Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И 55. Правовое регулирование и соотношение с другими аспектами действия права





Полагаем, что понятие “регулирование” как нельзя более точно характеризует “предуправленческие” процессы, поскольку регулирование с его свернутой программой (недифференцированной, вплоть до нулевой ориентации) и достаточно простой структурой (необязательность обратных связей) может быть выявлено на гораздо более низких ступенях развития, чем управление[18].

Итак, судя по предметной области, можно предположить, что регулирование – более широкое понятие, чем управление, т.к. обладает большим объемом (это подтверждается и логическим законом обратного соотношения объема и содержания понятий). В связи с этим, “ регулирование ” может быть представлено как весьма общее понятие, отражающее организационные процессы в системах, в которых целевая направленность не выражена однозначно, а контроль, если и имеется, носит прикладное значение и не осуществляется непременно обратными связями.

Основываясь на данном определении, имеет смысл выделять следующие виды регулирования: 1) в зависимости от объекта регулирования – регулирование механических, физических, химических, биологических и социальных процессов; 2) в зависимости от типа регулирующего воздействия – нормативное и ненормативное.

Правовое регулирование есть целенаправленное, результативное юридическое воздействие права на общественные отношения, осуществляющееся при помощи совокупности юридических средств (норм права, правоотношений и актов реализации), составляющих его механизм (механизм правового регулирования).

Правовое регулирование характеризуется наличием предмета, методов, механизма и типов.

Под предметом правового регулирования понимаются разнообразные общественные отношения, которые могут и должны быть урегулированы правом. От содержания и характера предмета правового регулирования во многом зависят особенности содержания самого правового регулирования и, следовательно, особенности структуры права. В юридической литературе наряду с общим предметом правового регулирования, рассмотренным выше, выделяют также и непосредственный предмет правового регулирования[19] – волевое поведение участников общественных отношений.

Метод правового регулирования представляет собой специфический способ (совокупность способов) правового воздействия на регулируемые общественные отношения. Он складывается из комбинации следующих способов правового воздействия:

запретов – призывов в категоричной форме не совершать тех или иных действий;

позитивных обязываний – призывов в категоричной форме совершать определенные действия;

дозволений – предоставление субъекту возможностей совершать те или иные действия.

Перечисленные способы правового воздействия называют основными и наряду с ними выделяют еще два дополнительных способа правового воздействия:

поощрение – стимулирование правомерного поведения;

рекомендацию – предложение варианта поведения, наиболее оптимального с точки зрения законодателя.

В зависимости от сочетания способов правового воздействия образуются два основных и два вспомогательных метода правового регулирования. К числу основных методов относят:

императивный (авторитарный, безальтернативный) – категорически властный метод, не допускающий отступления от требований правовой нормы, образуемый главным образом из запретов и позитивных обязываний. Этот метод характерен для публично-правовых отраслей права: уголовного, административного, уголовно-процессуального и других;

диспозитивный (автономный) – метод, не навязывающий жестко определенный вариант поведения, а предоставляющий субъекту (адресату нормы) определенную свободу для волеизъявления. Данный метод используется, главным образом, в отраслях частного права, при регулировании отношений между гражданами, в гражданском, семейном, трудовом праве.

К числу вспомогательных, (дополнительных) методов правового регулирования относят поощрительный и рекомендательный методы.

Поощрительный – метод, стимулирующий правомерное поведение субъектов (адресатов нормы). С использованием этого метода сконструированы, например, нормы гл. 8 УК РФ, исключающие из числа противоправных определенные виды социально полезного поведения.

Рекомендательный метод правового регулирования характеризуется тем, что не “навязывает” жестко субъекту определенный вариант поведения, а предлагает наиболее оптимальный в данной социальной ситуации. Данный метод используется при создании рекомендательных норм (так, например, в Правилах дорожного движения предусмотрен знак, рекомендующий скорость движения).


Механизм правового регулирования (МПР) – категория, отражающая тот материальный “агрегат”, посредством которого осуществляется перевод права с уровня существования на уровень реального функционирования (социально-правовых преобразований).

В наиболее общем виде механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой осуществляется результативное юридическое воздействие на общественные отношения.

Элементами МПР являются: нормы права, правовые отношения, акты реализации (в необходимых случаях правоприменительные акты), принципы права и правовое сознание субъектов правоотношений.

Тип правового регулирования – основанный на общем запрете или общем дозволении порядок регламентации и совершения правореализующих действий субъектами права.

В юридической науке выделяют два основных типа правового регулирования: общедозволительный и запретительный.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении и выражается формулой: “Разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом”. Этот тип правового регулирования используется для регулирования отношений, складывающихся в процессе реализации “частных” интересов, в частноправовой сфере. Это имущественные и связанные с ними неимущественные отношения; семейные, трудовые отношения; отношения, возникающие в процессе коммерческой и предпринимательской, страховой деятельности физических и юридических лиц. Для регулирования этих отношений в рамках общедозволительного типа используется диспозитивный метод правового регулирования, посредством которого реализуются нормы гражданского, семейного, трудового права. Технико-юридический инструментарий данного типа составляют главным образом субъективные права, управомочивающие нормы, правоотношения активного типа.

Запретительный тип основывается на общем запрете и выражается формулой: “Запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом”. Этот тип правового регулирования используется в сфере реализации публичных интересов, в процессе отношений, в которых одним из участников всегда выступает государство (в лице своих органов или должностных лиц). Отношения, регулируемые с помощью данного типа, возникают в практике деятельности различных государственных органов, например органов исполнительной власти, судебных органов и т.п. В рамках данного типа реализуются нормы уголовного, административного, конституционного и других отраслей права. Для запретительного типа характерны: императивный метод правового регулирования, позитивные обязывания, обязывающие нормы, юридические обязанности активного типа, правоотношения активного типа – все то, что составляет технико-юридический инструментарий данного типа.

 

Таким образом, действие права можно определить как процесс общеидеологического (информационного и ценностно-ориентацион­ного) и специально-юридического воздействия права на общественные отношения.

Как процесс, действие права включает в себя два взаимосвязанных между собой этапа (стадии):

1) стихийное правообразование, когда правовое воздействие на поведение и деятельность людей осуществляется вне связи с деятельностью государства в процессе правового регулирования;


2) целенаправленное юридическое воздействие, являющееся результатом правовой регламентации государством общественных отношений в процессе правотворческой деятельности.

В юридической литературе для характеристики действия права принято различать уровни существования, каналы (пути) и режимы действия.

Уровень действия права – категория, отражающая сферу, степень и форму влияния права на общественное сознание и социальную практику, а также специфику и характер правового воздействия на общественные отношения.

Соответственно двум основным направлениям правового воздействия (идеологического и специально-юридического) различаются два первичных (основных) уровня: уровень существования (восприятия) права и уровень социально-правовых действий (реального функционирования).

Уровень существования отображает те пути действия права, которые осуществляются по информационному и ценностно-ориентационному каналам, и соответственно образуют информационное и ценностно-ориен­тационное воздействие.

Благодаря заключенной в нем концентрации социально-правовой информации право способно влиять на сознание и поведение людей. Оно содержит в себе информацию о должном и дозволенном, о запрещенном и социально полезном поведении. Право также несет в себе не только правовую информацию, но и знание о самых разнообразных сторонах жизни общества. “А знание, как известно, учит и призывает соответствующим образом действовать”[20]. В данном случае “каналом”, через который осуществляется влияние права на сознание, волю и поведение человека, на общественные отношения в целом, является заключенная в праве информация.

Таким образом, информационное действие права – есть способность права, благодаря заключенной в нем информации, оказывать определенное влияние на сознание и поведение людей.

Право несет в себе не только социально-правовую информацию. Оно отражает и закрепляет в себе общепризнанные, общечеловеческие ценности, которые также способны оказывать определенное влияние на сознание и поведение человека. Под их воздействием в массовом и индивидуальном сознании формируются ценностные “ориентиры” поведения человека: мотивы, установки и стереотипы правомерного поведения. В данном случае “каналом” влияния права на поведение людей выступают идеологические ценности, ценностные ориентации. Действие права на сознание и поведение людей, осуществляемое через ценностные ориентации, и образует ценностно-ориентационное действие права.

Уровень социально-правовых преобразований – это уровень реального функционирования права. Он отображает специально-юриди­ческое действие права. В данном случае достижение целей права осуществляется по специально-юридическому каналу, через “собственно-правовую материю” (правовые нормы, правовые отношения, акты реализации права и др.) и характеризуется наряду с фактическим определенным юридическим результатом: возникновением, изменением и прекращением субъективных прав и юридических обязанностей, правовых отношений, правовых состояний и т.п. Уровень социально-правовых преобразований характеризуется тремя основными режимами действия правовых норм [21] :


правосубъектным, когда права и обязанности возникают у субъектов (адресатов нормы) непосредственно из закона;

регулятивным, когдаправа и обязанности возникают у субъектов (адресатов нормы) из совокупного действия нормы права и конкретной социальной ситуации (юридических фактов);

охранительным, когда норма права выступает правовым основанием для вынесения юридического решения (акта применения права) по конкретному юридическому делу и обретает благодаря этому возможность реализации с использованием средств государственного принуждения.

Действие права, осуществляемое по специально-юридическому каналу, обозначается термином “правовое регулирование”. В юридической литературе отмечается[22], что правовое регулирование – это специфическое правовое воздействие, которое осуществляется правом как особым нормативным институциональным регулятором, своеобразием которого является то, что оно:

1) является по своей природе такой разновидностью социального регулирования, которая строится так, чтобы иметь целенаправленный, организованный, результативный характер;

2) осуществляется при помощи целостной системы средств, выражающих саму материю писаного права, как особого нормативного институционального образования.

 

56.

Юридическая норма – исходный, главный элемент права, основополагающее понятие всей правовой системы. Процесс формирования и реализации права, законодательство, все юридические понятия и конструкции и даже теории в своей основе прямо или косвенно имеют юридическую норму.

Юридическая норма (норма права) общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Право состоит из нормативных установок как совокупности человеческих знаний. Юридическая норма – это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве. Нормативная правовая установка, следовательно, – элемент естественного права, юридическая норма – элемент позитивного права.

Далеко не все нормативные установки естественного права являются юридическими нормами. В то же время многие юридические нормы (организационные, организационно-технические, многие процедурные) вообще не связаны либо мало связаны с естественным правом.

Обладая всеми качествами социальных норм, юридические нормы имеют специфические черты, определяемые их неразрывной связью с государством. Соединяя в себе свойства общесоциального и государственного воздействия на поведение людей, имея особую форму выражения и охраны от нарушений, юридические нормы приобретают исключительные регулирующие возможности.

Юридическая норма обладает следующими характерными чертами.

1. Отражает наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения. При этом предметом мыслительной обработки и последующего законодательного закрепления становятся прежде всего нормальные общественные отношения, определяемые идеями справедливости и свободы. Вредное, нежелательное социальное поведение также отражается в нормах, но не само по себе, а посредством регулирования конфликтных ситуаций. Сложность отражения в юридических нормах социальной действительности, ее тенденций и перспектив развития приводит к принятию ошибочных норм. В настоящее время таких норм в российском законодательстве немало. Ошибочные нормы появляются и потому, что субъектом отражения социальной действительности в праве выступают государственные правотворческие органы, деятельность которых далеко не всегда основана на принципе научности.

Степень важности отражаемых в юридических нормах социальных отношений обусловливает и место, занимаемое нормой в иерархически построенном законодательстве. Нормы, регламентирующие особенно важные общественные отношения, помещаются в наиболее значимых в юридическом отношении нормативно-правовых актах – конституции, иных законах.

2. Представляет собой модель регулируемых общественных отношений. Моделирование – это процесс познания природных и социальных явлений путем конструирования в сознании аналога социальной реальности. Мысленно сформулированный законодателем тот или иной вариант идеального поведения, представления о социальных явлениях облекается в форму модели. Средства выражения модели разнообразны: естественный язык, формулы, конструкции, цифры и т.д.

Юридическая норма моделирует не только правила поведения, но и состояние общественных отношений, их особенности, объектный и субъектный состав. В этом случае она несет информацию о признаках правовых явлений и понятий, пределах, методах, принципах правового регулирования, о правомерном и противоправном, о правовом и неправовом. Закрепленные в нормативно-правовом акте юридические нормы как модели общественных отношений дают довольно полную картину социальной действительности, опосредованной правом.

Именно поэтому изучение законодательных памятников любой страны и эпохи позволяет получить много достоверной информации о жизни, быте, праве общества и государства различных периодов. Благодаря имеющейся информации и особому характеру моделирования общественных отношений юридическая норма приобретает способность регулировать последние. Отражая общественные отношения, юридическая норма тем самым наполняется содержанием, получает специфическую форму его выражения.

3. Отражает и закрепляет типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости.

Типичность относится, как правило, к существующим отношениям, однако она может касаться и новых социальных связей, повторяемость которых в будущем намечается, если не с достоверностью, то с большой степенью вероятности.

Типизация – сложный мыслительный процесс, предполагающий обобщение, отвлечение от несущественных признаков явлений и выделение существенных. Применительно к юридической норме типизация проявляется в вычленении наиболее характерного, что присуще правовым явлениям или поступкам человека в определенной ситуации. Это – процесс абстрагирования от конкретного в правовых явлениях, от индивидуальных черт личности и особенностей ее поведения. Благодаря этому в законах как положительных, ясных, всеобщих нормах, свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование.

В силу типизации правовое понятие получает свои существенные признаки, а правило поведения, не утрачивая связи с социальными отношениями, – способность охватывать своим регулирующим воздействием неопределенное число лиц. В этом смысле для юридической нормы характерны предметность содержания и абстрактность адресата. Типизация содержания норм приводит к тому, что они становятся “равным масштабом для различных лиц”. Она обусловливает и такое свойство права, как стабильность. Типичными общественные отношения становятся по истечении довольно длительного времени, когда выкристаллизовывается то общее и устойчивое, что присуще им. Это устойчивое и закрепляется в юридических нормах, сообщая последним свойство стабильности. Юридические нормы должны изменяться или отменяться лишь в том случае, когда моделируемые ими социальные связи перестали быть типичными.

4. Обладает общеобязательным характером. Это свойство юридической нормы означает неукоснительное ее соблюдение и исполнение и предполагает обязательную реакцию со стороны общества, государства, социальной группы на поведение человека. Реакция может быть положительной, если поведение соответствует требованиям юридической нормы, или отрицательной, если ее предписания нарушаются. Соблюдение и исполнение юридической нормы, как и права в целом, обеспечиваются факторами внутреннего и внешнего порядка, о которых уже упоминалось. Внутренняя природа обязательности проявляется в том, что личность, зная типичность, распространенность, практическую целесообразность определенных отношений, их вариантов, охотно следует им в своем поведении, осознает необходимость их исполнения. Это стремление становится внутренним убеждением, побудительной силой поведения, не навязанной извне.

Внешняя природа обязательности обусловлена внешними факторами воздействия на психику личности – убеждением и принуждением. Средства обеспечения обязательности предписаний в таком случае исходят от других лиц, социальных групп и организаций. При этом одним социальным нормам они присущи в большей степени, другим – в меньшей. Правовые нормы, наряду с религиозными, относят к разряду гетерономных, т.е. норм, требования которых строго регламентированы, а выполнение основано прежде всего на силе внешнего побуждения.

В отличие от регулируемых другими социальными нормами обязательность моделируемых в правовых нормах общественных отношений поддерживается силой государственного воздействия, в том числе и государственным принуждением.

В юридической литературе в качестве существенного признака норм права очень часто указывается на их представительно-обязывающий характер. Это действительно существенный признак, но не всех норм, а важнейшего их вида – правил поведения. Нормы-правила поведения, независимо от того, в какой словесной формулировке они выражены (управомочивающие, обязывающие, запрещающие и т.д.), действительно регулируют общественные отношения посредством одновременного предоставления их участникам определенных субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей.

Определив основные признаки юридической нормы, уместно раскрыть ее содержание. Содержание юридической нормы – это единство всех составляющих ее элементов, свойств, их взаимодействие между собой и регулируемыми общественными отношениями. Содержание нормы многоаспектно, и с этой точки зрения следует выделить:

а) логическое содержание нормы, сводящееся к заключенному в ней суждению, т.е. мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо о предметах или явлениях объективной действительности;

б) социально-юридическое содержание нормы, понимаемое как регулируемое нормой то или иное общественное отношение в единстве его объектного и субъектного составов;

в) волевое содержание юридической нормы, которое заключается в стремлении государства, властвующего класса или социальной группы определенным образом урегулировать общественные отношения, используя при этом имеющиеся у государства возможности. Активное стремление властвующих в обществе структур законодательными средствами закрепить идеи справедливости и свободы или, напротив, произвол выражается в том, что юридическая норма выступает как веление, как категорическое предписание.

Если рассматривать юридическую норму с точки зрения сущего и должного, то веление будет средством достижения должного. Оно олицетворяет собой обязательность, властность, возможность государственного воздействия на поведение субъектов.

Содержание юридической нормы облекается в определенную форму. Такой наиболее распространенной формой является законодательное нормативное предписание.

Определив основные признаки юридической нормы и ее содержание, необходимо выяснить, все ли предписания права можно считать нормами или к ним относятся только правила поведения?

Любая система права, в том числе и отечественная, изобилует предписаниями, которые вряд ли можно назвать правилом поведения, т.е. эталоном, которому должны следовать люди в своих поступках. Это предписания, закрепляющие определенные юридические понятия (дефиниции), принципы права, задачи и цели правового регулирования, описание правил юридической техники и др. Дальнейшее развитие российского законодательства приводит к возрастанию числа таких предписаний, носящих характер отправных установлений. Они служат показателем зрелости правовой системы, средством придания ей логической стройности и стабильности, вносят единообразие в правоприменительную деятельность.

