Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокурорский надзор за исполнением законов в местах лишения свободы





Сущность прокурорского надзора в данной отрасли состоит в том, чтобы с помощью методов и средств прокурорского реагирования обеспечить неукоснительное соблюдение законности в органах и учреждениях, исполняющих наказание и назначенные судом меры принудительного характера, в местах содержания подозреваемых и заключенных под стражу, обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, находящихся в этих условиях.

Правовой основой прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются: Закон о прокуратуре (ст. 32-34), Законы РФ от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (УИК), приказы Генерального прокурора РФ от 30.01.2007 № 19 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и от 08.08.2011 № 237 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)" и др.

Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере охватывает также обеспечение защиты прав человека в области пенитенциарных правоотношений, которые содержатся в международных актах. В их числе Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.) и др.

Задачи рассматриваемой отрасли надзора состоят в том, чтобы:

- обеспечить защиту конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в исправительных учреждениях и местах содержания под стражей, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией общества, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях;

- своевременно предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законов в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях, других военных органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания.

Объектами прокурорского надзора являются Федеральная служба исполнения наказания (ФСИП России), подведомственная Министерству юстиции РФ, - ее территориальные органы; органы и учреждения, исполняющие наказания и назначаемые судом меры принудительного характера; места содержания задержанных и заключенных под стражу, а также администрация этих органов и учреждений.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (СИЗО); изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ (ИВС); конвойные помещения судов; гауптвахты - для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых военнослужащих.

Исполнение наказания возложено на учреждения уголовно-исполнительной системы, возглавляемой ФСИН России. В их числе имеются:

- учреждения и органы, исполняющие наказания, связанные с лишением свободы (колонии-поселения, исправительные и воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, тюрьмы, арестные дома, дисциплинарные воинские части);

- учреждения и органы, исполняющие наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества (уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного, исправительные центры).

Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, либо иными органами и должностными лицами, уполномоченными выполнить указанные требования приговора.

Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующим органом РФ.


Органами и учреждениями, исполняющими меры принудительного характера (воспитательные, медицинские), назначаемые судом, являются лечебные и лечебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних и психиатрические стационары, входящие в систему Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Предмет прокурорского надзора определен в ст. 32 Закона о прокуратуре и включает следующее.

1. Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом. Законность нахождения лиц в указанных местах оценивается с учетом законности их водворения и содержания, а также освобождения, соблюдения сроков пребывания в этих местах.

2. Соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, - еще один элемент предмета рассматриваемой отрасли прокурорского надзора.

3. Составной частью предмета надзора является соблюдение порядка и условий содержания лиц в местах лишения и ограничения свободы.

4. Законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, тоже входит в предмет рассматриваемой отрасли надзора. В соответствии с предметом надзора прокуроры осуществляют контроль за соблюдением порядка и условий исполнения таких видов наказания, как штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, ограничение по военной службе, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

5. Прокуроры осуществляют систематический надзор за соответствием действующему законодательству нормативных актов, издаваемых администрациями поднадзорных объектов: приказов, указаний, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей. И в случае несоответствия этих актов закону прокуроры обязаны незамедлительно их опротестовывать.

Пределы прокурорского надзора. Вне пределов рассматриваемой отрасли находится ОРД, проводимая в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и в исправительных учреждениях уголовно-исправительной системы. Законность осуществления ОРМ, проводимых оперативными подразделениями указанных учреждений, входит в предмет другой отрасли - прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы проводят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных их сотрудниками, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами. Законность этой деятельности входит в предмет другой отрасли прокурорского надзора - надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.30. Принцип единства и централизации деятельности прокуратуры.


30.Принцип единства в организации и деятельности прокуратуры.

прокуратура является единой системой специальных федеральных государственных органов и учреждений, созданных для обеспечения верховенства Конституции, исполнения законов, а также непосредственно охраны прав и свобод личности, общества, государства на всей территории России. Содержание принципа выражается в единстве системы органов прокуратуры в РФ, а характер ее деятельности обеспечивается непосредственно правовыми средствами. Организация единой системы органов прокуратуры устанавливается на основании Конституции, Закона о прокуратуре и других федеральных законов. Единство правового пространства, в рамках которого действует прокуратура, позволяет определить общие для всех ее структурных подразделений цели, задачи и направления деятельности, а также сформировать общий для всех прокуроров правовой статус и единые средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности. Принцип единства в организации и деятельности органов прокуратуры позволяет обеспечить единообразный подход к вопросам организации управления, а также способствовать реализации сочетания единоличных и коллегиальных начал в организации деятельности органов прокуратуры. В соответствии с принципом единства не допускается создание государственных и негосударственных органов, подменяющих или дублирующих деятельность по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законности на территории РФ. Единую систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в ее единую систему, не допускается. Реализация принципа единства в организации и деятельности органов прокуратуры выражается в установленном законом едином правовом статусе прокурора. Принимая лично решения по вопросам, которые законом отнесены к его компетенции, прокурор в то же время действует от имени всей прокуратуры в целом.

31. Деятельность кадровых служб прокуратуры определяется рядом принципов:

1. Принцип профессиональной, возрастной, медико-психологической и возрастной пригодности: при подборе, расстановке и воспитании кадров руководители органов прокуратуры, кадровые работники руководствуются законодательными требованиями в отношении лиц, принимаемых на службу в прокуратуру (ст. 40 ФЗ «О прокуратуре РФ»).


2. Принцип всеобщности и равенства требований к прохождению службы в органах прокуратуры: по отношению к правилам прохождения службы в прокуратуре все работники имеют равные права и обязанности, независимо от должностного положения (например, правила прохождения аттестации и присвоения классных чинов, морально-этические и профессиональные требования и т. д.).

3. Принцип безупречной репутации: следует из закрепленных в законе морально-этических требований к прокурору и следователю. При отборе на службу кадровыми работниками должна изучаться личность кандидатов с точки зрения соответствия данным требованиям.

4. Принцип демократизма и гласности: прежде всего этот принцип реализуется посредством учета интересов коллектива работников прокуратуры. Кадровая работа должна быть очевидной для коллектива, который, в свою очередь, должен иметь возможность реального участия в формировании кадровых решений.

5. Принцип законности: строгое следование действующему законодательству (Конституции РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», трудовому законодательству и т. д.) в работе кадровых служб.

6. Принцип профессионализма и компетентности.

7. Принцип доверия кадрам и их иммунитета от незаконных и необоснованных обвинений в сочетании с ведомственной подконтрольностью их поведения.

8. Принцип внепартийности и внеконфессиональности.

9. Принцип стабильности и ротации в сочетании с правом на продвижение по службе.

10. Принцип ответственности руководителей за подбор, расстановку и воспитание прокурорских кадров.

Кадровая работа определяется ведущими принципами, в которых содержатся основные ее элементы, а также рядом других, например:

1. Учет и анализ кадров: производится на уровне прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним специализированных и иных прокуратур, Генеральной прокуратуры РФ. Учет ведется по ряду показателей: а) число должностей по штатному расписанию; б) фактическое число работающих прокуроров и следователей; в) пол, возраст следственно-прокурорских кадров; г) стаж работы; д) наличие классных чинов; е) число работников, носящих звание «Заслуженного юриста РФ», награжденных знаком «Почетный работник прокуратуры» и т. д. Также ведется учет по движению работников: число принятых, переведенных из других прокуратур, уволенных. Учитывается и дисциплинарная практика (число поощренных и наказанных работников).

2. Подбор, расстановка, воспитание следственно-прокурорских кадров: этой работой ведают кадровые службы прокуратур субъектов РФ и Генеральной прокуратуры РФ. Предварительный учет и отбор кандидатов на вакантные должности производится в городских и районных прокуратурах. Важным моментом в работе кадровых служб является формирование кадрового резерва, который создается из числа лиц, изъявивших желание работать в прокуратуре и соответствующих установленным законом требованиям. Работа по расстановке кадров направлена на поддержание оптимального соотношения должностей в структуре прокуратуры.

3. Аттестация прокурорских работников: порядок аттестации регулируется ФЗ «О прокуратуре РФ» и Положением об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ. Аттестация

32. Применение принудительных мер медицинского характера состоит в излечении лиц, страдающих психическими отклонениями, улучшении их психического состояния, а также в частной превенции. Отличаясь от наказания целями и средствами применения, принудительные меры медицинского характера имеют некоторые схожие моменты с карательным воздействием на лиц, характеризующихся нормальной психикой. Существующий в психиатрических медицинских учреждениях режим содержания значительно сужает права и возможности находящихся там лиц. [1]. Состояние невменяемости, лежащее в основе применения принудительных мер медицинского характера, означает патологическое изменение психических реакций, в результате которых субъект признается больным. Надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи и, в частности, за соблюдением прав пациентов осуществляется Генеральным прокурором. Кроме того, в психиатрических стационарах создается независимая от органов здравоохранения служба защиты прав пациентов. Ее представители принимают жалобы пациентов и их заявления, которые разрешают с администрацией стационара, либо в зависимости от предмета жалобы или заявления направляют в прокуратуру или суд[2].

В соответствии с законом (ст. 104 УК) комплекс мер принудительного воздействия, включающий в себя принудительное лечение в сочетании с наказанием, применяется в отношении двух категорий лиц, совершивших преступления: страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости и страдающих алкоголизмом или наркоманией[3].

Одной из важных гарантий прав и обоснованности применения принудительных мер медицинского характера является прокурорский надзор. Все требования уголовно-процессуального законодательства и Закона "О прокуратуре Российской Федерации" полностью распространяются на надзор за исполнением законов по делам такой, категории, приобретая при этом особое значение, поскольку речь идет о лицax, которые в силу своего психического расстройства не в состоянии должным образом позаботиться об охране своих прав и законных интересов.

Полномочия прокурора по выполнению задач надзора по делам о применении принудительных мер медицинского характера не имеют своей специфики, так как полностью зависят от той или иной отрасли прокурорского надзора.[4].

По данным Генеральной прокуратуры РФ за 2013 год количество признанных невменяемыми лиц, в отношении которых уголовные дела были направлены в суд, за пять лет увеличилось более чем на треть. Анализ практики по Владимирской области показал, что рост общественно опасных деяний, совершенных лицами с психическими расстройствами, соответствует общему росту преступности в регионе, а доля невменяемых среди привлеченных к уголовной ответственности ежегодно составляет около 0,47 % (по Российской Федерации около 0,5 %). Однако в органах прокуратуры (по данным автора в регионе всего центрального округа России) вопросы прокурорского реагирования по делам такой категории никогда не были ни предметом обсуждения на коллегиях соответствующих вышестоящих прокуратур, ни предметом обобщения практики расследования или применения принудительных медицинских мер. Прокурорский надзор при возбуждении и расследовании дел о применении принудительных мер медицинского характера также отличается своеобразием. Прежде всего, прокурор обязан следить за исполнением не только общих норм уголовно-процессуального закона, но и ряда других НПА регулирующих непосредственное проведение принудительного лечения (например, Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", и т. д.).

Можно отметить, что принудительное лечение применяется в целях ограждения общества от повторных действий лица, страдающего психическим расстройством, обеспечения безопасности самих этих лиц, их излечение от психического заболевания и приспособление их к условиям общественной жизни.

 

У производства по применению принудительных мер медицинского характера имеется ряд особенностей в порядке предварительного следствия, в судебном разбирательстве по уголовному делу, в обжаловании и опротестовании определения суда, а также в возобновлении дела в отношении лица, к которому была применена принудительная мера медицинского характера.

 

33. 1. Обеспечение участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел путем: а) подачи заявлений в суд; б) непосредственного участия в судебном разбирательстве дел; в) опротестования незаконных постановлений.

2. Использование прокурорами предоставленного им законом права предъявлять в суд иски и заявления в целях устранения и пресечения нарушений закона. Прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут лично отстаивать в суде свои права и свободы.

3. Возбуждение в судах дела в тех случаях, когда спор имеет государственную или общественную значимость, принципиальный характер, затрагивает интересы регионов, значительной части населения или крупных трудовых коллективов.

4. Обращение в суд с требованием о признании недействительными противоречащих закону правовых актов.

5. Обеспечение полноты и аргументации исков и заявлений в суд, предоставление суду необходимых и исчерпывающих доказательств.

6. Обязательное участие в судебном разбирательстве гражданских дел, если такое участие предусмотрено законом или признано необходимым судом.

7. Обязательное участие в рассмотрении дел, возбужденных по заявлениям и искам прокуроров.

8. Участие в исследовании доказательств, вынесение заключений, возникающих во время разбирательства дела и по существу дела в целом. Прокурор обязан при этом руководствоваться принципами законности, состязательности и равноправия сторон.

9. Своевременное реагирование на допущенные судом ошибки. Принесение протеста по незаконным и необоснованным судебным постановлениям в делах, рассмотренных с участием прокурора. По другим де лам прокурор использует право принесения кассационных и частных протестов.

10. Проверка жалоб участников процесса, иных лиц, права и интересы которых нарушены вступившими в законную силу судебными постановлениями.

 

34. Участие прокуроров в арбитражном процессе является действенным средством укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности.

Прокуроры субъектов РФ, городов и районов, военных, транспортных и иных специализированных прокуратур имеют полномочия 1) подготавливать и предъявлять в арбитражные суды иски в защиту государственных и общественных интересов; 2) участвовать в их рассмотрении; 3) обжаловать и опротестовывать незаконные и необоснованные судебные акты.

Цели обращения с исками в арбитражные суды – 1) оперативное и реальное пресечение и устранение правонарушений, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и общественные интересы; 2) возмещение причиненного ущерба; 3) привлечение виновных к установленной законом ответственности.

Поводы для предъявления исков в арбитражные суды:

1. Выявление правонарушений, для устранения которых законодательство обязывает прокурора обратиться с иском.

2. Данные о занятиях запрещенными видами деятельности или коммерческой деятельностью при отсутствии или истечении срока действия лицензии (когда она требуется для конкретного вида деятельности).

3. Данные о недействительности оспоримых сделок и о ничтожности сделок, не соответствующих требованиям закона, а также совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности.

4. Выявление нарушений природоохранительного законодательства, связанных с причинением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде.

5. Выявление невыполнения обязательств в пользу государства, которое привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных проектов, целевых программ.

6. Выявление несоответствия учредительных документов юридических лиц требованиям законодательства и нарушений установленного порядка их образования и государственной регистрации.

 

35. Согласно п. 1. ст. 36 Закона о прокуратуре и п. 4 ст. 354 УПК РФ государственный обвинитель, в пределах своей компетенции, приносит в вышестоящий суд кассационное представление на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда.

В ст. 354 УПК РФ подчеркивается, что прокурор вправе обжаловать вынесенные судом решения. Однако, так как каждый приговор согласно ст. 297 УК РФ должен быть законным, обоснованным и справедливым, то нарушение этих требований влечет для прокурора не только право, но и обязанность обжаловать каждый такой приговор. В случаях изменения мнения прокурора о необходимости обжалования приговора, определения или постановления он может отозвать представление до начала рассмотрения его в вышестоящем суде (п. 3 ст. 359 УПК РФ). В кассационном порядке могут быть обжалованы приговоры любого суда, включая приговоры Судебных коллегий по уголовным и военным делам Верховного Суда РФ. Последние могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ (п. 4 ст. 355 УПК РФ). При осуществлении рассматриваемой деятельности прокурора важное значение имеет соблюдение установленного для кассационного обжалования срока. Статья 356 УПК РФ устанавливает, что представление на незаконный или необоснованный приговор может быть принесено в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. Если указанный срок прокурором пропущен, то представление рассмотрению не подлежит и возвращается прокурору. В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, прокурор может заявить в суд, рассмотревший дело, ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Суд может согласиться с доводами прокурора и восстановить пропущенный срок или отклонить ходатайство. В последнем случае постановление судьи может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Представление на незаконный или необоснованный приговор приносится прокурором в суд, рассматривавший уголовное дело.

В представлении прокурора должно быть указано наименование и состав суда, рассматривавшего дело, место и время его рассмотрения, номер дела и фамилии подсудимых, в чем обвинялись подсудимые и квалификация их деяний, резолютивная часть приговора суда, основания признанной прокурором незаконности или необоснованности приговора. Эта часть протеста должна быть изложена особенно тщательно. По существу, в ней излагаются основания принесения представления и полной или частичной отмены приговора. Такими основаниями могут быть: а) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; б) существенное нарушение уголовно-процессуального закона; в) неправильное применение уголовного закона; г) несправедливость назначенного судом наказания. В заключение представления прокурор излагает свои предложения об отмене или изменении приговора. Определения и постановления суда по уголовному делу опротестовывается прокурором при наличии оснований и в порядке, предусмотренным ст. 355 УПК РФ. По истечении установленного законом кассационного срока суд, в который было принесено представление, направляет его вместе с делом в кассационную инстанцию. Участие прокурора в рассмотрении вышестоящим судом принесенного представления регламентировано уголовно-процессуальным законодательством. В соответствии со ст. 377 УПК РФ прокурор в кассационной инстанции обосновывает изложенные в представлении доводы или высказывает возражения по поводу принесенной кассационной жалобы.

 

36. Производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке, но с учетом своих особенностей.

На подготовительной стадии судебного заседания прокурор должен проверить, правильно ли производится отбор кандидатов в присяжные заседатели, вручены ли данным кандидатам извещения в срок, установленный процессуальным законом. После доклада о явке в суд присяжных заседателей стороны могут заявить немотивированный отвод, причем дважды, первым его заявляет государственный обвинитель, который согласовывает собственную позицию с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

Судебное следствие начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя, т. е. прокурора, и защитника. Во вступительном заявлении государственный обвинитель излагает существо предъявленного обвинения и предлагает порядок исследования представленных им доказательств. После проведения судебного следствия стороны переходят к прениям сторон, в которых первым выступает государственный обвинитель. В своей обвинительной речи прокурор должен убедить присяжных заседателей, что данное преступление имело место, что подсудимый имеет отношение к данному преступлению и не заслуживает снисхождения. После прений сторон суд переходит к репликам сторон и последнему слову подсудимого, по окончании которых председательствующий произносит напутственное слово присяжным заседателям, разъясняет им суть поставленных перед ними вопросов, и присяжные удаляются в совещательную комнату для вынесения вердикта.

После тайного голосования старшина провозглашает вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Уголовно-процессуальным кодексом РФ закреплено, что если вынесен оправдательный вердикт, то он обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление им оправдательного приговора, а если обвинительный вердикт, то он так же обязателен для председательствующего, но это не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления. Если председательствующий признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления либо не доказано, участие подсудимого в совершении преступления то он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания. Это постановление не подлежит обжалованию в кассационном порядке (п. 5 ст. 348 УПК РФ).

 

37. Данное направление прокурорского надзора нацелено на соблюдение норм Конституции РФ и действующего законодательства. Специфика этого направления непосредственно определяется специфическими особенностями той сферы правовых отношений, которая связана с правами и свободами гражданина.

Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод гражданина – исполнение многочисленных законодательных актов, входящих в сферу регулирования прав и свобод человека и гражданина. Поскольку такие акты весьма разнообразны и их очень много, предмет данного направления очень широк.

Это направление прокурорского надзора имеет приоритетный характер, поскольку служит одним из важнейших средств реализации всей политики государства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ и другими действующими законами.

Объекты этого направления: 1) федеральные министерства; 2) государственные комитеты, службы, иные федеральные органы исполнительной власти; 3) представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации; 4) органы местного самоуправления; 5) органы военного управления; 6) органы контроля, их должностные лица; 7) органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

 

38. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» был принят 17 января 1992 г.

Структура: ФЗ состоит из 7 разделов и содержит 54 статьи.

Раздел 1. Общие положения. Содержит понятие прокуратуры, рассматривает ее деятельность и принципы организации, международное сотрудничество, недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора каких-либо лиц, а также участие прокурора в заседаниях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, обязательность исполнения требований прокурора, координацию деятельности по борьбе с преступностью, рассмотрение прокурором заявлений и т. д.

Раздел 2. Система и организация прокуратуры РФ. В этом разделе рассматривается система прокуратуры РФ, Генеральная прокуратура РФ и Генеральный прокурор РФ, назначение его и других прокуроров на должность, прокуратуры субъектов, городов, районов, полномочия этих прокуроров и коллегии в органах прокуратуры.

Раздел 3. Прокурорский надзор. В данный раздел входят 4 главы.

Глава 1 рассматривает общий надзор, т. е. надзор за исполнением законов и акты прокурорского реагирования на нарушение законов.

Глава 2 предусматривает надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Глава 3 рассматри-вает надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Глава 4 закрепляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Раздел 4. Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Рассматривает случаи участия прокурора в рассмотрении дел судами, опротестование судебных решений, отзыв протеста, приостановление исполнения судебного приговора, представление о даче судам разъяснений.

Раздел 5. Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры. В ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» содержатся положения о службе в органах и учреждениях прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора или следователя, ограничения по службе, испытание при приеме на работу, присяга прокурора (следователя), аттестация прокурорских работников, присвоение классных чинов, выдача служебного удостоверения, личное дело работника, форменное обмундирование. А также отпуск, поощрение, ответственность, прекращение службы, повышение квалификации, материальное и социальное обеспечение, меры правовой и социальной поддержки.







Date: 2016-05-23; view: 1891; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию