Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие и современное положение лоббизма в России





Современный этап развития российской государственности характеризуется как трансформацией (модификацией) традиционных государственно политических институтов, так и возникновением и развитием принципиально новых, заимствованных из опыта зарубежных государств. К числу последних относится лоббистская деятельность. Тематика лоббизма находится сейчас в поле зрения ученых, властных структур и общественности, она является объектом различного рода исследований. Это вызвано значительными сдвигами, произошедшими в нашей стране в последние десятилетия, и коренными изменениями во взаимоотношениях власти и бизнеса.

В то же время, поскольку в России до сих пор не принят закон о лоббизме, зачастую данный вид деятельности ассоциируется в общественном сознании с чем-то не вполне вписывающимся в рамки правового государства.

Прежде всего, лоббизм преследует экономические цели. Поэтому проблема лоббирования затрагивает бизнес и предпринимательские структуры. Отношения лоббирования возникают по поводу конкретных законов, выделение кредитов и дотаций, выдачи лицензий и квот. Как показывает опыт США, расходы корпораций на содержание лоббистов не только окупаются, но и приносят большие доходы. Там официальными лоббистами могут быть только субъекты предпринимательской деятельности. В России из-за отсутствия соответствующего законодательства официальных лоббистов не существует. Не секрет, однако, что любая крупная корпорация имеет в своем штате людей, в обязанности которых входит взаимодействие с государственными органами.

Как отмечается в литературе, цивилизованное развитие современного российского общества диктует необходимость определения долгосрочной и ответственной государственной политики во взаимоотношении власти, бизнеса и общества. Необходим стратегический пакт между властью, бизнесом,обществом, в котором были бы очерчены четкие взаимные права и обязательства, корпоративная и персональная ответственность за принятие и реализацию конкретных решений, определены легитимные правила, нормы, методы и процедуры разрешения возможных конфликтов и достижения поставленных целей. Одна из важнейших составных задач выстраивания четких правил и норм взаимодействия обществ, бизнеса и власти есть легитимация в обществе лоббистской деятельности и принятие государством правовых норм, ее регулирующих. Другими словами лоббистская деятельность является составной частью более общего вопроса нахождения оптимального баланса между интересами общества, личности, государства, во-первых, и введения этого процесса в правовые цивилизованные рамки, во-вторых.

При этом представляется, что специальный закон о лоббистской деятельности, помимо традиционных для подобного рода нормативных правовых актов вопросов, таких как субъекты лоббистской деятельности, объекты лоббистской деятельности, формы лоббистской деятельности, должен также отразить следующие вопросы: возможности контроля за деятельностью лоббистов и источниками их финансирования; порядок регистрации лоббистских групп; реализация принципа публичной открытости и повышения прозрачности лоббистской деятельности; регламентировать «кодекс поведения» лоббистов.

Следует согласиться с мнением, что переход к цивилизованной легальной модели лоббизма предполагает последовательное развитие демократии, институтов гражданского общества, повышения уровня доверия между всеми участками социальных взаимодействий, установление в стране диктатуры закона, т.е. создание сильного правового государства, способного как противостоять давлению ограниченных групп интересов, так и выполнить взятые на себя обязательства.

В российских условиях отсутствие закона о лоббистской деятельности снижает возможности общества контролировать лоббизм, устранять его негативные стороны. В немалой степени российскому обществу свойствен криминальный лоббизм. Базой лоббирования служат различные интересы: национальные, региональные, культурные, экологические и т. п., преломляющиеся в экономическом, политическом интересе.

Существующий фактически в России лоббизм также нуждается в цивилизованном отношении к нему государства и общественности, что со всей очевидностью делает необходимым вопрос его правовой легитимации.

Российский лоббизм, существуя достаточно открыто на протяжении вот уже более десятилетия, постоянно трансформируется. Наблюдаемые изменения и динамизм позволяют выделить следующие наиболее существенные этапы и тенденции его развития: поступательная плюрализация лоббизма; усиление регионального лоббирования; значительная подверженность палат Федерального Собрания давлению со стороны Администрации Президента РФ и правительства; фаворитизм и усиление бюрократически-административных методов в законотворческом процессе, вызванные отсутствием реальных правовых механизмов согласования групповых интересов. Некоторые группы интересов, имеющие доступ к президентским и правительственным структурам, получили возможность противопоставить свои корпоративные интересы общественным.

В настоящее время в России сохраняется преобладание отрицательного отношения общественного мнения к лоббизму, закулисная политика, встречные услуги, теневое влияние, «телефонное право», комплектование аппарата «своими людьми» и проч. Эти и подобные явления, характерные для лоббизма, дают основание для ассоциации его с взятками, коррупцией, преступными группировками и т. п.

Лоббированием занимаются и официальные структуры власти. Так, в Администрации Президента РФ было создано управление по взаимодействию с депутатами Федерального Собрания — фактически «президентские лоббисты». Заметен процесс развития и укрепления новых «групп интересов» в период президентских и думских выборов. Даже судебная власть становится объектом пристального внимания ведущих «групп интересов».

В последнее время появляются политики, способные занять высшие должности в государственных органах власти и добиваться популярности независимо от их принадлежности к какому - либо клану. Как следствие, возникла потребность в таких лоббистских образованиях, как «клиентелы» конгломераты структур, поддерживающих и группирующихся вокруг какого-либо политика, точнее, должностного лица.

Все сильнее проявляется тенденция использования лоббистами Масс-медиа в целях рекламы и борьбы «компроматов».

Весьма основательным, распространенным и эффективным стал лоббизм деловых кругов России, что свидетельствует об их выходе на уровень реализации политических функций и участия в решении государственных задач. Технология формирования решения включает в себя такие фазы, как изучение проблемы, анализ исходной информации, оценка альтернатив и выбор оптимального варианта. Лоббистская структура повторяет эту же технологию, но с другой точки зрения и с другой целью. В отличие от западных классических аналогов, российский лоббизм сосредоточен, преимущественно, на правительственных структурах и других органах исполнительной власти и в меньшей степени влияет на парламент. Такое положение предопределено многими обстоятельствами и, прежде всего, тем, что практическая модель принятия государственных решений в значительной мере контролируется исполнительной властью. Важность президентского указа или правительственного акта часто бывает значительно весомее и важнее закона.

В лоббировании исполнительных органов власти используются также такие элементы технологии, как воздействие на процесс кадровых назначений, перемещений, политическая поддержка ведомств, давление через совещательные комитеты, выступления на слушаниях в регулирующих агентствах и др.

В условиях демократизации общества расширяется политико-правовое пространство, а вместе с ним — и возможности существования открытого лоббизма. Политические технологии, в системе которых лоббизм занимает особое место, выступают как совокупность наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в политической сфере. Они включают тактику, т. е. приемы достижения локального немедленного кратковременного результата, и стратегию — получение глубинного длительного эффекта. Использование тех или иных политических технологий способствует эффективности политического управления, регулированию политических процессов, устойчивости политической системы и всего политического пространства.

Особенно важен процесс становления лоббизма как формального института политической жизни общества. Здесь необходимо учитывать границы и координаты взаимодействия государства и предпринимательских кругов, проблемы государственного протекционизма.

Date: 2016-05-23; view: 529; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию