Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ безработицы в ЦЧР





 

Практически каждый человек задумывается о своем благосостоянии, но, к сожалению, в настоящее время не все имеют работу, отсюда и вытекает одна из основных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества – безработица. В современных условиях нестабильности экономики потеря работы для значительной части людей означает снижение жизненного уровня, зачастую вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что проблема безработицы очень часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.[12]

Проведем анализ безработицы по следующим показателям:

1.уровень безработицы населения РФ в среднем за год

2.уровень экономической активности населения по субъектам в среднем за год.

3. уровень безработицы населения ЦЧР.

За анализируемый период возьмем с 2011 по 2015 гг. Говоря о данном вопросе, отметим, что уровень безработицы начал снижаться, что является положительной тенденцией. В 2010 г. безработица составляла 8, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых 6 %, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых в 2011 г. — 6, действия направленные на поддержания экономики кас5 %, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых в 2012 г. — 5,8 %, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых в 2013 г. — 5, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых 2 %, в действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых 2014 г. – 4, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых 8%, в 2015 г. -5,6%

Самый низкий уровень безработицы, который соответсвтует критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Северо-Кавказском федеральном округе, что приведено в таблице 2.

Таблица 2. Уровень безработицы населения в среднем за год, в %[13]

Федеральный округ            
1.Центральный 4,5 6,2 5,5 5,5    
2.Северо-западный 5,8     4,2 3,8 3,5
3.Южный 7,5   6,2 6,4действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых 6,2  
4.Северо-Кавказский 16,5 14,5 13,1   10,8 9,4
5.Приволжский 7,5 6,4 5,2 4,9 4,2 4,3
6.Уральский   6,8   5,6 4,6 4,2
7. Сибирский 8,7 8,1 7,1 7,2 7,0 7,7
8.Дальневосточный 8,6 7,4 6,7 6,5 6,4 6,3
9. Крымский           7,4

 

В таблице 3 представлены данные об уровне экономической активности населения Российской Федерации. Самые высокие показатели за рассматриваемый период 2010—2015 гг. приходятся на Северо-Западный федеральный округ. Данное явление можно объяснить тем, что на территории данного субъекта федерации находятся открытые экономические зоны благоприятные для инвестирования, что способствует созданию новых рабочих мест.

Центральный федеральный округ не является самым экономически занятым, что сначала вызывает сомнение. В нём, как известно, расположены самые крупные города и столица России — Москва, где проживает большая часть населения страны. Но, однако, в самом крупном экономическом центре рабочих мест меньше, чем приток населения.

В Южном и Северо-Кавказском федеральных округах самые низкие показатели экономической активности населения по сравнению с остальными субъектами за рассматриваемый период. Это обусловлено сезонностью производства.

Юг — это агропромышленный район, в котором занятость населения больше в летние периоды времени, чем зимой. Отсюда можно сделать вывод о том, что сезонность производства отрицательно влияет на активность населения.

Таблица 3. Уровень экономической активности населения субъектов РФ, за год в %[14]

Субъекты            
РФ 67,7 68,3 70,0 69,9 70,2 69,3
Центральный федеральный округ 68,3 71,4 71,5 70,9 70,7 70,2
Северо-Западный федеральный округ 70,8 65,1 65,6 65,6 66,6 66,9
Южный федеральный округ 64,5 64,6 65,3 65,8   66,7
Северокавказский федеральный округ 63,9 68,4 68,6 68,1 67,5  
Приволжский федеральный округ 67,8 66,9 70,1   69,4  
Уральский федеральный округ 69,1 69,6 66,6 66,8 66,8 66,9
Сибирский федеральный округ 66,9 68,3 69,6 69,7 69,9  
Дальневосточный федеральный округ 68,4 68,6 68,3 68,1 68,9  

 

В таблице 4 отчетливо видно, что работающие по найму в большинстве своем имеют высший уровень квалификации, а именно – 14 233 тыс. человек, средний уровень – 10 719 тыс. человек и неквалифицированные рабочие – 7 135 тыс. человек.

Как видно из таблицы 1, в среднем, динамика уровня экономической активности в период с 2010 по 2015гг. составила по:

1. Центральному федеральному округу: +0, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых 027%;

2. Северо-Западный федеральный округ: - 0, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых 001%;

3. Южный федеральный округ: +0, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых 032%;

4. Северокавказскнй федеральный округ:+0, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых 033; действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых

5. Приволжский федеральный округ:-0, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых 004; действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых

6. Уральский федеральный округ:0, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых 004%; действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых

7. Сибирский федеральный округ:-0, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых 001%; действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых

8. Дальневосточный федеральный округ:+0, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых 022.

Выявив динамику изменения уровня экономической активности населения по субъектам, отметим, что динамика за такой длительный период (с 2010 по 2015гг.) изменилась незначительно. В целом, по всем субъектам уровень экономической активности населения примерно одинаков.

Население, работающее не по найму в меньшей степени имеет высшее, среднее и начальное профессиональное образование.

Таблица 4. Занятое население по основному месту работы, в среднем за год, тыс. человек

           
Занято в экономике - всего          
Руководители органов власти          
Специалисты высшего уровня квалификации          
Специалисты среднего уровня квалификации          
Неквалифицированные рабочие          

 

Из вышеприведенной таблицы рассчитаем динамику занятости населения по сравнению с предыдущими годами.

 

Таблица 5. Динамика занятого населения

    2011/2010 2012/2011 2013/2012 2014/2013
Занято в экономике - всего     1,32% 2,38% -1,59% -1,59%
Руководители органов власти     6,23 % -0,74% 4,24% 4,24%
Специалисты высшего уровня квалификации   1,81% 2,42% 2,87% 2,7%
Специалисты среднего уровня квалификации   -0,48 % 1,12% -1,08% -1,08%
Неквалифицированные рабочие   0,12% -0,41% -4,19% -4,19%

 

Центрально-Черноземный регион (ЦЧР) входит в состав Центрального федерального округа. Стоит отметить, что после разделения России на 7 макрорегионов ЦЧР как объединение Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской областей формально перестал существовать

Говоря более подробно об областях ЦЧР, сравним показатели экономически активного населения за период с 2005 по 2014 год.

Рисунок 3 – Численность экономически активного населения по областям, в тыс. чел.

 

Таблица 6. Уровень безработицы по областям ЦЧР за период 2005-2014 гг.

 

Год Уровень безработицы по областям, в %
Белгородская Воронежская Курская Липецкая Тамбовская
  3,9 4,9 3,9 3,7 4,6
  3,27 4,45 4,91 3,8 5,12
  3,75 5,55 5,11 3,56 4,86
2011, 4,33 6,45 6,34 4,91 6,62
  5,20 7,54 8,19 4,50 7,83
  4,72 8,63 8,77 5,63 9,13
  3,89 5,25 6,27 4,97 9,13
  4,29 5,18 4,88 2,74 9,18
  5,64 5,42 7,17 4,95 8,68
  5,88 7,59 7,19 8,22 8,62

 

На основе приведенных данных по официальной статистике Росстата, отметим, что фон безработицы, исходя из таблицы 6, нестабилен по всем областям, периодически где-то он снижается, а где-то наоборот. По данным за 2014 год, наибольший уровень безработицы зафиксирован Воронежской области. Это ниже среднероссийского показателя, но выше, чем во всех других регионах Черноземья.

Если на 2012 г., в целом, по Российской Федерации, по имеющимся данным:

Белгородская область занимала – 9 место;

Воронежская – 33 место;

Курская – 23 место;

Липецкая – 8 место;

Тамбовская – 18 место.

То уже ближе к 2014 году, произошла небольшая рокировка, а именно, опережает всех уже по показателям Воронежская область.

На основе проведенного количественного анализа нами сделан вывод о том, что наибольшего внимания при разработке корректирующих и регулирующих мер на рынке труда в ЦЧР требуют: интеллектуальная безработица (как среди мужчин, так и среди женщин); безработица, порождаемая неэффективной деятельностью бирж труда; молодежная безработица в целом и в разрезе половых групп; женская; скрытая; формальная; длительная обоих полов; очаговая по профессиональной принадлежности к занятиям и по видам экономической деятельности. В условиях экономического кризиса ситуация на рынке труда будет только ухудшаться. Но сказать заранее, какие именно формы, типы, виды и подвиды безработицы отреагируют на него первыми и в каких масштабах, не представляется возможным. Нам видится, что наиболее вероятной его проекцией на данный рынок труда явится мультипликативный эффект и общее сокращение занятости населения.

Говоря уже о 2015 г., в Воронежской области число официально безработных горожан в 2015 году увеличилось на 1352 человека, общий показатель безработицы составляет 12533 человек. В 2015 году в области зарегистрировано 11943 человек в качестве официально безработных, что на 590 человек больше по сравнению с уровнем прошлого года.

Таблица 7. Уровень безработицы в ЦЧР, %

Области ЦЧР     Отклонение, +/- Темп роста
Воронежская 4,9 4,8 +0,1 97,9
Липецкая 3,7 4,4 -0,3 118,9
Тамбовская 4,6 4,4 +0,2 95,6
Белгородская 3,9 4,0 -0,1 97,5
Курская 3,9 4,0 -0,1 97,5

В среднем по России уровень безработицы составляет в 2015 г. 5,3%. В Воронежской области этот показатель составляет 4,8%. Это ниже среднероссийского показателя, но выше, чем во всех других регионах Черноземья.

Работодатели воронежских предприятий сократили рабочий день у 1,8 тысяч сотрудников. По сравнению прошлым годом данный показатель вырос в 2,5 раза. Отмечается, что в Воронежской области значительно сократилось число вакансий, что действительно сильно усложняет поиск работы.

Для каждого вида безработицы существуют свои пути снижения.

Так, уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет эффективной работы биржи труда, для этого работодатели должны своевременно предоставлять информацию о свободных вакансиях.

Для сокращения структурной безработицы должна быть отлажена система переобучения и переквалификации профессий, которые устарели.

Наиболее сложной является борьба с циклической безработицей, так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, вследствие чего занятость возрастет, а безработица снизится в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. В этом случае более перспективными являются молодые специалисты, поэтому сильнее всего безработица ударяет по пожилым людям, у которых низкая производительность и по самым молодым работникам, у которых недостаточный опыт.

Полностью справиться с высоким уровнем безработицы невозможно, можно снизить его, для этого необходимо расширить сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан.

Таким образом, комплексный подход к формированию и организации эффективного функционирования системы занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений, как на региональном, так и на федеральном уровне.

Проблемами занятости населения непосредственно занимаются регионы. На федеральном уровне осуществляются разработка программы и стратегии, производится мониторинг ситуации с трудоустройством населения в целом по стране, выделяются средства гражданам, которые признаны безработными. За счет средств бюджетов регионов проводятся ярмарки вакансий, которые осуществляют переподготовку потерявших работу россиян.

Однозначно, прогнозы экспертов на текущий год не утешительны. Во-первых, в последнее время в России не роста экономики, государственные ведомства рассчитывают на её минимальный рост. Во-вторых, сложная ситуация сложилась с предприятиями в моногородах. Данные градообразующие предприятия, взяты сейчас под контроль федеральными властями, так как они выступают потенциальным источником массовых увольнений работников. В 2014 году Правительство потратило на поддержку моногородов 51,5 миллиардов рублей.

В-третьих, на Международном инвестиционном форуме (возможно, известный не всем), который проходил, в Сочи в сентябре 2013 года, премьер-министром России Дмитрием Медведевым были сделаны недвусмысленные заявления о грядущих изменениях на рынке труда в стране.

В Министерстве труда сообщили, что за два первых месяца 2015 года количество официальных безработных выросло более чем на 3%. Драматического роста уровня безработицы в текущем году Правительством страны не предполагается, зашкаливающих цифр не будет. Власти заверяют, что этот показатель будет находиться в рамках 8% и останется одним из самых низких в мире.

Сумму пособия по безработице увеличивать в этом году не планируется, поскольку количество вакансий, заявленных (зафиксированных официальных) работодателями в органы службы занятости, в 2 раза превышает число россиян, которые ищут работу.

В настоящее время в России действует закон, в соответствии с которым работодатели обязаны информировать власти о предстоящих, планируемых массовых увольнениях работников. Особенно остро вопрос массовых увольнений стоит в моногородах. Моногородами признаются те населённые пункты, экономика которых полностью зависит от единственного крупного предприятия, обеспечивающего занятость населения. Уволенному с градообразующего предприятия человеку практически не трудоустроиться по месту жительства.

Министр труда и социальной защиты, Максим Топилин подчеркнул, что из 342 моногородов на среднем, так сказать, по России уровне безработицы находятся 200 населённых пунктов, а вот в 142 моногородах этот экономический показатель, к сожалению, выше среднего. Серьёзные опасения в настоящее время вызывает 51 город (из 142-х). В качестве примера был приведён посёлок Великооктябрьский Тверской области, где уровень безработицы составляет 18%. Наглядный пример скрытой безработицы демонстрирует город Кировск Мурманской области, где на так называемом градообразующем предприятии с названием «Апатит» под риском увольнения находятся 3, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых 5 тысячи работников из 9 тысяч человек.

В сложившейся ситуации министр видит следующие способы решения проблемы:

1.увеличение возможностей регионов по профессиональному обучению и переобучению работников; действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых

2.адресная поддержка тех градообразующих предприятий, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых которые осуществляют техническую модернизацию производства; действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых

3.содействие в развитии малого бизнеса в моногородах, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых выплата субсидий гражданам на развитие собственного бизнеса; действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых

4.переезд граждан, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых потерявших работу, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых в другие населённые пункты и регионы; действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых по предварительным расчётам, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых сумма помощи на одного работника, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых сменившего место жительства, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых должна составлять 400 тысяч рублей для обустройства на новом месте.

Кроме того, министр предлагает вновь ввести (вернуть) систему страхования от безработицы. Но этот пункт весьма спорный, так как увеличит налоговое бремя на работающие предприятия. Совсем иное звучание имеет вопрос переселения граждан с целью трудоустройства. Надо понимать, что реальных планов на массовое переселение у самих россиян нет. Они надеются на достойные условия работы и проживания в родном городе и болезненно относятся к возможным переездам в другие регионы.[15]

Если говорить о безработице, именно в ЦЧР, то по сравнению с Российской Федерацию, в целом, ее уровень, ниже, чем общероссийский.

Таким образом, положительная динамика за анализируемый период наблюдается в большинстве федеральных округов, а именно – Южном ФО, Северокавказском ФО, Уральский ФО, Сибирский ФО, действия направленные на поддержания экономики касающиеся непосредственно общественных отношений и в свою очередь представляют организацию принципов предприятия макроэкономического уровня становление которого обусловлено факторами исследование которых Дальневосточный.

Уровень безработицы в Тамбовской, Белгородской и Липецкой областях превышает средний показатель, что объясняется небольшим сокращением рабочих мест в металлообрабатывающей, машиностроительной отраслях промышленности и в военно-промышленном комплексе.

В будущем, однако, численность трудовых ресурсов имеет тенденцию к снижению, и район из разряда трудоизбыточных, возможно, перейдет к разряду трудодефицитных.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что с 2010 по 2015 г. уровень безработицы в целом по стране колебался в пределах от 8% до 5%, тем самым наблюдается положительная тенденция в сторону снижения уровня безработицы. Касательно наиболее важного для нас ЦЧР ситуация следующая - уровень безработицы в целом по региону нестабилен и ниже среднероссийского показателя, наибольший уровень безработицы зафиксирован в Воронежской области. Основными проблемами, определяющими уровень безработицы в данном регионе, выступают неэффективная деятельность бирж труда, отсутствие опыта работы у молодых специалистов, трудности работодателей, вызванные кризисом в экономике. Непосредственными мерами противодействия безработицы как в ЦЧР, так и в целом по стране выступают увеличение количества рабочих мест, поддержка малого и среднего бизнеса, отлаженные методы учета, регистрации и эффективной поддержки безработных, отлаживание системы переобучения и переквалификации профессий, которые устарели.

 

 

2. Использование интерактивных методов в преподавании экономики "Тема проблема безработицы"

2.1 Сущность интерактивных методов и виды преподавания экономики

В современном обществе на фоне смены мировоззренческих ориентиров у учащихся часто присутствуют пессимистические или даже нигилистические установки в оценке научного знания, обнаруживается ярко выраженный прагматический подход к овладению информацией в процессе обучения. Для значительной части учащихся характерно отсутствие коммуникативных умений, навыков самостоятельной работы с учебными, и тем более, научными текстами. Ситуация, в которой и по сей день в образовании доминирующую роль играет преподаватель, оборачивается не только пассивной подчиненностью учащегося, но и его ленью, безынициативностью. Поскольку для учащегося его учебная деятельность выступает прообразом будущей профессиональной активности, возникает опасность закрепления негативных стереотипов коммуникации и в последующей "взрослой" жизни выпускника В свою очередь, многие преподаватели испытывают внутреннюю неудовлетворенность существующими образовательными практиками, а зачастую и чувство растерянности как методологического, так и психологического характера. Все это еще раз подтверждает необходимость перехода к интерактивным методам обучения. Интерактивные методы организации учебного процесса, в определенной степени знаменующие собой смену университетской образовательной парадигмы, направлены, прежде всего, на развитие у студентов умения учиться, критически анализировать и ранжировать информацию, эффективно общаться и быть кооперативными. Эти навыки, приобретенные в процессе образования, не только способствуют усвоению учащимися программного материала, но и, несомненно, пригодятся им в будущей профессиональной деятельности. Ведь коммуникативные умения и навыки работы в группе во многом обеспечивают социальную компетентность личности и достижение ею жизненного успеха. В учебном процессе интерактивные методы позволяют преподавателю создавать особую учебную среду, творчески конструировать учебную ситуацию, добиваясь повышения активности студентов в овладении знаниями и умениями, и, тем самым, улучшая качество учения последних[16].В свою очередь, учащиеся непосредственно ощущают результаты собственного учения. Оценка знаний осуществляется непрерывно. При этом она носит публичный характер и определяется на основе навыков и умений учащегося. Учебная среда существенно трансформирует мотивацию учения: в дело вступают такие стимулы как качественные и количественные характеристики результатов, публичность оценки, стремление проявить качества лидера, добиться личного признания не только у преподавателя, но и у референтной группы учащихся. В результате усиливается личностная компонента, процесс учения приобретает центрированный характер.

Интерактивные методы преподавания не только позволяют проявиться способностям каждого учащегося, но и активно способствуют их формированию и совершенствованию. В частности, они дают возможность создать ситуацию, в которой бы учащиеся самостоятельно открывали и конструировали знания. Ценность такого сформированного умения в процессе овладения будущей профессией и в социальной практике не вызывает сомнения.

Продуктивная мыслительная деятельность, учебно-познавательный интерес у студентов формируются в результате реализации парадигмы личностно-ориентированного, развивающего обучения, внедрения интерактивных методов и форм его организации.

Интерактивные методы обучения позволяют формировать знания, умения и навыки путем вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Обучение с использованием данных методов вообще и экономическим дисциплинам в частности приносит студентам лучшие результаты: обеспечивает вовлеченность обучающихся (участие в процессе обучения активное, а не пассивное); основано на опыте; отвечает первоочередным потребностям и опирается на личные побудительные мотивы: осуществляет обратную связь; демонстрирует уважение к обучающимся; создает дружелюбную атмосферу и др[17].

Понятие "интерактивные методы обучения" распространяется на достаточно обширную группу приемов и способов проведения теоретических и особенно практических занятий. На основе традиционных и современных технологий преподавания༌ можно составить схему комплексного подхода к формированию коммуникативной компетентности специалистов разного профиля༌:

В༌ эту схему включ༌ены активные методы, эффективно повышающие интерес༌ уч༌ащихс༌я༌ к уч༌ебному процес༌с༌у, позволя༌ющие поч༌увс༌твовать с༌итуацию и определить возможные с༌тратегии с༌обс༌твенных дейс༌твий, а также с༌пос༌обс༌твующие формированию коммуникационной ком༌петентнос༌ти[18].

В༌ыбор м༌етодов обус༌ловливалс༌я༌ целя༌м༌и обуч༌ения༌, с༌одержанием༌ уч༌ебного м༌атериала, профес༌с༌и༌ональной м༌оти༌ваци༌ей с༌тудентов, необходи༌м༌ос༌тью форм༌и༌ровани༌я༌ ком༌м༌уни༌кати༌вных навыков и༌ ум༌ени༌й, нужных в практи༌ч༌ес༌кой дея༌тельнос༌ти༌. В༌с༌ем༌ эти༌м༌ требовани༌я༌м༌ в наи༌большей с༌тепени༌ отвеч༌ают акти༌вные м༌етоды обуч༌ени༌я༌: ч༌тени༌е проблем༌ных лекци༌й и༌ докладов с༌ акти༌вным༌ уч༌ас༌ти༌ем༌ с༌тудентов, проведени༌е деловых и༌гр, тес༌т༌ы, анкет༌и༌ровани༌е, и༌нди༌ви༌дуальные бес༌еды и༌ т༌рени༌нги༌, органи༌заци༌ю работ༌ы парам༌и༌ и༌ в ком༌андах.

И༌с༌пользовани༌е и༌нт༌еракт༌и༌вных м༌ет༌одов обуч༌ени༌я༌ по ппп п пепеуеп по экономическим дисциплинам позволи༌т༌ повысить༌ и༌нт༌ерес учащихся༌ как к данной области теоретических знаний, т༌ак и༌ к реаль༌ным༌ процес༌с༌ам, протекающим в жизни общества༌ пропрпапоапраправпваплоавлпдвапврапвдаоп. Так же интерактивные методы способствуют формированию акт༌и༌вной ༌ ж༌и༌зненной༌ пози༌ци༌и༌, ад༌аптации к сложным жизненным условиям.

 

 

Date: 2016-05-23; view: 1274; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию