Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и виды источников (форм права)
В современной правовой науке принято выделять: 1) источник права в материальном смысле, под которым следует понимать совокупность материальных (производственных) общественных отношений, во многом обусловливающих сущность права и содержание правовых норм; 2) источник права в идеальном (идеологическом) смысле – это совокупность взглядов, идей, теорий, суждений, отражающих представления людей о праве действующем и желаемом; 3) источник права в специальном (юридическом) смысле – формы (способы) выражения, объективации правовых норм; собственно форма права. Таким образом, форма права указывает на то, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ выражения существования и преобразования (изменения или отмены) правовых норм, действующих в определенном государстве. Известны следующие основные виды форм права. Правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения. Обычай становится правовым только после того, как получает официальное одобрение государства. Примеры такого одобрения можно найти в ст. 5 и 6 ГК РФ; ст. 130–132 Кодекса торгового мореплавания РФ. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская Правда и др.) – это сборники правовых обычаев. Особенности правового обычая: – носит локальный характер; – тесно связан с религиозными нормами; – обеспечивается санкцией государства; – носит консервативный характер; – инертен (трудно поддается изменению). В настоящее время нормами обычного права регулируются некоторые земельные, семейно-брачные и наследственные отношения в ряде государств Латинской Америки и Африки. Правовой прецедент – решение административного или юрисдикционного органа по конкретному делу, ставшее впоследствии эталоном (образцом) при рассмотрении аналогичных дел в будущем. При рассмотрении юридического дела обязательным для “последователей” является не все решение или приговор, а только “сердцевина” дела, суть правовой позиции судьи. Правовой прецедент доминирует и является основной формой права в странах англосаксонской правовой семьи (Англия, Австралия, США и др.). Особенной разновидностью прецедентного права являются правоположения. Правоположения – это концентрированное выражение юридической практики. Правовая доктрина (юридическая наука) – различные научные труды (трактаты, монографии, статьи и т.д.), на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам. Правовая доктрина (юридическаянаука) на определенных этапах развития права тоже служит его формой. В российском государстве юридическая наука играет большую роль для развития правовой практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона, но официальным источником права не признается. К сожалению, никогда судебные и административные акты не используют ссылки на труды ученых-правоведов. Представляется, что это еще одно вредное последствие тоталитарной государственной системы, укрепившейся в нашей стране, когда только акты государственной власти имели силу, а все остальные документы и источники относились к разряду вспомогательных и несущественных. Мировой опыт свидетельствует, что значение правовой доктрины как формального источника права уменьшается, но ее роль в качестве неформального элемента правообразования и правореализации возрастает. Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации. Договоры нормативного содержания – это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Это такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Они имеют широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве. В области трудового права значительную роль продолжает играть коллективный договор между администрацией предприятия и комитетом профсоюза, представляющим коллектив работников предприятия. Особо следует подчеркнуть, что договорное право – юридический фундамент динамичной и расширяющейся системы свободного предпринимательства. Принятый 11 марта 1992 г. Закон Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях”, пожалуй, один из наиболее значимых актов, цельно регулирующий взаимоотношения предпринимателей и наемных работников. В качестве основной формы права выступает договор в международном праве. Международный договор – это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативное определение этого источника: “Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования”. Договоры, соглашения, пакты, конвенции, принципы и нормы международного права признаются законами и обычаями многих государств (ст. 55 Конституции Франции, ст. 10 Конституции Италии, ст. 25 Основного закона ФРГ, ст. 28 Конституции Греции, ст. 98 Конституции Японии)[23] составной частью их правовой системы, т.е. формой внутригосударственного права. Этот принцип воспринят и Конституцией Российской Федерации (ст. 15). Иными словами, система договоров – ядро рыночного механизма. Нормативный правовой акт – одна из основных, наиболее распространенных и совершенных внешних форм современного права. Эта форма права превалирует в странах континентальной Европы (Германия, Австрия, Испания, Франция, Россия). Это государственный акт нормативного характера. Государственные акты, которыми разрешаются индивидуально-конкретные дела, в отличие от нормативных актов, называются индивидуальными. Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для разрешения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не только источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это ведь тот познавательный резервуар, из которого люди черпают сведения об юридических нормах. Кратко нормативный акт можно определить как акт правотворчества, содержащий нормы права. К нормативным правовым актам относятся конституция государства, иные законы, а также система подзаконных актов (указы Президента, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств, ведомств, госкомитетов, решения местных органов власти). Нормативный правовой акт признается основной, господствующей во всех современных цивилизациях, формой права в силу вполне объективных причин. Ведущая роль нормативных правовых актов в системе источников права объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, с его помощью достигается наиболее точное и полное выражение юридических норм, верное отражение реальной действительности и перспектив ее развития. Это помогает проводить единую правовую политику, не допускать произвольного толкования и применения юридических норм. Во-вторых, усложнение общественной жизни и в западных демократиях, и на Востоке, рост темпов современного общественного развития, возросшая политизация граждан с неизбежностью влекут повышение роли нормативных актов в системе юридических источников права. В-третьих, именно нормативные правовые акты (а не какие-либо другие внешние формы права) более всего приспособлены к постоянному обновлению действующего права. Иными словами, нормативный правовой акт, хотя и имеет особые процедуры принятия, может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет ему быстро (по сравнению с иными формами права) реагировать на социальные процессы. В-четвертых, нормативные правовые акты систематизируются и кодифицируются, что в дальнейшем позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для его реализации. С введением рынка, развитием частнопредпринимательской деятельности, появлением частных крупных фирм и предприятий малого бизнеса, функционированием совместных с иностранными концернами предприятий следует ожидать появления некоторых новых, не существующих пока форм права. Видимо, рано или поздно нам придется признать нормативные акты частных организаций. Очевидно, нельзя будет игнорировать и нормативно-юридическую силу типовых договоров, вырабатываемых ими. Результатом правотворческой деятельности являются разнообразные нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты – это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы. Нормативные правовые акты – основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовали правовой обычай и судебный (административный) прецедент. Законодательство – совокупность нормативных правовых актов, изданных высшими органами государственной власти и управления.
Виды нпа В этой связи нормативные правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов. Индивидуальные правовые акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты – это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими. В отличие от индивидуальных, нормативные правовые акты носят общеобязательный характер и отличаются неконкретностью результата, т.е. обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативные правовые акты относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения: применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок. Нормативные правовые акты следует также отличать от интерпретационных актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. От нормативных правовых актов последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие. Нормативный правовой акт – понятие собирательное, оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативные правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим. По юридической силе различают: законы – акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты – акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия. Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы – организаций и лиц, независимо от их трудовой и служебной деятельности. Это, например, Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации” от 10 октября 1995 г.; Федеральный закон “О наименованиях географических объектов” от 18 декабря 1997 г.[24] и другие. Нормативные правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организаций или проживающих на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. Примером может служить Федеральный закон “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” от 20 апреля 1995 г.[25]; Федеральный закон “О службе в таможенных органах Российской Федерации” от 21 июля 1997 г.[26] и другие. С нормативными правовыми актами тесно связано понятие законодательства, которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная практика, трактуя, кстати, его содержание весьма неоднозначно. Виды законов Слово “закон” в специальной и популярной литературе, в бытовой речи часто обозначает общеобязательное правило, обеспеченное принудительной силой государства. В таком понимании закон отождествляется по сути с правом. Но в строгом юридическом смысле закон – это правовой акт, обладающий специфическими, только ему присущими признаками. Во-первых, закон – акт высшего представительного органа Российской Федерации или представительного органа субъекта Федерации. Законы, принимаемые представителями всего населения, в наибольшей степени выражают интересы народа (должны, по крайней мере, выражать), являются актами первичного характера, формулируя и закрепляя отправные начала для всей системы законодательства. Во-вторых, законы регулируют наиболее важные общественные отношения. Посредством законов и прежде всего основного из них – конституции – закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, структура, функции государственной власти и управления и т.д. Законами определяются формы и виды собственности, основы налоговой политики, предпринимательской деятельности, приватизации, образования и другие важные направления жизнедеятельности общества и государства. По мере стабилизации и развития общества роль закона в нашей жизни будет постепенно возрастать. В государстве, стремящемся быть правовым, наряду с общегосударственными, наиболее значимыми, проблемами все вопросы, затрагивающие права, свободы и обязанности, должны регулироваться законом и только законом. В-третьих, законы – это акты, принятые в особом порядке и обладающие высшей юридической силой. Порядок принятия законов определяется конституцией и регламентами представительных органов власти. Высшая юридическая сила законов выражается в том, что все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов, в соответствии с ними и им противоречить не могут. Таким образом, закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Принимаемые в Российской Федерации законы можно сгруппировать следующим образом. 1. По значимости и юридической силе – законы конституционные и обыкновенные (текущие). Главным конституционным законом является сама Конституция. Принятая всенародным голосованием (референдумом) в 1993 г., Конституция Российской Федерации устанавливает и закрепляет основы, принципы и положения общественного и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, государственное устройство, структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления. Федеральные конституционные законы – это законы, вносящие поправки к гл. 3–8 Конституции, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. Таковы Федеральные конституционные законы: “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21 июля 1994 г.; “О референдуме Российской Федерации” от 10 октября 1995 г.; “О Правительстве Российской Федерации” от 17 декабря 1997 г. Федеральные конституционные законы принимаются не простым большинством, а в особом порядке – для их принятия требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной думы, а для одобрения в Совете Федерации – не менее трех четвертей голосов от общего числа членов этой палаты. Все остальные законы, принятые Федеральным собранием Российской Федерации в пределах его компетенции и в порядке реализации своих функций, являются обыкновенными (текущими). Таковы, например, такие федеральные законы, как Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г.; Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 г.; Федеральный закон “О лекарственных средствах” 1998 г. и другие. Федеральные обыкновенные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой палаты Федерального собрания. При этом датой принятия обыкновенного Федерального закона считается день принятия его Государственной думой в окончательной редакции, а датой принятия Федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. 2. По органу, принимающему закон, следует различать в Российской Федерации законы общефедеральные и законы субъектов Федерации. Особенность последних в том, что они не могут противоречить (во всяком случае не должны) общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. 3. По объему и объекту регулирования – общие и специальные законы. Общие законы посвящены целой сфере общественных отношений, например, кодексы. Специальные законы регулируют более узкие области общественных отношений, например, Патентный закон Российской Федерации 1992 г.; Федеральный закон “О судебных приставах” 1997 г. и другие). 62. Подзаконные нпа: понятие виды признаки Подзаконный нормативный правовой акт – это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий. Подзаконный нормативный акт – понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные нормативные правовые предписания – от актов высших представительных органов, Президента, Правительства до актов местных органов власти и управления. Всем этим актам присуще одно общее свойство – подзаконность. В зависимости от органа, принимающего (издающего) нормативные предписания, целесообразно различать следующие виды подзаконных нормативных правовых актов. Акты высшего представительного (законодательного) органа Российской Федерации – Федерального собрания. Речь идет об актах Совета Федерации и Государственной думы. Кроме законов, принимаемых Государственной думой и одобряемых Советом Федерации, эти палаты принимают постановления – подзаконные акты. В постановлениях они реализуют принадлежащие им полномочия. Эти акты весьма разнообразны. Это и постановления Государственной думы о принятии закона в окончательном варианте, либо законопроекта в первом или втором чтении, либо его отклонении; постановления Совета Федерации об одобрении закона. Акты Президента. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства и наделен весьма широкими полномочиями. Реализуя их, он издает указы и распоряжения. Президент издает также многочисленные индивидуальные акты (указы Президента о награждении государственными наградами Российской Федерации, о присвоении почетных званий, о назначении или освобождении от должности и другие). Акты Правительства. Правительство Российской Федерации является органом государственной власти и осуществляет исполнительную власть в нашем государстве. Оно руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Организуя реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации, осуществляя регулирование в социально-экономической сфере и реализуя иные полномочия, Правительство издает постановления и распоряжения. В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации” от 17 декабря 1997 г.[27] акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Акты федеральных органов исполнительной власти. Для руководства той или иной отраслью управления или сферой деятельности, реализации специальных исполнительных, контрольных, разрешительных или надзорных функций федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и издают нормативно-правовые акты. Это приказы, инструкции, положения, наставления, правила, уставы и т.д. В системе этих актов ведущую роль играют приказы и инструкции. Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Инструкции же регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Инструкции всегда нормативны. Приказы же могут быть и ненормативными, т.е. индивидуальными (приказы министра о назначении того или иного лица на руководящую должность, о поощрении конкретных сотрудников и др.). Акты федеральных органов исполнительной власти подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Однако многие из них имеют внешнюю сферу действия, т.е. выходят за рамки министерств и являются обязательными для граждан, их объединений, предприятий, учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Такие акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации, реализуя свою законодательную и исполнительную власть, занимаются в пределах своей компетенции правотворческой деятельностью. Строится она на основе конституций республик в составе Российской Федерации, уставов краев, областей и иных субъектов Федерации. Все акты, принимаемые органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, являются подзаконными. Date: 2016-05-23; view: 524; Нарушение авторских прав |