Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зарождение и развитие эмпирической социологии. Основные школы и направления современной зарубежной социологии
На протяжении ХХв. зарубежная социология претерпевает существенные изменения и сейчас представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий, методов исследования. Эволюция главных школ и направлений социологии осуществлялось одновременно на трех уровнях: теоретическом, прикладном, эмпирическом. Зарождение и активное развитие эмпирической социологии приходится на начало ХХв. и связано с деятельностью представителей чигагской школы, которая занимала доминирующее положение в американской социологии в период с 1915 по 1935 гг. Чикагская школа (Парк, Берджесс, Томас, Смолл и др.) оказала значительное влияние на формирование мировой эмпирической социологии. Отличительными чертами чикагской школы являлись органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, широта теоретической ориентации, сочетание различных подходов и методов, среди которых не было однозначно доминирующих. Переход американской, а затем и европейской социологии к эмпирическим методам исследования знаменовали работы У.Томаса, в частности «Польский крестьянин в Европе и Америке» (пятитомное исследование Ф.Знанецкого и У.Томаса, в котором ученые подробнейшим образом рассматривают проблемы адаптации эмигрантов в условиям США). Влияние чикагской школы на развитие эмпирической социологии сказывалось на протяжении 30-40-х гг., после этого инициатива перешла к Гарвардскому и Колумбийскому университетам. В настоящее время идеи чигагской школы актуальны для так называемой инвайроментальной социологии. Новый этап в осмыслении эмпирической реальности связан с работами П.Сорокина, который в 1930г. возглавил социологический факультет Гарвардского университета, и его ученика. Р.Мертона, содиректора Бюро прикладных исследований Колумбийского университета. Ведущие положение Колумбийского университета в 40-50-е гг. определялось развитием в эмпирической социологии ее академической ветви. Главная задача социального познания в академическом направлении усматривалась в открытии и формулировании универсальных закономерностей поведения человека в социальных организациях. В 50-е гг. в эмпирической социологии оформилась тенденция к созданию математической социологии. Основы этой отрасли науки были заложены соратником Мертона Полом Лазарсфельдом (1901-1976). В Гарвардском университете активно разрабатывалась индустриальная социология и доктрина «человеческих отношений». Значительный вклад в развитие индустриальной социологии и социологии управления внесли «хоторнские эксперименты», которые проводились с 1927 по 1932 год. Обобщение обширного эмпирического материала привело Элтона Мэйо к созданию социальной философии менеджмента – новой отрасли технико-организационных и социальных аспектов управления общественным производством. Одним из наиболее важных и сложных направлений современной социологической мысли является структурно-функциональных анализ. Основоположником этого направления является американский социолог-теоретик Толкот Парсонс (1902-1979). Основной целью его изысканий была попытка охватить все аспекты социального мира, а также согласовать понимания общественной жизни с достижениями естественных наук. Идеи Парсонса доминировали в англоязычной социальной теории с конца второй мировой войны до середины 60-х гг. и в настоящее время они высоко оцениваются социологами. Основные усилия Парсонса были направлены на создание общей теории действия, которая согласовывалась бы с терминологическим аппаратом и представлениями других ученых и наук о поведении сложных систем. Продолжателем теории функционализма Парсонса стал его ученик Роберт Мертон (р. 1910 г.). Предмет рассмотрения большинства его работ – социальная структура и ее влияние на социальное действие. Мертон считает, что взгляды Парсонса слишком абстрактны, недетализированны, а потому неприменимы в исследовании социальной реальности. Своей основной задачей Р. Мертон видит создание «теории среднего уровня» – своеобразного мостика между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами. Критикуя функциональный анализ, Р. Мертон вносит в него поправки, не изменяя вместе с тем сущности функционализма, став родоначальником структурно-функционального анализа; кроме того, он автор теории «аномии» – разложения системы моральных ценностей. В 30-е годы ХХ века в социологии возникает новая отрасль знания – социометрия или микросоциология – теоретическое и прикладное направление, изучающее социопсихологические взаимоотношения личностей в малых группах. Ее возникновение связано с использованием специфических психологических приемов изучения группового поведения людей и относится к деятельности ученика З.Фрейда, психиатра и социолога Джекоба Морено (1892-1974). В качестве базисных понятий новой отрасли Морено определял «социус» – товарищ; «метрум» – измерение; «драма» – действие. Через раскрытие социально-психических механизмов и психических структур сообществ социометрия получила возможность установить социальный контроль над поведением личностей и социальных групп. Создание социометрии было одним из наиболее значимых достижений социологии как науки за весь период ее существования. Внедрение количественных методов и современной компьютерной техники в социологию позволило осуществлять исследования с большой точностью. Следствие этого стал рост интереса и возможностей социальных исследований в изучении разнообразных проблем человеческого существования. Существенный вклад в эволюцию современной западной социологии внес основоположник символического интеракционизма Дж.Мид (1863-1931), американский философ и социолог, профессор Чикагского университета. Важнейшим моментом его социологического творчества было признание примата социального над индивидуальным. Мид отрицал изначальную данность людям разума и сознания, подчеркивал, что социальный мир индивида и человечества – результат социальных взаимодействий. Большую роль в таких взаимодействиях играет «символическое окружение», анализу которого ученый предавал особое значение. Именно символическое окружение оказывает решающее влияние на формирование сознания личности и человеческого «Я». Также существенное значение для развития социологии имела разработанная Мидом ролевая концепция личности. Анализ «ролей» человека дает достаточное основание для суждения не только о поведении человека, но и о его личности. Детищем техногенной цивилизации явилась социологическая концепция технократизма. Основные постулаты данного подхода: признается особая роль технократического стиля мышления; приоритетность роли технических и научно-технических факторов в целом; рассмотрение научно-технической этилы как группы, от которой зависит не только научно-технический, но социальный прогресс. Для данной парадигмы характерен рационалистический подход к миру, стремление найти законы, управляющие той или иной сферой, ее активное преобразование в соответствии с определенными требованиями. Технократизм в социологии ориентирован на рациональный способ решения социальных проблем, возникающих в индустриальном обществе. Проблемы, представляющие широкий общественный интерес, рассматривались как технические вопросы, находящиеся в компетенции экспертов. Эволюция технократической концепции связано с «информационными» концепциями Масуды, Тоффлера и др. Теории индустриального общества опирались на крупномасштабные сдвиги, происходившие в современном обществе. Такие изменения характеризовались как начало новых ступеней в развитии цивилизаций – становлении «информационной эры». Главная отличительная черта нового общества – баланс между материальными и духовными ценностями, между техническим и гуманитарным знанием, приоритет экологической этики. В информационных концепциях наука и техника уже не рассматривается как непосредственный источник всей изменений, хотя они по прежнему обладают огромной преобразующей силой. В целом западную социологию характеризуют следующие особенности: · историческая связь с древнегреческой и древнеримской культурой; · научные (мировоззренческие, понятийно-категориальные, методологические и пр.) основания и в связи с этим достаточно резкое размежевание с многообразными оккультными науками об обществе;- традиционная, более или менее явно выраженная связь с естествознанием; · достаточно устойчивая проблематика. В числе основных проблем, на которые направлена социологическая мысль в Западной Европе и США, традиционно остаются: общество с точки зрения социальных закономерностей, личность и ее связь с обществом, культурой; социальные институты (государство, собственность); социальные общности (семья, община и т.д.); · достаточно четкая система научных понятий и категорий, а также система адекватных методов исследования социальной жизни; · нацеленность на практические нужды общества, нередко граничащая с прагматизмом и утилитаризмом; · плюрализм, научно-демократический характер. Определенное место в социологии занимает русская социологическая школа, испытавшая по ряду направлений западное влияние и вместе с тем сохранившая не только самостоятельность, но и своеобразие. Г. Ратценхофер (1842-1904) - австрийский военный деятель, философ, социолог. В своих работах «Сущность и цель политики» (1893), «Социологическое познание» (1898), «Социология» (1907) рассматривает социологию как особую философскую науку (макросоциологию), выступающую в роли основы всех социальных наук и практической политики. Социология призвана выявить и описать фундаментальные общественные законы. У Г. Ратценхофера преодоление социальных конфликтов достижимо на основе «приведения во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов». Последнее рассматривается им как базовый закон социологии. При этом основными явлениями и процессами социальной жизни являются: размножение и сохранение индивидов, изменение индивидуальных и социальных типов, расовая дифференциация, абсолютная враждебность рас и борьба за существование, господство и подчинение и т.д. Многие тезисы Г. Ратценхофера легли в основу возникшей позднее геополитики (общественно-историческая значимость насилия, история общества как борьба рас, война как форма развития общества и т.д.). У. Самнер (1840-1910) − американский социолог. Основные принципы социологии У. Самнера: неуклонный и автоматический характер общественной эволюции, всесилие и универсальность естественного отбора и борьба за существование. Отсюда вытекает, что нарастание имущественного неравенства не является препятствием социальному прогрессу, а, наоборот, представляет собой предпосылку и условие общественного прогресса. Первичным фактором во взаимодействии людей являются нравы и народные обычаи, которые складываются путем борьбы людей между собой и с окружающей природой. Основополагающими мотивами действий людей являются голод, сексуальная страсть, честолюбие и страх. С точки зрения У. Самнера, общество − это конгломерат конкурирующих групп, стремящихся осуществить основную цель своей жизни (поддержание жизни). Им был разработан понятийный аппарат («Народные обычаи», 1906) для анализа содержания и взаимоотношений между социальными группами («мы-группы» и «они-группы»). На основе понятия «этноцентризм» У. Самнер показывает, что «мы-группа» функционирует на основе отношений согласия, тогда как в отношении к «они-группе» проявляется враждебность. Стихийная природа всех социальных процессов делает невозможным регулирование людьми собственной жизни в обществе. Date: 2016-05-23; view: 624; Нарушение авторских прав |