Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторический тип государства и праваФормационный подход широко использовался советской юридической наукой и в общей теории государства и права получил название “учение об историческом типе государства и права”. Этот подход является наиболее основательно разработанным в юридической литературе, в силу чего заслуживает более детального рассмотрения. Учение об историческом типе основывается на формационной теории развития общества, разработанной классиками марксизма-ленинизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.). Суть данной теории в том, что развитие человеческого общества рассматривается как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – совокупность экономического базиса и социально-политической надстройки. Базис – экономический фундамент общества, включает в себя средства производства (орудия труда) и людей, использующих средства производства в процессе создания материальных благ. Социально-политическая надстройка – совокупность отношений, взаимозависимых и взаимообусловленных экономическим базисом, включает в себя классы, политику, общественную мораль и иные социальные нормы, государство и право. Важнейшей частью социально-политической надстройки является государственно-правовая надстройка (государство и правовая система общества: право, правовая культура, правовая идеология, правовая наука, юридическая практика и др.). В истории человеческого общества выделяется пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная) и коммунистическая. Тип государства и права ставится в зависимость от типа общественно-экономической формации. Критериями марксистской типологии выступают: экономическая основа государства (господствующий способ производства); классовая сущность государства; социальная (классовая) структура общества; классовая сущность государства; функции государства; особенности механизма государства; форма государства; классовая сущность и формы права. Соответственно пяти типам общественно-экономической формации выделяют четыре типа государственно-правовых явлений: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое (буржуазное) и социалистическое государство и право. В соответствии с данной типологией первые три типа (рабовладельческое, феодальное и буржуазное) государства и права были по своему характеру эксплуататорскими, в социалистическом же – эксплуатация отсутствовала. Эксплуататорские типы государства по своей классовой сущности орудия диктатуры экономически господствующего класса (рабовладельцы, феодалы, крупные капиталисты); в числе функций данных государств доминируют те из них, которые обусловлены классовыми интересами эксплуататорского меньшинства (охрана господствующего способа производства и подавления сопротивления эксплуатируемых классов); для реализации этих функций создается соответствующий механизм, в котором доминируют армия, полиция и т.п.). Эксплуататорские типы права характеризует прежде всего их классовая сущность (возведенная в закон воля экономически господствующего класса). Социалистическое государство и право рассматривалось как государство и право принципиально нового типа. Главным отличием от эксплуататорских типов государства и права являлось то, что их экономической основой был социалистический способ производства, основанный на собственности на средства производства и социалистической системе хозяйствования, исключая эксплуатацию одного класса другим. По своей классовой сущности, это государство – “орудие в руках абсолютного большинства общества (трудящиеся, возглавляемые рабочим классом) для подавления сопротивления меньшинства (свергнутых эксплуататоров)”[11]. Социалистическое государство называлось государством “высшего, исторически последнего типа”, которое в последующем должно было “отмереть” и перерасти в общественное коммунистическое самоуправление”. Сущность социалистического права составляет “ воля трудящихся во главе с рабочим классом, содержание которой, в конечном итоге, определяется материальными условиями их жизни”[12]. Оно так же, как и государство, рассматривалось как право высшего типа, которое, по мере построения коммунистического общества, должно было перерасти в “правила коммунистического общежития”. В рамках формационного подхода выделялись также “промежуточные типы” государств. Это государства, как правило, освободившиеся от колониальной зависимости, которые в силу ряда причин нельзя было идентифицировать как капиталистические или социалистические. Такие государственно-правовые явления классифицировались как государство и право “в странах капиталистической ориентации” и соответственно “социалистической ориентации”.
|