Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предприятие, как производственно-технологическая система





Фундаментальная роль предприятий (фирм) в экономике состоит в производстве товаров и услуг, поэтому производственно-технологический подход к предприятию является одним из центральных при его рассмотрении. Согласно этому подходу предприятие рассматривается как система, осуществляющая преобразование исходных факторов X в продукцию Q по технологическому способу F (рис 2.1) и описывается производственной функцией: Q= F (X).

Рис. 2.1.

 

В этом случае предприятие представляется как «чёрный ящик» с затратами на входе и выпуском на выходе и рассматривается как система, постоянно минимизирующая производственную технологическую себестоимость выпуска. На этой основе определяются оптимальные размеры предприятия для трех возможных стратегических вариантов своего развития:

- концентрации;

- интеграции;

- диверсификации.

1. Концентрация - это сосредоточение на предприятии возрастающего объёма производства продукции одного вида. При этом определение оптимального размера предприятия основано на использовании эффекта от масштаба производства, в соответствии с которым зависимость производственной себестоимости «С» единицы продукции от объёма выпуска Q имеет V- образный характер (рис. 2.2).

Рис. 2.2.

 

Оптимальный размер (оптимальная производственная мощность) предприятия в данной отрасли определяется объёмом выпуска Qопт, при котором производственная себестоимость продукции в долгосрочном периоде достигает минимума Cmin.

Такой вариант развития характерен для моноотраслевых предприятий, специализирующихся на производстве определенной группы товаров на основе технологически связанного производственного процесса. Это, как правило, однопродуктовые предприятия или предприятия с доминирующим продуктом, объем продаж которого составляет не менее 70% суммарного объема продаж предприятия.

2. Интеграция - это сосредоточение на предприятии смежных стадий производственной цепочки (рис. 2.3) При этом предприятие выбирает между покупкой на рынке и собственным производством продуктов последовательных стадий (например, комплектующих) производства и реализации продукции. Предприятию целесообразно осуществлять интеграцию, если издержки при их совокупном производстве будут меньше, чем при их покупке.

 

Рис. 2.3.

 

3. Диверсификация - это сосредоточение на предприятии производства одновременно нескольких видов продукции разных отраслей. При этом достигается так называемая экономия от разнообразия, когда, например, один и тот же ресурс, оборудование или технология, могут использоваться одновременно в нескольких производственных процессах. Эффект диверсификации проявляется в снижении общих издержек и уменьшении риска деятельности на рынке.

Стратегии интеграции и диверсификации характерны для диверсифицированных (многоотраслевых) предприятий, характеризующихся тем, что сфера их деятельности распространяется на разные рынки - производство различных групп товаров, предназначенных для различных групп покупателей, оказание разнообразных услуг и т.п.

Однако, реализация экономии от масштаба и разнообразия наталкивается на неизбежные ограничения и, начиная с определённого момента, производственная себестоимость продукции начинает расти. Казалось бы, что предприятие может создать два, три или любое другое число филиалов, каждые из которых имел бы в точности оптимальный размер и, следовательно, все они вместе обеспечивали бы выпуск любого количества данной продукции при минимальной производственной себестоимости. Но в подавляющем большинстве случаев этого не происходит, поэтому объяснение размеров фирмы только факторами технологической экономии явно недостаточно и необходимо учитывать также другие факторы, важнейшими из которых являются транзакционные и управленческие издержки.

[Содержание]







Date: 2016-05-23; view: 417; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию