Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Равновесие денежного рынка. Спрос и предложение денег





В каждом государстве существует национальная денежная система, т.е. форма организации денежного обращения, сложившаяся исторически и закрепленная законом. Ее основными элементами являются денежная единица (рубль, доллар, франк и т.п.); масштаб цен; виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок их эмиссии и обращения (обеспечение, выпуск, изъятие и т.д.); регламентация безналичного оборота; государственные органы, осуществляющие регулирование денежного обращения. Определяющий элемент – деньги. Они покупаются и продаются на денежном рынке, который включает финансовые институты, обеспечивающие взаимодействие спроса на деньги и их предложения, а также денежные потоки, входящие и исходящие из этих учреждений.

Элементами механизма функционирования денежного рынка являются спрос на деньги, предложение и цена денег (процентная ставка). Общее количество денег, которое домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент, представляет собой совокупный спрос на деньги. Он распадается на две составляющие: спрос на деньги для сделок и спрос на деньги как средство сохранения богатства (спрос на деньги со стороны активов). Спрос на деньги для сделок обусловлен тем, что населению, предприятиям, правительству деньги нужны для покупки товаров и услуг. Спрос на деньги для сделок зависит от: 1. Объема номинального ВВП (чем больше производится товаров и услуг, чем выше цены на них, тем больше нужно денег для обслуживания торговых и платежных операций, следовательно, спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному ВВП); 2. Скорости обращения денег (чем она больше, тем меньше денег необходимо для торговых сделок, и наоборот).

Есть три варианта сбережения: 1. Сохранять их в виде денег; 2. Покупать ценные бумаги; 3. Приобретать недвижимость и другие материальные ценности с целью их накопления, а не потребления.

У каждого способа размещения сбережений есть свои достоинства и недостатки. Деньги не приносят дохода, но абсолютно ликвидны, т.е. могут сразу и без всяких затрат быть использованы для покупок и платежей. Ценные бумаги (для упрощения все их многообразие сведем к государственным облигациям) приносят устойчивый доход в виде процента, но менее ликвидны. Необходимо время, а возможно, и деньги, чтобы превратить их в платежное средство. Существует и определенный риск, связанный с изменениями курса ценных бумаг. Выбор между деньгами и облигациями и определяет колебания процентной ставки. Повышение уровня процентной ставки приводит к росту спроса на облигации и соответственно к сокращению спроса на деньги (при фиксированном объеме сбережений). И наоборот, снижение уровня процентной ставки сопровождается сокращением спроса на облигации и ростом – на деньги. Таким образом, существует обратная зависимость между спросом на деньги как средство сохранения богатства и движением процентной ставки.

Спрос на деньги должен покрываться их предложением. В современной рыночной экономике предложение денег создается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение моменты, бумажные деньги в форме банкнот различного достоинства. Коммерческие банки создают деньги путем представления ссуд бизнесменам, населению.

Предложение денег контролирует центральный банк, как путем денежной эмиссии, так и посредствам управления процессом создания денег коммерческими банками.

 

 

46. *Денежно-кредитная система: сущность, элементы. Функции центрального и коммерческих банков.

Денежное обращение – это непрерывное движение денег, их функционирование в качестве средства обращения или средства платежа.Денежное обращение обслуживает реализацию товаров, а также движение ссудного (в виде денежного капитала) и фиктивного (в виде ценных бумаг) капитала. Организация денежного обращения, исторически сложившаяся в данной стране и закрепленная в законодательном порядке, образует денежную систему. При существенных различиях в формах построения денежных систем в различных странах для всех систем характерны следующие общие черты: в основе любой денежной системы лежит определенный денежный товар, как мера стоимости, сокровище и мировые деньги; в обращении функционируют номинальные заместители действительных денег (золото), что обеспечивает эластичность сферы обращения в процессе воспроизводства.

Законодательством каждой страны определяется структура денежной системы, которая включает: 1. Национальную денежную единицу (рубль, доллар, франк, иена и т.д.), в кот. выражены цены товаров и услуг; 2. Систему кредитных и бумажных денег, разменных монет, кот. являются законными платежными средствами в наличном обороте; регламентируемые государством формы и условия частных кредитных денег (векселей, чеков); 3. Систему эмиссии денег, т.е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение; порядок обмена национальной валюты на иностранную и фиксированный государством валютный курс; 4. Государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.

В зависимости от вида обращаемых денег выделяют два основных типа денежных систем: система обращения металлических денег; система обращения номинальных денежных знаков. Система обращения металлических денег предполагает, что в обращении находится полноценное золото и (или) серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл (в монетах или слитках). Система обращения номинальных денежных знаков - система, при кот. денежный товар функционирует не в монетной форме, а в форме бумажно-денежного обращения и чисто банкнотного обращения.

Кредитно-банковская система – это совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств. Кредитная система развитых стран состоит из центрального, коммерческих банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений. Особое место в ней занимает центральный банк. Главная задача центральных банков – управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью. Их основными функциями являются разработка и реализация денежно-кредитной политики; эмиссия и изъятие из обращения денег; хранение золотовалютных резервов страны; выполнение кредитных и расчетных операций для правительства; оказание разнообразных услуг коммерческим банкам и другим кредитно-финансовым учреждениям. Коммерческие банки - основа кредитной системы. Они выполняют следующие функции: прием и хранение депозитов вкладчиков; выдача средств со счетов и выполнение перечислений; размещение аккумулированных денежных средств путем выдачи ссуд, покупки ценных бумаг и т.д. Операции банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств), активные (размещение средств) и посреднические (выполнение операций по поручению клиентов). Коммерческие банки могут быть как универсальными, так и специализированными. Универсальные банки выполняют все банковские операции для своих клиентов. Специализированные банки либо обслуживают определенную отрасль, сферу хозяйствования, группу клиентов, либо выполняют небольшое число операций.

 

47. * Финансовая система: сущность и основные ее элементы.

Финансы как экономическая категория представляет собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.
Финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения. В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением денег при дарении и наследовании.

Система финансовых отношений включает: 1) денежные отношения, складывающиеся меду предприятиями как хозяйствующими субъектами; 2) денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней; 3) денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения погашения кредитов; 4) денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий; во-первых, между предприятием в целом и его структурным подразделениями; во-вторых, между предприятием и работником по поводу оплаты труда; 5) денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирование природоохранных мероприятий и пр.; 6) денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция заключается в первичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется по средствам финансовой информации, выражающейся в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, фондоотдача и пр.). Эти показатели позволяют контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность экономических процессов как на микро-, так и макроуровне.

Финансовая система включает следующие звенья: государственный и местный бюджеты, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные средства предприятий, организаций, фирм, различные специальные денежные фонды. Различают систему государственных (ценрализованных) и муниципальных (нецентрализованных) фондов.

Направление финансовой политики зависит от экономического состояния страны. Общей тенденцией сегодня является повышение роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему. Это связано с ростом расходов на поддержание уровней доходов, на программы по социальному обеспечению и т.д.

 

48. *Налоги: сущность, виды. Принципы налогообложения. Налоговая система РБ.

Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

ВИДЫ НАЛОГОВ. Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства улучшении его материально - технической оснащенности.

Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог. Система подоходного обложения распространятся также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.

Наличие разных форм собственности, экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории государства. При его взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции; вторая -через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождается от излишнего, неиспользуемого имущества.

Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и другие. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.

Одним из самых ценных природных богатств является земля. Однако эффективность её использования до 1991 года не бала объектом пристального внимания, так как земля была бесплатной для основных её потребителей - субъектов хозяйственной деятельности. Утрата хозяйственных угодий, разбазаривание земельных массивов при строительстве дорог и сооружении промышленных объектов, нерациональные жилищные и административные застройки в городах - все это было логическим следствием бесплатности земли. В составе налогов взимаемых за природные ресурсы, важную роль играет плата за воду. Её вносят промышленные предприятия, использующие воду для производственных целей. Исчисляется эта плата по ставкам, устанавливаемым за один кубический метр забираемой воды, и относится на себестоимость продукции. При определении ставок учитываются затраты государства на воспроизводство водных ресурсов. Если потребление воды превышает технически установленные нормативы, ставка платы за воду повышается. В интересах охраны водной среды государство использует также штрафы за сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.

Переход на рыночные условия хозяйствования, более полная реализация принципа самоокупаемости произведенных затрат выдвигают задачу введения платы за воду, потребляемую сельскохозяйственными предприятиями. Бесплатная подача воды является основной причиной серьезных недостатков в использовании водных ресурсов. Для организации более разумного водопотребления целесообразно ввести плату за воду, отпускаемую сельхозпредприятиям из водохозяйственных систем.

Лесной доход имеет цель частично покрыть расходы государства на воспроизводство древесины и стимулировать рациональное использование лесных массивов. Основное место в составе лесного дохода занимает по- пенная плата, взимаемая с лесозаготовителей за вырубаемую ими древесину. Размер попенной платы дифференцируется в зависимости от территориального нахождения лесосеки, вида и качества древесины, расстояния её вывоза до подъездных путей.

В механизме взимания платежей за природные ресурсы предусмотрены соответствующие санкции за нарушение производственной (технологической) дисциплины; например, взимаются штрафы за сброс сточных неочищенных вод, за нарушение правил лесопользования и так далее.

Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только, фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающим себя собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства граждан. Налогом с наследства облагается имущество, переходящее к гражданам в порядке наследования или дарения. Налог уплачивается в случае, когда граждане принимают в порядке наследования и дарения жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, автомобили, мотоциклы, предметы антиквариата, ювелирные изделия и так далее.

Налог с имущества переходящего в порядке наследования, исчисляется от стоимости наследственного имущества на день открытия наследства, даже если бы стоимость этого имущества в момент выдачи свидетельства превышало его оценку на день открытия наследства.

Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется цены в документе, указанной сторонами, участвующими в сделке, но не ниже страховой оценки; при отсутствии указанной оценки - со стоимости имущества, определенной по свободной цене.

Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди которых является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения используются также различные акцизы. Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли

Date: 2016-05-18; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию