Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проявление страхов у военнослужащих





 

Проблема проявления страхов у военнослужащих срочной службы достаточно мало исследована в научной литературе. Одни ученые видят связь между страхами и психологической неготовностью юношей к службе в армии. Так, Н.А. Погодин ксубъективным причинам, формирующим социально-психологическую неготовность молодежи к службе в армии относит: страх родителей за жизнь своего сына (особенно, если это одна мать), страх самих призывников перед «горячими точками», страх получить физические увечья от «армейских дедов» [35].

Исследование, проведенное Т.И. Берг показало, что лица, испытывающие затруднения в адаптации к условиям военной службы, имеют более выраженное негативное отношение к военной службе, большее количество актуальных страхов и опасений; менее реалистичные представления о своем будущем и об особенностях прохождения военной службы [3].

А.Бокзой на основании анализа подготовки младших специалистов, деятельность которых связана с морским флотом, в течение двух периодов обучения было выявлено, что около 15–17% курсантов испытывают невротические страхи замкнутого пространства и глубины (речь идет о легком водолазном погружении и управлении танком) [5].

А.К. Зиньковский занимался уточнением критериев и выявлением причин возникновения тревожно-фобических расстройств в армейских условиях. Из 381 обследованных больных неврозами им были выделены 289 (75,8%) подэкспертных, у которых возникновение невротических расстройств реактивного генеза пришлось на первое полугодие службы, а клинические проявления соответствовали критериям социальных фобий, либо социальные «страхи» занимали значительную долю в формировании невротических депрессий. Возраст подэкспертных в 98% случаев составил 19 лет, в 2% – 18 лет.

Как показал анализ полученных А.К. Зиньковским данных, в пусковом моменте заболевания отмечались факторы риска, сочетание которых единовременно усиливали болезненные проявления и обуславливали возникновение реактивных, депрессивных, фобических проявлений. К ним относятся: наличие высокого объема новой и высокозначимой информации, дефицит времени для обработки этой актуальной информации, необходимость высокого уровня мотивации поведения и отсутствие навыков конформации в новых условиях.

Кроме этого, к ним присоединились своеобразные социально-психологические условия первого года службы: напряженный характер первого периода службы, связанный с большой психоэмоциональной напряженностью, усиливающейся к 3–4-у месяцу службы, несоответствие и неадекватный уровень предварительной подготовки военнослужащего, необходимость запоминания и освоения новых навыков и знаний в сочетании с дополнительной нагрузкой (несение нарядов, физическая подготовка, выполнение дополнительных приказов, несение службы вне очереди). Все это формировало актуальную ежедневную социально стрессогенную ситуацию, часто выходившую за пределы потенциальных возможностей военнослужащего срочной военной службы.

Так, психогенные травмы были связаны с противоречивыми мотивациями поведения военнослужащих – наличием у них твердых установок на выполнение порученного приказа (оговаривалось ими возможностью определенных наказаний за нечеткое и несвоевременное исполнение распоряжений как со стороны командования, так и со стороны сослуживцев). Стремление к занятию определенного статуса и авторитета у командования и сослуживцев накладывало ответственность за выполняемые поручения, влияло на важность (престижность).

Кроме того, мотивация поведения часто была обусловлена потребностью в высокой социальной справедливости, а это обусловливало необходимость качественного и своевременного выполнения приказов и несения службы в условиях хронического дефицита времени. У обследованных больных невротический (социальный) конфликт проявлялся неврастеническим типом (противоречие между возможностями личности и требованиями ситуации). Одним из существенных дополнительных психотравмирующих факторов являлась несостоятельность притязаний со стороны индивидуума на значимые для личности отношения с командованием и сослуживцами. Социальная окраска и насыщенность невротического «слома» была обусловлена наличием внутреннего конфликта в виде осознания неспособности справиться с возложенными на личность обязанностями и, как следствие, ощущением собственной неполноценности, беспомощности и бесполезности, что вело к своеобразной «социальной потерянности» [14].

Таким образом, анализ исследований ученых показывает, что молодой человек придя в армию сталкивается с определенными трудностями, которые вызывают у него чувство страха и затрудняют адаптацию на первом периоде службы.


1.3.Сущность понятия «адаптация», адаптированность»

 

В психологии тема адаптации достаточно исследована. Так А.Г. Портнова пишет о том, что существует множество определений адаптации, как имеющих широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней – от биохимического до социального. В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;

б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой;

в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;

г) адаптация связывается с какой-то определенной «целью», к которой «стремится» организм [36].

Ф.Б. Березин определяет психическую адаптацию как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды [4].

А.Г. Маклаков говорит о сложных механизмах физиологической, психической и социальной адаптации. Он рассматривает их и как уровни единой адаптации, и как отдельные виды адаптации. Одновременно он подчеркивает: существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях. Три уровня адаптации взаимосвязаны между собой, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика представляет собой весьма динамичное образование, которое принято называть функциональным состоянием организма [26].

С.Т. Посохова в ходе исследования выделила следующие обобщенные смысловые аспекты в понимании адаптации человека:

- адаптация как жизнедеятельность в измененных условиях существования;

- адаптация как приспособление к измененным условиям среды;

- адаптация как достижение устойчивости в измененной среде;

- адаптация как самораскрытие личности [37].

С.Т. Посоховой отмечены в понимании адаптированности две тенденции во взаимодействии личности с изменяющейся окружающей средой, в котором осуществляется ориентация на самосохранение и ориентация на самораскрытие. Ориентация на самосохранение конкретизируется в достижении устойчивости. Устойчивость отражает внутреннюю целостность личностных свойств, психофизиологических и физиологических функций и реализует функцию защиты личности от психотравмирующих внешних влияний. Самораскрытие в форме самореализации и самоактуализации характеризует активность взаимодействия личности с объективной реальностью.

Адаптированность, по мнению С.Т. Посоховой, должна оптимально сочетать в себе обе тенденции, что превращает её в уникальное по структуре и содержанию личностное образование, обеспечивающее активную жизнедеятельность и сохраняющее целостность человека в динамичном внешнем окружении. При анализе критериев адаптированности в научной литературе выделяются следующие критерии:


- объективные критерии (эффективность социально важной деятельности, в частности профессиональной, учебной; состояние здоровья и продолжительность жизни; критерии, отражающие пластичность систем регулирования процесса жизнедеятельности и поведения);

- субъективные критерии. Это степень осознанной или неосознанной удовлетворенности различными аспектами своей жизни и собой [37].

Можно сделать вывод о том, что адаптированность отражает актуальное состояние человека на конкретном этапе взаимодействия со средой.

А.Г. Маклаков пришел к выводу, что изучение личностного адаптационного потенциала дает возможность, с определенной степенью успешности, решать задачи прогнозирования эффективности деятельности в экстремальных ситуациях [25].

М.Г. Иванова видит связь между феноменом адаптации и психологическим здоровьем. Автор отмечает, исследование феномена психологического здоровья возможно через диагностику уровня адаптированности, который характеризует актуальное состояние личности, а также через изучение более прогностического признака психологического здоровья – личностного адаптационного потенциала [15].

А.К. Акименко разработал авторскую модель, включающую следующие компоненты и стадии адаптационного процесса.

1 этап. Условия дисбаланса и их воздействия на личность. Характерным для данного этапа адаптационного процесса является переживание состояния фрустрации, стресса, причиной которых может быть, как конфликт, так и когнитивный диссонанс.

2 этап. Подготовительный этап адаптации, состоящий преимущественно в аккумулировании релевантной информации о создавшейся ситуации: ориентация в проблеме – подключение когнитивного и мотивационного компонентов для общего ознакомления; определение и формулирование проблемы – ее описание в конкретных терминах и идентификация специфических целей.

3 этап. Этап стартового психического напряжения, связанный с состоянием нервно-психического переживания подготовительных действий (событий) и первоначального вхождения в новые условия деятельности. Здесь происходит внутренняя мобилизация психических и психофизиологических ресурсов человека: генерация альтернатив – разработка многочисленно-возможных вариантов решения проблемы; выбор оптимальной стратегии адаптивного поведения.

4 этап. Этап острых психических реакций: выполнение решения – реализация поведенческой стратегии; анализ результатов – подтверждение эффективности выбранной стратегии адаптации.

5 этап. Этап завершающей психической разрядки наступает в случае благоприятного развития адаптационного процесса и состоит из комплекса эмоциональных и поведенческих реакций, связанных с вхождением в новую социальную среду [1].


