Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь науки и производства





Экзаменационный билет №1

Общие сведения о горных науках и их связь с другими отраслями знаний.

ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА.

2.1. новый этап взаимодействия науки и производства

Взаимосвязь науки и производства прошла различные исторические этапы в своем развитии.

На первых этапах наука еще не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая post factum эмпирически добытые технические новшества. В XIX веке зарождается новый этап во взаимодействии науки и производства, подмеченный уже К. Марксом и определенный им как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Рубеж этих двух этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества. Изобретение паровой машины относится еще к первому этапу: сначала паровая машина была создана (причем создана самоучками-практиками), и только впоследствии появилась теория паровых машин. Другое дело открытие электричества: сначала оно было открыто в лабораториях ученых и лишь затем были найдены способы внедрения его в производство. Аналогичной является ситуация с открытием атомной энергии, синтеза высокомолекулярных соединений и их внедрением в производство. Таким образом, наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства — опережение наукой производства, превращение науки в “отца” современных отраслей производства (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники).

Превращение науки в непосредственную производительную силу общества, как уже отмечалось, не означает появления какого-то четвертого элемента в структуре производительных сил наряду с предметом труда, орудиями труда и производителями материальных благ: речь идет о проникновении, внедрении достижений науки в каждый из указанных элементов.

Наука позволяет получать не имеющиеся в готовом виде в природе предметы труда с заранее заданными самим человеком свойствами (синтетическое волокно, сверхпрочные сплавы и т. д.). Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства (микропроцессоры, роботы, биотехнология). И, наконец, определенный минимум научных знаний является теперь обязательным атрибутом современного производителя материальных благ.

В непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные и технические, но и общественно-гуманитарные науки. Имеется в виду не только их участие в совершенствовании производственных отношений, что позволяет увеличить производительную силу труда, но и их непосредственное воздействие на производительную силу общества — человека, на его психологический настрой и ценностные ориентации.

Таким образом, на нынешнем этапе неизмеримо возрастает роль науки в развитии производительных сил и совершенствовании общественных отношений.

Иногда думают, что, превращаясь в непосредственную производительную силу общества, наука тем самым перестает быть формой общественного сознания. Это не так, ибо функция науки как непосредственной производительной силы как раз и проистекает из ее статуса формы общественного сознания. Именно потому, что наука стала способной глубоко отражать сущность вещей, она может оказывать преобразующее воздействие на материальное производство, а через него — и на жизнь общества в целом.

2.2.Наука и производство идут рука об руку

8 февраля 1724 года указом Петра I была основана Российская академия наук. Шесть лет назад, в год ее 275-летия правительство России решило 8 февраля отмечать как День науки. Но этот праздник имеет отношение не только к институтам, университетам и научным школам:

У Соломбальского ЦБК давние и прочные связи с научным сообществом Архангельска. Прежде всего, разумеется, с факультетами и кафедрами Архангельского государственного технического университета. АЛТИ и ведущие целлюлозно-бумажные комбинаты Архангельской области были основаны в 30-40-е годы. В то время, когда народному хозяйству требовалось огромное количество древесины, а правильное и рациональное использование лесных богатств страны могли осуществить только квалифицированные кадры лесного хозяйства и лесной промышленности. Путь длиной в семь десятков лет предприятия ЦБП и институт прошли вместе, и сегодня интенсивность их контактов ни в коей мере не ослабла. Взаимосвязь науки и производства многогранна: обнаружить ее проявления можно не только на университетских кафедрах и в цехах Соломбальского ЦБК. Это уже середина процесса, а начинается он на участке сплотки древесины в Пинежском районе. Там заготовляет лес "дочка" комбината - ООО "Мамонихалес", для которой специалисты АГТУ несколько лет назад разработали принципиально новую технологию лесосплава с использованием единого транспортного пакета бревен. Он позволяет организовать навигационную формировку плотов из пакетов на воде в ранневесенний период.

- Общее дело ученых и производственников дало хороший результат, - говорит профессор АГТУ, академик РАЕН Виктор Харитонов. - Поэтому департамент лесопромышленного комплекса администрации Архангельской области рекомендовал новую технологию для широкого применения.

Устойчивые связи сложились у Соломбальского ЦБК и с профильными кафедрами АГТУ по вопросам лесохимии, энергетики. Ученых приглашают для консультаций, аудита, обучения персонала при внедрении новых технологий и форм работы. Но, безусловно, важнейшая задача университета - подготовка квалифицированных специалистов для промышленности. По информации отдела кадров Соломбальского ЦБК, более 20% работников предприятия имеют высшее образование. Почти все они - выпускники технических университетов, и лишь единицы имеют гуманитарное образование. Более ста работников продолжают обучение заочно.

Будущие специалисты знакомятся с производственным процессом на Соломбальском ЦБК еще во время обучения в университете. Каждый год сотни студентов младших курсов АГТУ проходят здесь ознакомительную практику, а старшекурсники - производственную. Они трудятся наравне со штатными работниками.

- Наших будущих специалистов мы "высматриваем" как раз во время практик, - говорит Тамара Русанова, заместитель генерального директора ОАО "Соломбальский ЦБК" по персоналу и социальным вопросам. - Те, кому удается зарекомендовать себя с лучшей стороны, получают приглашение на работу. Многие к окончанию вуза уже становятся специалистами, имеющими не только теоретическую базу, но и достаточный практический опыт. Такие ребята, как правило, довольно быстро продвигаются по карьерной лестнице, и через несколько лет занимают место среди управленцев.

К специалистам комбината нередко обращаются за рецензиями на квалификационные работы, приглашают на заседания аттестационных комиссий. Кроме того, на СЦБК есть и профессиональные научные работники, которые нередко становятся руководителями дипломных проектов у студентов. Учащиеся экономических специальностей хорошо знают доктора экономических наук, академика РАЕН Александра Викторовича Пластинина. Он совмещает должность председателя Совета директоров комбината с профессорской работой в АГТУ, где читает курс по инвестиционному менеджменту. Ученая степень кандидата технических наук присвоена Анатолию Павловичу Драчеву, первому заместителю генерального директора, и Анатолию Андреевичу Глуханову, старшему диспетчеру производственного отдела. Отдел технического развития и импортных операций возглавляет Андрей Евгеньевич Шергин, кандидат химических наук. Продолжают обучение в аспирантуре А.А.Абросимова (кафедра теоретической и прикладной химии АГТУ), Ю.Н.Тонконог (кафедра электротехники и энергетических систем АГТУ), Э.Н.Кравченко (кафедра менеджмента АГТУ).

 

Date: 2016-05-23; view: 3955; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию