и Александра Белого (символизм). Convivium- общество, изучавшее идеи Иванова. Русская литература рубежа веков включает в себя понятие литература серебряного века. Писателя Серебряного века можно назвать писателем рубежа веков, но не каждого писателя можно отнести к Серебряному веку. 4 необходимых условия для отнесения писателя к литературе Серебряного века. 1. Интерес к сложной, многообразной человеческой личности. 2. Идея жизнестроительства (жизнетворчества) 3. Религиозно-философские искания. 4. Конфликт с «железным веком» (опр. В.Крейда) К.Бальмонт – Дионисийство и либертизм Н.Гумилев – Апологетика сильной личности» З.Гиппиус – Описание снов Д.Мережковский – Описание галлюц. состояний. Гумилев: любимые герои – сильные личности. Текст – поэтическая декларация. Худ.программа – «Мои читатели» - белые стихи, общий размер. Театрализованность эпохи. Шекспир «Как вам это понравится»: «Весь мир театр и люди в нем актеры». Пронизаны мистификациями (поэтесса Елена Дмитриева, поэт Николай Клюев). Поэты выглядят театрализовано (К. Бальмонт «Хамы, расступитесь! Идет сын солнца…», Игорь Северянин)
Кафейный период русской литературы. «Бродячая собака»(акмеисты) Мандельштам, Ахматова, Потемкин Популярно. «Бим Бом» «Питтореск» «Красный петух» «Стойло пегаса» «Кафе поэтов» «Калоша»
Религиозно-философские искания есть в творчестве каждого. 1903 СПБ Религиозно-философское собрание, одобрено представителями духовенства. Основатели: Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Философов. Увлечены идеями Хилиазма – Царство Божье на Земле. В иммиграции Мережковский Гиппиус окажутся близки к католицизму, а Иванов открыто перейдет и будет главным хранителем Ватиканской библиотеки. В христианстве – секстантские идеи – хлыстовство. Символист Добролюбов бросает семью и организовывает секстантскую общину. В.Брюсов
Конфликт с «железным веком». Большинство русских поэтов уходят в 37 лет.
Основные темы и мотивы поэзии Серебряного века. В основном представлен поэзией. Б.Чичибабин «У прозы есть предел». Поэзия устремлена в будущее, ввысь. Поэзия – это непременно тайна, загадка. Поэзия – невероятная свобода дыхания, поэзия не подчиняется законам, выбивается из рамок, не подчиняется нормам. (напр, Василиск Гнедов – поэма конца – без слов, только жест – новаторская. Основоположник перфоманса). Видимый тупик оборачивается невидимым новаторством. Главный закон поэзии: «Так я хочу!» А. Блок. «Для меня все преимущество и проклятье современной лирики состоит в том, что каждый волен вкладывать в нее свой смысл» (приписка из письма Шершеневичу Блока) Основные темы и мотивы. 1. Трагическая тема эмиграции. 2. Назначение поэта и поэзии. 3. Тема вины и покаяния. Трагическая тема эмиграции. Эмигранты надеялись вернуться. Страны русского рассеяния: Китай (Харбин, Шанхай), Франция, Сербия, Чехия, Югославия, Болгария. А.Федоров эмигрировал в Болгарию. Текст в жанре молитвы: Здесь труд мой был и будет впредь, Как мох в скале. Не дай мне, Боже, умереть В чужой земле. Текст построен на антонимах, мох на скале – писатель в эмиграции. Лирика не имеет названия. Выплеск эмоций. Прием строфического кольца.
Эмиграция изменила тональность творчества многих авторов. Петр Потемкин. Примитивист, учился в военно-хирургической академии, на 4м курсе курсовая работа «между творчеством психически больных и модернистов нет разницы» потом бросил институт и стал модернистом. Его творчество – эстетический примитивизм. («Черная Молли») Мигрировал в Париж. Тональность творчества приобретает трагическую окраску. Георгий Иванов. Акмеист. Жизнь в эмиграции – инобытие, жизнь после смерти. Поэзия парадоксальна, построена не противном. «Мы не молоды, но и не стары» Мы не молоды. Но и не стары. Мы не мертвые. И не живые. Вот мы слушаем рокот гитары И романса "слова роковые". О беспамятном счастье цыганском, Об угарной любви и разлуке, И - как вызов бокалы - с шампанским Подымают дрожащие руки. За бессмыслицу! За неудачи! За потерю всего дорого! И за то, что могло быть иначе, И за то - что не надо другого! Аллитерация на р подчеркивает холодность, неуютность пространста. В качестве эпиграфа у Иванова Адамович. Были друзьями. «имя тебе непонятное дали». Крупный поэт русского западного зарубежья. Хорошо, что нет Царя. Хорошо, что нет России. Хорошо, что Бога нет. Только желтая заря, Только звезды ледяные, Только миллионы лет. Хорошо - что никого, Хорошо - что ничего, Так черно и так мертво, Что мертвее быть не может И чернее не бывать, Что никто нам не поможет И не надо помогать Тема вины и покаяния. Бердяев говорит, что все люди и народы делятся на два типа: одни культивируют чувство обиды, а другие живут с постоянным чувством вины. Достоевский: «Всяк за всех виноват». Тема вины появляется в творчестве Максимилиана Волошина. Он был над схваткой, помогал и белым, и красным. Мотив личной ответственности каждого за происходящее в стране. «В годы гражданской войны». Владимир Корнилов « 40 лет спустя». Считает, что автор должен простить своего врага, принять несимпатичного ему персонажа. «В поселке под Москвою». Борис Чичибабин «Плач по утраченной Родине» диссидент, боролся с социалистическим государством.
Тема поэта и поэзии. Ахматова: Стихи родятся из сора. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Пастернак: Поэзия – это творчество, самоотдача. Самойлов: Стихи из яды. Ермаков «Генезис» Маяковский: Поэзия – тяжелый труд.
Date: 2016-05-23; view: 14210; Нарушение авторских прав |