Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы управления предприятием





Под методом управления предприятием понимается совокупность приемов воздействия на организационную систему, обеспечивающих целенаправленное изменение ее состояния и действий ее элементов.

Для эффективного управления предприятием используются следующие методы:

- организационные

- экономические

- правовые

- распорядительные

- социально-психологические

Организационные. Суть состоит в том, что они должны обеспечивать упреждающее управление предприятием, прежде чем оно начнет свою деятельность, должна быть спроектирована организационная структура, определены взаимосвязи, определены функции звеньев, права и ответственность, численность должностные инструкции и т.д.

Среди организационных методов по степени общности и уровню деятельности выделяют 3 уровня:

- регламентирование

- нормирование

- инструктирование

Регламентация заключается в разработке положений о структурных подразделениях, определению функций, прав, ответственности и взаимосвязи.

С помощью нормирования устанавливается численность, объем работ, время, трудоемкость, выработка, норма управляемости.

Инструктирование – предназначено для четкого разделения труда между работниками.

Экономические методы являются ведущими. Под экономическими методами понимается совокупность средств и инструментов экономического характера, целенаправленно воздействующих на успешное функционирование и развитие предприятия, на мотивацию коллектива.

К экономическим методам относятся:

- коммерческий расчет

- ценообразование

- материальное поощрение

Правовые методы призваны обеспечить соблюдение законов нормативных и правовых актов принятых в стране. Прежде всего, речь идет о соблюдении трудового кодекса и гражданского права.

Распорядительные методы представляют собой наиболее оперативный, единоличный способ управленческой деятельности. Они дополняют организационные методы. Эти методы реализуются через приказы, акты, директивы, постановления. Важнейшим распорядительным методом является контроль исполнения.

Социально-психологические методы предполагают использование знания психологии человека и его поведение в трудовом коллективе. Подбор кадров осуществляется с учетом совместимости людей, что позволяет создать благоприятный климат, что позволяет целенаправленно мотивировать работников.

 

 

31 ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ

Планирование – это программа производственно-хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями приобретения ресурсов.

Процесс планирования проходит четыре этапа:

1. Разработка общих целей функционирования предприятия.

2. Разработка конкретных детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени.

3. Определение путей и средств достижения поставленных целей.

4. Контроль за осуществлением поставленных целей путём сопоставления плановых и фактических показателей.

Принципы планирования:

1. Принцип системности - планирование на предприятии должно носить системный характер. Предприятие – это сложная, многоуровневая социально-экономическая система. В каждой из подсистем осуществляется функция планирования.

2. Принцип участия - каждый работник предприятия должен быть в той или иной мере участником плановой деятельности.

3. Принцип непрерывности - процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно, а разработанные планы непрерывно приходить на смену друг другу, перекрывать друг друга. Это обусловлено неопределенностью внешней и внутренней среды, сменой условий существования, и как следствие происходит корректировка планов.

4. Принцип гибкости - придание планам способности менять свои параметры, поэтому в планах обычно предусматриваются резервы. Эти резервы должны быть оптимальными, иначе затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупятся.

5. Принцип эффективности - затраты на планирование не должны превышать эффект от его применения, т. е. планы должны быть конкретизированы и детализированы настолько, насколько это необходимо для управления при наличии соответствующей плановой службы, ведь ее содержание также требует средств.

Основными применяемыми на практике методами планирования являются балансовый, нормативный, экономико-математические и метод экспертных оценок.

Балансовый метод основан на взаимной увязке имеющихся и предполагаемых ресурсов и потребностей в них в пределах планового периода.

Нормативный метод состоит в том, что плановые задания на определенный период устанавливают исходя из норм затрат (натуральных, стоимостных, временных) различных ресурсов (сырья, материалов, энергии, оборудования, рабочего времени, денежных средств и др.) на единицу выпускаемой продукции.

В планировании производственно-хозяйственной деятельности среди экономико-математических методов широко используют модели линейного программирования, корреляционные, регрессионные, производственных функций, имитационные и др., которые позволяют на основе оптимизационных расчетов с использованием электронно-вычислительной техники выбирать наиболее приемлемые варианты планов по различным заданным критериям.

Метод экспертных оценок заключается в том, что эксперты соответствующей области независимо друг от друга дают предложения, на основе которых создают единый вариант плана и передают его для дальнейшей работы.

 

ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Стратегическое планирование предусматривает разработку глобальных целей развития предприятия в отдаленной перспективе с учетом неконтролируемых факторов внешней среды: политических событий, инфляции, безработицы, нарушений торгового баланса, изменений кредитных ставок и т.п.

Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов могут быть рыночная стратегия (маркетинг), новая продукция и услуги, темпы развития предприятия, совершенствование производственной структуры, повышение финансовой устойчивости, кадровое развитие и т. д.

Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма разработки планов. Но в целом оно укладывается в общую технологию принятия управленческих решений и состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

· определение основных ориентиров развития;

· исследование внешней и внутренней среды организации (предприятия);

· определение возможных вариантов стратегий;

· выбор одного из вариантов и определение собственной стратегии;

· разработка окончательного стратегического плана исходя из проведенных разработок и предложений нижестоящих уровней управления.

Процесс формирования стратегии должен предусматривать решение следующих задач:

· формирование общей стратегии;

· формирование конкурентной стратегии;

· определение функциональных стратегий предприятия.

Общая стратегия предприятия формируется высшим руководством. При этом должны быть отобраны и развернуты основные элементы общей стратегии предприятия, определено место каждого подразделения предприятия в решении общих задач.

Принято выделять три типа общих стратегий:

· стратегия стабильности (ставка на существующие направления деятельности и поддержка их);

· стратегия роста – увеличение (рост) организации (часто через проникновение и захват новых рынков), которое может осуществляться путем поглощения конкурирующих организаций (приобретением контрольного пакета акций), путем слияния на равных правах в рамках единой организации, путем создания совместного предприятия;

· стратегия сокращения применяется в таких условиях, когда выживание предприятия находится под угрозой. При этом возможны следующие варианты:

Конкурентная стратегия направлена на достижение конкурентных преимуществ. Известны три вида конкурентной стратегии:

· преимущество в размере издержек на производство;

· дифференциация (создание продукта или услуги с уникальными свойствами);

· фокусирование (сосредоточение реализации продукции на одном из сегментов рынка).

Функциональная стратегия разрабатывает действия для каждого функционального направления деятельности предприятия.

Текущее технико-экономическое планирование охватывает период от одного года до 3 лет и включает совокупность планов по различным направлениям деятельности предприятия.

Оперативное планирование на предприятии охватывает период от одного дня до одного года. Оперативные планы, которые чаще всего бывают суточными, недельными, декадными, месячными, квартальными и состоят обычно из следующих основных элементов:

§ производственных программ цехов, участков и технологических линий, отражающих реальную загрузку производственных мощностей;

§ оперативных заданий этим подразделениям;

§ планов-графиков движения изделий, узлов и деталей по технологической цепочке.

 

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить предприятию как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержаться оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.

Ценность бизнес-плана определяется тем, что он

· дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

· содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие);

· служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Цель разработки бизнес-плана – подтвердить с помощью конкретных расчетов и анализа эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Бизнес-план может выполнять следующие функции, являться:

· основой разработки концепции деятельности предприятия на базе маркетингового, производственного и финансового планов;

· способом оценки фактических результатов работы предприятия за определенный период и контроля выполнения различных бюджетов и показателей краткосрочных планов;

· необходимым условием привлечения инвестиционного капитала и других заемных средств, особенно при создании нового предприятия.

Разработку бизнес-плана проводят в несколько этапов:

1. Подготовительный (организационный) этап, в процессе которого определяют цели создания документа, его назначение, сроки, ответственных исполнителей разделов, необходимость привлечения специалистов из других организаций, график работы.

2. Составление текста по разделам, их компоновка и сведение в единый взаимосвязанный документ.

3.Обсуждение бизнес-плана руководителями и ведущими специалистами структурных подразделений предприятия и консультантами сторонних организаций. Авторы разделов изучают и обобщают все отзывы и по каждому обоснованному замечанию готовят аргументированное заключение.

4. После совместного обсуждения проект бизнес-плана дорабатывают, обсуждают повторно и принимают решение о его дальнейшей корректировке, либо о разработке нового варианта.

5. Заключительный этап - выполняют окончательную редакцию бизнес-плана, его утверждение у руководства предприятия и передачу всем заинтересованным организациям и лицам (акционерам, потенциальным инвесторам и др.)

 

Согласно Постановлению Министерств экономики РБ
«Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» основные разделы бизнес-плана:

“Титульный лист";

"Резюме";

"Характеристика организации и стратегия ее развития";

"Описание продукции";

"Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга";

"Производственный план";

"Организационный план";

"Инвестиционный план";

"Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности";

"Показатели эффективности проекта";

"Юридический план".

 

Титульный лист бизнес плана должен содержать следующие основные данные:

Название предприятия.

Составитель бизнес-плана: фамилия, имя, отчество и должность.

Юридический и фактический адрес предприятия.

Способы связи с предприятием (контактные телефоны, факс, адрес электронной почты и т.д.).

Дата составления бизнес плана.

Требования к конфиденциальности документа.

 

Резюме

Основная цель - привлечь интерес к данному проекту, его основным целям и задачам.

В резюме кратко указывается цель создания бизнес плана, суть предлагаемого проекта, предполагаемая прибыль от проекта, условия и порядок получения и выплаты кредита и т.д.

Изложенная во введении информация отражает краткое содержание самого бизнес плана и пишется после написания всех остальных разделов.

 

Date: 2016-05-23; view: 2705; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию