Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, определяющие выбор организационной структуры





 

Рассмотренные виды организационных структур управления фирмой и их сравнительная оценка не являются полными и исчерпывающими с точки зрения критериев выбора ее оптимальной структуры. Реальный бизнес характеризуется гораздо большим разнообразием организационных структур. Поэтому представляется важным выявить наиболее существенные факторы, определяющие выбор организационной структуры. К этим факторам относятся стратегия фирмы, характеристика внешней среды, в которой она действует, технология производственных процессов в фирме, а также состав и применяемые методы стимулирования персонала фирмы (рис. 5.2).

 

  Внешняя среда ¨ Сложность ¨ Динамика  
Технология работ ¨ Неопределенность сроков, места и способов выполнения работ Стратегия фирмы ¨ Миссия (идеология) ¨ Типы потребителей ¨ Типы рынков сбыта
  Поведение работников ¨ Потребности ¨ Квалификация ¨ Мотивация  

 

Рис. 5.2

Так, избранная миссия определяет вид бизнеса фирмы; выбор стратегической цели фирмы определяет объём этого бизнеса типы потребителей и рынков сбыта, а выбор стратегии определяет способ действия и концентрации ресурсов фирмы. Все эти факторы определяют профессиональный состав работников, состав средств производства и способ рациональной связи между ними.

Внешняя среда, в которой действует фирма, также оказывает существенное влияние на организационную структуру фирмы. В частности, высокая сложность этой среды требует создания децентрализованной структуры, в которой принятие большинства оперативных решений делегируется на нижний уровень управления фирмой, т. е. на уровень непосредственного её взаимодействия с внешней средой. Высокая изменчивость внешней среды требует создания гибкой структуры, которая способна быстро и экономично перестраиваться под меняющиеся требования внешней среды.

Если фактическая структура фирмы не отвечает этим и другим подобным требованиям, то это неизбежно приводит к снижению эффективности деятельности, потере конкурентоспособности, уходу с рынка, а возможно, и к банкротству фирмы.

С этой точки зрения представляется важным классификация организационных структур с точки зрения характера их взаимодействия с внешней средой. В этом отношении организационные структуры принято делить на два класса - механистические и органические (рис. 5.3).

В механистической структуре проблемы и задачи, с которыми сталкивается фирма, разбиваются на множество мелких составляющих по отдельным специальностям. Каждый специалист решает свою задачу обособленно. Технические методы и средства решения этих задач, права и обязанности каждого специалиста или функционального подразделения точно определены. Взаимодействие в системе происходит в основном по вертикали. Деятельность персонала регламентируется инструкциями и решениями руководства. Система управления жестко централизована, вся информация о фирме доступна лишь его главе.

В условиях сложной и динамично изменяющейся внешней среды практически невозможно возникающие проблемы и требуемые действия разложить на отдельные элементы и распределить по специалистам. Поэтому организационные структуры должны адаптироваться к нестабильным и постоянно меняющимся условиям.

В органических структурах значительная часть формальных характеристик и должностных обязанностей отпадает, их необходимо постоянно пересматривать в результате взаимодействия с другими участниками решения данной задачи. Взаимодействие работников происходит как по вертикали, так и по горизонтали. Взаимодействие сотрудников различных рангов напоминает больше консультации, чем приказ начальника подчиненному.

Рис. 5.3

Это относится и к влиянию технологии на проектирование структуры управления. Как видно из данных табл. 5.1, в которой приведена классификация уровня неопределенности технологии выполнения работ в различных структурных подразделениях фирмы, структура управление этими подразделениями должна строиться на различных принципах.

Таблица 5.1

  Неопределенность сроков и места выполнения работ
Низкая Высокая
    Неопределенность способов выполнения работ Низкая · Сборочный цех · Отдел автоматизации управления · Охранное подразделение · Ремонтный цех · Бухгалтерия · Отдел кадров
Высокая · Отдел маркетинга · Отдел финансов · Технический отдел · Отдел снабжения · Отдел НИОКР · Отдел планирования · Дирекция

 

Анализ деятельности фирм показывает, что эффективность типов структур управления можно сравнивать только для хорошо организованных структур, и бессмысленно это делать в плохо организованных структурах, к какому бы типу они не относились.

Первые и основной результат в улучшении структуры должен быть связан не с выбором типа структуры, а с простой систематизацией, налаживанием дел и доведением постановки той или иной структуры до логического конца, а именно функции подразделений должны быть расписаны, иерархия определена, логика взаимоотношений задана. Если этого не будет, то любой тип структуры будет работать плохо.







Date: 2016-05-23; view: 395; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию