Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности этнической стереотипизации





Под традиционно закрепившимся в общественных науках по­нятием «национальный (этнический) стереотип» обычно пони­мается схематизированный образ своей или чужой этнической общ­ности, который отражает упрощенное (иногда одностороннее или неточное, искаженное) знание о психологических особенностях и поведении представителей конкретного народа и на основе которого складывается устойчивое и эмоционально окрашенное мнение одной нации о другой или о самой себе.

Опираясь на свои национальные стереотипы, люди могут де­лать предвзятые выводы и неверно вести себя по отношению к представителям той или иной этнической общности.

Национальные стереотипы — особый вид стереотипов соци­альных. Последние представляют собой стандартизированные, устойчивые, ценностно окрашенные и эмоционально заряжен­ные представления об окружающей действительности и других людях, которые формируются под влиянием определенных усло­вий общественной жизни и деятельности или под воздействием других людей и которые распространяются посредством культуры и языка в конкретных социальных группах.

Возникают стереотипы в силу действия по меньшей мере двух тенденций человеческой психики. Во-первых, это конкретизация — стремление к пояснению абстрактных, трудно усваиваемых поня­тий через какие-то реальные образы, доступные и вразумитель­ные для индивида и всех членов данной группы. Во-вторых, это упрощение, суть которого сводится к выделению одного или не­скольких простых признаков в качестве основополагающих для раскрытия сложных явлений.

Стереотип во многих случаях — примитивное суждение. При­няв его, мы как бы навешиваем популярный «ярлык» на многова­риантный в действительности образ. Пример этому — ранее приведенная формулировка Г. Лебона «низшая раса». «Когда она ис­пользуется применительно к какому-то народу, — отмечает А. Д. Карнышев, — в сознании всплывают суждения о "дикости нравов", отсутствии идеалов и культуры, стремлений к красоте и т.п., хотя это в большинстве случаев не так» [105. — С. 22].

Социальные стереотипы закрепляются в результате неодно­кратного смыслового и эмоционального акцентирования сознания людей на тех или иных явлениях и событиях, многократного их восприятия и запечатления в памяти. Стереотипы функциони­руют на основе спонтанного восприятия по принципу: «Нам го­ворят об окружающем мире до того, как мы его увидим и оце­ним». Многие из них возникают стихийно, что обусловлено по­требностью в экономии внимания в процессе усвоения опыта дру­гих людей и предшествующих поколений, который закреплен в виде привычных представлений. Социальные стереотипы зачас­тую охватывают не существенные, а наиболее броские, яркие черты явления или события. Оценка их, соответствующая стереотипу, в большинстве случаев принимается без доказательств и считается наиболее правильной, а всякая другая подвергается сомнению.

Стереотип однозначен, он делит мир лишь на две категории: «знакомое» и «незнакомое». «Знакомое» становится синонимом «хо­рошего», а «незнакомое» — синонимом «плохого».

Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка зна­комое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринима­ется как остро враждебное.

Социальные стереотипы:

· оказывают непосредственное влияние на поведение и дея­тельность людей и получение ими нового опыта;

· возникают чаще всего стихийно;

· служат защите сложившихся традиций и представлений;

· несут в себе оценочный элемент в виде эмоционального от­ношения к объекту, но в то же время однозначны: «да» или «нет», «свой» или «чужой», т.е. или негативны, или позитивны;

· экономят мышление и суммируют исторический опыт;

· не отражают действительность, а являются знаком последней;

· предельно устойчивы, но в то же время и изменяемы;

· не могут быть абсолютно истинными, но могут основывать­ся на близких к действительности представлениях, иногда могут быть абсолютно ложными;

· становятся более отчетливыми и враждебными, когда воз­никает социальная напряженность между группами.

Социальный стереотип выступает формой наиболее концент­рированного проявления социальной установки. Исследования стереотипа показали, что наибольшую устойчивость и действен­ность он обнаруживает тогда, когда его контуры (при всей их чет­кости) оставляют человеку определенный простор для индивиду­альной «достройки» общепринятого образа, для проявления ак­тивности ищущего выхода психологического напряжения, возни­кающего в результате расхождения образа, фиксированного в со­циальной установке и складывающегося в конкретных условиях.

Социальный стереотип, не дающий индивиду такой возмож­ности, теряет свой ореол и превращается в простой штамп. Про­странство, оставляемое для заполнения, играет особую функциональную роль и есть не что иное, как поле реализации индиви­дом незаметно накапливающихся изменений в социальной сис­теме. «Достройка» стереотипа происходит неосознанно, но если она воссоздает отраженную в ней действительность адекватно, то немедленно начинает распространяться в данной социальной общности и исподволь заполняет старую форму новым содержа­нием.

Становление социального стереотипа — процесс длительный. В ходе его множество индивидуальных впечатлений, мнений, образов, существующих в сознании различных людей, сливается в единую модель. Необходимо время, чтобы получить достаточное количество разнообразной информации о предмете, отражением которого является стереотип. Нужно, чтобы каждая из образовавшихся установок пустила корни, закрепилась, чтобы эти фикси­рованные установки сплелись в образ, в высшей степени обоб­щенный и стандартизированный для множества людей, и закре­пили его в системе предрасположенности.

В последние десятилетия в связи с общей переориентировкой западной психологии от эмпирии к теории появились концеп­ции, претендующие на теоретическое освещение данной пробле­матики.

Американский психолог Г. Тэжфел разработал специальный подход, заключающийся в такой последовательности анализа со­держания и роли социального стереотипа, который дает возмож­ность правильно понять его функции. Он выделил следующие со­циальные функции стереотипа:

социальной причинности, ориентирующую на необходимость осмысления источника возникновения стереотипа и оправдание действий, совершаемых или планируемых против «враждебной» группы;

дифференциации, оправдывающую формирование позитивно-ценностной оценки собственной группы в отличие от всех других общностей [297. — С. 45-46].

Тэжфел доказал, что при формировании социальных и осо­бенно этнических стереотипов функционирование процесса кате­горизации редко бывает нейтральным, так как:

· представители различных групп стремятся отстаивать и пре­увеличивать свою позитивно-ценностную психологическую опре­деленность перед другими общностями;

· группы выбирают или переоценивают (абсолютизируют) характеристики, соответствующие их преимущественно позитив­ному социальному статусу, который выглядит значительно выше статуса других общностей [297. — С. 60].

Вместе с тем в это время проявляется также определенная тен­денция, представленная в виде четырех взаимосвязанных процес­сов: 1) максимизации межгрупповых различий; 2) максимизации внутригруппового сходства; 3) минимизации межгруппового сход­ства; 4) минимизации внутригрупповых различий.

Именно эта тенденция и является самой существенной психо­логической характеристикой и отличительной чертой стереотипизации, а отнюдь не предубежденность, враждебность или дру­гие негативные характеристики, означающие хотя и весьма рас­пространенный, но все-таки частный случай конкретного содер­жания стереотипа.

Национальные стереотипы образуются в результате функцио­нирования национальных обычаев, традиций и нравов. Игнори­ровать последние — значит отрицать нормальные и естественные различия между нациями. Но первые и вторые нельзя и отожде­ствлять. «Функциональное поле стереотипов — граница сознатель­ного и бессознательного, формирующихся психологических струк­тур восприятия, тогда как культурные традиции, обычаи и т.д. являются объективизированными, чаще всего осознанными, — считают российские психологи. — Словом, традиции и обычаи отличает их объективизированная общая значимость, открытость для других людей, стереотипы же остаются на уровне скрытых субъективных умонастроений, которые индивид и общество чаще всего от "чужих" намеренно скрывают» [224. — С. 14].

Национальные стереотипы аккумулировали исторический опыт нации, вобрали в себя сотни, а может, тысячи привычек предше­ствовавших поколений, все доброе и злое из прошлого. Ломать такого рода стереотипы означало бы пытаться лишить нацию ее корней, ее исторической памяти.

В то же время национальный стереотип позволяет человеку без лишних размышлений соотнести собственную оценку любого яв­ления с ценностной шкалой своей этнической общности. Желая соответствовать ожиданиям последней (иначе легко попасть в ка­тегорию изгоев), люди невольно определяют свои национальные ориентации в рамках, диктуемых этой шкалой. Можно объяснить силу воздействия национальных стереотипов их глубокой родствен­ной связью с традиционализмом мифологического сознания. Мно­гие сегодняшние национальные стереотипы восходят ко време­нам глубокой древности, к народным эпосам, бережно передава­емым из поколения в поколение. Или объяснить воздействие на­циональных стереотипов можно тем, что каждое племя, народ­ность, нация в определенную историческую эпоху обладают ря­дом психологических свойств, присущих данной этнической об­щности и не присущих (или свойственных в меньшей степени) другой.

Исходные географические, экономические и исторические ус­ловия породили значительные различия в психологии таких не­когда единых по этническим признакам и теперь еще близких по происхождению, языку и ступени общественного развития представителей разных государств, как американцы, австралийцы, новозеландцы и канадцы. В результате возникли заметно отличаю­щиеся народы со своими собственными специфическими тради­циями, у которых по-разному складываются взаимоотношения в семье, между полами, между возрастами, неодинаково воспри­нимаются одни и те же религиозные представления и т.д.

Национальные стереотипы существуют в форме стереотипов национального поведения и стереотипов восприятия.

Стереотипы национального (этнического) поведения — устойчи­вые схематизированные модели поведения, являющиеся резуль­татом национально осмысленного опыта и свойственные всем представителям данной этнической общности. Они позволяют ус­корить процесс познания окружающей действительности и при­нятия решений. С их помощью осуществляются типологизация ситуаций и выбор ответных реакций.

Причинная интерпретация наблюдаемого или прогнозируемо­го поведения представителей собственной и чужих групп отража­ет характер межэтнических отношений и приводит к различной степени субъективной близости или отдаленности этнических групп друг от друга. На обыденном уровне этнического сознания это отражается в этноинтегрирующих и этнодифференцирующих признаках воспринимаемого поведения.

Знание стереотипов национального поведения дает возможность прогнозировать действия, реакции индивидов, принадлежащих к конкретной этнической группе, общности. Вместе с тем реакция в соответствии со стереотипами национального поведения может стать малоэффективной в условиях неоднозначности и усложнен­ности ситуации, что ведет к деформации межличностного взаи­модействия, усугублению возникшего непонимания в ходе обще­ния между индивидами.

Стереотипы национального поведения в повседневной жизни находятся в тесной взаимосвязи с правилами и нормами нацио­нального этикета. В экстремальных ситуациях они облегчают пове­дение и деятельность, позволяют экономить время и усилия, сни­мать напряженность.

Проявляются стереотипы национального поведения как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне. Последний оп­ределяет само содержание этих стереотипов. В зависимости от со­стояния межэтнических отношений стереотипы национального поведения могут приобретать позитивный или негативный харак­тер. Стереотипы национального поведения включены в общую систему межгрупповых форм социального восприятия.

Национальные стереотипы восприятия — это устойчивые обра­зы, сложившиеся у представителей тех или иных этнических общ­ностей и проявляющиеся в тесной взаимосвязи своих когнитивных и эмоционально-оценочных компонентов. Механизм их функционирования может быть представлен следующим образом. Со­знание представителя конкретной этнической общности, давая первичную оценку различным воспринимаемым явлениям и объек­там, сразу же делит их на «знакомые» и «незнакомые». Поскольку человек опирается прежде всего на личный опыт, знакомое классифицируется обычно как «свое», а незнакомое — как «чужое». Пер­вое, как правило, воспринимается позитивно, второе же — порой враждебно. Таким образом, собственная национальная атрибутика оценивается со знаком «плюс», а все чужое, выходящее за рамки привычного, становится причиной негативного отношения. «При восприятии людей других культур и рассчитает российский психолог В.С.Агеев, — существуют определенные "ключи", по­средством которых человек свободно воспринимает представите­лей своего круга, но "ключи" далеко не всегда срабатывают, ког­да воспринимаются представители несхожих культур» [4. — С. 45].

Во всех случаях, когда не срабатывают «ключи» восприятия членов других групп, человеку не остается ничего другого, как воспринимать представителей другого этноса по определенным схемам. Этим объясняется живучесть стереотипов восприятия. В них отражается не только неумение принять и понять людей, отлича­ющихся от воспринимающего по каким-то значимым парамет­рам, но и определенная предубежденность. Вот как описывает подобный механизм восприятия Р. Левонтин: «Хотя белые амери­канцы каждый день видят тысячи черных американцев в городах, где те и другие работают, они продолжают испытывать трудности при необходимости отличать их друг от друга. Если мы не хотим прийти к выводу, что белым людям не хватает биологически де­терминированных способностей воспринимать различия, которые очевидны любому черному человеку, мы должны заключить, что эти белые из-за социальной значимости расовых различий в Со­единенных Штатах просто не считают черных людьми, обладаю­щими индивидуальностью. Хотя черные и белые ходят по одним и тем же улицам и ездят в одном и том же метро в Нью-Йорке, они живут в различных "социальных пространствах"» [132. — С. 18].

В результате очень часто получается так, что главные функции национальных стереотипов сводятся к тому, что они служат оп­равданием враждебности личности на межэтническом уровне и выполняют функцию позитивной ценностной дифференциации собственной группы.

Исследование когнитивно-эмоциональных характеристик на­циональных стереотипов предполагает выявление типичных эмо­циональных реакций на этнические объекты, анализ характера и специфики устойчивого отношения к представителям другой на­циональности.

Даже первоначальное поверхностное знание об этническом объекте уже порождает определенное отношение притяжения (симпатия, заинтересованность), отталкивания (неприязнь, антипатия) или безразличия к представителям другой этнической группы.

Значительную роль здесь играет явление этноцентризма, со­гласно которому собственная группа является центром всего, а все другие общности, да и все окружающее в целом шкалируется и оценивается в сопоставлении с ней. Этноцентризму свойствен­но пассивное самолюбование и самомнение, причем даже нега­тивная оценка других по собственным меркам может совершенно не проявляться во внешних реакциях, скрываться под маской доб­ропорядочности и доброжелательности.

Понятие «этноцентризм» ввел в научный обиход в начале XX в. американский ученый У. Самнер. Позиции зарубежных психоло­гов в объяснении влияния этноцентризма на процесс формирова­ния этнических стереотипов и предрассудков основываются на двух подходах.

По мнению сторонников одного из них, почва, на которой развивается этноцентризм, — это конкуренция и борьба между группами за обладание определенными ресурсами. Этноцентризм возникает как реакция на конфликт и угрозу со стороны других групп. В основу этого подхода заложен постулат о существовании изначальной межгрупповой враждебности [288].

Более многочисленная группа ученых, придерживающихся вто­рого подхода, считает этноцентризм одной из самых существен­ных, базовых характеристик личности, определяющей враждеб­ный характер ее поведения в межэтнических отношениях [296]. В этом случае конфликт между группами интерпретируется как проективный симптом внутренних психологических состояний ин­дивида (например, врожденной агрессивности).

Качественное изменение этноцентризма происходит в тех слу­чаях, когда он наполняется политическим и идеологическим со­держанием, т.е. из сугубо внутреннего отношения превращается во внешнюю готовность к действиям. Наиболее часто встречаю­щимся примером политизированных движений, с которыми увя­зывают стратегию поведения одного этноса по отношению к дру­гим, является понятие национализм. Данный термин заимствован из французского языка, но в своем функционировании в нашей стране претерпел определенную смысловую трансформацию, при­няв в основном негативную окраску. Для большинства русскоязыч­ных народов национализм — это система воззрений, чувств и прак­тических действий, сущностью которых является утверждение сво­ей национальной исключительности, национальной обособлен­ности и самодостаточности, сочетающееся с умалением или даже игнорированием достоинств других народов.

В ряде случаев представления о чужой группе могут возникать даже через «третьих лиц», без непосредственных контактов. В ре­зультате формируется лишь приблизительное, упрощенное представление об основных свойствах и признаках той или иной этни­ческой группы.

Психологической основой формирования негативных нацио­нальных стереотипов служат предубеждения, определяющей ха­рактеристикой которых является отрицательный эмоциональный фон. Преломление предубеждений сквозь призму этноцентризма приводит к усилению отрицательных аффективных моментов в структуре национальных стереотипов и превращает их в нацио­нальные предрассудки.

Национальные предрассудки представляют собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые эт­нической общностью по отношению к другим группам и отличающиеся большой живучестью и консервативностью.

Их основное назначение заключается в формировании опреде­ленной предубежденности членов этнической общности в отно­шении соответствующих объектов.

Функционирование национальных предрассудков способству­ет сохранению социальной дистанции между этническими общ­ностями. Формируются они под влиянием социально-экономи­ческих условий существования этноса, его культуры, образа жиз­ни, поведения.

Именно отрицательный эмоциональный заряд национальных предрассудков обусловливает ту иррациональность, которая ха­рактерна для регулятивной функции, выполняемой национальны­ми предрассудками в процессе межнационального общения. Сфор­мирование системы национальных стереотипов является той ос­новой, на которой строится соответствующее поведение по отно­шению к представителям других этнических групп.

Сам по себе процесс стереотипизации не плох и не хорош; он выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро, просто и во многих случаях достаточно надежно дифференциро­вать, упрощать социальное окружение индивида.

Стереотипизация становится «плохой» в том случае, когда имеет своей основой предвзятость, предубежденность по отношению к какому-либо этносу и его конкретным представителям, искажает какие-то особенности и черты людей и поэтому выступает серьез­ным препятствием для взаимопонимания между представителями разных наций.

Национальные стереотипы принято подразделять на автосте­реотипы и гетеростереотипы.

Автостереотипы — это мнения, суждения, оценки, относимые к своей этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. При формировании автостереотипов большую роль играют факты исто­рии, широко известные представителям данной этнической груп­пы. Известно, что многие события и явления далекого прошлого и сегодня составляют часть социального опыта разных народов, включаясь в систему их специфически национальных символов.

Гетеростереотипы представляют собой совокупность оценоч­ных суждений о других народах. Обычно они скудны по содержа­нию и выражают лишь мнение о наиболее отчетливо проявляю­щихся чертах той нации, о которой идет речь, не претендуя на исчерпывающую ее характеристику.

Гетеростереотипы могут быть как положительными, так и от­рицательными — в зависимости от исторического опыта взаимо­действия данных народов. То, что применительно к собственному народу называется разумной экономией, применительно к дру­гим может именоваться скупостью. То, что у себя характеризуется как настойчивость, твердость характера, у «чужака» называется упрямством. Один и тот же психологический комплекс в зависи­мости от отношения к его носителю может называться и непос­редственностью, и безответственностью.

Нередко гетеростереотипы отражают представления, бытую­щие в определенных группах населения. Например, в ходе специ­ального исследования, проведенного в Ленинграде среди пред­ставителей интеллигенции, были зафиксированы следующие выс­казывания: «Русский — добрый, трудолюбивый, патриот, безала­берный. Украинец – веселый, трудолюбивый, хитрый, скупой, гостеприимный. Татарин — хитрый, злой, скрытный, жестокий, националист. Американец — деловой, общительный, практичный, энергичный, запрограммированный. Поляк — националист, гор­дый, ленивый, замкнутый, хитрый» [Психологический журнал. — 1989. -№ 4. -С. 41].

Следует отметить, что, содержание этностереотипа часто за­висит от проявления психологических характеристик его носите­ля, таких, как уровень развития, интеллект, образование, воспи­тание. Склонность оперировать жесткими стереотипами говорит о неумении представителя той или иной этнической общности са­мостоятельно сопоставлять факты, творчески подходить к ситуа­ции. Представители интеллигенции, как правило, стремятся смяг­чить свои суждения о других людях. Враждебность к национальным меньшинствам может быть связана с внутренним невротизмом человека, который проецирует свое внутреннее беспокойство вов­не, на представителей других этнических общностей.

Иногда в стереотипах отражаются взаимно противоречивые представления об одной и той же нации. Их проявление меньше зависит от реальных психологических особенностей описываемо­го народа, чем от ряда других факторов. Важнейшими из этих фак­торов выступают политические взаимоотношения между государ­ствами: национальные стереотипы скорее свидетельствуют о чув­стве вражды или дружбы, чем являются объективным отражени­ем характеристик того или иного народа.

Характерным примером подобного рода гетеростереотипов слу­жит суждение эстонского профессора Тийта Маде, высказанное им в интервью шведской газете «Свенска дагбладет». Он утверж­дал: «Русские на протяжении столетий жили под монгольским или татарским игом, и поэтому с этнической точки зрения они отчасти смешанная нация. Редко можно найти приятного, друже­любного и добродушного русского....Сегодня русский народ – смесь тех народов, которые однажды насиловали русских жен­щин — отсюда эта агрессивность...» [цит. по: 105. — С. 48].

Стереотипное восприятие «чужого» этноса характеризует не столько его, сколько этнос, в котором оно образовалось и бытует. Так, Н. А. Ерофеев подчеркивает: «Этнические представления от­ражают не одну, а две реальности или, точнее, два народа — и тот, чей образ формируется в сознании другого народа, и тот, в среде которого эти представления слагаются и получают распрос­транение» [цит. по: 106. — С. 21]. Действительно, оценки опреде­ленной этнической общности со стороны разных наций часто не только весьма различны, но, случается, и противоположны.

Национальные стереотипы могут и изменяться. Например, пси­холог Д. Сиго в ноябре 1941 г. фиксировал, что в стереотип вос­приятия японцев со стороны американцев включались такие чер­ты, как «вежливость, честолюбие, следование своим традициям», а после нападения японцев на Пирл-Харбор характеристики «веж­ливые» и «трудолюбивые» исчезли из содержания этностереотипа, в котором появились суждения о японцах как «лживых, наци­оналистически настроенных и коварных людях» [296. — С. 123]. Или другой пример. До объявления США войны Германии в сте­реотип восприятия немцев со стороны американцев входили та­кие черты, как «трудолюбие, научный склад ума, флегматичность, националистичность». Но стоило США вступить в войну, и в этностереотипе сразу появились такие характеристики, как «агрес­сивность, жестокость, надменность» немцев [282].

Социальные психологи считают, что на изменение стереоти­пов влияют следующие факторы:

· условия и особенности социализации человека (процесс формирования системы стереотипных представлений отдельно­го индивида находится в прямой зависимости от изменяющихся общественных условий, политики, культуры, совершенствова­ния и развития духовной жизни общества, а также от бытовых условий, семейного воспитания, круга сверстников, личного опыта, опыта общения и деятельности, направленности лично­сти и т.д.);

· уровень образования и интеллектуального развития (чем бо­лее образован человек и чем выше его интеллектуальное разви­тие, тем менее подвержен он воздействию национальных пред­рассудков);

· личный опыт контактов и взаимодействия со стереотипизируемым объектом (непосредственное взаимодействие снижает уро­вень стереотипичности оценок и суждений).

Огромное влияние на формирование и изменение стереотипов оказывают аффекты и эмоции. Позитивный аффект может сни­жать тенденцию к стереотипизации или влиять на те процессы, которые происходят во время нее. Стереотипы могут радикально меняться в ответ на драматические или крайне яркие события. Западные психологи приводят пример: чье-либо представление об аккуратности и пунктуальности, свойственных немцам, может быть пересмотрено, если человек сталкивается с немцем, кото­рый опаздывает на встречи и теряет билет на самолет. Таким обра­зом, считают социальные психологи, информация об одном-двух представителях определенной национальности, которая сильно противоречит сложившемуся этническому стереотипу, может выз­вать аффект и резкое изменение этого стереотипа.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите явления и процессы, которые лежат в основе функци­онирования этнопсихологических феноменов.

2. Охарактеризуйте особенности межнационального взаимодействия.

3. Дайте определение национальной (этнической) установки.

4. Что представляет собой национальный (этнический) стереотип?

5. Опишите механизмы функционирования национальных установок и стереотипов.

Date: 2016-05-18; view: 452; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию