Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и виды систематизации законодательства
Для того, чтобы в огромном массиве нормативно-правовых актов своевременно находить необходимые нормы и другие источники, государственные органы, должностные лица, предприятия, организации и граждане, имеющие дело с нормативными актами, вынуждены проводить работу по приведению нормативно-правовых актов в единую, более или менее упорядоченную систему. Подобного рода деятельность и охватывается понятием систематизации нормативно-правовых актов. Систематизация нормативно-правовых актов – это их упорядочение, приведение в единую (более или менее сложную) систему. Особенности систематизационной деятельности: 1) сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты; 2) выявляются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм, пробелы в праве, множественность актов, посвященных одним и тем же вопросам, обнаруживаются устаревшие нормы, действие которых перекрыто актами, изданными позднее; 3) подготавливаются проекты новых актов, предложения об изменении и дополнении действующих; 4) группируются по определенной системе и сводятся в собрания, сборники законодательства вновь принятые нормативно-правовые акты, а также акты, сохраняющие свое значение. Виды систематизации законодательства: – учет – сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности и поддержания нормативно-правового материала в контрольном состоянии (картотечный, журнальный, автоматизированный); – инкорпорация – форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их внутреннего содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания. Виды инкорпорации: По субъекту: – официальная – это утверждение собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты; – официозная (полуофициальная) – это утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами; – неофициальная – это создание и издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных государственных органов. По способу упорядочения: – предметная – нормативно-правовые акты располагаются по предмету регулирования; – хронологическая – нормативно-правовые акты располагаются по времени их издания. Виды инкорпорированных актов: – сборник – инкорпорированное издание законов или иных нормативно-правовых актов; – собрание – инкорпорированное издание нормативно-правовых актов высших органов государственной власти и управления; – свод законов – собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения. Кодификация – форма систематизации, при которой осуществляется значительная внутренняя обработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт. Виды кодификации: – всеобщая – состоит в полной (сплошной) кодификации нормативного материала; – комплексная – состоит в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений; – отраслевая – состоит в кодификации отдельных отраслей права; – специальная – состоит в кодификации отдельных правовых институтов. Виды кодификационных актов: – основы – обеспечивают регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей отрасли, подотрасли или института права; – кодексы – обеспечивают детальное и по возможности всестороннее правовое регулирование соответствующей группы общественных отношений; – положения – содержат нормы, регулирующие деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления; – регламенты – содержат нормы, регламентирующие вопросы правового статуса того или иного государственного органа, а также процедуры его деятельности. 72. Логико – структурные дефекты в праве понятие, виды, пути устранения Отечественной юридической наукой выработано общепринятое положение, что пробелом следует считать отсутствие в действующем праве нормативно-правовых предписаний в отношении конкретных случаев (обстоятельств, социальных ситуаций и т.п.), которые находятся в сфере (пределах) правовой регламентации и требуют юридического воздействия. Различия во взглядах ученых существуют лишь относительно определения сферы правового регулирования Основным способом восполнения пробелов в романо-германской правовой семье (в том числе и в российском праве) является правотворческая практика компетентных субъектов – нормативное восполнение, в результате которого пробелы в праве устраняются. Правотворческий орган может не только заполнять пробелы в сфере правового регулирования, но и расширять ее границы, когда он регламентирует отношения, не входящие в эту сферу. Правотворческое, нормативное восполнение пробелов сразу же после их обнаружения в праве не всегда возможно. Пробелы обычно обнаруживаются в процессе правоприменительной практики, когда перед субъектом применения стоит задача своевременного и правильного разрешения дела. Не всегда разумно в таких случаях обращаться к правотворческому органу и ждать, когда он издаст для данного отношения нужное нормативное предписание. На неопределенное время затягивалось бы решение дела, создавались условия для нарушения прав и интересов граждан, их коллективов и организаций. Иногда необходимо, чтобы общественное отношение устоялось, приобрело стабильность, четкость и определенность. Возникает потребность накопить определенный правоприменительный опыт индивидуального регулирования общественных отношений. Поэтому в правовой системе предусмотрено другое средство, обеспечивающее решение дела в соответствии с волей законодателя при отсутствии необходимого нормативно-правового предписания, – институт правовой аналогии. В российском законодательстве указанный институт закреплен в ст. 10 ГПК РСФСР, ст. 11 АПК РФ, ст. 6 ГК РФ и ст. 5 СК РФ. “В случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, – говорится, например, в п. 4 ст. 11 АПК РФ, – арбитражный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов”. Восполнение пробелов в правоприменительной практике является казуальным восполнением. Такое восполнение ни при каких условиях не связано с расширением сферы правового регулирования, поскольку общественные отношения, получающие юридическое опосредование, входят в эту сферу, но по каким-то причинам остаются неурегулированными полностью или в части. Юридическое значение такого восполнения ограничивается конкретным случаем, данным казусом. При появлении подобной ситуации в последующем необходимость в аналогии возникает вновь. Под юридической коллизией понимают противоречие между существующими правовыми актами и правопорядком и притязаниями, действиями по их изменению, признанию или отторжению. Юридический конфликт есть антиконституционное противоборство политических, социальных сил и государственных, общественных структур. В этом смысле юридический конфликт выступают крайне резкой формой юридической коллизии. Date: 2016-05-23; view: 722; Нарушение авторских прав |