Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другая важная проблема, затронутая в концепции 3. Фрейда, - вопрос, что объединяет людей в человечество





По мнению 3. Фрейда, объединяющими являются принудительные факторы, трудовые связи, «социальные чувства», особенно чувство любви, но не в сексуальной, а в превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой социальных отношений.

Центральное положение концепции З.Фрейда - найти способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека.

Как сделать это? С одной стороны, 3. Фрейд считал, что в обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С другой стороны, он видел возможность эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться до уровня элиты. На основе фрейдизма возникали: неофрейдизм и постфрейдизм.

Неофрейдизм

Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от 3. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея пагологичности и репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной.

Человек, по мнению Э. Фромма, живет в условиях враждебного ему общества. Формой связи между обществом и психикой индивида является социальный характер, являющийся результатом фундаментального опыта и образа жизни, общего для группы, класса, как «ядро структуры характера», свойственное большинству членов определенной культуры.

Функции социального характера Э. Фромм видел в следующем: нужно так формировать и направлять энергию члена общества, чтобы поведение, требуемое от него его социальной системой, стало стериотипизированным, само собой разумеющимся, приносило бы человеку удовлетворение.

Формирование социального характера происходит, с одной стороны, под воздействием социально-экономической структуры, а с другой -природы человека. Социально-экономическая структура на каждой ступени развития самоотчуждения человека создает определенный характер. Э. Фромм выделял основные типы социального характера: капиталистический, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный.

Социальное выступало у него негативным элементом, подавляющим созидательные потенции человека. Как освободить эти потенции и привести к гармонии человека и общество? Надо изменить общество. И если все существующие общества по отношению к человеку были плохи, то надо создать новый тип общества - коммунитарный социализм.

6. Карл Маркс более пессимистично смотрел на возможности капитализма, нежели Конт. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, сказочное обогащение кучки буржуа, продажу детей в рабство и т.п. Поэтому Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное - стабилизация общества, то для Маркса - его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи - за реформистский.

В отличие от Конта и Дюркгейма, Маркс придавал аномалиям, т.е. негативным сторонам капитализма, а именно эксплуатации, обнищанию, преступности не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм - непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т.е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Марксистское понимание сущности человека и человеческого общества возникло в рамках целостного марксистского миропонимания, развитого К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм представляет собой совокупность теорий, относящихся ко многим областям объективной действительности. Это, в частности, философское, социологическое, экономическое и другие учения. Все эти теории тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое.

К. Маркс – видный политический деятель, философ, социальный теоретик и экономист. Самой известной особенностью идей Маркса является представление о связи между социальной и экономической жизнью общества. Экономика (базис) включает три обязательных элемента:

1) средства производства (орудия и материалы);

2) работника;

3) того, кто присваивает продукт производства. Данные элементы присутствуют во всякой экономике, различия же сводятся к тому, в каком они соотношении;

4) работник может владеть или нет средствами производства (отношения владения);

5) присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет собственность или на средства производства, или на труд, или на то и другое одновременно (отношения собственности).

Основой классовой теории Маркса стало разграничение работников на тех, кто живет своим трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда. Опираясь на это разграничение, он описывал производственные отношения. Производственные отношения отражают существующее разделение труда определяются уровнем развития орудий труда. Все описываемые Марксом формации фактически строятся на противопоставлении двух классов. Но это не значит, что структура общества двоичная, часто структура реального общества включает в себя классы, являющиеся рудиментами ранее существовавших форм общества.

Надстройка – это социальные формы, которые детерминируются базисом. К ним Маркс относил семью, государство, идеологию. Утверждается, что у Маркса вся социальная жизнь детерминирована экономическими процессами. В действительности соотношение между экономикой и обществом в теории Маркса не столь жестко. К примеру, он считал, что такие социальные институты, как семья и государство, не только относительно независимы от экономики, но могут оказывать на нее влияние. Детерминация надстройки базисом сводится в основном к тому, что ее характер в значительной мере зависит от экономических интересов господствующего социального класса.

Маркс первым придал социологический смысл понятию «отчуждение», под которым он понимал отчужденность труда и его продукта от человека, который выполняет свою работу по внешнему принуждению. Понятие «отчуждение» для Маркса имело две стороны:

1) это структурная часть капиталистического общества;

2) это психологическое состояние, которое переживает производящий класс в условиях капиталистического производства.

К. Маркс разработал концепцию социального изменения, по которой двигателем истории является классовая борьба. Это означает, что трансформации экономической структуры сами по себе не способны вызывать социальные изменения: для этого необходимо активное вмешательство людей, точнее, угнетенного класса.

Date: 2016-05-23; view: 365; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию