Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты эксперимента. обсуждение 3 page





Функциональная асимметрия рассматривается как важнейшее проявление совместной работы полуша-рии Это бычо убедитечьно показано в исследованиях с «расщепленным мозгом» экспериментальных живот­ных ci также бочьных эпилепсией, у которых рассече­ние мозговых комиссур производилось с лечебными цечями (КМ Быков АД Сперанский 1924, R WSperry, 1961, MSGazzemga 1967, В М Мосидзе и др, 1968)

До недавнего времени свойство доминантности связывалось исключительно с корой больших полу­шарии Теперь же появились данные, что функция доминантности попушарии обеспечивается не толь­ко корковыми но и некоторыми подкорковыми ядрами Эти материалы бьпи получены главным об­разом в связи с широким применением стереотак-сического метода в нейрохирургической практике (RHassiei \967,DSBeI/ 1968 и др)

По сравнению с одномоментными стереотаксичес-кими вмешательствами существенными преимушест-е ши обладает способ интранерсбральных долгосрочных («вживленных») электродов, используемый в рамках комплексною метода исследования структурно-функ­циональной и нейрофизиологической организации мозга человека (Н Л Бехтерева, 1966, 1974)

В настоящем сообщении анализируются эффек­ты стереотаксических воздействии, проявляющиеся в изменениях речи и нарушениях «схемы тела» и имеющие прямое отношение к проблеме участия г [убоких структур в механизмах функциональной асимметрии мозга

Во время стереотаксичсскои операции (нейро-хир>рг А Н Бондарчук) в заранее выбранные под-

Физиология человека 1975 Т 1 №3 С 405—409

 

корковые ядра — «структуры мишени» (ядра та-ламуса, стриопаллидума образования лимбико-ретикулярного комплекса и проводящие пути) — вводились золотые электроды в виде четырех—шести пучков по шести электродов в каждом (// П Бехте­рева и др, 1967) С окончанием постоперационного периода для уточнения локализации электродов и получения необходимых прогностических данных осуществлялись диагностические электростимуля­ции биполярными прямоугольными импульсами продолжительностью 1 мс (напряжение 10 В) оди­ночными или в виде серии 8 25 и 50 имп /с (продол­жительность серии 3 с) Всчед за этим проводились чечсбные мероприятия в виде анодных электроли-зисов или лечебных электростиму шции

В ходе >казанных воздействии осуществлялся постоянный контроль за динамикой нервных и пси­хических функций в том числе с помощью методи­ки предложенной А Р Лурия и разработанных нами сенсибилизированных тестов Результаты этих иссле­дований частично представлены в ряде публикации (В М Смирное, А Н Шандурина 1973) * * *

Исследования речевых функции проводились у больных с гиперкинезами при электрических воздей­ствиях на 472 участка мозга расположенных в пере­численных выше подкорковых образованиях В ходе исследовании были обнаружены изменения различ­ных сторон речевой деятельности и проанализирова­ны их отношения к исследованным подкорковым образованиям доминантного и субдоминантного по­лушарии В результате сопоставления собственных и литературных данных нами была разработана клас­сификация речевых стерсотаксических симптомов (В М Смирнов, А Н Шандурина 1973) в которой выде­лены две основные группы симптомов 1) изменения имевшихся нарушении речи и 2) появление новых речевых эффектов

Имевшиеся у наших бочьных нарушения экспрес сивнои речи проявлявшиеся дизартрией, дисфазиеи и изменениями темпа речи были обусловлены дис­функцией экстрапирамиднои пирамидной или моз­жечковой систем Все стереотаксические воздействия, улучшавшие деятельность названных систем способ­ствовали уменьшению перечисленных речевых нару­шении в редких случаях такие воздействия усиливали имеющиеся речевые симптомы

Ко второй группе были отнесены все изменения речи которые не имели отношение к наличной ре­чевой патологии и возникали в прямой связи со сте-рсотаксическим воздействием

Симптомы второй группы в зависимости от раз­личия механизмов их реализации были разделены на три подгруппы 1) нарушение артикуляции и фона­ции 2) дисфазические проявления 3) изменения речевой активности

() Мы ограничимся здесь рассмотрением роли глубоких образований мозга в системной организа­ции речевой деятельности, в том числе с учетом зна­чения функциональной асимметрии мозга Прежде всего необходимо оговорить, что не следует ставить знака равенства между локализацией паточогичес-кого синдрома и локализацией в мозгу соответству­ющей функции Поэтому данные, приведенные в настоящей работе не используются нами для пред­положения о наличии в подкорковых ядрах каких-либо «речевых центров» Мы полагаем, что речевая деятельность реализуется сложной суперсистемой — многоуровневой: иерархической организацией суб-



систем и б1оков вербальной памяти Подкорковые образования в зависимости от вида реализуемой дея­тельности могут включаться в качестве звеньев как сравнительно элементарных субсистем, обеспечи­вающих, например, фонацию, так я субсистем, не­сравненно более сложных, участвующих в синтезе образа с его симвопическим языковым аналогом Так, вснтролатеральнос таламическое ядро, являясь важней­шим модулятором прсмоторнои коры, участвует в структурно-функционально и организации моторной речи При стереотаксических воздействиях на это ядро возникают речевые симптомы типа моторной дисфа-зии дизартрии, изменения темп<> речи, остановки речи и принудительной вокализации (В М Смирнов, 1974 и др) При сходных воздействиях на тдламическую по-д\шку, важнейшее звено таламопаристальнои систе­мы обеспечивающей синтез зрительного образа с его речевым (символическим) аналогом, возникают яв­ления аномии и отчуждения смысла слова (GA Ojemann el ul I968 и др) Существенное значение имеет участие подкорковых образовании (особенно лимбико-рети-кулярного комплекса) в формировании доминирую­щей мотивации, мобилизующей суперсистему на выпошение рсчепои деятельности в соответствии с воз­никшей потребностью Так. нами и другими авторами (В М Смирнов, А Н Шандурина, 1973, J Cooper, 1965 и др) были описаны случаи акинетического мугизма при выключении участков мезэнцефаличсскои рети- к\ тарной формации что вызывало инактивацию цере­брального моторного аппарата, особенно его отделов, обеспечивающих экспрессивную речь

Данные стереотаксической семиологии речи от­четливо коррелируют с клинико-аиатомическими сопоставпениями которые обнаружили поражение некоторых глубоких образовании мозга у больных с определенными речевыми нарушениями Дизартрию и дисфонию цснтрачъного происхождения чаще всего связывают с поражением пирамидных путей, экстрапирамидных и мозжечковых образовании, а некоторые случаи афазии — с распространением патотогического процесса на зрительный бугор (В Пенфик) Л Роберте 1964 и др) Наши клинико-электроэнцефалографическис исследования ботьных с афазией сосудистого происхождения" показали роль нарушении корково-подкорковых взаимоотношении в механизмах моторной динамической и сенсорной акустико-мнестическои афазии (А Н Шондурина, 1972)

В последнее время были получены новые фак­ты, свидстетьствуюшие о том, что роль подкорко­вых образовании в мозговой организации речевой деятельности еще более значительна, чем предпола­галось ранее В работе Н П Бехтеревой с сотрудника­ми (Н Л Бехтерева П В Бундзен, 1974), выполненной в усчовиях непосредственного многоточечного контакта с мозгом человека было показано, что сле­довые процессы, формирующиеся на уровне ней­ронных популяции тдламуса и бледного шара в момент предъявления вербальных раздражитетей, имеют характер пространственно-временных паттер­нов отражающих рельеф динамических спектров использ>емых сигналов

Анализ стереотаксических речевых симптомов позволяет рассмотреть значение функциональной асимметрии мозга на подкорковом уровне В настоя­щее время уже получены данные об относительном доминировании некоторых ядер левого таламуса (по­душка, вснтролатератьное ядро) в церебральных механизмах, обеспечивающих реализацию символических вербальных функции (D S Bell, 1968, Б И Ка-менецкая, Е Ю Ривина, 1970 и др) Так, одни авторы (GA Ojemann et a!, 1968) наблюдали развитие аномии при злсктростимуляции подушки только левого тала-муса, а другие (М Rikean, L J Levita, 1964) >казывали на значительно более частые нарушения выполнения вербальных тестов после стерсотаксических операции на подкорковых ядрах доминантного полушария, глав ным образом вентролатеральном таламичсском ядре


Вместе с тем отмечалась возможность появления вербальных нарушении при стереотаксических воз действиях на с>бдоминантное пол>шарие (МRikean ei a! 1969 и др) Нами было установлено значение признака доминантности полушарии только в слу-чаях длительного течения дисфазических симптомов, тогда как для возникновения кратковременных про­явлений дисфазии признак доминантности noiv-шарии не играл существенной роли Что касается других речевых стереотаксических симптомов, то их возникновение мопо быть связано с воздействиями на глубокие отделы как доминантного, так и cv6 доминантного полушарии Однако изменения имев­шихся речевых расстройств а также появление дизартрии, дисфонии и речедвигательных автома тизмов несколько чаще отмечались при электричес­ких раздражениях и выключениях подкорковых ядер доминантного полушария (В М Смирнов А Н Шанду-рина, 1973, Э И Кандель, 1965 и др)

Согласно традиционным неврологическим пред­ставлениям, целостное восприятие человеком своею тела («схема тела») связывается с деятельностью суб-дочинантного полушария, главным образом с его та-ламо-пар метальной системой — основным хранилищем энграмм (матриц до [госрочнои памяти) трехмерной модели тела (И Head G Holmes, 1911, М Cntchley \ 953 и др) Однако в последнее время оказалось, что приз­нак доминантности полушарии для структурно-функ­циональной организации механизмов восприятия своего тела менее значим, чем для речевой деятельнос­ти Так, были получены данные, что нарушения «схе­мы тела» могут возникать при поражениях как доминантного, так и субдоминантного полушарии, однако конкретные картины таких нарушении оказы­вались различными Например, при правосторонней локализации очаюв поражения чаше наблюдаются синдромы анозогнозии паралича, гемисомагагнозия псевдополимслия, переживание отчужденности ко­нечностей, игнорирование контрлатеральнои полови­ны тела и конгрлатералыюго внешнего пространства, а при левосторонней локализации очагов — двусто­ронние соматогностические расстройства и затр\дне-ния использования словесных обозначении частей тела и пространственных отношении (С В Бабенкова и др, 1971) Названные различия соматогностических рас­стройств при поражениях правого и левого полушарии рассматриваются в качестве доказательства функ­циональной неравнозначности теменных долей суб­доминантного и доминантного пол>шарий Полагают, что теменная доля правого полушария осуществляет интеграцию сенсорной информации, поступающей от противоположной половины тела и соответствующей части внешнего пространства на конкретном (перво-сигнальном) уровне, тогда как теменная доля левого полушария участвует в обобщении сенсорной инфор­мации от обеих половин тела и всего окружающего пространства на понятийном (второсигнальном) >ровне (Е fl Кок, 1971, ГЭкиен 1960) С зтими представ­лениями согласуются результаты наших клинико-ана томических и клинико-электроэнцефалогрзфичегких (А И Шандурина, 1966, 1970) исследовании у больных с различными анозогностическими и соматогности-чсскими синдромами при очаговых сосудистых пора­жениях правого и левого полушарии мозга


Уточнению роли подкорковых образовании в структурно-функциональной организации системы «схемы тела» способствовали наши исследования изменении восприятия больными собственного тела и его пространственных координат при стереотак-сических воздействиях на глубокие структуры мозга в процессе лечения методом «вживленных» электродов Проанализированы эффекты стереотаксических воз­действии на 434 участка мозга (в правом полушарии 286, в левом — 148) Наблюдалось 166 случаев наруше­нии «схемы тела», вызванных электрическим раздра­жением или выключением 71 участка мозга При этом были выявлены следующие виды соматогностичсских расстройств 1) искаженное восприятие всего тела ичи его частей при воздействиях на задние отделы тала-муса и височные лимбические структуры, имеющие отношение к переработке и модуляции потоков сен­сорной информации, 2) игнорирование контрлатераль­ных конечностей, освобожденных от ригидности и тремора и не затронутых парезом (данный феномен появлялся при некоторых лечебных деструкциях вент-ролатсрального ядра таламуса, по-видимому, в связи с изменением режима модулирующих влияний этой структуры на премоторную кору, что может сказы­ваться на работе двигательного анализатора в целом), 3) затруднения употребления символических обозна­чении частей тепа (пальцевая афазия) пространст­венных отношении (дезориентировка в правом и левом), вызванные воздействиями на паракапсуляр-ные отделы таламуса и бледного шара с распростра­нением тока на некоторые проводящие пути, это приводило к искажению и блокаде передающейся по ним информации, необходимой для нормального функционирования системы «схемы тела» и ее взаи­модействия с речевой системой, 4) неадекватное от­ношение больных к изменениям своего состояния, вызванным обширными лечебными деструкциями та­ламуса и бледного шара

Все перечисленные соматогностические расстрой­ства были нерезко выраженными и преходящими По нашим данным, для возникновения, кратковремен­ных соматогностических расстройств при стереотак­сических воздействиях на глубокие структуры мозга признак доминантности полушарий на подкорковом уровне не имеет существенного значения Этот вывод перекликается с мнением других авторов, отрицаю­щих значение признака доминантности для появления пароксизмальных соматогностических симптомов (JAjuriaguerra, И Нёсаеп, 1960)

Хотя стереотаксические симптомы нарушения «схемы тела» преходящи, относительно слабы, наблю­даются вне картины выраженных психических нару­шении и не имеют четкой связи с воздействием на то или иное полушарие, их можно рассматривать как сво­еобразные клинические модели развернутых, стойких и массивных психопатологических изменении, харак­теризующих синдромы анозогнозии и соматагнозии при грубой очаговой патологии мозга развившейся на фоне отчетливых обще церебральных нарушении При этом, как показали наши клинике-элсктроэнцефало-графическис сопоставления (А Н Шандурина, 1970), значение локальных и общецсребралъных факторов в генезе анозогнозии и соматагнозии неодинаково Со-матагностическис расстройства имеют, по-видимому, внутрисистемный характер и связаны с дисфункцией тех или иных звеньев таламопариетальной системы, а также с нарушением интрацснтральиых отношении внутри этой системы В противоположность этому ано зогнозия развивается при устовии присоединения к локальному поражению мозга общецерсбральных из­менении, включая диссоциацию парной работы по л>шарии и дисфункцию глубоких структур мозга

Анализ собственных и литературных данных при­водит к выводу, что возникновение нарушении речи и восприятие «схемы тела» обусловлены сочетанием нескольких локальных и общецсребральных факторов

1) локализацией патологическою очага в определенных отделах коры или подкорковых образовании мозга,

2) нарушением взаимоотношении между корковыми и подкорковыми звеньями динамической системы, обеспечивающей реализацию данной функции, 3) преимущественным поражением доминантного или субдоминантного полушария 4) диссоциацией парной работы полушарии, 5) наличием общецеребральных изменении, в том числе и вызванных снижением восходящих неспецифических влиянии Особенности каждого конкретного синдрома определяются различиями качественных и количественных характеристик перечисленных факторов, а также соответствующим их сочетанием

В заключение отметим, что фактор функциональ­ной асимметрии мозга имеет относительное значе­ние для реализации различных форм нарушении речи и «схемы тела» в зависимости оттого, какая именно психическая функция страдает и на каком уровне ее вертикальной и горизонтальной мозговой организа­ции возникают основные нарушения


Ж.М.Глозмлн нейролингвистический анализ аграмматизмов при афазии1

Одним из важных и распространенные симпто­мов нар>шения речевой деятстьности при афазии являются дефекты грамматического оформления вы­сказывания Несмотря на большое количество работ, изучающих нарушения грамматики речи больных с афазией, понятие «аграмматизма» в современной афазиологическои литературе не является четким и однозначным, оставаясь, по словам Г Гудгласса, «субъективным термином, основанным на клини­ческом впечатлении, несмотря на значение этого понятия для клинической диагностики и неиропси-хологической теории»

Остается открытым вопрос наблюдается ли аграм мзтизм только при моторной афазии или также и при других формах афазических дефектов речи Кроме того, в ботьшинстве своем имеющиеся исследования аграм-матизмов довольно узко подходят к изучению этой проблемы рассматривая ее в какой-либо одной рече­вой модальности (при повторении, в пробах на фор-мо- и словообразование и др) хотя в ряде работ есть указания на необходимость сочетания подобных проб с нсиролингвисгическим анализом аграмматизмов в спонтанной речи больных с разными формами афа­зии Топько такой широкий подход может позволить выяснить характер и структуру грамматических дефек­тов при афазии и решить вопрос о том, характерен ли аграмматизм для афазии вообще или он является спе­цифичным для отдельных форм афазии

Правитьное решение этих проблем имеет большое практическое значение дтя диагностики и восстанов­ления речи при афазии Оно может также представить интерес и для психологической и психолингвистичсс-кои теории грамматики речи, для лучшего понимания стр\ктуры и механизмов порождения грамматически правильного высказывания

Анализ литературы и неиропсихологическая прак­тика позволяют выдвинуть следующие гипотезы

1 Аграмматизм является симптомом, характерным для афазии как нарушения речевой деятельности

2 Однако, наряду с дефектами грамматики речи, общими для разных форм афазии, с\ шествуют как нам представляется, и специфические дтя каждой формы афазии вилы аграмматизмов, отражающие раз-шчную пеиропсихочогическую природу разных форм афазии

3 Можно предположить, что различная структура аграмматизмов при разных формах афазии является отражением нарушения различного звена в процессе порождения грамматически правильного высказывания Эксперимент состоял из 2-х серии опытов

Задачей 1-й серии являлся нейролингвистическии анализ структуры нарушении грамматики спонтанной речи больных с афазией Записанные на магнитофон тексты анализировались как со стороны нарушения грамматической схемы фразы (отсутствия или избы-

1 Badama hngwistyczne nad afazia Warszawa Wydawnictwo Polskiej Akademn nauk, 1978 С 39-^14

 

точности необходимых членов конструкции), так и с точки зрения дефектов употребления граммати­ческих форм слова (нарушении систем глагольного и именного изменения)

Задачей 2-и серии эксперимента было исследовать с помощью специально подобранных проб граммати­ческие возможности больных и степень владения ими грамматическими конструкциями различной сложное ти Мы исследовали, в частности сохранность лингвис­тического отношения к слову возможность осознания грамматических категории слов а также соотношение грамматического и лексического факторов в слове Для решения этих задач нами был предложен метод «пара дигматической классификации» слов по заданному грамматическому признаку Мы применяли также мо­дифицированный тест Эббингауза и другие пробы

В эксперименте участвовали 10 здоровых испы-т\емых и 34 больных с афазией (моторной, зкусти ко-мнестическои, семантической и динамической формами)

Анализ результатов эксперимента показал от­четливые нарушения грамматического оформления высказывания при всех иссчедованных формах афазии т с, как мы и предположили аграмматизм деистви тельно оказался характерным дтя афазии как нару­шения речевой деятельности

Грамматические дефекты речи у ботьных с афази­ей были выявлены нами в различных >словиях речсп роизводства в спонтанной речи, при повторении фраз различной длины и грамматической спожности в спе­циальных пробах выявляющих нарушения какой пибо определенной грамматической функции Во всех сери­ях эксперимента при всех формах афазии обнаружены существенные статистически значимые отчичия от нормы (рис 1)

Этот результат хорошо согласуется с разработан ной Л С Выготским, А Р Лурия и др концепцией о системном характере речевых нарушении при афа­зии Афазия, как сложное нарушение речевой дея­тельности, вовлекающее в патологический процесс практически все виды и формы речи, не может не затрагивать столь важной стороны речепроизводства как грамматическое оформление высказывания

Ряд грамматических ошибок был выявлен нами при всех исследованных формах афазии пропуск предиката, тенденция к избыточности вставочных кон струкции, нарушение падежного склонения сушестви тельных и родового изменения прилагатетьных, нарушения видо-временной системы паголов и др

Гипотезу об общеафазическом характере аграмма-тизмов подтверждает и факт одинаковой (несовпадаю­щей с нормой) иерархии сложности синтаксических

Рис. 1. Средним индекс аграмматизма в спонтанной

речи больных с разными формами афазии в

сравнении с нормой

Н — норма М А — моторная афазия

С А — семантическая афазия А А — акустико-

мнестическая афазия ДА— динамическая афазия

конструкции при афазии для всех больных наибо­лее сложными при повторении оказались пассивная (С3) и инвертированная обратимая (С4) конструк­ции (рис 2)

Рис. 2 Зависимость числа грамматических ошибок

(Г) от синтаксической сложности (С) повторяемой

фразы

1 — моторная афазия 2 — семантическая афазия,

3 — акустико-мнестическая афазия

Несовпадение иерархии сложности грамматичес­ких конструкции в норме и при афазии может указы­вать на то что речевые дефекты при афазии являются не упрощением грамматики речи, а структурным нарушением уровня грамматического оформления мысли и ее передачи в речевой форме Это — нару­шение не количественной а качественной стороны грамматики речи

Хотя симптомы аграмматизмов были выявлены нами при всех исследованных формах афазии выра­женность и структура грамматических нар\>шении бы in раз тчны при разных формах афазии Анализ рс-змьтатов всех экспериментатьных серии подтверж­дает что наиботес грубый распад грамматического оформления высказывания происходит при мотор­ной афазии

При анализе грамматических ошибок в спонтан­ной и повторной речи мы выявили наряду с указан­ными выше ошибками, характерными для всех форм афазии и ошибки дифференцирующего характера замена косвенной формы существительных нулевой при моторной афазии ошибки в родовых окончаниях глаголов при динамической афазии и в родовых окон­чаниях местоимении при акустико-мнсстической афазии смешение пространственных предлогов при семантичсскои афазии и др

Таким образом, представляется возможным вы­делить синдромы аграмматизмов при разных формах афазии Известно что различные формы афазии име­ют разную психофизиологическую основу (А Р Лурия, Л С Цветкова и др) Можно предпотожить поэтому, что различные типы грамматических нарушении яв-1яются отражением различных психофизиологических ме\.шизмов нарушения речи при разных формах афа­зии на уровне грамматического оформления высказы­вания

Дапее, анализ позволяет выделить две основные груп­пы грамматических дефектов при поражении передних (заднетобно постцентральных) и задних (височно-те-менных) отлетов речевых зон коры

Полученные результаты хорошо согласуются с разработанной А Р Лурия и Р Якобсоном концепци-ей о двух основных классах афазических дефектов речи, связанных с преимущественным выпадением синтагматической и парадигматической организации речевого процесса

Избирательность нарушения этих двух сторон речи проявилась например, в характере нарушении морфологической структуры речи при разных фор мах афазии Значение слова включает 2 компонента лексический (значение лексемы в целом), опреде­ляемый парадигматическими отношениями слова и грамматический (деривационный), представляю­щий совокупность значении отдельных морфем, т е синтагматические отношения (Л Б Сахарный) В опро­щенных словах деривационный фактор равен 0 в производных словах он, наоборот, сильнее лекси­ческого

Наше исследование показало, что при афазии эта закономерность нарушается У больных с мотор­ной афазией, у которых страдает, прежде всего синтагматическая организация высказывания была выявлена тенденция к повышенной <деэтимоюги зации», тек усилению лексического фактора за счет игнорирования этимологических связей родственных слов, а также служебных слов, обладающих только грамматическим значением При акустико-мнести-ческои афазии был обнаружен феномен «вторичной этимологизации», когда опрощенное слово начина­ет вновь восприниматься как морфологически слож­ное и ассоциироваться с породившим его словом или корнем (рис 3)

В результате на месте реальною лексического значения выступает генетическое что может обус­лавливать, в частности нарушения понимания при акустико-мнестическои афазии

Результаты, полученные в обеих сериях экспери­мента, могут быть интерпретированы в свете модети порождения грамматически прави!ьного высказывания А А Леонтьева—Т В Рябовой Исследование показа­ло что звено нахождения грамматических конструк­ции бьпо нарушено только при моторной афазии что отразилось прежде всего в сужении набора син таксических конструкции, употребляемых в спон­танной речи

Звено приписывания слову грамматических харак теристик (морфологической структуры принадлеж­ности к определенной грамматической категории и парадигме форм и др) и звено выполнения грамма­тических обязательств, накладываемых этими харак теристиками, были нарушены при всех исследованных формах афазии что и обусловило общеафазическии характер синдрома аграмматизмов

Психологически это означает, что при всех фор­мах афазии нарушается чувствительность к языко­вым формам, возможность подходить к слову со стороны его строения, как к языковому явлению Иначе говоря нарушается чувство языка в его вые шеи, опосредованной школьным обучением форме

Таким образом, проведенное исследование по зволяст сделать следующие выводы

1 Аграмматизм — нарушение грамматического формления высказывания — является практически бщеафазическим симптомом, входящим в синдром истемных нарушении речевой деятельности при фазии



2 Наряду с общими для разных форм афазии дефектами грамматики выявляются специфические для каждой формы афазии структура и иерархия грамматических нарушении, являющиеся отражением различных неиропсихологических механизмов

разных форм афазии, с одной стороны, и много­звенности процесса грамматического оформления высказывания — с другой.

3. Наиболее отчетливо различаются симптомы аг-
рамматизма у больных с поражениями передних и задних отделов речевых зон коры, что соответствует выделенным А.Р.Лурия двум основным классам афазических дефектов речи, связанным с преимущественным нарушением синтагматической или парадигматической организации речи.

4. В основе аграмматизма при всех формах афазии лежат нарушения процесса грамматического структурирования высказывания, однако при раз

 

 

Рис. 3. Соотношение процессов

«деэтимологизации» и «вторичной этимологизации»

при разных формах афазии:

А — тест на вычленение слов;

6 — парадигматическая классификация; 1 —ошибки

деривационного типа (в процентах); 2 — ошибки

лексического типа (в процентах)

ных формах афазии поражаются различные звенья этого процесса,

5. Факт избирательности выпадения отдельных звеньев процесса грамматического структурирования высказывания при разных формах афазии доказывает психологическую реальность подобного членения этого процесса в психолингвистике.

6. Одним из возможных психологических механизмов аграмматизма при афазии может быть нарушение чувства языка вследствие разрушения речевых динамических стереотипов, управляющих процессом грамматического оформления высказывания.


Л.Я.Бллонов, в.л.деглин, Т, В. черниговская функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности1

Проблема функциональной асимметрии мозга (ФАМ) возникла в клинической неврологии и ней­рофизиологии более 100 лет тому назад, но остается актуальной и сегодня Вначале была открыта связь моторной речи с лобными областями левого полу­шария (ЛП) (РВгоса, 1865, МDax, 1865) Позднее бычо установпено, что поражения этого полушария, но иной локализации, ведут к затруднению пони­мания речи (С Wemike, 1874), нарушениям чтения, письма и счета (Kussmaul, 1885, S Charcot, 1889), рас­стройству сложных форм узнавания (S Charcot, 1S89, S Freud, 1891) Левое полушарие (ЛП) стало рассмат­риваться как доминантное и почитаться единствен­ным носителем высокоорганизованных психических функции в том числе и речевой деятельности Роль правого — недоминантного — полушария (ПП) счи талась второстепенной, и выяснение его функций долго не привлекало внимания Такое положение со­хранялось неизменным до 50—60-х гг XX в







Date: 2016-05-13; view: 394; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию