Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самооценка личностных качеств у мужчин и женщин





Самооценки личностных качеств. Эту проблему, возможно, расценивать в некоторых случях. Во-первых, сопоставление позитивных и негативных достоинств, которые имеют у себе представители мужского и женского пола, т. е. как они представляют свой собственный «Я-образ». Во-вторых, кто именно: мужчины или женщины адекватнее дают оценку себе.

Дж. Диксон и Дж. Стрит отмечают, что «Я-образ» мальчиков по процентному соотношению включенных в него характеристик уступает «Я-образу» девочек и сопоставим с таковым у девочек, которые моложе мальчиков на 2 года.

С. М. Петрова [31] выявила, что при описании реального «Я-образа» девушки оценивают свои коммуникативные и нравственные качества выше, чем юноши. В то же время при описании идеального образа человека вообще большую значимость этим качествам приписывают юноши. Творческий потенциал достоверно выше в группе юношей, а духовный потенциал выше у девушек, причем это касается как описания «Я-образа», так и образа идеального человека вообще.

При описании своего собственного психологического портрета девушки, в соответствии со сведениям Н. Н. Киреевой и О. К. Карпухиной, существенно

чаще определяют свою собственную эмоциональную сферу («вспыльчивая, отзывчивая, спокойная, веселая, жизнерадостная» и т. д.), в то время как в ответах юношей чаще встречаются характеристики интеллектуальной и волевой сферы ("ответственный, волевой, целеустремленный, настойчивый" и т. д.).

Согласно сведениям В. Н. Князева, при субъективно определяемой значимости различных качеств личности можно заметить различия между мужчинами и женщинами. У женщин свойства, в которых выражается отношение человека к другим людям, на шкале ценностей захватывают наиболее высокое место, нежели у мужчин.. Они для женщин субъективно более значимы. Для мужчин же более значимы объекты, связанные с их работой.

 

Е. А. Шумилин выявил, что юноши в качестве положительных черт личности называют чаще всего такие, как "верен в дружбе", "не подвожу друзей", "помогаю в беде". У девушек на первом месте стоят чуткость к людям, правдивость, честность, общительность. В. Е. Каган [23] опрашивал школьников 7-10-х классов обоего пола. Мальчики в качестве своих положительных характеристик отметили деятельность, добросовестность, энергичность, отзывчивость, честность, а в качестве отрицательных - непривлекательность, молчаливость, замкнутость, нелюдимость.

Девочки в качестве положительных своих характеристик отметили обаятельность, разговорчивость, открытость, общительность, энергичность, а в качестве отрицательных - безответственность, эгоистичность, черствость, несправедливость, неискренность.

Согласно сведениям А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева [14], в самоописаниях женщины представляют себя посредством импульсивно-капризного "хочу" и " не могу", то что соответствует женскому варианту инфантильного типа личности - капризного существа с приоритетом желаний и эмоций, либо растерявшегося и беспомощного, нуждающегося в поддержке. Мужчины в видении себе более ориентируются в "объективные"

аспекты: стремление следовать установленным социальным нормам, деятельностная вовлеченность, ориентация на успех.

 

У мужчин основанием для позитивной самооценки являются следующие качества, как психическая уравновешенность, адаптированность, способность к самоконтролю, социабельность, моральность. У женщин же позитивная самооценка связана с отношением к себе в целом.

Женщины, стремящиеся к социальному успеху, высоко оценивают свои деловые качества, такие как: практичность, организованность, предприимчивость, предусмотрительность, а мужчины - качества, необходимы общественному деятелю: интеллект, умение ладить с людьми, личное влияние.

У девочек 6-7 лет, по данным Я. И. Михайловой, общая высокая самооценка встречается чаще, чем у мальчиков того же возраста (соответственно в 73 и 50 %). Однако позже эти соотношения могут меняться. Как замечает Г. Крайг, многие девчонки уходят с детства с неполноценным «Я- образом»,относительно невысокими ожиданиями в существования и значительно наименьшей полной уверенностью в для себя и собственных возможностях, нежели юноши. Когда у девочек 15-16 лет появляются трудности с учебой, они больше предрасположены

винить себе, тогда, когда юноши пояснили б провал "ненужностью"

предмета. Такое снижение самоуважения, отмечаемое у трети девушек, имеется и у юношей, но оно выражено меньше.

 

По данным М. К. Омаровой, у юношей выше самооценки по шкалам "интегральное самоотношение", "самоуважение", "аутосимпатия". Более высокие самооценки по шкале "аутосимпатия" у мужчин выявлены и Ю. Е. Кочневой и О. А. Шабалиной.

При проведении исследовании на тему кто адекватнее себя оценивает – мужчины или девушки, исследователи так и не пришли к общему согласию. О. М. Мороз [30] выявил, что юноши 16-17 лет дают в большинстве случаев завышенные самооценки; девушки оценивают себя либо адекватно, либо обнаруживают неадекватно заниженную самооценку. Однако В. Л. Ситников нашел, что по всем компонентам структуры «Я-образа» младшие мальчики более самокритичны, чем девочки.

Н. Н. Обозов считает, в таком случае мужчинам присуща беспристрастность присутствие оценке восприятия мира, в то время как для женщин характерна субъективность и впечатлительность, таким образом как присутствие восприятии мира они

более нацелены в собственное положение, душевное состояние.

 

О данном ведь заявляют и сведения изучения И. В. Тельнюк: юноши дошкольного года наиболее критично дают оценку своей деятельности, у девчонок ведь доминирует эмоциональная оценка своих результатов. Е. А. Шумилин,никак не выявил отличий в предрасположенности к самокритике среди молодых женщин и девчонками.

 

Исходя из данных, представленных в статье З. Н. Лукьяновой [28], можно сделать вывод, что студенты мужского пола при оценке себя как личности дают более диаметральные оценки, чем студенты женского пола: у первых больше как высоких, так и низких самооценок (табл.1). Однако на школьниках таких различий не выявлено.

 

Таблица

Самооценки личности, проценты

Группы Высокая Низкая
Юноши Девушки Юноши Девушки  
8-й класс 26,0 25,0 18,0 14,7
10-й класс 34,7 29,7 16,3 19,0
Студенты 47,3 42,7 24,7 16,7

 

Согласно сведениям Н. Герасимовой [17], самооценки (по 16PF Р. Кеттелла)

мужчин в возрасте 20-25 лет более высокие, чем у женщин того же возраста.

 

В трудах Т. Н. Курбатовой и Я. В. Куус выявлено, то что российские представительницы слабого пола выше, нежели представители сильного пола, оценили у себе выраженность особенностей личности, как самоуверенность, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность. По другим характеристикам (закрытость, саморуководство, самообвинение, внутренняя конфликтность) половые различия были весьма незначительными.

Другие сведения полученные при опросе Народов Севера. У женщин более высокие самооценки, нежели у мужчин, существовали только лишь в

взаимоотношении самоценности, самопринятия и внутренней конфликтности; у мужчин самооценки были более высокие, нежели у

женщин, в отношении закрытости, самоуверенности, саморуководства,

отраженного самоотношения. Подобным способом, этнос вносит попраки правку в самоотношение и самооценки.

 

К. Муса и М. Роуч провели исследование, в котором перед старшеклассниками стояла задача,сопоставить собственный внешний вид с внешним видом сверстников. Выяснилось, что молодые люди на 10 % чаще, чем девушки, оценивали свою внешность выше, чем внешность сверстников, а девушки несколько чаще, чем юноши, оценивали свою внешность ниже, чем внешность сверстников. Юноши в целом были более удовлетворены своей внешностью, чем девушки.

Е. В. Боченкова выявила, что самооценка юношей носит завышенный, нереалистичный характер. Они по 9 исследуемым признакам более высоко оценили себя по сравнению с девушками, что, как полагает автор, не соответствует реальной картине. Девушки выше оценили свой внешний вид и дали более высокую общую самооценку [46, c. 50].

Значительная противоречивость получаемых сведений, возможно, зависит от используемой методики, срасцениваемых достоинств, от возраста испытуемых.

Т. Ю. Филимоненко продемонстрировала, то что надежные среднегрупповые

различия в переживании своего возраста между мужчинами и девушками отсутствуют. В то же время мужчины по всем показателям продемонстрировали более высокие отклонения субъективного возраста от паспортного, чем женщины. перечни психологических условий,

оказывающих большое влияние субъективного возраста, в мужской и женской выборках значительно разходятся и отображают специфику самовосприятия, обусловленную половой принадлежностью.

 

Для мужчин факторами, повышающими субъективный возраст, являются психологическая фиксированность на внутреннем мире в ущерб внешнему (интроверсия и преобладание фактора E над фактором I в методике Розенцвейга), а также недостаточное развитие словесно-логического компонента в структуре общего интеллекта.

Для женщин такими факторами являются преимущественно отрицательные психофизиологические состояния.

Самооценка профессионализма. С. А. Гаранин изучил данный вопрос на учителях физической культуры. Волевые качества и уровень своих физических кондиций, эрудированность, логическое мышление, быстрое схватывание сути дела, концентрацию внимания, находчивость и уверенность, принципиальность, а также педагогическую направленность выше оценивают мужчины, уровень сформированности у себя умений, распределение и переключение внимания, память на лица, эмоциональность речи, правдивость, требовательность к себе и другим - выше оценивают женщины. Женщины выше оценивают и свои успехи в работе. Выявлена

взаимосвязанность индивидуальных качеств взрослых с теми данными, какие существовали у них в раннем возрасте.

 

Самыми устойчивыми у мужчин оказались такие черты, как интеллектуальные интересы, изменчивость настроения (нейротизм), готовность примириться с неудачей, высокий уровень притязаний, а у женщин - настойчивость, эстетическая отзывчивость, жизнерадостность, желание дойти до пределов возможного [1, c. 152].

Таким образом, отличия в самооценке и я-концепции обнаруживаются

согласно различным характеристикам - тем, которые ценит в себе каждый пол (мужчины - физические возможности и доминирование, женщины - социальную сенситивность, коммуникативность). Социум проектирует

гендерные различия и в количественном плане - согласно сопоставлению

с детским возрастом взрослые женщины предрасположены к снижению

собственной самооценки и увеличению нерешительности, а мужчины - к

повышению самооценки и росту своей уверенности и увеличению

собственной решительности - вероятно, в силу того, что социум

благоприятно подкрепляет их в данном отношении.

 

Date: 2016-05-23; view: 628; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию