Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Адаптированность военнослужащих к условиям прохождения службы
Адаптированность военнослужащих к условиям службы обладает определенной спецификой, связанной с родом их деятельности и играет большую роль в их жизни. О.Э. Неронова полагает, что адаптация военнослужащих к воинской деятельности влияет на успешность данной деятельности, психологический комфорт военнослужащих, адекватное и уместное поведение, оптимальное взаимодействие с военным коллективом. Адаптация военнослужащих к военной службе представляет собой два относительно самостоятельных процесса последовательного вхождения их сначала в коллективы учебных подразделений (первичная адаптация), а затем – в коллективы боевых подразделений (вторичная адаптация) [32]. Е.А. Кирякова установила психологические подходы к изучению особенностей профессиональной адаптации военнослужащих. В рамках личностного подхода обращалось внимание на изучение акцентуаций характера, требований, установок, оценок, способов поведения субъекта в профессии. В рамках процессуального подхода рассматривался процесс, факторы, обеспечивающие приспособление к профессиональной деятельности, а также становление и освоение многообразия отношений, связанных с выходом на пенсию. В социокультурном подходе изучались культурные нормы, факторы, особенности нравственно-патриотического воспитания военнослужащих. В рамках мотивационного подхода обращалось внимание на изучение мотивов, потребностей в кризисных ситуациях, социальных, политических и экономических условиях жизни [20]. По мнению М.В. Кулаковой военная служба по призыву, в пределах военных частей, проходит в экстремальных условиях т. к. рядовые попадают в условия, где предъявляются повышенные требования к их психологической устойчивости, и главными причинами этого выступают: - переход людей из свободного состояния на военную службу; - расставание с привычной средой, семьей; - отказ от привычек, приобретенных ранее; - отвращение и неприязнь к военной службе. Однако автор отмечает, что экстремальность данных условий не связана с риском для жизни и здоровья, а возникает вследствие перехода в непривычные условия [23]. А. С. Кислицына имеет несколько иную точку зрения по этому поводу, и определяет условия срочной службы в армии как модель трудной жизненной ситуации. Основывается при этом на выделении стресс-факторов, которые воздействуют на личность солдата в процессе службы, главные из них – ограничение свободы; беззащитность; напряженная и опасная деятельность; дискомфортные условия проживания, учебы и деятельности. Данные условия требуют от военнослужащих мобилизации физиологических и психических сил организма, в том числе и актуализации адаптационного потенциала личности, в состав которого, в ряде работ, относится адаптивность, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность личности, самооценка, различные формы агрессии [21] и т. д. Исследование, проведенное В.В. Ковалёвой, в котором приняли участие 80 военнослужащих срочной службы показало, что 12,5% новобранцев имеют сложности в адаптации, вызванные нервно-психической неустойчивостью. Это ограничивает адаптационные возможности военнослужащего к условиям военной службы, вызывает нарушения межличностных отношений, является источником дисциплинарных нарушений, ухудшения психологического климата в подразделении [22]. П.О. Вязицкий пишет о том, что поскольку процесс адаптации к воинской среде представляет собой взаимодействие молодого воина с окружающей его социальной средой, можно выделить, факторы личностные и факторы внешние. К личностным факторам в ходе адаптации относятся социальный опыт юноши, основные мотивы службы, уровень образования, уровень физического развития, способности к овладению конкретной специальностью. Адаптация к воинской дисциплине, уставному порядку протекает значительно быстрее у тех, кто имеет склонность к военной службе, испытывает интерес к специальности, ставит перед собой задачу приобретения дополнительных умений и навыков [8]. В общей и военной психолого-педагогической литературе предпринят ряд попыток вычленения показателей для определения степени адаптированности человека к новым условиям деятельности и поведения. Так, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович выделяют такие показатели: - степень знания личностью условий предстоящей деятельности; - уровень развития общественных мотивов, индивидуальных и коллективных установок; - способность управлять своим поведением, степень активности в новой социальной среде [10]. С.В. Ильинский в ходе исследования доказал, что степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности выступает фрустрирующим фактором протекания адаптационного процесса военнослужащих по призыву, угнетение психики которых проявляется посредством дезорганизующих эмоциональных состояний. Защитная реакция или фиксация – это защитная тактика, позволяющая избегать страдания, которая найдена случайно при попытке справиться с затруднительной ситуацией и с этого времени повторяется автоматически при каждой подобной угрозе. Защитные реакции в качестве охранительных приспособлений уравновешивают угрожающие ситуации. Высокий уровень компульсивности реакций свидетельствует о ригидности адаптационных свойств личности [17]. Успешность адаптации военнослужащих к службе в армии, по мнению О.Э. Нероновой, влияет не только на эффективность прохождения военной службы, но и на жизнедеятельность, эмоциональное состояние и здоровье новобранцев. Следовательно, специфика адаптации военнослужащих к службе в армии состоит в том, что это двухсторонний процесс взаимодействия между личностью и коллективом, опосредованного совместной воинской деятельностью, результатом которого является адаптированность личности и принятие ее коллективом. Исследование, проведенное О.Э. Нероновой показал, что адаптация военнослужащих к службе в армии проходит недостаточно успешно и существует ряд показателей, усложняющих этот процесс: - недостаток личного времени; - отсутствие близких друзей, хороших товарищей; - трудности в освоении военной техники; - большие нагрузки внутренней и караульной служб; - несправедливое отношение офицеров; - грубость, оскорбления со стороны сослуживцев; - бытовые неудобства и т.д. [32]. Д. А. Ситмбетов описал этапы адаптации военнослужащих к армии: – начальный (дестабилизация) – 3 – 5 месяцев службы в армии; – формирование адаптации – до 12 месяцев военной службы; – завершение адаптации – до 1,5 лет службы; – стадия стабильной адаптации – до конца службы [39]. В.И. Буянов пишет о том, что в управлении процессом адаптации, прежде всего, приходится сталкиваться с личностными особенностями молодых призывников. При этом надо иметь в виду особенности нервной системы военнослужащего (сила, подвижность), его темперамента. Так, солдатам с сильной нервной системой присущи низкий уровень тревожности, самоуверенность, повышенная самооценка, быстрое привыкание к новой обстановке. Преобладающей эмоцией у них является эмоция радости при невысокой выраженности эмоции страха. У этих военнослужащих преобладают направленность на себя, мотивы собственного благополучия, стремление к личному первенству. Иная картина процесса адаптации наблюдается у молодых людей со слабой нервной системой. Им зачастую свойственен высокий уровень тревожности (как общей, так и ситуативной), неуверенность, недовольство собой, у них отсутствует способность быстро переключаться на новые виды работы. Таким солдатам присущи заниженная самооценка, робость, застенчивость. Они постоянно находят поводы для переживаний. В то же время преобладающей направленностью этих военнослужащих является ярко выраженная установка на решение задачи, у них устойчивы мотивы увлечения процессом деятельности. Характеризуя различие в адаптации военнослужащих с различным темпераментом, следует иметь в виду, что «чистых» темпераментов нет, как нет темпераментов «плохих» и «хороших». Вместе с тем, можно отметить адаптивную гибкость сангвиников. Более медленно, но стабильно адаптируются флегматики. Наибольшие трудности возникают перед холериками и меланхоликами. Их реакция не адекватна изменениям среды: у солдат с преобладанием холерического темперамента эмоции «выплескиваются» на окружающих, что не всегда им нравится, а преимущественно меланхолики осуществляют «самоагрессию», что может привести к психическим расстройствам [6]. Таким образом, военная служба по призыву отличается повышенными требованиями к психологической устойчивости призывников и может выступать как модель трудной жизненной ситуации. Данные условия требуют активизации адаптационного потенциала личности. Выводы по главе 1: На основании анализа научной литературы были сделаны следующие выводы: 1.Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для сохранения, как человеческого вида, так и жизни отдельного организма. Существуют разнообразные виды классификаций страхов. Некоторые исследователи разделяют страхи на 2 вида: реальный и невротический (З.Фрейд:); природный и социальные (А.И. Захаров). Другие – на три: социальные, биологические и экзистенциональные (Ю.В. Щербатых). Близка к этой классификация С.Ю. Мамонтов: социальные, экзистенциональные, опасения по поводу собственной бездарности, неспособности и фобии и связанные с ними приступы паники. Есть ученые, по мнению которых, существует 4 группы страхов: биологический, социальный, моральный, дезинтеграционный (А. Кемпински). Функции страхов: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая (Ю.В. Щербатых). 2.Молодой человек придя в армию сталкивается с определенными трудностями, которые вызывают у него чувство страха и затрудняют адаптацию к воинской службе в первом периоде. 3. Адаптация – это приспособление человека в целом к изменяющимся условиям существования. Адаптированность же отражает актуальное состояние человека на конкретном этапе взаимодействия со средой. 4. Военная служба по призыву отличается повышенными требованиями к психологической устойчивости призывников и может выступать как модель трудной жизненной ситуации. Данные условия требуют активизации адаптационного потенциала личности. ГЛАВА 2. Date: 2016-05-23; view: 984; Нарушение авторских прав |