О.Б. Михалова полагает, что результатом адаптации и иллюстрацией уровня адаптационного потенциала личности является адаптированность, успешность которой выражается в степени развитости комплекса когнитивных, мотивационно-эмоциональных и поведенческих характеристик, констатирующих особенности поведения человека в условиях изменившейся среды. В качестве единиц анализа адаптационного потенциала личности предлагается рассматривать наиболее общие стратегии поведения, которые использует человек в процессе адаптации. Стратегия характеризует не только вектор действий и поступков, но и вовлеченность личности в переживание происходящего, придающее поведению своеобразные оттенки. В стратегии закрепляется зависимость жизни от прошлого опыта и индивидуального смысла будущего. Стратегии связаны с конечной целью поведенческого акта, что позволяет сократить диапазон выбора исследуемых переменных. Маркерами успешности адаптации индивида к конкретной ситуации являются результаты его профессиональной деятельности [28].

О.Б. Михайлова и А.И. Косталес выделяют три стратегии адаптированности: приспособление, слияние, отчуждение.

Стратегия «отчуждение» характеризуется адаптивно-деформирующими и дезадаптивно-деформирующими способами профессиональной деятельности. В работе специалистов отмечаются различные разновидности деформации познавательной активности личности, реализующей в профессиональной деятельности дезадаптивный способ функционирования. Применительно к труду подобные «искажения» характеризуются стереотипизацией деятельности, ригидностью мышления и отсутствием стремления к саморазвитию. Для данной стратегии характерен дезадаптивный уровень развития инновационного потенциала личности, который имеет следующие особенности: несистематичность знаний в профессиональной (служебной) сфере, слабо выраженный или отсутствующий интерес к профессиональной деятельности, отсутствие ценностных ориентаций и низкая нацеленность на успех. Специалист не принимает участие в работе профессиональных сообществ; у него низкий уровень развития коммуникативных навыков с коллегами; у него нет стремления к самообразованию и развитию; не чувствителен к организации условий профессиональной деятельности. Отсутствуют мотивационно-эмоциональные приоритеты в личностном и профессиональном развитии, а также удовлетворенность трудом. Отношение к новациям в профессиональной деятельности индифферентное или негативное.

Стратегия «приспособление» представлена адаптивно-репродуктивным вариантом функционирования человека в профессии. Для данной стратегии свойственен репродуктивный уровень развития инновационного потенциала, который отличается большей толерантностью к профессиональным новшествам, у специалистов этой группы выражены более высокие показатели удовлетворенностью профессиональной деятельностью. В целом стратегия «приспособление» характеризуется проявлением интереса к профессиональной деятельности, склонностью к профессиональному развитию и самосовершенствованию, наличием достаточного уровня компетенций; развитыми коммуникативными навыками, участием в работе профессиональных сообществ, адекватным анализом внешних условий. В эмоционально-мотивационной сфере отсутствуют четкие приоритеты. Эффективность деятельности не является постоянной. Проявляются затруднения в определении тактики профессиональной деятельности в заданной ситуации.

Для профессионалов, демонстрирующих стратегию «слияние», характерен эвристический и проблемно-поисковый уровни развития инновационного потенциала. Эвристический уровень иллюстрируется большей целенаправленностью, устойчивостью, осознанностью способов введения новшеств. В структурах креативной и деятельностной активности происходят заметные изменения, свидетельствующие о развитии личности профессионала. Проблемно-поисковый уровень развития инновационного потенциала личности отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, когда человек обладает выраженной чувствительностью к проблемам, высоким уровнем ценностно- мотивационных, интеллектуальных и деятельностных форм активности личности. Данная стратегия характеризуется значительным уровнем развития профессионализма и коммуникативной компетентности; сформированной системой ценностно-мотивационных приоритетов личностного и профессионального развития; наличием потребностей и поиском возможностей для профессионального саморазвития и само- реализации; активным участием в работе профессиональных сообществ, где представители данной группы часто занимают лидирующее положение, являются генераторами идей в организации и стремятся к их быстрому воплощению [29].

Таким образом, адаптация – это приспособление человека в целом к изменяющимся условиям существования. Адаптированность же отражает актуальное состояние человека на конкретном этапе взаимодействия со средой.







Date: 2016-05-23; view: 959; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию