Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выделяют три фазы адаптационного процесса





1. Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.

2. Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средневозрастными нормами; фаза длится 3 – 5 месяцев.

3. Фаза компенсации – характеризуется ускорением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.

 

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

§ легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10 – 15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;

§ адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5 – 7 дней, есть признаки психического стресса;

§ тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Итак, адаптация обычно протекает сложно с множеством негативных сдвигов в детском организме. Причем эти сдвиги происходят на всех уровнях и во всех системах. Несмотря на это мы, обычно, замечаем эти изменения лишь в поведении ребенка. Это происходит потому, что попадая в новый коллектив, ребенок постоянно находится в состоянии нервно-психического напряжения. Если сравнить силу стресса малыша, проходящего период адаптации в детском саду, и силу стресса космонавта, отправляющегося в полет, то мы получили бы одинаковые, идентичные результаты.

От чего зависит процесс протекания адаптации к детскому саду?

Характер адаптационного периода зависит

- от возраста детей. Малыши в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми.

- уровня здоровья ребенка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.

- предшествующего опыта малыша, т. е. от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к незнакомым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.

- психологических и личностных особенностей ребенка,

- сформированных умений. Труднее адаптируются дети у которых не сформированы навыки самообслуживания (умения самостоятельно есть ложкой, одеваться и пользоваться туалетом).

- от разницы в методах воспитания, отсутствие единства требований воспитания в семье и детском саду

- от отношения с ровесниками. Одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам с ними. Неумение обращаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

- от умения ребенка общаться со взрослыми, сформированности предметной и игровой деятельности. Это основные критерии, по которым можно судить о степени готовности малыша к поступлению в детский сад и благополучному пребыванию в них.

В адаптационном процессе заинтересована вся личность ребенка в ее совокупности, но решающее значение принадлежит эмоциям. Ребенок быстро и непосредственно эмоционально реагирует на все воздействия внешней среды. От положительных или отрицательных эмоциональных отношений, которые возникают между ребенком и новой средой, зависит скорость и легкость его приспособления.

Подготовка ребенка, его постепенное вовлечение в новую среду, правильно организованные систематические воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личн

 

23.Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности дошкольников. Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве и представляет собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшее распределение предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. В дошкольном возрасте у детей познавательно-исследовательская деятельность развивается в основном через различные игры, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность входит в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Путей развития потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность один из самых эффективных. Характеристика этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста. Первый этап характеризуется проявлением любопытства. А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, со «способностью приобретать человеческие способности» и с «готовностью воспринимать мир».

Ребенок – дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу.

Особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности. Содержание активности ребенка, по мнению А.К. Дусавицкого, с возрастом меняется, оно становится более целенаправленным и углубленным, меняется характер дошкольника, его отношение к действительности. Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей.

Овладевая исследовательской деятельностью, дошкольник вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности. Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности. Используя различные способы действий, ребенок начинает ориентироваться не только на процесс, но и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение. У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. В этот период, как отмечает Н.С. Пантина, главное противоречие в деятельности ребенка состоит в том, чтобы оторваться от ситуации, от старого стереотипа выполнения действия и учесть новые условия решения исследовательской деятельности: у ребенка развивается способность к обобщению явлений окружающей действительности и способность к преодолению трудностей.

Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив деятельности ребенка соединены и выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект, именно на этом этапе ребенок осмысленно принимает познавательную задачу.

Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу. Но, знания, которые получает ребенок таким путем, усваиваются хуже, чем не в логике науки.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Однако, самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому проводя какие-то исследования, эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

 

Исследовательская деятельность. Развивать исследовательскую де­ятельность ребенка, оказывать помощь в оформлении ее результатов и со­здавать условия для ее презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка.

 

 

24 Сенсорное воспитание в ДОО: понятие, значение, задачи, содержание, методика.

Сенсорное воспитание - система целенаправленннх педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания я совершенствование ощущений и восприятия.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (память, мышление) строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, звучание, запах и т.п.). Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Необходимо для успешного обучения ребенке в детском саду, в школе. Большая роль сенсорных процессов в формировании индивидуальных способностей ребенка. Большинство из них имеет ярко выраженную сенсорную основу (музыкальные, изобразительные и др.).

Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;

3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорны': эталонов в практической к познавательной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе. Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др. В программу сенсорного воспитания включены и способы обследования предметов, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т.п. В программу сенсорного воспитания включена и система сенсорных эталонов - это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.), длительность времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т.п. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире, помогает видеть знакомое в незнакомой, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности, поднимается на

новый, более высокий уровень знаний – обобщенных и систематизированных.

Date: 2016-05-23; view: 5186; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию