Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные категории и понятияСтр 1 из 12Следующая ⇒ Учебное пособие по предмету Экономика
Дидактический материал Для преподавателей и учащихся системы начального профессионального образования
Сургут Дидактический материал для преподавателей и учащихся системы начального профессионального образования Сургутский профессиональный колледж, 2009 г.
Составитель: Преподаватель Л.С.Шипаева
Пособие предназначено для преподавателей курса «Экономика отрасли и предприятия, основы предпринимательства» в системе начального профессионального образования, содержит контрольные вопросы и тестовые задания для проверки знаний учащихся и является приложением к учебно-методическому комплексу. Предназначено в качестве дополнительного материала для изучения вопросов современной экономической науки и исследования методов анализа экономических процессов. Может быть использовано учащимися для самостоятельной проверки знания теоретических положений экономической науки.
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4 ТЕМА: СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ.. 5 ТЕМА: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ФОРМЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ. 12 ТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА.. 14 ТЕМА: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ.. 20 ЭКОНОМИКИ.. 20 ТЕМА: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 25 ТЕМА: МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ.. 31 ТЕМА: НЕГАТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ.. 34 Самостоятельная работа № 1. 39 Самостоятельная работа № 2. 40 Самостоятельная работа № 3. 41 Самостоятельная работа № 4. 46 Самостоятельная работа № 5. 50 Самостоятельная работа № 6. 52 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 56
Становление и развитие рыночной экономики в России требует формирования целенаправленного экономического мышления. Существующие и появляющиеся в большом количестве учебники и учебные пособия по экономической теории и основам предпринимательской деятельности, хотя и дают возможность изучения теоретических положений, но малопригодны для ориентации в сложных проблемах экономической реальности. В данном учебном пособии предпринята попытка с помощью контрольных вопросов, заданий и тестов хотя бы в малой степени восполнить этот пробел и помочь преподавателю в приобретении и освоении учащимися основ практических навыков в области экономики и предпринимательства. Пособие служит приложением к изучаемому курсу, где каждая тема условно разбита на четыре раздела. Первый раздел "Основные категории и понятия" дает возможность преподавателю проверить знание и понимание терминов и понятий, которыми должен овладеть ученик при изучении той или иной темы. Второй раздел "Контрольные вопросы" позволит преподавателю выявить знания учащегося в области теории экономики и представляет широкие возможности для организации самопроверки и самостоятельной работы как на уроке, так и дома. Третий раздел "Утверждения" предлагает оценить правомерность или неправомерность предлагаемых утверждений и тем самым может способствовать выработке конкретных подходов при освоении теоретического курса. Четвертый раздел "Тесты" также направлен на выяснение учащимися конкретных механизмов функционирования рыночной экономики, поскольку сознательный выбор единственно правильного ответа из нескольких предложенных требует осознания практических аспектов изученного теоретического материала. В конце каждой учебной темы после предложенных заданий приведены ответы на поставленные в каждом разделе вопросы. ТЕМА: СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Основные категории и понятия
1. Признаваемое обществом и охраняемое законом право юридического или физического лица владеть, пользоваться и распоряжаться каким либо экономическим ресурсом или имуществом. 2. Фактическое обладание каким-то имуществом, вещью или средствами производства. 3. Процесс извлечения полезных свойств из того, чем владеет человек. 4. Действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца. 5. Стремление людей к удовлетворению своих потребностей. 6. Ликвидация механизмов прямого государственного управления экономикой путем передачи соответствующих полномочий на уровень предприятия, но без изменения характера собственности. 7. Обладание государством подавляющей частью основных средств производства. 8. Покрытие предприятием своих расходов доходами от хозяйственной деятельности. 9. Преобразование отношений собственности путем передачи или продажи государственной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам. 10. Имущественный наем, договор, по которому владелец имущества предоставляет какому-то физическому или юридическому лицу свое имущество во временное пользование за определенное вознаграждение. 11. Отношение людей к средствам производства и личным предметам длительного пользования. 12. Возможность дальнейшего развития производственной деятельности предприятия за счет собственных средств. 13. Предприятия различных отраслей и сфер хозяйства, подлежащие приватизации. 14. Имущественные отношения между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения материальными благами. 15. Физические и юридические лица, участвующие в приватизации. Ответы: а. Владение б. Собственность в. Самоокупаемость д. Распоряжение е. Разгосударствление ж. Государственный монополизм з. Пользование и. Аренда к. Приватизация
л. Экономическое содержание собственности м. Субъекты приватизации н. Объекты приватизации о. Юридическое содержание собственности п. Самофинансирование
Контрольные вопросы 1. Определите экономическое и правовое содержание собственности. 2. Какова логика смены форм собственности? 3. Какие типы собственности Вы знаете? Охарактеризуйте их.
4. Что представляют из себя экономические интересы? Какие из экономических интересов должны преобладать в рыночной экономике и почему? 5. Охарактеризуйте сущность НЭПа. 6. Что такое хозрасчет? 7. Чем самоокупаемость отличается от самофинансирования? 8. Какие деформации в развитии нашей экономики произошли в 30-е гг.? 9. Чем была вызвана необходимость перестройки в России? 10. Какие формы собственности появились в России в результате перестройки? 11. Какие цели преследует политика приватизации? 12. Каковы способы приватизации? 13. Что является объектами и субъектами приватизации? 14. В каких формах проводится приватизация? 15. Каковы конечные цели приватизации?
Утверждения Определите, верны или неверны следующие утверждения: (написать: верно или неверно) 1. Имущественные отношения людей по поводу владения, пользования, распоряжения экономическими благами есть главное экономическое свойство собственности. 2. Собственность может приносить доход ее владельцу в разнообразных формах, в том числе и не в стоимостных. 3. Экономические интересы отдельных членов общества должны совпадать с интересами коллективов, где они трудятся. 4. Экономические интересы коллективов предприятий и организаций являются составной частью интересов государства. 5. Государственные экономические интересы всегда в конечном счете выражают личные и групповые интересы членов общества. 6. В иерархии интересов решающими должны быть интересы отдельных членов общества. 7. В период проведения НЭПа в нашей стране существовало многообразие форм собственности. 8. Самоокупаемость это способность предприятия с помощью собственных средств развивать дальнейшее производство. 9. Отношения собственности представляют собой систему отношений между субъектами по поводу присвоения и отчуждения благ, в первую очередь средств производства. 10. Понятия "приватизация" и "разгосударствление" являются идентичными понятиями. 11. Объектами приватизации являются незавершенное строительство, земля, жилье. 12. Одной из конечных целей приватизации является изъятие из оборота инфляционных денег. 4. Тесты (необходимо найти единственно правильный ответ) 1. Какому субъекту присущ интерес к максимизации Прибыли: а) рабочему б) крестьянину в) потребителю г) землевладельцу. 2. Какая из перечисленных ниже категорий не входит в определение понятия собственности: а) пользование б)распоряжение в) интерес г) владение 3. Экономический интерес представляет собой: а) стимул к развитию накопления б) стимул к развитию производства в) стимул к использованию природных ресурсов г) все предыдущие ответы верны. 4. Что из нижеперечисленного является экономической стороной собственности: а) распоряжение б) присвоение в) пользование г) владение. 5. Представитель трудовой частной собственности это: а) арендатор б) кооператор в) ремесленник г) акционер 6. Предметом личной собственности является владение: а) участком земли б) собственным трактором в) телевизором г) деревообрабатывающим станком. 7. Какие группы интересов преобладают в рыночной экономике: а) индивидуальные б) групповые в) региональные г) государственные. 8. Ваучеры являются: а) субъектами приватизации б) методами оценки имущества приватизируемых предприятий в) Направлениями использования полученных от приватизации средств г) средствами приватизации. 9. Что является решающим моментом при смене форм собственности: а) изменение организационно-экономических отношений б) изменение социально-экономических отношений в) изменения в развитии производительных сил г) все ответы верны. 10. В объекты приватизации не входит: а) трудовые коллективы б) незавершенное строительство в) предприятия социальной сферы г) земля. Ответы
|