Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факторы, определяющие выбор организационной структуры
Рассмотренные виды организационных структур управления фирмой и их сравнительная оценка не являются полными и исчерпывающими с точки зрения критериев выбора ее оптимальной структуры. Реальный бизнес характеризуется гораздо большим разнообразием организационных структур. Поэтому представляется важным выявить наиболее существенные факторы, определяющие выбор организационной структуры. К этим факторам относятся стратегия фирмы, характеристика внешней среды, в которой она действует, технология производственных процессов в фирме, а также состав и применяемые методы стимулирования персонала фирмы (рис. 5.2).
Рис. 5.2 Так, избранная миссия определяет вид бизнеса фирмы; выбор стратегической цели фирмы определяет объём этого бизнеса типы потребителей и рынков сбыта, а выбор стратегии определяет способ действия и концентрации ресурсов фирмы. Все эти факторы определяют профессиональный состав работников, состав средств производства и способ рациональной связи между ними. Внешняя среда, в которой действует фирма, также оказывает существенное влияние на организационную структуру фирмы. В частности, высокая сложность этой среды требует создания децентрализованной структуры, в которой принятие большинства оперативных решений делегируется на нижний уровень управления фирмой, т. е. на уровень непосредственного её взаимодействия с внешней средой. Высокая изменчивость внешней среды требует создания гибкой структуры, которая способна быстро и экономично перестраиваться под меняющиеся требования внешней среды. Если фактическая структура фирмы не отвечает этим и другим подобным требованиям, то это неизбежно приводит к снижению эффективности деятельности, потере конкурентоспособности, уходу с рынка, а возможно, и к банкротству фирмы. С этой точки зрения представляется важным классификация организационных структур с точки зрения характера их взаимодействия с внешней средой. В этом отношении организационные структуры принято делить на два класса - механистические и органические (рис. 5.3). В механистической структуре проблемы и задачи, с которыми сталкивается фирма, разбиваются на множество мелких составляющих по отдельным специальностям. Каждый специалист решает свою задачу обособленно. Технические методы и средства решения этих задач, права и обязанности каждого специалиста или функционального подразделения точно определены. Взаимодействие в системе происходит в основном по вертикали. Деятельность персонала регламентируется инструкциями и решениями руководства. Система управления жестко централизована, вся информация о фирме доступна лишь его главе. В условиях сложной и динамично изменяющейся внешней среды практически невозможно возникающие проблемы и требуемые действия разложить на отдельные элементы и распределить по специалистам. Поэтому организационные структуры должны адаптироваться к нестабильным и постоянно меняющимся условиям. В органических структурах значительная часть формальных характеристик и должностных обязанностей отпадает, их необходимо постоянно пересматривать в результате взаимодействия с другими участниками решения данной задачи. Взаимодействие работников происходит как по вертикали, так и по горизонтали. Взаимодействие сотрудников различных рангов напоминает больше консультации, чем приказ начальника подчиненному. Рис. 5.3 Это относится и к влиянию технологии на проектирование структуры управления. Как видно из данных табл. 5.1, в которой приведена классификация уровня неопределенности технологии выполнения работ в различных структурных подразделениях фирмы, структура управление этими подразделениями должна строиться на различных принципах. Таблица 5.1
Анализ деятельности фирм показывает, что эффективность типов структур управления можно сравнивать только для хорошо организованных структур, и бессмысленно это делать в плохо организованных структурах, к какому бы типу они не относились. Первые и основной результат в улучшении структуры должен быть связан не с выбором типа структуры, а с простой систематизацией, налаживанием дел и доведением постановки той или иной структуры до логического конца, а именно функции подразделений должны быть расписаны, иерархия определена, логика взаимоотношений задана. Если этого не будет, то любой тип структуры будет работать плохо. Date: 2016-05-23; view: 395; Нарушение авторских прав |