Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Портовый грузооборот, его структура, динамика и прогнозирование
Под грузообо р отом порта (Qr) понимается масса грузов (включая перевозимые наливом). прибывших в порт (Qn) и отправленных из порта (Qo) за определенный период времени. независимо от того. какими силами и средствами производилась их перегрузка, т. е.
Qr = Qn + Qo. Грузооборот служит основным показателем транспортно-экономического значения порта и применяется в задачах планирования и анализа работы прозводственной деятельности порта. Грузооборот характеризуется структурой по роду груза, виду плавания (заграничное, большой и малый каботаж), по направлению (экспорт, импорт, отправление и прибытие в каботаже), а также сезонностью, равномерностью поступления грузов в порт).i Грузооборот выражается в физическнх тоннах, учитываемых только один раз - по завершенному производственному процессу порта. При сбаланснрованных слагаемых грузооборота, когда Qn= Qo, происходит положительное влияние на качество организации транспортного процесса, обеспечение лучшей загрузки перевозочных средств водного и смежных вндов транс порта.. ~ Грузопереработка является показателем, охватывающим весь объем перегрузочных работ, выполняемых силами и средствами порта, а также с по~ощью причле1f(l1Jiе..Р!' в порт рабочеи силы и арендного подъемно-транспортнога оборудования. Поэтому грузопереработка по сравнению с грузооборотом более полно характеризует производственную деятельность порта. Грузопереработка выражается в физич еских тонна х и тонно-опер ациях. При загрузке-рззrj>узке с удн а (см. варианты 1-7 в та(5л. 1.1) выполняемые тонно-операции учитываются как физические тонны. Перегрузка груза по остальным вариантам выра- ается только в тонно-операциях. Например, в завершенном перегрузочном процессе, производимом по вариантам вагон - склад, склад - склад, склад - судно, с каждой физичеСКОl1 тонной груза совершаются три тоннооперации. При прямом перегрузочном процессе вагон - судно совершается одна тонно-операция, учитываемая как физическая тонна. Грузопереработка учитывает и перегрузочные работы, не связанные с морским грузооборотом: перегрузка грузов, поступающих в порт не морским путем и после хранения отправляемых из порта не морским путем, ногрузка-разгрузка лихтеров, судов портового флота, осуществляющих местные пере возки, и др.
Как известно, под грузооборотом понимается количество грузов в тоннах, прибывших в порт и отправленных портом за определенный период в судах соответственно морского или речного флота. Грузы, прибывшие в вагонах и автомобилях и после их хранения отправленные сухопутными видами транспорта, в грузооборот не включаются, так как водным транспортом не перевозятся. В зависимости от вида грузов грузооборот стивидорной компании и порта разделяется на сухогрузы (лес, уголь, руда, хлеб, штучные и другие грузы), наливные грузы и лес в плотах. В зависимости от направления грузопотоков – на грузооборот по отправлению и грузооборот по прибытию. Полный грузооборот стивидорной компании и порта равен грузообороту по отправлению и по прибытию. Грузооборот отдельных стивидорных компаний является предметом оперативного учета и в действующей практике морских портов данные от каждой стивидорной компании получают администрации морских портов и направляют их для обобщения в Росморречфлот в виде, представленном в Приложении 1. В Росморречфлоте эти данные накапливаются нарастающим итогом с начала года и на их основе рассчитывается грузооборот морских портов России за прошедший с начала года период. Динамика грузооборота, приведенная в Приложении 2 за 2003-2006 гг., позволяет выделить наиболее характерные для морских портов особенности их функционирования и развития в последние годы. За первый квартал 2007 года грузооборот морских портов России составил 103 млн. тонн при темпе роста 109,6 % в сравнении с аналогичным периодом 2006 года. В портах Северо-Западного, Южного и Дальневосточного бассейнов грузооборот в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 13,2%, 4,6% и 12,1% соответственно. Показатели перевалки грузов по отдельным российским портам приведены в табл. 3.1. Таблица 3.1
Грузооборот морских портов России за первый квартал 2007 г. (тыс. тонн)
Перевалка сухогрузов в морских портахувеличилась в первом квартале 2007 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 5,9% и общий объем погрузочно-разгрузочных работ по сухим грузам составил 41,9 млн. тонн. Введение в эксплуатацию новых производственных мощностей в портах Приморск и Высоцк для переработки наливных грузов позволило к апрелю 2005 года достичь 18,7 млн. тонн объема перевалки нефти в порту Приморск при 145% темпа роста грузооборота, а также перевалки 2,6 млн. тонн груза в порту Высоцк с темпом роста 269,9%. Привлечение инвестиций нефтяных компаний в перегрузочные комплексы морских портов изменили структуру собственности на причальные сооружения в пользу стивидорных компаний. В качестве примера можно привести данные по портам Новороссийск и Приморск. В 2003 году нефтеналивных грузов на федеральных (арендованных у Росморпорта) причалах в этих портах было переработано на 19,5 млн. тонн больше, чем на причалах нефтяных компаний. В 2004 году в порту Новороссийск на федеральных причалах переработано 55,2 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. В порту Новороссийск на причалах ЗАО «КТК-Р» осуществлена перевалка 22,5 млн. тонн. В порту Приморск на причалах ООО «Спецморнефтепорт» переработано 44,6 млн. тонн груза. Увеличение в январе-марте 2007 года объемов перевалки наливных грузов в морских портах бассейнов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается в портах Северо-Западного бассейна на 15,5%, в Дальневосточном бассейне на 87,1% и в Южном бассейне на 0,5%. Увеличению объемов перевалки наливных грузов в морских портах способствовали также благоприятные условия среднесуточной добычи нефти с газовым конденсатом в Российской Федерации и рост цен на нефть в январе-марте 2007 года (см. рис.3.1, данные ИД «Нефть и Капитал»):
Рис. 3.1. Среднесуточная добыча нефти с газовым конденсатом в РФ (февраль 2006 г. - февраль 2007 г.) и динамика изменения цены на нефть (апрель 2006г. - апрель 2007г.) Рост грузооборота в январе-марте 2007 года в сравнении с первым кварталом 2006 года наблюдался в морских портах Санкт-Петербург (117,9%), Приморск (119,5%), Высоцк (119,2%), Выборг (116,5%), Усть-Луга (459,3%), Новороссийск (101,9%), Махачкала (121,6%), Астрахань (140,7%) и, за исключением Туапсе, во всех портах Южного бассейна, а также в ряде портов Дальневосточного бассейна, среди которых особо выделялся порт Де-Кастри(483,6%). Лидером по объему перевалки грузов среди морских портов России остается порт Новороссийск. Его грузооборот в январе-марте 2007 года превышает 28,6 млн. тонн. На втором месте находится порт Приморск. Объем перевалки сырой нефти в порту Приморск в январе-марте 2007 года составил 17,8 млн. тонн. На третьем месте находится порт Санкт-Петербург. Его грузооборот равен почти 12,6 млн. тонн. По объему перевалки сухогрузов порт находится на первом месте (9,8 млн. тонн). Для прогнозирования грузооборота морских портов России на конец 2007 года воспользуемся данными о грузообороте за 2006 год и 3 месяца 2007 года. В качестве моделей прогнозирования используем полиномы первой и второй степени. В результате объемы перевалки грузов года оцениваются в объеме, равном 436,2 млн. тонн (см. рис.3.2). Проведенное подобным образом прогнозирование на месяц позже (4 месяца 2007 года) давало результат прогнозируемого грузооборота в объеме 440 млн. тонн. Следует отметить, что прогнозирование грузооборота на конец 2006г. дало следующие результаты: 4 мес.- 406,3 млн. тонн; 5 мес. - 405,5; 6 мес.-404,4; 7 мес. - 407,2; 8 мес. - 411,7; 9 мес. - 414,6; 10 мес. - 418; 11 мес. - 420. Фактическое значение грузооборота портов за 12 месяцев 2006 года составило 421 млн. тонн. Используя приведенные данные 2006г. и элементы теории прогнозирования и интерполяции [27] можно убедиться, что прогнозные значения грузооборота на конец 2007 года, по всей вероятности, превысят объем в 450 млн. тонн. Соответственно портовые сборы в морских портах России на конец 2007 года ориентировочно составят около 9,5 млрд. рублей. По морским бассейнам объемы перевалки грузов на конец 2007 года исчисляются также на основе полиномов первой и второй степени, представленных на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Основные тенденции прогнозируемого грузооборота морских портов и бассейнов России в 2007 году
Date: 2016-05-23; view: 662; Нарушение авторских прав |