Сопоставление таких предписаний с правилами поведения показывает, что они в большинстве своем непосредственно не воздействуют на поведение субъектов, не закрепляют прав и обязанностей, не указывают на условия применения и меры их обеспечения. В этой связи стремление “подогнать” подобные предписания под правило поведения с его структурой выглядит искусственно.

Законодательные положения, не являющиеся правилом поведения, неоднородны. Они действительно не предписывают субъекту тот или иной вариант поведения, далеко не все и не всегда могут быть положены в основу решения юридического дела. Однако все они нормативны и имеют правовой характер. Факт включения этих положений в законодательный акт сообщает им юридические свойства.

Являются в полной мере нормами права понятия сделки, обязательства, преступления, порядок вступления актов в силу, закрепленные законом формы собственности и др. Чтобы убедиться в этом, достаточно соотнести их с вышеназванными признаками юридических норм. Нормы права, таким образом, не сводятся только к правилам поведения, которые составляют лишь одну, хотя и наиболее распространенную разновидность юридических норм.

 

Важное научное и практическое значение имеет вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами.

Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:

1) структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов;

2) несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта;

3) все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта;

4) разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:

1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;

2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта. Например, ст. 12, 13, 14 Семейного кодекса РФ имеют условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция); ст. 27, 28, 30 говорят об основаниях и последствиях признания брака недействительным (санкция).

Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».

 

57.

Виды правовых норм

 

1. По функциям в механизме правового регулирования выделяют: исходные правовые нормы, нормы-правила поведения, общие и специальные нормы.

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы занимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Эти нормы определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. В этом их основное назначение. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия.

Исходные правовые нормы получают логическое развитие и конкретизацию в иных нормах, правилах поведения, что не исключает их прямого действия. На них можно ссылаться также при решении конкретного юридического дела: если надо обосновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, особенно если этот принцип прямо не выражен в законодательстве, либо подтвердить незыблемость какого-либо законодательного положения, либо усилить авторитетность принимаемого решения.

Исходные правовые нормы довольно неоднородны по своему характеру, содержанию и целевому назначению. В их составе можно выделить нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Нормы-начала – это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в конституции государства. Они получают развитие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и прежде всего в нормах-принципах.

Нормы-принципы – законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значительнее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законодательном предписании, становится нормой-принципом.

Определительно-установочные нормы – это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования, закрепляющие целевые установки законодателя. Примером таких норм служат ст. 1 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации” от 31 декабря 1996 г.: “Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей”; ст. 2 Федерального закона “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” от 6 февраля 1997 г., где определяются задачи внутренних войск, и другие.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступления в уголовном законодательстве, административного проступка – в административном, отдельных видов сделок – в гражданском и т.д. Дефинитивные нормы выполняют главным образом эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирования. Их отсутствие в системе права лишило бы законодательство ясности, а процесс его применения стал бы невозможным либо крайне затруднительным. Именно поэтому российское законодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основные понятия, термины. Так, принятый в 1997 г. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” в ст. 2 закрепляет определения основных понятий и терминов, используемых в этом законе, например, “агитация предвыборная”, “выдвижение кандидата”, “депутат”, “избиратель”, “избирательный блок” и другие.

Нормы-правила поведения, в отличие от исходных, – это нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений. Они указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, виды и меру реакции государства по отношению к правонарушителям.

Специфическая особенность непосредственно регулятивной юридической нормы состоит в представительно-обязывающем характере, соответственно которому она устанавливает для участников общественных отношений (субъектов) охраняемые и гарантируемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности. В результате такого целенаправленного регулятивного воздействия нормы-правила поведения на то или иное фактическое общественное отношение последнее приобретает характер правового, а его участники становятся субъектами данного правоотношения.

В нормах-правилах поведения получают логическое развитие и детализацию исходные правовые нормы.

Нормы-правила поведения основательно изучены в юридической науке. Определение юридической нормы и ее теории в целом до недавнего времени ориентировалось исключительно на нормы-правила поведения, оставляя вне поля зрения многие иные виды нормативных предписаний, относящихся к исходным, отправным нормам.

В правовой литературе нормы-правила поведения делятся иногда, с учетом их назначения, на регулятивные и охранительные. Не возражая в принципе против такого деления, подчеркивающего функциональную направленность соответствующих норм, отметим вслед за некоторыми другими авторами условность данной классификации, ибо охрана – один из способов регулирования, вследствие чего одну и ту же норму одновременно можно назвать и регулятивной, и охранительной.

Общие и специальные нормы. Они различаются между собой степенью общности и сферой действия.

Общие нормы – это предписания, охватывающие своим действием, как правило, все правовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, норма гражданского права об исковой давности и другие). Эти нормы группируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты.

В отличие от них специальные нормы – это предписания, которые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей. Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности. Тем самым они обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей совокупности Особенную часть той или иной отрасли права. Примером специальных норм являются: нормы купли-продажи, дарения, подряда, капитального строительства и иных сделок в гражданском праве; нормы, предусматривающие ответственность за хулиганство, разбой, кражу и другие составы преступлений в уголовном праве, и т.д.

2. По предмету правового регулирования (по отраслям права) выделяют: нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей российского права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловливают особенность и известную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют отрасль права.

Отраслевые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Иными словами, они показывают субъекту права, что дает ему право и что оно от него требует.

Процессуальные правовые нормы регулируют организационные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отношению к последним процессуальные нормы носят производный, вторичный характер. Далеко не всегда процессуальные правовые нормы группируются в отдельные отрасли. Если же это и происходит, то на определенном этапе развития системы права. Процессуальные нормы зарождаются, образуя своеобразную правовую совокупность, создают определенный раздел соответствующей отрасли права.

3. По методу правового регулирования выделяют: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.

Содержание методов правового регулирования составляют в основном четыре способа воздействия на поведение субъектов:

– властно-побудительный (императивный), направленный на обеспечение предписанного государством, строго обязательного поведения субъектов;

– автономный (диспозитивный), оставляющий им значительный простор для свободного волеизъявления;

– поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение;

– рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения.

В соответствии с ними и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых в свою очередь составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.

Императивные нормы – категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь в том случае, если они этого не сделают, предписывается определенный обязательный вариант поведения. Это обусловливает и особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно это формулируется следующим образом: “Если иное не предусмотрено (не установлено) законом или договором”.

Самостоятельность субъектов права проявляется, таким образом, в предоставленной им возможности поступить по своему усмотрению.

Диспозитивные нормы есть во многих отраслях российского права. В трудовом праве, например, это норма, содержащаяся в ст. 30 КЗоТ РФ, которая устанавливает, что если по истечении срока трудового договора (контракта) трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то действие договора (контракта) считается продолженным на неопределенный срок. Однако в наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов.

Поощрительные нормы – это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы стимулируют высокопроизводительный труд людей, их творческую и социальную активность (нормативные предписания о государственных наградах, премиях и др.).

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений.

Рекомендательные нормы адресуются главным образом акционерным обществам, государственным предприятиям, научно-производственным объединениям. По мере развития рыночных отношений рекомендательные нормы ожидает двоякая судьба: многие из существующих ныне потеряют свой смысл и будут отменены, поскольку государство освободит от своей мелочной опеки предприятия, сельскохозяйственные объединения, предоставив им полную хозяйственную и организационную самостоятельность. Однако получат развитие рекомендательные нормы, приходящие на смену нормам императивным. Такая замена будет свидетельствовать о “смягчении” метода правового регулирования в условиях рыночных отношений.

4. По форме выражения предписания: управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы.

Управомочивающие (правоустановительные) нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий и содержат в своем тексте слова “вправе”, “имеет право”, “может”. Например: осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях; имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания; имеют право на охрану здоровья и другое (ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Для этих норм характерны слова “обязан”, “должен”. К примеру: “Государственная лесная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами обязана обеспечивать в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях (ст. 77 Лесного кодекса РФ).

Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. Запреты – это государственно-властные веления, основная цель которых предотвратить возможное нежелательное для личности и общества поведение. Запрещенный вариант поведения при этом сопровождается словами: “запрещается”, “не вправе”, “не может быть”, “не допускается” и др. Например: “Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов...”
(ч. 3 ст. 42 Семейного кодекса РФ); “Назначение работника на работу в течение двух смен подряд запрещается” (ст. 51 КЗоТ РФ); “Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается” (ст. 29 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21 июля 1994 г.) и т.д. Среди других оснований классификации юридических норм в специальной литературе нередко предлагаются субъекты правотворчества и сфера действия юридических норм. Но они в большей степени подходят для классификации не юридических норм, а нормативных актов.

58.

Широкое признание в правоведении получило мнение С.А. Голунского и М.С. Строговича о трехчленном строении юридической нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). В правовой норме содержится прежде всего указание на условие, при котором норма подлежит применению, затем изложение самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила. С учетом “специализаций” норм права на регулировании отдельных видов общественных отношений многие авторы выделяют в составе юридической нормы два элемента: в регулятивных нормах – гипотеза и диспозиция, в охранительных – гипотеза (или диспозиция) и санкция. В словесном выражении это чаще всего так и бывает. Не вдаваясь в суть многочисленных и утомительных споров по данному вопросу, следует лишь отметить, что трехчленное строение юридической нормы – это ее логико-юридическая структура. Воссоздается она логическим путем и представляет собой формулу: “Если... то, в противном случае...”. Для воссоздания логико-юридической структуры кроме требований и правил логики необходимо хорошее знание законодательства, юридической техники, правовых связей.

Нормы права, устанавливающие определенный шаблон поведения в той или иной ситуации, т.е. являющиеся правилами поведения, имеют в своей логико-юридической структуре гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотезаюридической нормы часть юридической нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма.

С помощью гипотезы абстрактный вариант поведения “привязывается” к конкретному жизненному случаю, к определенному человеку, времени и месту. Обобщение социальных ситуаций приводит к формированию модели поведения, выраженной абстрактно в норме, а каждая из ситуаций, закрепленная в гипотезе, “вдыхает жизнь” в правило поведения, переводит его на уровень отдельного случая. Иными словами, гипотеза приводит в движение юридическую норму. Например, в соответствии с семейным законодательством (ст. 12 Семейного кодекса РФ) для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Только при наличии упомянутых обстоятельств (положительная гипотеза) норма будет действовать. Наряду с этим действие рассматриваемой нормы связывается одновременно и с некоторыми обстоятельствами, названными в ст. 17 этого же Кодекса: отсутствие уже зарегистрированного брака, близких родственных отношений с лицом, вступающим в брак, а также признанной судом недееспособности вследствие психического расстройства (отрицательная гипотеза).

Если в гипотезе указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы, то такая гипотеза называется простой.

К примеру, ст. 14 Закона РФ “О гражданстве” от 28 ноября 1991 г. гласит: “Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации (гипотеза), является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения”.

Если гипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств, то она называется сложной.

Именно таковой является гипотеза, изложенная в п. 2 ст. 17 того же Закона о гражданстве: “Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации (одно обстоятельство) от лиц без гражданства (второе обстоятельство), является гражданином Российской Федерации”.

Альтернативной называют гипотезу, ставящую действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

Таковыми являются гипотезы многих норм того же Закона о гражданстве. Например, ст. 22 называет четыре обстоятельства, каждое из которых является основанием прекращения гражданства; п. 3 ст. 19 этого же Закона облегченный порядок приема в российское гражданство связывает с любым из шести перечисленных обстоятельств и т.д.

Диспозиция юридической нормы часть юридической нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.

Диспозиция – это сердцевина, стержень юридической нормы. Однако состоять из одной диспозиции юридическая норма не может. Лишь в сочетании с гипотезой и санкцией, которые группируются вокруг нее, диспозиция обретает свою жизнь, проявляет свои регулирующие способности. Диспозиция – это модель правомерного поведения.

В зависимости от того, как излагается правило поведения, различают следующие виды диспозиции:

а) простая – диспозиция, называющая вариант поведения, но не раскрывающая, не разъясняющая его (например, ст. 39 Водного кодекса РФ устанавливает, что обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью. Что представляют собой обособленные водные объекты, норма не определяет);

б) описательная – диспозиция, описывающая все существенные признаки поведения (такова ст. 84 Воздушного кодекса РФ, которая подробно перечисляет и описывает средства и действия по обеспечению авиационной безопасности: предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охрана воздушных судов на стоянках; предполетный осмотр и др.);

в) ссылочная – диспозиция, не излагающая правило поведения, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона (таковы, к примеру, диспозиции ст. 17 и 30 Воздушного кодекса РФ: “Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации” (ст. 17); “Права и ответственность инспекторов определяются Правительством Российской Федерации” (ст. 30).

Бланкетная диспозиция является разновидностью ссылочной. Для ознакомления с правилами поведения она отсылает не к нормам закона, а к инструкциям, правилам, техническим нормам и т.д.

Санкция правовой нормы часть юридической нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.

Такое определение санкций дает обычно юридическая наука. Философы, а чаще всего социологи, под санкцией понимают не только негативные (порицание, наказание), но и позитивные (одобрение, поощрение) последствия за социально значимое поведение человека. В данной работе понятие санкции трактуется с правовых позиций.

Санкция – логически завершающий структурный элемент юридической нормы. В ней выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям нормы. До тех пор, пока нормы права не будут исполняться в силу убеждения, добровольно, до тех пор, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а тем самым – средством укрепления законности и правопорядка.

Санкция правовой нормы – понятие собирательное. В зависимости от характера неблагоприятных для нарушителя последствий она может предусматривать:

а) меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.); санкции этого вида называются штрафными или карательными;

б) меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.);

в) меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных; взыскание алиментов и др.); назначение указанных мер – устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав (эти меры, в отличие от мер ответственности, предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств);

г) неблагоприятные последствия, возникающие в результате поведения самого субъекта (утрата больным пособия по временной нетрудоспособности вследствие нарушения больничного режима или неявка без уважительных причин на врачебный осмотр и т.д.).

Санкции правовых норм целесообразно классифицировать по объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий, распределив их в три группы.

1. Абсолютно определенные санкции, где точно указан размер неблагоприятных последствий (освобождение работника от исполнения своих обязанностей, увольнение, точно обозначенный размер штрафа и др.).

2. Относительно определенные санкции, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального. Это прежде всего многие санкции уголовно-правовых норм с формулировкой “наказывается лишением свободы на срок от... до... лет” или “наказывается лишением свободы сроком до... лет”.

3. Альтернативные санкции, где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы “или”, “либо” несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное, для решаемого случая. Пример такой санкции: “Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, – наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев” (ст. 214 УК РФ).

Демократизация социально-экономической и политической жизни объективно обусловливает возрастание роли положительных, стимулирующих правомерное поведение мер. Однако они диалектически будут сочетаться с санкциями. Санкция как часть юридической нормы наиболее чутко реагирует на изменение условий жизни общества и государства. Поэтому можно, не меняя довольно долго сами нормы права и изменяя лишь их санкции, приспособить существующие нормативные предписания для решения назревших потребностей общественного развития.

Трехчленная логическая структура нормы права имеет исключительно большое значение для правотворческой и правоприменительной деятельности, так как позволяет создавать жизнеспособную, проверенную практикой, эффективную систему государственно-правового воздействия на поведение человека. Трехэлементный состав юридической нормы обеспечивает четкое определение самого варианта необходимого поведения, ситуации его действия (недействия), побудительных средств, обеспечивающих реализацию правового предписания. Отсутствие какого-либо структурного элемента юридической нормы-правила поведения – свидетельствует о ее ущербности и приводит к “сбоям” в правовом регулировании: норма либо теряет связь с конкретными жизненными обстоятельствами (становится беспредметной), либо не предлагает варианта поведения, либо утрачивает свои побудительные свойства.

Норма права, включающая в себя гипотезу, диспозицию и санкцию, может по-разному излагаться в статьях закона или иного нормативного акта. Есть три случая такого изложения.

1. Норма права и статья закона совпадают, т.е. в одной статье нормативного акта целиком изложена норма в составе всех трех ее элементов.

Это наиболее типичный случай. В уголовно-правовых нормах при этом диспозицию как третий элемент юридической нормы следует “проявлять” логическим путем, и выглядеть она, к примеру, будет так: “Хулиганство совершать запрещено”, “Получение взятки запрещено” и т.д.

2. Несколько норм включено в одну статью закона. Так, ст. 24 ГПК РСФСР, предусматривающая последствия заявления об отводах, состоит из трех частей, и каждая из них является самостоятельной нормой. Двенадцать исходных норм (а у них структура иная, чем у норм-правил поведения) содержит ст. 1 Федерального закона “Об обороне” от 31 мая 1996 г. Каждая из двенадцати частей статьи первой этого закона является самостоятельной нормой: организация обороны, цели создания Вооруженных Сил РФ, правовой статус земли, лесов, вод, имущества, предоставленных Вооруженным Силам, и т.д. Надо иметь в виду, что части статей конституции, основ законодательства разворачиваются в кодексах в отдельные нормы, а порой и не в одну.

3. Одна норма расположена в нескольких статьях. Например, ст. 12 и 13 Семейного кодекса РФ содержат условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 определяют порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 28, 30 этого же Кодекса указывают основания и последствия признания брака недействительным (санкция).

 







Date: 2016-05-23; view: 1400; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.064 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию