Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Целью нашего исследования было изучение роли
миндалевидного комплекса в формировании агрессивности и пароксизмальных аффективных состояний у человека, удобную модель которых представляет височная эпилепсия. В данном случае под термином «агрессивность» мы, так же как и некоторые другие авторы, подразумеваем резкую раздражительность, злобность, грубость, не поддающиеся социальному контролю. Исследования электрической активности глубин-ных структур височной доли и эффектов электролитической деструкции МЯК человека производили у 14 больных височной эпилепсией с выраженной агрессивностью и пароксизмальными аффективными состояниями. (...) Выводы 1. У больных височной эпилепсией с выраженными эмоционально-аффективными нарушениями в дорсомедиальнои части миндалевидного комплеса регистрируется эпилептическая электрическая активность. 2. Деструкция дорсомедиальнои части миндалевидного комплекса приводит к уменьшению или полному исчезновению агрессивности и пароксизмальных аффективных состояний у человека. 3. Гиппокамп не является структурой, непосредственно участвующей в механизмах эмоциональных реакций. Развитие эмоционально-аффективных нарушений при сушествовании эпилептического очага в гиппокампе является результатом распространения судорожного разряда на другие структуры лимбической системы, в частности на миндалевидный комплекс. Ж.М.ГЛОЗМЛН ЛИЧНОСТЬ И НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ1 Анализ проблем личности и общения на чате-риале патологии как органического, так и функционального гснеза отчетливо выявляет, во-первых, их взаимосвязь и взаимообусловленность, каковы бы ни были.этиология и феноменология нарушении личности и общения Будучи продуктом общественного развития, личность диалогична по своей природе Поэтому любое изменение личности, ее мотивационной сферы, ценностных ориентации, динамических смысловых образовании и пр не может не изменить сферу межличностных взаимодействии данного человека, не отразиться на структуре его общения с другими людьми И наоборот, сужение круга общения человека или изменение по субъективным или объективным причинам характера его межличностных взаимодействий приводят к выраженным нарушениям различных аспектов личности этого человека и вследствие этого личностного компонента всех его психических функции и процессов Взаимосвязь изменений личности и обшения была подтверждена в целом ряде теоретических и экспериментальных исследований Особенно ярко она проявляется в феномене «порочного круга» при нарушениях речи, когда патологическая личностная реакция в виде «страха речи» препятствует актуализации даже имеющихся у больного возможностей общения, а невозможность общения еще более усиливает «страх речи» и другие неврозоподобные изменения личности И наоборот, как было показано в ряде описанных экспериментальных исследовании и клинических наблюдении, восстановление возможностей вербального и невербального общения способствует полной личностной динамике, прежде всего в области самооценки личностных реакций и установок больного, что отражается и на поведенческом уровне (уменьшается «страх речи», увеличивается общая и вербальная активность больного), и в сфере межличностной перцепции и межличностных отношений с окружающими Все эти данные вносят свои вклад в проблему понимания соотношения биологического (органического) и социального в развитии болезни и изменений психики больного Экспериментально на модели изучения феномена тревожности у больных с афазией была подтверждена двойственная природа изменений личности при нарушениях общения органическая (обусловленная заболеванием) и функциональная (связанная с реакцией больного на дефект и отношение окружающих к нему), различающиеся по своим проявлениям, времени формирования на протяжении болезни и специфике обратного развития в ходе восстановительного обучения Здесь находит свое применение известная формула С Л Рубинштейна о том, что внешние причины деиств>ют, преломляясь через внутренние условия 1 Глозман Ж М Личность и нарушения общей М Изд-во Моек ун-та, 1987 С 133—136 Далее, проведенных анализ различных аспектов изменении личности и общения показывает специфичность и взаимосвязанность нарушений трех выделенных звеньев общения операционально-технических возможностей общения, мотивапионного звена общения и звена контроля общения Нарушение каждого из этих звеньев приводит к специфическим изменениям личности больного, но при этом не остаются интактными и остальные звенья процесса общения Так, нарушения операционально-технических возможностей коммуникации приводит к изменению иерархии смыслообразующих мотивов больного, мотив, побуждающий и направляющий речевую деятельность больного, приобретает функцию смыслообразования, целью коммуникации становится не обеспечение (планирование, координация и пр) другой деятельности, а само порождение речевого высказывания Основным механизмом возникновения патологических изменении личности в этих случаях является противоречие между высокой мотивацией к комм\никации и резко ограниченными ее операционально-техническими средствами — противоречие, которое больной не может разрешить собственными силами и которое можно устранить, воздействуя с двух сторон с помощью восстановительного обучения расширить вербальные и невербальные возможности коммуникации больного и перестроить под влиянием группового взаимодействия мотивационно-смысловые образования личности Патология операционально технического звена коммуникации сочетается также у некоторых групп больных с нарушением контроля за своей речью и осознания своих речевых дефектов, в результате чего возникает специфический синдром личностных нарушении и трудности адекватного восприятия межличностных отношении окружающих, в том числе членов семьи больного С другой стороны, нарушения звена мотивации и контроля общения (тесно взаимосвязанных между собой) приводят к сужению (вплоть до аутизма) или искажению коммуникативных возможностей больных, проявляющемуся как в изменениях лексического и грамматического оформления речи больных шизофренией или больных с поражением лобных структур мозга, так и в дефектах перцептивных характеристик общения Взаимосвязь всех звеньев общения является отражением системного строения сложных психологических процессов, обеспечиваемого совместной деятельностью различных функциональных блоков и отделов мозга, образующих сложную саморегулирующуюся систему (А РЛурия, 1973) Это вызывает необходимость системного подхода к анализу общения в его взаимосвязи с другими психическими процессами и функциями и, прежде всего, во взаимосвязи с личностью человека как субъекта и объекта общения Если рассмотреть проанализированные нарушения с точки зрения эллипсоидной структуры жизненного мира человека с двумя равнозначными и взаимосвязанными концентрами «Я» и «другой», то можно думать, что патология различных звеньев процесса коммуникации вызывает различные типы искажений этой эллипсоидной структуры При нарушении операционально-технических возможностей коммуникации патологический характер носят связи между этими двумя концентрами «Я» и «другой» и прежде всего, путь от «Я» к «другому» При нарушении мотивации к коммуникации бииентрическая структура мира, как нам представляется, заменяется моноцентрическои, т е концентр «другой» утрачивает присущие ему характеристики вне находим ости и равнозначности, другой человек выступает в качестве объекта, а не взаимодействующего субъекта. При нарушении звена контроля за коммуникацией страдает прежде всего обратная связь между указанными двумя концентрами, т.е прежде всего, путь от «другого» к «Я». Однако при патологии каждого звена процесс общения страдает целиком, во всех его аспектах, т.е. нарушается в той или иной степени и коммуникативная, и интерактивная, и перцептивная стороны общения. Таким образом, материал патологии отчетливо показывает взаимосвязь и взаимообусловленность этих сторон общения. С другой стороны, эта взаимосвязь может быть использована в качестве опоры в процессе восстановления личности и общения: активно используя в терапевтической группе интерактивную и перцептивную стороны общения, можно компенсировать коммуникативные дефекты и наоборот. При этом на первый план выступает задача дея-тельностного опосредствования мотивапионно-смыс-ловых образований личности, такой организации межличностного взаимодействия в группе, при которой максимально активизируется побудительная функция мотивов и достигается «оптимальное как по содержанию, так и по форме сопряжение предметно-практической и коммуникативной деятельности» (АА.Бодалев, 1986, с. 22). Оптимальная организация общения в терапевтической группе больных создает условия для мобилизации созидательной активности психики, личности, роста ее самосознания, «духовного производства». И тогда вступает в действие формула А.Н.Леонтьева, перефразирующая указанную выше формулу С Л.Рубинштейна: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет» (AM.Леонтьев, 1975, с.181).
РАЗДЕЛ10 Date: 2016-05-13; view: 534; Нарушение авторских прав |